Размышления о современных киновселенных

У нас сейчас такой расклад: без собственной киновселенной в мир голливудских блокбастеров можно даже не соваться. Связано это с огромным успехом самой первой киновселенной, созданной киностудией Marvel на основе комиксов одноименного издательства.
Для дорогого кинематографа появление киновселенных стало очередной революцией, сродни той, которая произошла во второй половине 70-х, когда на свет появились первые киноблокбастеры. Тогда блокбастеры показали, что кинематограф может приносить огромные деньги, киновселенные же перевели заработки фильмов на просто астрономический уровень. В этой статье мы расскажем, как устроены современные киновселенные, почему большинство из них «комиксные», и попробуем понять, что нужно для создания киновселенной на основе игр, которая могла бы обладать своим собственным лицом, стать непохожей на кинокомиксы.
Что такое киновселенная?
Успех киновселенной Marvel вполне понятен. Во-первых, она основана на персонажах, которые хорошо известны и любимы, по крайней мере, в США. Во-вторых, она выстроена по тому же принципу, по которому строятся вселенные американских комиксов, имеющие множество поклонников. Ну, и в-третьих, практически все фильмы этой вселенной – зрелищные блокбастеры, которые любят зрители во всем мире.
Первой фазой развития вселенной была череда сольных фильмов. Свои картины получили Капитан Америка, Халк, Железный человек (сразу два фильма) и Тор. В этих пяти фильмах закладывались основы киновселенной. Вводились важные второстепенные персонажи: Локи и Соколиный глаз в «Торе», Черная вдова и Ник Фьюри в «Железном человеке 2», генерал Росс в «Невероятном Халке». Появлялись организации, которые затем будут иметь большое значение в киновселенной (в первую очередь это агентство «Щ.И.Т» и тайная террористическая организация «Гидра») и даже целые важные для сюжета миры (Асгард). Были введены и сцены после титров, служащие дополнительными мостиками между фильмами. Но больше всего картины первой фазы были связаны между собой в фильме «Мстители», объединившем всех титульных персонажей и множество второстепенных героев, самом масштабном фильме, столкнувшем самых сильных героев Земли со страшной космической угрозой.
Как бы там ни было, первая фаза была лишь рождением киновселенной. Далее Marvel еще прочнее укрепляла связи между сольными сериями персонажей. События, происходившие ранее, отражались на многих новых фильмах. Поклонники Железного человека шли в кино на «Первый мститель: Противостояние», чтобы посмотреть на битву своего любимца с Капитаном Америкой. Вводились новые герои, существующие уже в мире, полном супергероев и космических угроз. Опасности становились все масштабнее. Появилась поддержка на телевидении в виде сериалов. Все это продолжалось вплоть до «Войны бесконечности», которая связала воедино сюжеты огромного множества фильмов Marvel, выходивших за последние десять лет, которая стала настоящим «глобальным событием» (так говорят в комиксах) для киновселенной.
Разумеется, успех Marvel не мог не вызвать волну подражаний. Активно строят свою киновселенную по комиксам DC конкуренты из Warner Bros. Уже анонсирована и киновселенная по комиксам Valiant, главную роль в первом ее фильме, картине «Бладшот», будет играть Вин Дизель. Fox продолжает развивать «Людей Икс», а Sony – мир героев и злодеев «Человека-паука». Подтягиваются и другие конкуренты, так, Universal работает над собственной «Киновселенной монстров». Даже знаменитые трешеделы из Asylum взялись строить собственную вселенную «Мстителей Гримм».
Почему именно кинокомиксы?
Главный вопрос этой статьи – почему именно супергерои задают моду и стиль построения киновселенных? Marvel взялась за этот проект потому, что супергеройскую вселенную создать легче легкого. В центре сольных фильмов всегда сильный герой, сражающийся с могущественным врагом. Враги становятся все сильнее, самых крутых монстров или огромные армии врагов в одиночку одолеть не получается – так формируются команды. Причем геройские «сольники» можно делать в различных жанрах. Фильмы о Капитане Америка и Человеке-муравье – шпионские триллеры, о Торе и Докторе Стрэндже – фэнтези, о Железном человеке и Человеке-пауке – типичное супергеройское кино. Не важно, можно экспериментировать, потому что итогом очередной фазы развития все равно будет масштабный командный фильм, и это всегда яркий научно-фантастический блокбастер. Такое с супергероями можно проворачивать бесконечно, потому что они изначально и создавались именно для такой схемы. Они могут сражаться друг с другом, ссориться и мириться, умирать и оживать, уходить на покой – в рамках вселенной можно рассказывать сотни историй. И это совсем не плохо.
Плохо то, что теперь все фильмы в подобном стиле будут ассоциироваться с кинокомиксами, как у зрителей, так и у кинематографистов. Universal мастерит свою собственную команду из киномонстров: Человека-волка, Франкенштейна, Человека-невидимки, Мумии и Чудовища из Черной лагуны. Несмотря на то, что с комиксами эта вселенная вообще никак не связана, создаваться она будет по марвеловским рецептам: череда сольников и затем общий командный фильм. В ту же степь двинулись и российские «Защитники», и российская же не рожденная пока киновселенная, основанная на романах Александра Беляева (с Человеком-амфибией, профессором Доуэлем и т. п.). Да даже если вы сделаете череду сольников о героях из сказок братьев Гримм и потом объедините бойцов-персонажей против общей угрозы («Мстители Гримм») или если задумаете киновселенную по мотивам, к примеру, древнегреческих мифов – у вас все равно получится супергероика. Просто потому, что схема «череда сольников и командный фильм» уже прочно ассоциируется с комиксами и у тех, кто смотрит фильмы, и, самое главное, у тех, кто их делает. Тем более что в комиксах отряды необычных супергероев не в новинку, взять хотя бы Лигу выдающихся джентльменов или Хранителей.
С фильмами по играм ситуация точно такая же. Захотите вы делать фильм по Mortal Kombat или Devil May Cry, по Resident Evil или по Assassin’s Creed по такой же схеме: «череда сольников и затем общий командный фильм» – у вас в итоге получится кинокомикс. Лично для вас это не будет иметь значения – заработали свои деньги, и ладно; каким получился ваш фильм, кинокомикс это или «кино-игра», вам вообще важно. Но для игровой индустрии значение это имеет огромное.
Кинокомиксы ассоциируются с супергероями. Фильмы дали мощнейший толчок к развитию бумажных комиксов во всем мире, вдохнули очередную новую жизнь в это направление искусства. Можно ли сделать то же самое с играми? Можно ли изобрести собственную киновселенную, которая будет у зрителей и кинематографистов ассоциироваться исключительно с играми, с конкретным игровым жанром, вселенную, которую при всем желании никак не получится отнести к супергероике? Но которая при этом будет работать по той же самой схеме «связей между фильмами», схеме создания единого киномира, благодаря которой кинокомиксы зарабатывают большие деньги? Вот это вопрос тоже очень интересный.
Альтернативные пути развития
Строго говоря, далеко не все кинематографисты идут сегодня по дороге, проложенной Marvel. Находятся и те, кто пытается делать собственные киновселенные, работая с доставшимся им материалом. Получаются в итоге киновселенные, совершенно не похожие на миры Marvel и DC.
Наиболее удачный пример – хоррор-вселенная «Заклятия» Джеймса Вана. Родившаяся в 2013 году, вселенная «Заклятия» уже насчитывает два фильма основной серии и два отдельных «сольника», повествующих о кукле Аннабель. Плюс в планах у Джеймса Вана и его коллег-киношников еще есть сольные фильмы о Монахине и Горбуне, которые затем также могут вырасти в киносерии. Уже запланированное «Заклятье 3» наверняка введет новых привидений, которым тоже могут понадобиться сольные фильмы.
В киновселенной «Заклятия» формула Marvel вывернута наизнанку, но это и не удивительно: в жанре ужасов традиционно больше любят злодеев, а не героев. В качестве основной линейки идут фильмы о чете Уорренов – та самая киносерия «Заклятие», в которой и представляют киношных монстров, а борются с ними здесь обычные люди, и в то же время – профессиональные охотники на привидений. Затем уже наиболее удачные злобные потусторонние существа получают сольники – так на свет и появляются «Горбун», «Проклятие монахини» и «Проклятие Аннабель».
Успешность киновселенной «Заклятие» доказывает уже то, что четыре ее первых фильма с общим бюджетом в $100 млн. смогли собрать по миру аж $1 млрд.! И это притом, что все фильмы этой вселенной – заправские хорроры, способные хорошенько напугать зрителя. Пожалуй, у Marvel Джеймс Ван позаимствовал только умение снимать фильмы «как блокбастеры» – удивительно, но хорроры вселенной «Заклятия» и правда смотрятся довольно дорого. Бюджеты у них относительно копеечные, но сразу видно, что каждый цент тратится с пользой. Минус киновселенной – пока ее фильмы не имеют такой сильной связи друг с другом, как кинокартины Marvel. Создается ощущение, что единого плана развития у создателей этой вселенной нет. Мол, имеются общие монстры – и хорошо. А более сильные связи и события, отражающиеся на сюжетах сразу нескольких фильмов, наверняка усилили бы позиции «Заклятия» в мире кинематографа и принесли бы киновселенной множество новых поклонников.
И еще одно – хоррор-миру очень не хватает сильного конкурента, которых сейчас полно у Marvel. А ведь поле киношных монстров из «потусторонних» слэшеров практически непаханое, можно делать самые настоящие хорроры с харизматичными персонажами, ничем не уступающими Чаки и Кожаному Лицу, Фредди Крюгеру и Джейсону Вурхизу, Майклу Майерсу и Пинхеду. Можно делать стандартные хорроры, можно сталкивать монстров друг с другом (как это сделали в «Фредди против Джейсона»), создавать крутых истребителей нечисти и целые тайные организации линчевателей, противостоящие потусторонним маньякам. Да можно сделать хоть свой собственный Отряд самоубийц – только с настоящими, а не плюшевыми психопатами на центральных ролях. Аудитория хорроров уже давно созрела для собственных киновселенных, но пока в этом направлении работает один Джеймс Ван (супергеройская «Мумия» от Universal не в счет, в ней хоррора слишком мало). Минус здесь в том, что права на известных киномонстров никто не отдаст, а значит, придется идти по стопам Джеймса Вана и строить свою киновселенную с нуля, и марвеловской фанбазы на начальном этапе точно не будет. Плюс в том, что производство хорроров вообще дело недорогое, и найти деньги на создание хотя бы фильмов первой фазы киновселенной вполне можно. При правильном подходе успех обеспечен, триумф тех же Dead by Daylight и Friday 13th в игровом мире доказывает, что интерес к «маньячным хоррорам» никуда не делся.
В мире «чистой» научной фантастики тоже есть свои киновселенные, правда, назвать их таковыми можно с большой натяжкой. Вселенная «Звездных войн» существует еще с 70-х годов, но полноценный киномир выстраивают только сейчас, и с переменным успехом. По сути, все, что сейчас есть у Star Wars – это основная линейка фильмов и куча приквелов, но параллельных историй и глобальных событий, аналогичных Marvel, даже не намечается. Такой подход тоже имеет право на жизнь, но это не столько киновселенная, сколько стандартная конструкция киносерии с различными приквелами и спин-оффами.
Как и «Заклятию», «Звездным войнам» для развития не хватает сильного конкурента – не считать же таковым низкобюджетную научно-фантастическую вселенную «Кловерфилд»! У этого «киномира» вообще нет никакого общего плана развития, а фильмы в эту вселенную добавляются уже в самый последний момент, когда съемки практически завершены. Киновселенная строится на интригах и загадках, на тайнах и недомолвках – и больше тут нет вообще ничего.
Тем временем Legendary мастерит свою киновселенную о гигантских монстрах. Что из этого получится – пока не ясно, но очевидно, что нас ожидает множество фильмов о кайдзю (Годзилла, Кинг Конг и Мотра уже в комплекте), сражающихся друг с другом и уничтожающих массы презренных людишек. Уже вышли два фильма, и, ориентируясь на них, можно утверждать, что связующим звеном ленты будет корпорация «Монарх», занимающаяся отловом и изучением гигантских монстров. Масштабность, разрушение городов и битвы огромных существ гарантированы, да и с конкурентом скоро будет все в порядке: японцы из Toho уже готовят свою собственную киновселенную Годзиллы.
Игровая киновселенная
Если же говорить о фильмах гипотетического жанра «кино-игра» (по аналогии с кинокомикс), то ни один из выбранных вариантов киновселенной для него не подходит. Игровым вселенным для развития нужно что-то, что будет ассоциироваться именно с играми или с конкретным игровым жанром, и при этом сможет предложить множество ярких героев для сольников. Чтобы каждый, кто видел эти фильмы, мог сказать: «Вот это кино-игра», – даже если такой фильм и не основан на какой-то игре.
Самый подходящий вариант для этого – игры жанра файтинг. Разумеется, для кинофайтинга подойдет далеко не любая игровая серия, но это и не важно, ведь кинокомиксы тоже далеко не все рассказывают о супергероях. Важнее то, что на основе большинства файтингов можно соорудить полноценные киновселенные, которые при этом будут работать в прокате не хуже, чем кинокомиксы, но будут от них сильно отличаться. И, в отличие от тех же хорроров вселенной «Заклятия», у файтингов уже есть хорошая фанбаза.
В качестве примера приведем Mortal Kombat, где можно снять множество отличных историй с акцентом на боевые искусства. Только представьте себе сольник Сони Блэйд, в котором она ведет охоту на «Черных Драконов» в большом городе; сольник Лю Кэнга, в котором он противостоит убийцам из Внешнего мира. Или сольную ленту Джонни Кейджа – к примеру, столкновение его с мафией из клана «Красных Драконов», захотевшей подмять под себя кинобизнес. Или героическую историю о войне кланов Скорпиона и Саб-Зиро. Различные мостики между фильмами, лорд Рейден как одно из связующих звеньев. И затем – общий командный фильм, в котором действие разворачивается на турнире «Смертельная битва»! Нечто подобное легко можно снять и по Street Fighter, и по Tekken.
Как видим, для киновселенной файтинги подходят идеально. И историй может быть множество. Недавний сериал «Кобра Кай» прекрасно показал, что даже сюжет о становлении плохих парней можно подать очень занимательно и интересно, не выходя при этом за тематику боевых искусств. И турниры как командные фильмы можно делать совершенно разными: сюжет о столкновении бойцов на ринге ничем не хуже сюжета про столкновение команды героев с большой угрозой.
А затем, если бы фильмы-файтинги вернули моду на «кино-игры», легко можно было бы создавать множество успешных картин по другим игровым сериям. Кстати, одна попытка уже была – речь о фильме «Уличный боец» 2009 года, который задумывался как сольник Чун Ли и который, к сожалению, был очень плох и провалился в прокате, так что запланированного сольного фильма о каратистах Кене и Рю мы так и не увидели…
Нравится нам это или нет, но мы живем в эпоху киновселенных. Очень хотелось бы, чтобы игровой мир также не оставался от этого замечательного явления в стороне.
Samael
Комментарии
Перечитал Вашу статью, довольно интересно и познавательно, отдельная благодарность за упоминание ещё только анонсированной киновселенной про Годзиллу от Toho, однако окончание статьи.. несколько разочаровало.
Киновселенная которая будет ассоциироваться только с играми - это история про файтинги? В которой будут сольники героев, избивающих целую кучу злодеев/мафиози/преступников? Серьёзно?
Это ничем не отличается от супергеройских фильмов по комиксам, и зрители, выходя из кинозала, будут считать что смотрели кинокомикс, а не кино-игру.
Ведь серьёзно, существует огромное количество "супергероев", у которых нет ничего "супер". Каратель, Бэтмен, Соколиный Глаз, Чёрная Вдова и так далее, и тому подобное. Ну а окончательный гвоздь в крышку гроба данной идее положит фильм про Железного Кулака, который должен будет выйти в следующей фазе Мстителей - чёткий сольник про мастера боевых искусств.
Не будут фильмы-сольники про мастера боевых искусств ассоциироваться с файтингами, поскольку в первую очередь файтинги - это это сражение один на один в несколько раундов. Победил одного противника - получи следующего. И так далее, и тому подобное.
Если говорить о вселенной кино-игр, которые будут ассоциироваться только с играми - тут я бы советовал обратить внимание на аниме-индустрию, и невероятно популярный там жанр Аниме-РПГ (или ЛитРПГ, если учесть, что в основе этих аниме лежат романы). Sword Art Online, Log Horizon, .hack//, Overlord, и многое многое другое. Если не вдаваться сильно в подробности - можно вспомнить "Дети Шпионов 3", где героев отправили внутрь видеоигры, и там они должны были побороть КиберГения. Или же современный фильм "Первому Игроку Приготовиться".
Создать такую киновселенную - довольно просто. Один мир с простыми людьми, и множество более продвинутых видеоигр с механизмом полного погружения в виртуальную реальность - и вуаля. Просто штампуй разных героев, у которых будут свои истории становления, объединяй их посредством ивентов/гильдий/кланов... сделай несколько игр, и возможность "кроссовера" - специального ивента, во время которого персонажи из разных игр могут встретиться вместе. И вот, полная киновселенная готова.
Помимо виртуальных боссов можно сделать и реальных злодеев - на играх ведь можно и зарабатывать деньги, корпорации, алчные гильдии, плееркиллеры, и так далее, и тому подобное.
Переплетай истории из реальности с виртуальным миром. В общем - непаханое поле идей. И ассоциироваться это будет только с играми.
Но есть путь и проще. Это Фэнтези вселенные. Советую что-то типа Саги о Тёмном Эльфе (Дриззте/Дзирте). Он начал путешествие один, обрёл друзей, потом нашёл серьёзного врага в лице Артемиса Энтрери, который потом получил собственную серию книг "Наёмные Клинки", в которой встретился с клериком Кэддерли, что так же получил собственную серию книг... стоит ли упоминать, что все эти саги относятся к миру Forgotten Realms, в которой огромное количество историй, и на основе которых даже выпущены легендарные Герои Меча и Магии?
И главное, это тоже не будет ассоциироваться с кинокомиксами. Почему? Потому что это чистое фентези.
В чём суть супергероев? Есть множество простых людей, а есть выдающиеся личности, с суперспособностями или снаряжением, которые отличаются от простых людей, и защищают их от зла. Но в мире чистого фэнтези, где перед каждым человеком стоит выбор - стать воином, магом, или кем другим, где обитают эльфы, дворфы и прочие магические расы - особо выдающиеся личности становятся не Супергероями, а Легендами, имея другое значение. Да и сложно представить комикс по тому же Властелину колец
Ваша идея по игровой вселенной - да, спасибо, очень интересная мысль.
Фэнтези-вселенные - совершенно не то, они скорее будут ассоциироваться не с играми, а именно с фэнтези, их можно хоть по книгам делать, хоть по фильмам, хоть по комиксам, тут нет ничего, что выделяет именно игры и что не могут дать другие виды искусства - фэнтези есть абсолютно везде. Да, и комиксы по Властелину Колец тоже наверняка есть.
Файтинги выбраны только потому, что это именно игровой жанр. Речь да, не обязательно о сольниках, где герой избивает много врагов. Можно в сольных фильмах делать все что угодно, вплоть до фэнтези и фантастики. Речь о командных фильмах, которые можно выстраивать вокруг турниров. Ни один кинокомикс никак не связан с турнирами. Турнир - это всегда файтинг, файтинг - всегда игра.
Комиксы тоже совсем разные - теперь это не только супергерои, но и мастера боевых искусств, как вы правильно написали, и фантастика (Железный человек). и фэнтези (Тор). Настоящие герои в масках сегодня только Бэтмен, Человек-паук и может еще Человек-муравей да Сорвиголова, если брать еще и сериалы. Кинокомисы делаются именно благодаря командным фильмам, которые собирают героев сольников. Вот речь о том, что командные фильмы по файтингам будут отличаться от командных по комиксам настолько, что их никому не придет в голову ассоциировать файтинги с комиксами - в комиксах турниров нет.
В любом случае, спасибо за мнение, оно интересное.
Фэнтези вселенные я привёл как отдельную тему - то бишь как киновселенную, что не будет ассоциироваться ни с комиксами, ни с играми, а именно с книгами в жанре фэнтези. Вы ведь в своей статье рассматривали вопрос о создании киновселенных, что не будут ассоциироваться с комиксами, упоминали ХорроВерс "Заклятия" и МонстрВерс Годзиллы и Кинг Конга, я лишь дополнил Ваши мысли в статье ФэнтезиВерсом (которых, увы, пока не существует, но как возможность/вероятность их рассматривать всё же можно).
На Счёт командных турниров - не соглашусь, поскольку смотрел в прошлом сериал "Молодые Титаны" (в мультипликационном формате), и да, там была сюжетная арка, связанная с классическим турниром - за звание Величайшего Героя Земли. При чём именно классический турнир, в котором по очереди на разных аренах сражались супергерои мира DC.
Стоит ли вспоминать как зародилась вселенная Amalgam Comics? В первой арке столкнулись в дуэлях герои из миров Marvel и DC, Человек-Паук против СуперБоя, Росомаха против Бетмена и так далее - тот же файтинг. В конце конечно, обе вселенные были слиты воедино, что дало нам новых супергероев, по типу Ночного Когтя (Логана Вэйна, получившего характеристики как Бетмена, так и Росомахи), но суть в том, что в комиксах идеи файтингов/турниров - давно не новая. Вспомнить хотя бы сражение Тора и Халка на арене, уже показанное в фильмах кино киновселенной Марвел.
Говорить что командные фильмы/турниры будут ассоциироваться только с файтингами - я бы сказал, преждевременно. Особенно в описанном Вами формате (сольники отдельных героев, а потом турниры). Честно говоря, большинство игроков в файтинги даже не интересуются предысторией персонажей, за которых играют, а если на фильм-сольник пойдёт человек, слабо знакомый с файтингами, то он вначале решит, что смотрел что-то из кинокомикса, а не из кинофайтинга.
Вообще, на мой взгляд идея кинофайтинга - неудачная. Пока вселенную наполнишь достаточным количеством героев сольниками - ассоциаций с файтингами не будет, а финал только в командных турнирах - это не тот масштаб, что нужен киновселенным. Ну проведёшь один командный кино турнир, второй... у Марвела есть развитие сюжета, а тут всё будет идти только к новым турнирам? Это надоест, придётся менять формат, а смена формата приведёт к утрате ассоциаций с файтингами.
Если создавать киновселенные - то лучше по другим жанрам. Я бы хотел киновселенную по Форсажу, и в принципе там были намёки - сначала Токийский Дрифт, теперь фильм про полицейского того, что охотился за гонщиками... но беда в том, что Форсаж скатился в боевик, и уличных гонок осталось немного. Вот по Need for Speed из серии Underground/Most Wanted/Carbon можно было бы сделать хорошую киновселенную.
Но не по файтингам. Да и если честно - сейчас файтинги выживают за счёт других вселенных, в том же Мортал Комбате появились Хищник, Кратос...
И да, возвращаясь к фэнтези. Оно вроде и не ассоциируется с играми, если бы не одно но.
Ближайшая киновселенная по играм, которая может появиться - это World of Warcraft от Blizzard. Первый фильм они уже сняли. Вопрос лишь в том, посчитают ли в Blizzard это достаточно выгодным проектом, и продолжат ли снимать дальше, но в целом - у них есть всё, для создания киновселенной. Имя, особенности, история и лор, герои.
Да я и не против вселенной по фэнтези, но они никогда не будут ассоцциироваться с играми, как я уже написал выше. Основная мысль статьи в том, что киновселенная должна ассоциироваться с играми, даже для человека который впервые ее видит. Супергерои - это комиксы. Вы можете снять фильм про супергероя, которого придумаете с нуля, или сделаете по игре, и все равно у вас получится комикс, потому что для всех зрителей супергерои - это комиксы. Пример - Человек Тьмы Сэма Рейми. Вот то же самое хотелось бы видеть и в играх. Need for Speed по этой причине также не подходит, гонки не ассоциируются с играми у человека, который ничего не знает о Need for Speed. Warcraft не ассоциируется с играми у человека, который ничего не знает о Warcraft. Это как раз та проблема, которая и описывается в статье. Вы можете делать по играм много разных фильмов и киновселенных, но у вас не получатся фильмы-игры так, как получаются фильмы-комиксы. Поэтому как раз и выбран жанр файтинг, аналогов фильмам-турнирам нет. Да, вы можете снять такой фильм с героями комиксов или аниме - только у вас в итоге все равно получится файтинг. Фильм по игре, даже если вы сняли его по комиксу. Вот в этом и есть основная идея. Проблема как раз с сольниками, но ведь и у Марвел сольники совсем разные, и тут наверное действительно ничего не придумать. А сама идея турниров будет работать прекрасно, и двигать сюжет, и разнообразить сами турниры вполне можно, было бы желание.
Проблема в самом утверждении, что "Самый подходящий вариант для этого – игры жанра файтинг." Это цитата из Вашей же статьи. Которую я начал комментировать, основываясь на противоположном утверждении. Файтинги - это очень плохая идея для киновселенной.
Нет, своего зрителя эти киновселенные всё же найдут. Только Вы ведь сами хотите, чтобы фильмы ассоциировались только с конкретным жанром игры, и ничем другим, "Чтобы каждый, кто видел эти фильмы, мог сказать: «Вот это кино-игра», – даже если такой фильм и не основан на какой-то игре." - ещё одна цитата из Вашей статьи.
Я ещё раз повторюсь. Создать киновселенную по файтингам - можно. Своего зрителя оно найдёт. Но будет ли это ассоциироваться только с файтингами?
Начнём строить этот "кинофайтинг". Сольники - в основном обычные боевики, раскрывающие истории новых героев. А сильно ли эти герои будут отличаться от "супергероев"? Не носят маски? Ну окей, Озимандия, Тони Старк, доктор Стрэндж и многие другие не носят маски.
А если вспомнить Суб-Зиро, Скорпиона и подобных им - то у тех есть маски. Как человек, который не знаком с файтингами, отличить их от супергероев? А никак...
Нет суперспособностей? Но погодите, в том же Мортал Комбат у простых персонажей есть комбо, позволяющие пускать огненные шары. Супергерои? Нет? Но почему?
Отрицательные персонажи в качестве героя фильма? Вэном, Отряд Самоубийц, Джокер...
Все эти сольники-боевики будут ассоциироваться с кинокомиксами, и всё тут. С этим ничего не поделаешь.
Добрались до турнира? Прекрасно. Но вот представьте, что человек вчера посмотрел мультсериал Teen Tinans, с Киборгом, Робином, Зелёной Стрелой и другими супергероями, которые сражаются между собой на турнире, и тут фильм, в котором герои из других сольников сражаются на турнире.
Ну ладно, допустим зритель, не знакомый с файтингом, не видел ту серию Teen Titans. Но он видел Марвел. Видел как сначала выпускались сольники, а потом героев из разных фильмов объединили в одну команду. А тут другие фильмы, тоже много сольников, а потом - турнир. Ну, какой-то странный кинокомикс, ну почему нет?
Учитывая что сама идея киновселенной уже занята кинокомиксами, даже файтинг, использующий ту же схему в первую очередь будет ассоциироваться с кинокомиксом, а никак не с кино игрой. Такова уж реальность, но даже сама идея объединения персонажей из разных фильмов будет ассоциироваться в первую очередь именно с кинокомиксом.
То есть, чтобы сделать именно киноигру по файтингам, нужно будет - выпустить кучу фильмов-сольников, а потом несколько фильмов-турниров. На втором турнире появится вопрос типа "Опять турнир? Странный кинокомикс", на третьем "Турнир, хм... а может это всё-таки не кинокомикс, а что-то другое?".
Иными словами, пока до неискушённого зрителя дойдёт, что это не по комиксу киновселенная, да и дойдёт ли вообще? Те же DC и Marvel могут всё испортить, создав турнир между супергероями.
Да и в конце, будет ли это столь удачной идеей? Вот появится фанат у киношного Суб-Зиро, а на первом же командном турнире его любимый персонаж проиграет в первом же раунде. И что дальше? Смотреть фильм с персонажами, что не нравятся?
Да и среди фанатов это может привести к возмущениям. Холиварам, срачам, опираясь на фильмы одни будут доказывать что их любимые персонажи сильнее других, фанаты тех самых других будут обвинять фильмы в неточностях и неканоничности.
В общем, честно - хреновая эта идея с кинофайтингами. Были уже старые фильмы по Мортал Комбату, Dead or Alive, были даже боевики, не связанные с играми, но с турнирами, и что? Никто не спешит их переснимать.
Проблема не только в самом построении киновселенной. До создания киновселенной Марвел, ещё с прошлого века снимались фильмы по комиксам. Сколько было перезапусков Человека Паука и Фантастической Четвёрки? Кинокомиксы выиграли не только потому, что первыми создали киновселенную, но ещё и потому что обладали мощным и известным брендом в кинематографии, потому что были фильмы про супергероев до создания киновселенной.
У игр мало шансов создать свою киновселенную. Слишком много неокупаемой работы придётся проделать, прежде чем их бренд вообще начнут ассоциировать именно с играми, а не с комиксами.
У Годзиллы другая ситуация. Их фильмы тянутся с 1950-ых годов, и это реально узнаваемый бренд, с не меньшей известностью, нежели у комиксов, потому они вполне потянут.
Если же создавать киновселенную по играм - то лучше в другом формате. Что-то типа "Первому Игроку приготовится". Других шансов для кино-игры я в принципе не вижу.
Сразу, по поводу "Первому игроку приготовиться" я как раз сказал, что идея хорошая. Просто статья была написана до того, как вышел этот фильм и кажется до того, как он был анонсирован.
По файтингам я вообще ни с чем написанным не согласен. Геймеров огромное количество, их даже больше, чем любителей комиксов. Если по играм будут стабильно выпускать фильмы-файтинги с турнирами - тогда они станут узнаваемыми. Захотят Марвел сделать свой файтинг - все скажут, что это фильм в стиле фильмов по играм а не в стиле кинокомиксов. А одиночные картины да, они будут похожи на фильмыы о супергероях, так и фильмы о супергероях похожи на другие фильмы, и форсаж тот же чистая супергероика. Все что угодно похоже на фильмы о супергероях.
Основная мысль именно в идее командных фильмов. У супергероев киновселенная в том, чтобы собрать команду бойцов, которая сражается против общего зла - и эта идея уже занята. В файтингах идея в том, что персонажи, за которых болеют зрители, сражаются друг с другом один на один, а не против общего зла. Эта идея сейчас не используется. Да, сам жанр не сильно развит, так и с кинокомиксами так было в 90-е, зато тот же WWE пользуется огромной популярностью. И сами супергерои далеко не изобретение комиксов, но сейчас они именно с комиксами ассоциируются. Так что, повторюсь, все можно сделать, было бы желание. А жанр действительно очень подходящий для создания вселенной. Кстати, в статье упоминается сериал "Кобра Кай", который как раз очень подходит для ориджина какого-нибудь персонажа файтинга. Его никто не сравнивает с супергероями, и сериал очень популярный сегодня даже без комиксов. Он рассказывает сначала о плохих парнях, потом о хороших, зрители симпатизируют и тем, и другим - отлично подошло бы для киновселенной.
А персонажи даже у спергероев выбывают из строя, сольные фильмы многие не получают после завершения своих трилогий. Это не мешает смотреть фильмы с другими персонажами.
Что касается ориджинов, то я могу даже привести примеры, которые сам придумал. По Мортал Комбат - фильм о войне двух кланов ниндзя - Скорпиона и Саб-Зиро - это похоже на супергероев или нет? Да, есть маски и есть суперспособности, так они в каждом втором фэнтези есть. Дальше, фильм про Соню Блейд, Джакса и Кано - боевик про спецназ, где ведется война на улицах с боевиками Черных Драконов. Фильм про Лю Кэнга и Кунг Лао - история о монахах Шаолиня, которые сражаются с выходцами из иных миров. Фильм о Кенши - путешествие по миру слепого воина, который помогает беззащитным людям и наказывает злодеев. Фильм о Фуджине и Рэйдене - приквел, масштабное фэнтези о войне богов с Шинноком. Так можно делать сколько угодно. Да, это похоже на супергероев, но все что угодно будет на них похоже.
По пунктам.
"Сразу, по поводу "Первому игроку приготовиться" я как раз сказал, что идея хорошая. Просто статья была написана до того, как вышел этот фильм и кажется до того, как он был анонсирован."
Дети Шпионов 3, .hack//SIGN (2002 год), за последние лет пять вышли сотни книг в жанре ЛитРПГ, и многое другое. Не с первого игрока это движение началось. Что уж там говорить, есть даже онлайн игры, тесно связанные с экранизациями.
"По файтингам я вообще ни с чем написанным не согласен. Геймеров огромное количество, их даже больше, чем любителей комиксов."
Вы - фанат файтингов, как видно по Вашим ответам. Но пожалуйста, давайте Вы не будете говорить от лица всех геймеров. Я тоже геймер, но от файтингов не фанатею. По мне лучше RPG или RTS... хотя и пошаговых стратегий могу множество легендарных вспомнить. jRPG - вообще отдельная тема, а так же большой популярностью пользуются сейчас коллекционные игры по типу Покемонов. И это ещё без Racing, Action, Slasher и кучи других жанров. Так что нет, не нужно Всех Геймеров вписывать сюда. Я, хоть и геймер, хоть и играл когда-то давно, в девяностых, в Мортал Комбат (когда он был на пике популярности, и его даже экранизировать умудрились), но я не фанат этой франшизы, и изучать/смотреть кучу фильмов чисто потому, что они по файтингам, а я же геймер - не стану. И многие геймеры, что не фанатеют от файтингов - тоже не будут.
"Если по играм будут стабильно выпускать фильмы-файтинги с турнирами - тогда они станут узнаваемыми."
Самих фильмов недостаточно. Извините, ну не в тренде сейчас файтинги, и об этом свидетельствует массовая индустрия, выпускающая книги, фильмы и аниме по РПГ, но не по Файтингам. Пожалуй единственное исключение - это аниме "Ускоренный Мир", и то назвать его чистым файтингом не получится - слишком много огнестрела, ракет и роботов. А так же очень много РПГ-составляющей.
Время для кинофайтингов упущено, если бы эту идею развивали с 90-ых, когда они были в тренде - тогда имело бы смысл, но сейчас это всё равно что попытки DC ускоренными темпами догнать Marvel. Только реальные фанаты файтингов будут доказывать, что "это не супергероика, а кинофайтинг", большинству же зрителей будет всё равно - для них это очередная супергероика.
"По Мортал Комбат - фильм о войне двух кланов ниндзя - Скорпиона и Саб-Зиро - это похоже на супергероев или нет?"
Бэтмен Начало, там были какие-то ниндзя. Черепашки Нидзя и Шредер со своим Кланом Ноги (и не надо говорить что Черепашки Ниндзя - это не комиксы, после выхода "Бэтмен против Черепашек Ниндзя" неискушённому зрителю этого не докажешь).
"Дальше, фильм про Соню Блейд, Джакса и Кано - боевик про спецназ, где ведется война на улицах с боевиками Черных Драконов."
Каратель, два полнометражных фильма, в одном из которых он от начала и до конца в роли спецназовца.
"Фильм про Лю Кэнга и Кунг Лао - история о монахах Шаолиня, которые сражаются с выходцами из иных миров."
"Шанг Чи и тайна одиннадцати колец", разве нет? Да хоть Доктор Стрэндж, тоже у монахов ведь обучался.
"Фильм о Кенши - путешествие по миру слепого воина, который помогает беззащитным людям и наказывает злодеев."
Это что, Бродяга Кеншин? Или какой другой исторический самурайский боевик? Или Дардевил?
"Фильм о Фуджине и Рэйдене - приквел, масштабное фэнтези о войне богов с Шинноком."
О, новая часть Тора?)
Ни один из сольников не создаст впечатления о том, что это фильм по файтингам. В отличие от комиксных фильмов - даже Железный Человек, сольный первый фильм, даже Фантастическая Четверка, которая не входит в киновселенную - они всё равно по комиксам. И люди, смотря сольные фильмы, знают что смотрят фильм по комиксам.
Вам не перекрыть этот недостаток, никогда. Потому и фильмы-турниры не спасут. Так как насмотревшись супергероики в сольниках зрители будут уверены, что и турниры тоже - супергероика.
Только те, кто "в теме" сможет различать такие фильмы. Потому и тема эта не подходящая для киновселенной.
Чего Вы, как фанат, никогда не признаете.
Конечно не признаю, и это при том, что я не фанат файтингов, только Mortal Kombat. Но также люблю и Call of Duty. Все, что вы написали абсолютно не имеет значения именно потому, что фильмы по комиксам с супергероями не являются супергеройскими в прямом смысле. Вы ничего не сказали про Кобра Кай - она уже есть, и ее никто не сравнивает с комиксами, ни один человек. Есть и Каратэ Пацан в той же вселенной, с ремейком и перезапуском - никто не говорит, что это фильмы по комиксам. Всего-то и нужно, что расширить вселенную с помощью турниров. Есть также Неудержимые - чистый боевик про спецназ, с комиксами никто не сравнивает, так и сольник Сони Блейд никто не будет. Сейчас снимают новый фильм по Mortal Kombat, по Street Fighter уже есть сольник Чун Ли, сольный сериал Рю и Кена и командный фильм 90-х. Да, все это может быть не столь популярно как комиксы - ну так я и не говорил что такие фильмы, тем более без маркетинга и рекламы будут популярнее комиксных. Я говорил об узнаваемости - и тут все ровно также, абсолютно никто вообще сейчас файтинги с комиксами не путает, даже средний зритель, который фанатом не является. Скорее Шанг-Чи назовут файтингом, чем Street Fighter - комиксом.
"Вы ничего не сказали про Кобра Кай - она уже есть, и ее никто не сравнивает с комиксами, ни один человек."
Ага, конечно никто не сравнивает, вот ни один человек. Зачем сравнивать, если проще выпустить комикс под названием Cobra Kai: The Karate Kid Saga Continues.
И ладно, допустим сейчас ещё понятно, что комикс сделан по мотивам фильмов и сериалов, но это пока понятно. Спустя пару лет, и нескольких новых выпусков уже и фанаты этой франшизы начнут путаться, что представляет из себя их Карате Кид - кинокомикс, или просто боевик?
Впрочем игнорировал я этот вопрос не потому. На самом деле сериал - это неплохо, хорошо даже, но... это не тот формат, в которых развиваются киновселенные. Про киновселенные мы узнаём из анонсов полнометражных фильмов, которые будут выпускаться в кинотеатрах, а не из сериалов (которые не малая часть фанатов киновселенной и не смотрели).
Под ту же Чун Ли выпустили комикс-пролог, то бишь предысторию фильма. Хотите узнать, что было до начала фильма? Читайте комикс.)
Ваше такое "авторитетное" заявление что "абсолютно никто вообще сейчас файтинги с комиксами не путает" - а Вы действительно в этом так уверены?
Я кажется знаю, в чём Ваша ошибка. Вы мыслите критериями постсоветского пространства. У нас комиксы - это всего-лишь товар. В то время как в Штатах вокруг комиксов практически построена целая субкультура. Да и в Японии, вокруг манги тоже, с их фестивалями и Comic Con'ами.
Потому да, в условиях постсоветского пространства комиксы до сих пор не получили того же масштаба распространения и влияния. Но слава Богу, если фильмы по играм и будут снимать, то не на постсоветском пространстве (я всё ещё помню фильмы "На Игре" с сериалом "Геймеры"), а в Штатах либо в Японии.
И вот там, внезапно, ситуация кардинально иная. Ну выпустили сериал Кобра Кай, и что? "Никто не ассоциировался его с комиксом?" Только почему-то они не выпустили в тематику своего сериала новый файтинг, нет, зато выпустили комикс.
Сняли Capcom, японская компания, сольный фильм про Чун Ли, и что? В том же году, на Comic Con выпустили комикс про Чун Ли. Который уже сейчас развился в целую серию комиксов по разным персонажам Street Fighter.
Ситуация такова, что в США, или же в Японии, после просмотра этих фильмов/сериалов люди желают продолжения истории. И пока новых фильмов нет, они идут, и покупают комиксы или мангу, чтобы узнать побольше истории о персонажах.
Рынок работает на принципе спроса. И выпуски комиксов по Кобре Кай и Стрит Файтеру - это яркий показатель того, что таковой спрос имеется. Что после просмотра сольника той же Чун Ли, люди пошли покупать комикс с её историей.
Так действительно ли "ни один человек не путает файтинг с комиксом?"
Увы, но если бы так оно и было, мы наблюдали бы появление новых и новых игр, а не комиксов. А поскольку мы видим появление комиксов, к тому же напрямую связанных с фильмами - Ваше утверждение неверно.
По поводу "ни один человек не путает файтинги с комиксами" - это просто пустая придирка. Это как сказать что "все знают Marvel" - я лично могу привести человек 10, которые даже слова этого не слышали или просто не помнят, что когда-то слышали, и на основании этого сказать, что комиксы Marvel люди не знают. Но ситуацию это не меняет, и разбираться с каждым конкретным человеком все равно никто не будет - они погоды не делают. Так что да, в общем никто не путает файтинги с комиксами.
В статье говорится, что кинокомиксы - это именно супергероика. Именно супергерои формируют вселенные. С супергероями Кобру Кай и Стрит Файтер точно никто не путает, их комиксы совершенно другие. Комиксы есть по Чужому, Темной Башне, Конану-варвару, Хищнику, Терминатору, Матрице, Джону Уику - от этого все это не становится кинокомиксами и все это никто, повторяю, не будет путать с комиксами. Матрица до сих пор фильм, сколько комиксов по ней ни сделай, а Темная Башня - до сих пор книга. Также и с играми.
Комиксы - обширная культура, а супергероика всего лишь один из ее жанров. Также как и файтинги - всего лишь жанр игр. Но вселенные строятся именно вокруг супергероев, а не вокруг любых комиксов. И файтинги также идеально подходят для киновселенных, как и супергерои, и это действительно будут фильмы-игры, непохожие на комиксы именно за счет турниров.
А новые игры-файтинги выходят постоянно, в год по несколько крупных премьер, недавно вышла Mortal Kombat 11. Кстати, по Mortal Kombat комиксы выпускают еще с начала 90-х, и, повторяю, никто не путает эту серию с комиксами, ни у нас, ни на Западе. Те комиксы уже давно все забыли, кроме фанатов, а игры знают вообще все. И серия фильмов-файтингов по Mortal Kombat также есть, только киновселенной нет. И, опять же, фильмы Mortal Kombat знают все, все знают что это фильмы по играм, а про комиксы не помнит никто.
То, что игры не выпускают по мотивам конкретных фильмов или сериалов - это не показатель, просто создание игры дело очень дорогое и затратное по времени. Точно также я могу сказать, что есть масса фильмов о супергероях, по которым даже не делают комиксов. Это никак не мешает выстраивать вокруг таких супергероев кинокомиксную вселенную, или вокруг фильмов-файтингов - игровую киновселенную.
А сериал я привел просто как пример очень успешного файтинга, который совершенно не связан с супергероями и который прекрасно работает в названной мной схеме. Вполне можно было бы и фильмы так же делать. Ну, и мне вообще все равно, как в России или в другой стране относятся к комиксам, равно как и все равно, в какой стране и когда будут выпускать фильмы по комиксам или фильмы-файтинги. Я говорил просто о самой идее, а о том, как и на какие деньги ее воплощать пусть думают другие люди. Это не бизнес-план, это просто идея, которая в принципе может быть реализована.