История одного жанра. Слэшер

Posted by AlexS on марта 6, 2020 - 14:49

Жанр слэшеров к настоящему времени уже прочно занял свое место в сердцах геймеров, он имеет собственное лицо, является узнаваемым и достаточно популярным. Да, возможно, слэшеры и файтинги сегодня не так популярны, как шутеры и RPG, и не могут похвастаться такими большими бюджетами – все равно и слэшеры, и файтинги имеют в своем арсенале такие козыри, как миллионы поклонников, огромные и яркие вселенные, отличаются запоминающимися героями. Но для того, чтобы прийти к сегодняшнему уровню, обоим жанрам потребовалось пройти очень долгий путь. Эта статья посвящена пути слэшеров.

Первые шаги

Для начала напомним, что вообще собой представляют современные слэшеры. Слэшер – жанр игр с быстрым геймплеем, ориентированным на использование холодного оружия, причем это игры с видом от третьего лица и с сюжетной кампанией. Обычно слэшеры – консольные игры, потому что джойстики приставок лучше всего подходят для красивых слэшерных битв и многоступенчатых комбо, которые предлагают слэшеры. Это самое общее определение жанра, в которое запросто укладываются практически все современные слэшеры.

Golden Axe

Принято считать, что слэшеры выросли из жанра beat’em up, который обрел невероятную популярность во времена расцвета аркадных автоматов и 16-битных приставок. Первыми прото-слэшерами можно назвать игры знаменитой серии Golden Axe – сеговская 16-битная трилогия предлагала уровни с перспективой 2.5D, как в beat’em up, но при этом радовала фэнтезийным антуражем (тогда как beat’em up показывал битвы с бандитами на улицах больших городов) и героями, постоянно использующими в схватках холодное оружие, такое как мечи и секиры. В остальном же правила современных слэшеров и beat’em up действовали уже тогда – Golden Axe предлагала битвы с полчищами врагов, использование магии и различных элементов уровней, вроде пропастей, в которые можно было скидывать противников.

Серия Golden Axe была если не самым первым слэшером на 16-битных приставках, то уж точно одним из самых узнаваемых – те, кто играл на приставках в 90-е, наверняка помнят эту замечательную фэнтези-трилогию и сегодня. Конечно, во времена расцвета Golden Axe никто не называл игры этой серии слэшерами, скорее они именовались beat’em up с холодным оружием. После Golden Axe первые прото-слэшеры посыпались на 16-ти и 8-ми битные приставки, словно из рога изобилия: с легионами разномастных врагов на экранах телевизоров расправлялись вооруженные холодным оружием черепашки-ниндзя, на SNES и аркадах уничтожали толпы противников рыцари из Knights of the Round, просторы Neo Geo покоряли смелые восточные воины Ninja Combat, настоящий хардкор и некрасивые драки демонстрировала Sword of Sodan. Хватало и интересных экспериментов: на Neo Geo появилась дилогия Crossed Swords, предлагавшая вид на битву из-за спины главного героя и сражения с противниками по одному; главный герой двухмерного слэшера Trojan для NES эффективно использовал не только меч, но и щит, умело прикрываясь от вражеских атак. Элементы слэшерных игр также все чаще появляются в платформенных виртуальных забавах, наиболее популярными такими проектами становятся 8-ми битная трилогия Ninja Gaiden, серия Shinobi (тоже про ниндзя) и экшен Ganryu (опять же про ниндзя) для Neo Geo.

Guardian Heroes

Отдельно стоит сказать и об играх, наиболее приблизившихся к жанру слэшера уже на этапе «первых шагов». Так, Guardian Heroes для Sega Saturn, несмотря на свою двухмерную картинку и анимешную стилистику, демонстрировало по-настоящему слэшерное безумие, творящееся на экране (правда, этот проект все же очень сильно ориентировался на популярные анимешные файтинги). Самурайская Ronin Blade, вдохновленная серией Resident Evil, для PlayStation One, радовала серьезной стилистикой и очень захватывающими, идеально проработанными битвами на мечах, которые соседствовали с типично «резидентовскими» столкновениями с монстрами и типично японским хитроумно закрученным сюжетом.

Как бы там ни было, во времена господства 8-ми, 16-ти и 32-х битных консолей жанр слэшеров еще только-только формировался. Настоящий расцвет был еще впереди.

Золотой век слэшеров

PlayStation 2, которая вышла в продажу в 2000-м году, подарила совершенно новые возможности для развития жанра слэшер. Полностью трехмерные миры, огромные уровни, заселенные разнообразными противниками, феерически красивые комбо – все это позволяла воплощать в реальность новая консоль. И уже в 2001 году в продажу вышла Devil May Cry, продемонстрировавшая, какими должны быль хорошие слэшеры для 128-битных консолей.

Devil May Cry

Не секрет, что изначально Хидеки Камия делал Devil May Cry как Resident Evil 4, и сюжет игры был сильно увязан с делами вездесущей корпорации Umbrella. Однако получавшийся гибрид survival horror, beat’em up и боевиков от третьего лица в геймплейном плане выходил настольно непохожим на Resident Evil, что издателями из Capcom решено было сделать его отдельной игрой. Проект, вышедший эксклюзивно на PlayStation 2, произвел настоящий фурор в игровом мире и породил целый жанр слэшеров. В игре было великолепно все – крутой главный герой, истребляющий противников с помощью меча и пары пистолетов; готический замок, где разворачивалось действие игры, наполненный разномастными врагами; увлекательный сюжет и, само собой, невероятно быстрый и по-настоящему хардкорный геймплей, выстроенный на комбинации рукопашных схваток и стрельбы с относительно близкого расстояния. По тем временам эта игра смотрелась практически как качественный, дорогой киношный супербоевик. Devil May Cry впоследствии получило четыре игры-продолжения и один отличный, но не понятый общественностью перезапуск от британцев из Ninja Theory. Серия уверенно развивается и по сей день чувствует себя превосходно. Из самых интересных последователей Devil May Cry того же поколения можно отметить дилогию BloodRayne, рассказывающую о противостоянии крутой вампирицы Рейн фашистам и кровососам. В будущем Хиеки Камия вернется в жанр слэшеров и успешно переосмыслит Devil May Cry своей дилогией Bayonetta.

Немного с другой стороны на слэшеры предлагала взглянуть серия Dynasty Warriors компании Koei. Поджанр мусу-экшенов можно причислять к слэшерам лишь условно. Тем не менее, здесь также есть битвы с использованием холодного оружия, геймплей тоже очень быстрый, но при этом в битвах принимают участие целые отряды воинов (у главного героя также есть многочисленные союзники), а сражения происходят на более-менее открытых локациях. Первая Dynasty Warriors была вполне обычным файтингом для PlayStation One, но уже со второй части, поступившей в продажу на PlayStation 2 в 2000-м году, серия превратилась в полноценный мусу-экшен, такой, каким мы его знаем сегодня. Koei же, нащупавшая свою золотую жилу, продолжает развивать не только Dynasty Warriors, но и различные серии-ответвления – Samurai Warriors, Warriors Orochi, а также выпускать мусу-игры по разнообразным известным анимешным, и не только анимешным, вселенным. Опять-таки, все у сериала Dynasty Warriors на данный момент идет вполне хорошо.

Dynasty Warriors

Не стоит думать, что Capcom делала ставку исключительно на слэшеры в стиле Devil May Cry. В 2001 году, еще за несколько месяцев до выхода в продажу первой игры о приключениях Данте Спарды, состоялся релиз проекта Onimusha: Warlords, который, опять-таки, предлагал взгляд на слэшеры с немного другой стороны. За основу, как и в случае с Devil May Cry, Capcom взяла Resident Evil, но теперь уже разработчики опирались на оригинальную трилогию RE именно в плане геймплея – герой бродил по отрисованным задникам-комнатам, сталкивался с разнообразными монстрами, решал головоломки. Но при этом действие разворачивалось в феодальной Японии, а быстрые битвы с использованием холодного оружия выглядели очень стильно и изящно. Можно также сказать, что Onimusha: Warlords стала духовной наследницей Ronin Blade от Konami, уж слишком много общего у этих двух игр. Впоследствии Onimusha экспериментировала с жанрами, в серии были и файтинг, и тактическая игра, однако основная номерная линейка оставалась слэшером. Последующие игры стали еще больше похожи на Devil May Cry, рисованные задники уступили место трехмерным уровням, враги набрали в размерах, а битвы стали еще более яростными и быстрыми. В настоящее время серия Onimusha отложена Capcom в долгий ящик, хотя постоянно появляются слухи о новой игре или о ремейке одного из предыдущих проектов. Последней игрой серии был ремастер Onimusha: Warlords, который вышел в начале 2019 года.

Еще один экспериментальный слэшер, зародившийся в эпоху PlayStation 2 – серия Way of the Samurai. Изначально игра задумывалась как симулятор жизни самурая в феодальной Японии. Тем не менее, уже с самого начала своего существования Way of the Samurai предлагала игрокам неплохо проработанную боевую систему. А Way of the Samurai 3 и Way of the Samurai 4, выходившие на приставках 7-го поколения, уже можно с полным правом отнести к слэшерам, причем эти проекты представляли игрокам не только увлекательные битвы, но и, пусть небольшие, но все же открытые миры.

Way of the Samurai

2004-й год стал триумфальным возвращением Ninja Gaiden. Игра, которая была хардкорным платформером на NES, в новом веке вернулась в качестве хардкорного же слэшера, вышедшего эксклюзивно на самой первой Xbox (впоследствии проект был портирован на PlayStation Vita и на PlayStation 3). Разработчики из студии Team Ninja именно с этого проекта завоевали себе репутацию мастеров по части слэшеров (до этого у геймеров они ассоциировались только с файтингами семейства Dead or Alive). Сюжет перезапущенной Ninja Gaiden рассказывал историю мести ниндзя Рю Хаябусы злодеям-демонам, а игровой мир представлял собой причудливое сочетание восточной мифологии, элементов фильмов о ниндзя и современности с высокими технологиями, спецназовцами и автоматами (все это, кстати, было в играх оригинальной трилогии для NES). Сюжет был не слишком оригинальным, но все равно развлекал парой неожиданных поворотов. Чем игра подкупала, так это красивейшей графикой, крутым ниндзя в главной роли, атмосферными локациями, обилием самых разных противников (от ниндзя и спецназа до драконоподобных демонов), и, конечно же, увлекательным геймплеем, сосредоточенным на скоростном шинковании врагов. Игра получила два сиквела и спин-офф Yaiba: Ninja Gaiden Z, рассказывающий о приключениях мертвого ниндзя в мире зомби-апокалипсиса (эту игру делала Spark Unlimited, для которой проект оказался финальной игрой в карьере). Сейчас Team Ninja говорят, что не прочь вернуться к серии, но, как нам кажется, далеко не факт, что новая игра в семействе Ninja Gaiden также, как и предыдущие, будет слэшером.

И, наконец, еще одна игровая серия, не упомянуть которую в рассказе об истории слэшеров просто невозможно – God of War. Вышедшая в 2005 году на PlayStation 2 первая игра о приключениях спартанца Кратоса подкупала не только красивой картинкой и быстрыми битвами – этим всем могли похвастаться большинство слэшеров. «Лицом» God of War стала брутальность, жесткая расчлененка сопровождала каждую игру сериала. При этом бои несколько сбавили темп в сравнении с японскими играми, но все равно игрались очень весело. Выгодным решением стала и смена сеттинга – вместо восточной мифологии или улиц современных больших городов God of War предлагала чарующую мифологию Древней Греции. Уже первая игра серии стала хитом, а последующие проекты только укрепляли за God of War звание супербоевика, одного из сильнейших эксклюзивов семейства PlayStation.

God of War

Мы рассказали о самых известных игровых слэшерах эпохи 128-битных приставок. Опять-таки, все охватить невозможно, ведь жанр слэшер именно в эпоху PlayStation 2 набирал максимальную силу. За бортом мы оставили серию Prince of Persia, игры которой также включают мощный слэшерный элемент, новые проекты о черепашках ниндзя (кстати, TMNT, выпущенная в 2007 году Ubisoft Montreal, уже была чистокровным слэшером, включающим при этом элементы экшен-адвенчур от той же Prince Persia), трехмерное возвращение в строй Shinobi. Samurai Western была интересным сочетанием вестернов с самурайскими слэшерами, а 7 Blades, несмотря на свою страшную графику (игра 2000-го года), предлагала увлекательные битвы с участием множества самураев. Нельзя не упомянуть и игры с супергероями Marvel – превосходную X-Men Origins: Wolverine и гораздо более слабую Deadpool. История слэшеров продолжалась, но впереди уже маячил ее финал.

Закат популярности

На приставках седьмого поколения слэшеры все еще чувствовали себя отлично. Эпоха Xbox 360 и PlayStation 3 неразрывно связана с несколькими известными студиями-разработчиками, специализирующимися на быстрых играх. Team Ninja продолжала развивать серию Ninja Gaiden, делая каждую следующую игру лучше предыдущей, вплоть до уже упомянутого нами спин-оффа Yaiba, с треском провалившегося в продаже.

Ninja Gaiden

Второй упомянутый нами выше разработчик – студия Ninja Theory, известная благодаря DmC: Devil May Cry, перезапуску игровой серии о приключениях Данте Спарды. Талантливый британский коллектив сделал себе имя именно в эпоху PlayStation 3 и Xbox 360 как раз благодаря разномастным слэшерам. Помимо новой игры в серии Devil May Cry также можно отметить их проекты Enslaved: Odyssey to the West и Heavenly Sword. Их игры не стали большими хитами, однако все они действительно были сделаны с душой, что понятно любому, кто поиграет в эти проекты.

Третий «кит» слэшеров на приставках 7-го поколения – студия Platinum Games, которая не нуждается в долгих представлениях. На их счету знаковая серия Bayonetta, о приключениях крутой ведьмы, которая убивает ангелов и прочее воинство света, очередной перезапуск приключений черепашек-ниндзя – Teenage Mutant Ninja Turtles: Mutants in Manhattan, а также Transformers: Devastation и шикарная Metal Gear Rising: Revengeance. К настоящему времени Platinum Games сделали себе имя как настоящие кудесники слэшеров. Они часто экспериментируют с жанрами, однако сохраняют верность слэшерам, к примеру, недавно студия выпустила футуристический слэшер Astral Chain, а сейчас ведет разработку игры Bayonetta 3.

Bayonetta

Нельзя не отметить и успешные заходы на территорию слэшеров других известных студий. Так, Game Republic выпустила Knights Contract, игру об охотнике на ведьм в средневековом сеттинге, а также самурайскую дилогию Genji и простенькую Clash of the Titans по мотивам одноименного фильма. Cavia представила фэнтези-слэшер Nier, Ignition Entertainment Limited отправила в продажу занимательную El Shaddai: Ascension of the Metatron. Настоящий фурор производит дилогия Castlevania: Lords of Shadow от испанской студии Mercury Steam, а творцы стратегий из Creative Assembly неожиданно удивили скандинавским слэшером Viking: Battle for Asgard. Golden Axe тоже получила продолжение в виде Golden Axe: Beast Rider от студии Secret Level. Кажется, слэшеры чувствуют себя отлично на консолях нового поколения, и даже динозавры из From Software не остаются в стороне, выпуская собственную версию Ninja Gaiden – проект Ninja Blade – еще до выхода своей популярнейшей игры Demon’s Souls. Именно с этого проекта From Software переосмысливает свою работу над слэшерами.

Игры нового жанра, получившего название souls-like – это экшен-RPG с видом от третьего лица, хардкорные, гораздо более медленные, нежели классические слэшеры и с битвами преимущественно один на один. Вскоре жанр souls-like становится популярным, и на консолях восьмого поколения он начинает все активнее вытеснять слэшеры. From Software развивает серию Souls, а затем экспериментирует с жанром, выпуская Bloodborne и Sekiro: Shadows Die Twice. Остальные разработчики следуют примеру студии. Sony Santa-Monica переосмысливает серию God of War – новая игра в скандинавском сеттинге уже гораздо более souls-like, чем слэшер. Team Ninja переключается на игры серии Nioh, а Ninja Theory – на Hellblade, которая является неспешной экшен-адвенчурой.

Ghost of Tsushima

Разумеется, даже на восьмом поколении приставок все еще остаются слэшерные игры. Можно вспомнить многопользовательскую For Honor, древнеримскую Ryse: Son of Rome, сверхпопулярную Nier: Automata, новые выпуски Devil May Cry и Dynasty Warriors, поклонники жанра также возлагают большие надежды на грядущую Ghost of Tsushima. Однако с каждым годом таких игр становится все меньше. Возможно, когда-то в будущем нас ждет новый реннесанс слэшеров, но пока жанр явно находится в упадке, и трудно сказать, когда он снова войдет в моду, если войдет вообще. Глупо спорить с тем, что сейчас время spuls-like игр, а классические слэшеры вынуждены ютиться где-то на задворках игропрома.

Samael

слешер Ретроспектива №239
Яндекс.Метрика