Обзор Way of the Samurai 3

Posted by Anuriel on мая 30, 2010 - 00:00

Жанр: экшен-адвенчура
Платформы: Xbox 360, PlayStation 3
Разработчик: Acquire
Издатель: UFO Interactive Games, Agetec
Похожие игры: серия Way of the Samurai
Официальный сайт игры: www.wots3.com

Хорошая идея, взятая за основу, не раз вытягивала слабые в остальных аспектах проекты — индустрия знает много тому примеров. Еще больше шансов на успех сулит наличие интересного и всем знакомого сеттинга в сценарии, например, такого, как древняя история безымянного ронина, невольно оказавшегося в центре противостояния трех японских кланов. На дворе 15 век — эпоха Сэнгоку. Феодальные междоусобицы раздирают провинции, страдают мирные жители и гибнут герои.

Все это не ново, но сама мысль, заложенная в основу еще первой части сериала Way of the Samurai и заключающаяся в попытке натурально пересказать жизнь самурая, наделив игрока полной свободой выбора и ответственностью за последствия, согласитесь, как минимум заслуживает внимания. И на посредственный успех предыдущих эпизодов еще можно было махнуть рукой — авансы, выдаваемые разработчиками начиная с 2002 года, с неизменной радостью проглатывались игровой аудиторией — слишком лакомым казался основной кусок в перспективе.

Именно поэтому за последнюю часть обидно втройне: игровая концепция, упрямо пережевывающая себя в очередной раз, не способна предложить ничего лучшего, кроме старых болячек и унылого однообразия. Видимо, скорее минет период Хэйсэй, чем в Acquire родится достойный проект по столь обожаемой авторами теме.

Легкий выбор

Обзор Way of the Samurai 3Не мудрствуя лукаво, авторы, как и прежде, ставят понятие «свобода выбора» во главу угла. Но, к сожалению, почти все здесь реализовано будто бы специально для того, чтобы вас позлить.

Минуя стартовый этап куцей генерации персонажа, через несколько секунд вы оказываетесь израненным и лежащим в луже. Двое подошедших крестьян с интересом рассматривают вас и, немного погодя, предлагают содействие. Здесь включается основная игровая формула — и в углу экрана появляются две иконки: обнажить меч с тем, чтобы порубить сельчан в капусту, либо принять помощь. На что бы вы ни решились, выбор не изменит практически ничего, как и в большинстве впоследствии предлагаемых случаев. Согласившись, через полминуты окажетесь лежащим в своем доме на кровати. Отказавшись, спустя чуть больше времени доберетесь туда сами, а крестьяне так и останутся мочить окровавленные кости под дождем.

Почти всегда — даже во время разговора — вы можете выхватить меч и покромсать любого гражданского или даже старейшину селения. Сюжетных звеньев это не разрывает, и ключевые персонажи просто заменяются другими, несущими ту же роль. Убивать в игре — без особых опасений за перспективу — можно всех, кроме детей, либо же плюхаться ниц, склонив в почтительном жесте голову, перед каждой проституткой или пьянчугой. Разнится, по большому счету, лишь реакция NPC, когда вы в следующий раз посетите знакомую локацию — после свершенных вами злодеяний мирные жители будут подпрыгивать в ужасе и нелепо закрываться руками, моля о пощаде; если изберете путь добра и справедливости, вас повсюду будут сопровождать одобрительные поклоны и нелепое бормотание.

Игра не классифицирует деяния на добрые и злые: мерилом всему выступает кодекс самурая, отражающий результаты принятых вами решений в своеобразных положительных очках либо, наоборот, очках позора кармы, которые вы зарабатываете или теряете в зависимости от поведения. Это, наряду с выбором присоединения к одной из основных группировок, одно из немногих положений в игре, которое напрямую влияет на одну из 21(!) ее концовок, и поистине смешно, если игра на самом деле предполагает, что кто-либо способен пройти ее такое количество раз. Очки, заработанные на «кармовой» системе, можно тратить на новое снаряжение и вещи, но повторно возвращаться на путь самурая для того, чтобы нацепить нелепое кимоно и получить новую прическу, вряд ли захочется.

На фоне общего сюжетного безразличия хоть какое-то значение имеют взаимодействия с представителями господствующих кланов — Оука либо Фуджимори. Но здесь опять все просто, и одного из лидеров вы можете попытаться попросту убить — с тем, чтобы стать предводителем. Предшественник по- настоящему умрет, и вас станут почитать за нового вождя.
В любом случае, будучи по определению независимым, ваш ронин может посвятить всю жизнь служению одному из лидеров либо гордо держаться против всех. Игру также можно завершить с минимальным количеством убийств (что, впрочем, достаточно тяжело), используя в битвах, к примеру, рукоять своего клинка. Но, как ни банально, избравшие путь «мясника» получат гораздо больше удовольствия от предлагаемого — довольно унылого — приключения.

Безработный самурай

Обзор Way of the Samurai 3В среднем, Way of the Samurai 3 пробегается за 5 часов. Да, именно пробегается, потому как передвижение на своих полусогнутых — львиная доля здешнего геймплея. Сейчас вы спешите в соседнюю деревню, чтобы вручить квестовое письмо любовнику некой барышни. Через три минуты отчаянно пытаетесь догнать ворону, укравшую у вас из-под носа «сюжетное» нижнее белье старухи из селения Амана, а после преследуете вора по тесным закоулкам, бесконечно врезаясь в углы домов.

Кроме того, что авторы не удосужились расставить по локациям указатели, игра напрочь отказывается знать о существовании мини-карт либо курсоров над головой персонажа. Вынуждая каждый раз делать паузу и залезать в меню, чтобы узнать свое местонахождение, происходящее раздражает все сильнее.

Задания, выдаваемые персонажу и варьирующиеся от глупых до абсурдных, разрешаются в пределах восьми довольно тесных локаций и дорог, их связывающих. Три основных замка и несколько городов с деревнями не спасают от всепоглощающего однообразия на время пребывания в Way of the Samurai 3, и подобные масштабы трудно увязать с желанием разработчиков предоставить игроку настоящую «песочницу». Миру отчаянно не хватает деталей как окружения, так и геймплея. Игра неспособна хоть сколько-нибудь заинтересовать в исследовании себя, поэтому скука — ключевое определение вашим похождениям по окрестностям феодальной Японии. Бесцельно бродить в поисках того, чем можно было бы себя занять, придется долго. Ко всему прочему, у вас может быть только одна активная задача, поэтому насобирать квестов и выполнять каждый из них по ходу действия, оказываясь в нужной области, не получится.

При всей компактности мира, что, по идее, должно играть только на руку художникам, игра удачна лишь как машина времени — с первых кадров вас бесхитростно переносят в эпоху PlayStation 2, если не PSOne. Размытые «задники» с трехметровой дальностью прорисовки и общее разрешение картинки пятилетней давности вовсе не способствуют благоприятному восприятию японского творения. Ночью, к примеру, приходится передвигаться буквально на ощупь, а днем на пути к очередному поселку легко потеряться на одинаковых и запутанных дорогах.

Довершают невозможность качественного погружения в атмосферу пузырьки текста во время диалогов с NPC, отсылающие во времена 16-битных RPG, и ужасная английская озвучка. Поверьте, лучше включить в титрах «родной» язык речи персонажей — текст и так позволит разобраться в происходящем, а эмоциональные старухи и величественные самураи порадуют натуральными репликами. Немного положительного настроения добавляет традиционная японская музыка, достаточно гармонично вписывающаяся в общую схему.

Своими руками

Обзор Way of the Samurai 3В поисках хоть какого-то разнообразия или в желании просто подзаработать можно вложить на время меч в ножны и опробовать несколько мини-игр либо заняться выполнением ценных поручений. Режьте рыбу и овощи на кухнях, лепите рисовые пироги, ловите ворующих пищу и доставляйте послания — карма будет плавно тянуться в гору, а жители — радоваться вашим успехам и одобрительно кивать при встрече.

Наибольший интерес вызывает возня с оружием — в игре более сотни его составных частей, и, совмещая определенные типы, можно изготовить образец, соответствующий выбранному вами типу ведения боя. Каждое сражение также дает прибавку к характеристикам мечей и копий, и с понравившимся — предварительно тщательно подобранным и изготовленным — клинком можно прошагать всю игру.

Сами же бои при, в общем-то, неплохой «механической» их реализации, к сожалению, не столь отшлифованы, как этого хотелось бы. У каждого оружия есть оценка нападения и обороны, и если значение защиты, к примеру, меча слишком низко по сравнению с аналогичной величиной у врага, то вы будете просто не в состоянии блокировать удары, а удачное попадание в противника позволит снять лишь небольшое количество здоровья. Таким образом, на ранних этапах развития, в случае, если вы вызовете на бой опытного самурая, поединок может затянуться на сорок минут, во время которых вы будете вынуждены плясать, уклоняясь от ударов, а несколько промахов могут стоить жизни. Но стоит открыть для себя несколько эффективных комбинаций и разучить прием блокировки с последующим ударом коленом — оппонент будет исправно валиться на землю, и дело останется лишь за методичным задалбливанием.

Несмотря на мелкие огрехи сражения и, в особенности, их постановка — один из немногих неоспоримых плюсов игры, которые спасают ее от неминуемого забвения. Но как только меч вкладывается обратно в ножны — от основного блюда начинает неизменно мутить.

Путь в никуда

Раскрываясь за первый час, на остальное время у Way of the Samurai 3 остается лишь убогое самокопирование. Уникальная концепция, выброшенная на рынок без умелой реализации, хоронит проект достаточно глубоко, чтобы все воспоминания о пяти часах пребывания в феодальной Японии выветрились очень быстро. Не ищите здесь отсылок к постановочному мастерству гениального Акиры Куросавы либо пленяющей свободы цельного мира — Way of the Samurai 3 пуст, как полый бамбук.

Радости:
Достоверно выписанная эпоха
Удачно подобранная музыка
Неплохие поединки

Гадости:
Полное отсутствие мотивации к действию
Безжизненный мир
Глупые задания
Слабое графическое исполнение
Непродуманный интерфейс
Нет мини-карты

Оценка: 3.5

Вывод:

При всем вышесказанном игра неплохо продалась в Японии, а еще лучше — в США. Это говорит о том, что у Way of the Samurai, безусловно, есть свой благодарный зритель. Но вывести среднеарифметическую цифру успеха выше той, что в рецензии, применительно к интересам наших игроков все равно вряд ли получится.

Обзор написан по Xbox 360-версии проекта

Диск предоставлен магазином «Геймпарк», gamepark.shop.by

Антон Шидловский

adventure, экшен Обзор №125 Way of the Samurai
Яндекс.Метрика