Второе дыхание (Tron, Total Recall, Blade Runner 2049)

Posted by AlexS on июня 22, 2020 - 22:05

В 10-е годы американские кинематографисты не забывали, что у них за спиной находится и собственное великое наследие. Как-никак, в кинематограф киберпанк пришел именно через штатовское кино в далеких 80-х годах. В 10-е же годы на экраны вышли три фильма, по-разному переосмысливающие классические шедевры киберпанка и научной фантастики.

Картина «Трон: Наследие» (2010) является продолжением и одновременно перезапуском культового фильма «Трон» (1982). Оригинальная лента рассказывала о Кевине Флинне (Джефф Бриджес), который однажды попал внутрь игрового автомата, где ему пришлось сражаться за свою жизнь с весьма агрессивными программами, а также обретать новых друзей. В 80-е годы $17-миллионный «Трон» был одним из потенциальных хитов студии Disney, также эта картина демонстрировала нам «светлый» и жизнерадостный киберпанк, действие которого разворачивалось в виртуальной реальности. Полная альтернатива мрачному и предельно реалистичному киберпанку «Бегущего по лезвию», который вышел на экраны в том же 82-м. Даже интересно, что сиквелы-перезапуски обоих фильмов в итоге вышли именно в 10-е годы. Но оригинальный «Трон» в глазах тогдашних зрителей-тинейджеров конкурировал скорее не с «Бегущим по лезвию», а со «Звездными войнами», которые в те годы еще не принадлежали Disney. И пускай «Трон» стал полным провалом в прокате, эта картина вызвала к жизни полноценную новую вселенную, не только с фильмами и с мультсериалами, но и с играми (игра Tron 2.0, например, отлично показала себя в продаже и даже принесла молодой вселенной больше денег, чем фильм-первоисточник).

Трон: Наследие

«Трон: Наследие» выводит в центр истории Сэма Флинна (Гаррет Хедлунд), сына Кевина Флинна. Сэм занимается расследованием исчезновения своего отца, который, как мы можем догадаться, пропал где-то в мире виртуальной реальности 20 лет назад. Сэм также, как когда-то его отец, находит путь в виртуальный мир «Трона», где сталкивается с новыми опасностями эволюционировавшей за 30 лет кибер-вселенной. Теперь этим миром правит некто Клу, выглядящий как омоложенная копия Кевина Флинна, на словах освободивший программы от диктатуры пользователей, а на деле – ставший в этом мире новым диктатором. Кстати, бунту Клу против программы «Трон» посвящен отдельный мультсериал «Трон: Восстание», продержавшийся на экранах два сезона.

Как и многие современные блокбастеры, «Трон: Наследие» получился очень красивым. «Трон» 1982-го года был революционным фильмом, предложившим впервые на большом экране использование компьютерной анимации в сочетании с традиционными съемками живых актеров. В 2010-х $170-миллионный «Трон: Наследие» никакой революции не совершает, потому что на каждом шагу уже есть Marvel, «Звездные войны» и «Аватар», в которых компьютерной графики вагон и маленькая тележка. Тем не менее, картина смотрится привлекательно, но это, как мы успели уже убедиться, вообще характерно для современного киберпанка. Для фанатов оригинала будет приятным сюрпризом, что ремейк очень уважительно обращается с наследием первоисточника – есть и огромные корабли, летающие по лучу, и мотоциклы со световыми шлейфами, и гладиаторские поединки с дисками в качестве оружия, и много чего еще. Отдельно стоит отметить превосходную электронную музыку от французского дуэта Daft Punk.

Трон: Наследие

Тем не менее, основная проблема «Трон: Наследие» - картина получилась очень скучной. Сюжет – калька с оригинала, персонажи картонные, диалоги звучат просто бредово. Здесь, опять же, нет киберпанковской мрачности, как в «Призраке в доспехах», но нет и комиксной веселости, как в «Алите». По своему стилю картина ближе к оригиналу, это холодный, безжизненный цифровой мир, в котором разворачиваются невероятные приключения. Опять же, мы получили кино, сделанное только ради развлечения, которое можно смотреть и пересматривать, но в котором не стоит искать никаких глубоких смыслов, характерных для киберпанка.

Еще одна развлекательная сказка, только уже с уклоном в суровые боевики – фильм «Вспомнить все» (2012), ремейк одноименного фантастического боевика 1990-го года с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Оригинальная картина была именно научно-фантастическим боевиком, шикарно сделанным, с обилием экшена и с небольшими элементами киберпанка, вроде такси-роботов. Фильм, основанный на коротеньком рассказе Филипа Дика, повествовал о простом рабочем Дагласе Куэйде, который неожиданно узнавал, что он секретный агент с Марса, жертва диктатора Красной планеты, и что ему вдобавок стерли его память. Оригинальная «Вспомнить все» получилась действительно очень крепкой картиной, со временем стала культовой и даже создала собственную вселенную, в которую, помимо собственно фильма, игр и комиксов, входит еще и неплохой 22-серийный сериал 1999-го года, уже чистый киберпанк с андроидами и проблемами мира будущего, с которыми имеют дело местные полицейские.

Вспомнить все (2012)

Стремление создателей «Вспомнить все» (2012) вернуть историю из жанра фантастического боевика в жанр киберпанка абсолютно понятно. Во-первых, основная идея взята из рассказа Дика, автора легендарного «Бегущего по лезвию». Правда, в рассказе «Вспомнить все» от киберпанка не было вообще ничего, но это уже не важно. Во-вторых, перед глазами есть вышеупомянутый сериал, у которого с фильмом «Вспомнить все» (1990) общего намного меньше, чем с тем же «Бегущим по лезвию». И, в-третьих, создателям ремейка хотелось сделать нечто по-настоящему самобытное в рамках мира «Вспомнить все», одновременно и похожее, и непохожее на оригинальный фильм. С задачей они более-менее справились, но при этом ничего оригинального все равно сказать не смогли.

«Вспомнить все» (2012) демонстрирует нам мир далекого будущего. В сравнении с оригиналом все перевернуто наизнанку. Марсианской колонии нет, вместо нее колония в Австралии, ведь после глобальной экологической катастрофы жизнь на Земле сохранилась только в двух перенаселенных местах – Британской Федерации и ее Австралийской колонии. Если в оригинале Даглас Куйэд в исполнении Шварценеггера жил на успешной и обеспеченной Земле, то Куэйд из ремейка, которого играет Колин Фаррелл, обитает в бедной Австралии. Он тоже простой рабочий, и каждый день ездит в Федерацию на Скате – специальном транспорте, огромной махине, способной перевозить на себе тысячи людей. Скат продвигается прямо сквозь планету, максимально коротким путем из Австралии в Англию, утром привозя в Федерацию рабочих из Колонии, а вечером – отвозя их домой, и на дорогу в один конец при этом уходит всего 17 минут. У Куэйда есть красавица-жена (Кейт Бекинсейл), есть работа на заводе по сбору полицейских роботов, и кажется, что все у него в полном порядке, однако собственная жизнь не устраивает Дагласа. Ему кажется, что он должен быть кем-то другим, что он рожден для чего-то более значительного. Вдобавок он часто видит сны, в которых спасает некую незнакомую девушку.

Вспомнить все (2012)

Однажды Куэйд по совету коллеги решает обратиться в компанию «Вспомнить все», торгующую фальшивыми воспоминаниями. Клиенты компании получают записанные в свою настоящую память воспоминания о приключениях, которые они переживают в роли секретных агентов, суперзвезд и подобных людей. Однако прямо во время имплантации воспоминаний выясняется, что в голове у Дагласа находится блок памяти, скрывающий его воспоминания о некой совершенно другой жизни, которой ранее жил этот человек. В это же время в офис «Вспомнить все» врывается отряд полицейского спецназа, атакующий Куэйда. И неожиданно для самого себя Даглас убивает спецназовцев, после чего ему становится понятно – он действительно был раньше кем-то другим…

Стиль киберпанка в фильме выдержан даже очень буквально. Несмотря на буйство технологий, у нас есть беднейшая Колония и богатейшая Федерация, причем существующие порядки не утраивают ни тех, ни других. Мир будущего в кинокартине режиссера Лена Уайзмана показан очень правдоподобно и очень увлекательно – телефоны, вмонтированные прямо в руку, сотни летающих машин на улицах, многоуровневые дома-муравейники Колонии, роботы-полицейские, следящие за порядком, сам диковинный подземный транспорт Скат – как и у других блокбастеров, упомянутых в нашей статье, никаких проблем с отображением диковинного мира у «Вспомнить все» (2012) нет.

Плюсом является и то, что авторы картины включили в фильм уйму отсылок к оригинальному «Вспомнить все» - похожие, но все же отличающиеся сцены, похожие, но несколько отличающиеся фразы, либо те же слова, но произносимые другими персонажами или в других обстоятельствах. И еще это, как и первая часть, отличный фантастический боевик с обилием приключений, рукопашных схваток и перестрелок.

Вспомнить все (2012)

Несмотря на все это, $125-миллионный «Вспомнить все» стал сокрушительным провалом в прокате. Наверное, проблема в том, что кино получилось чересчур «стерильным» - Полу Верховену, режиссировавшему оригинальный «Вспомнить все», не мешал работать «детский» рейтинг PG-13, что позволило ему реализовать в своей картине по-максимуму его любимые козыри – жестокость и черный юмор с разномастными мутантами и оторванными конечностями. Уайзман же в который раз сделал на основе киберпанка эффектный блокбастер, невероятно красивый, но бессмысленный. Соединить гармонично боевик и философские мысли у него не получилось, как не получилось и у других кинематографистов, подступавшихся в 10-е годы к киберпанку с жанром блокбастера…

А был ли в 10-х годах «настоящий», классический и при этом высокобюджетный киберпанк? Да, один такой фильм был, хотя, возможно, лучше бы его не было. Речь идет о «Бегущем по лезвию 2049» Дени Вильнева, который вышел на экраны в 2017-м году. О ремейке и одновременно сиквеле хита жанра киберпанк – «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта 1982-го года выпуска.

Мы вновь возвращаемся в ту же самую вселенную «Бегущего по лезвию», в которой со времен событий первого фильма прошло уже несколько десятков лет. Тем не менее, здесь все также существуют обычные люди, андроиды (репликанты), которые иногда сбегают, и Бегущие по лезвию – те, кто охотятся на беглых андроидов. Кей (Райан Гослинг) – один из Бегущих, который однажды узнает секретную информацию, способную поставить под угрозу шаткий мир, существующий между людьми и андроидами. Вот только знания, известные ему и ведущие к новым, еще более интересным знаниям, также нужны и некоторым другим, очень опасным, живым и искусственным людям…

Бегущий по лезвию 2049

Создателей «Бегущего по лезвию 2049» можно похвалить за смелую попытку снять чистый киберпанк – твердую научную фантастику с рейтингом R, с бюджетом в $150 млн. и практически без примесей боевика. Нужно быть либо сумасшедшим, либо гениальным человеком, чтобы думать, что киберпанк, пусть с невероятными технологиями, виртуальными женами и летающими машинами, но при этом детективный, темный и скучный, сможет «выстрелить» в прокате и отработать такой огромный бюджет. Возможно, надеялись на харизму Райана Гослинга и Харрисона Форда и на славу оригинального «Бегущего по лезвию», в свое время тоже провалившегося в прокате, но со временем ставшего культовым фильмом.

К миру, опять-таки, претензий нет – все одновременно красиво и интересно, грязно, тоскливо, временами жутковато – настоящий киберпанк. Экшена минимум, максимум главного героя, детектива-андроида, который, возможно, обладает душой. Да, это твердая научная фантастика, которую просто временами скучно смотреть, а к финалу вполне можно и задремать. Упрекать ее не в чем, оригинальный «Бегущий по лезвию» был точно таким же. Разве что у современных кинематографистов получилось точно передать стиль и скопировать философские вопросы из оригинала, но в который раз не получилось сделать что-то свое. Так что картину можно считать удачной только в какой-то степени – в сравнении с фильмом-первоисточником в грязь лицом не ударили, как другие экранизации, но и вперед шагнуть ни на миллиметр не смогли. А сокрушительный кассовый провал похоронил все надежды на новое продолжение «Бегущего по лезвию».

Яндекс.Метрика