Аватар
Эффект разинутого рта
Название в оригинале: Avatar
Жанр: фантастический эпик, приключенческий боевик, драма
Режиссер: Джеймс Кэмерон
В ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг, Мишель Родригес, Джованни Рибизи, Джоэль Мур
Продолжительность: 162 минуты
До недавнего времени разговоры о серьезном использовании цифровых технологий в кинематографической среде расценивались как вульгарный анекдот, рассказанный в приличной компании. Яркий аттракцион, пышная клоунада и ежечасное заигрывание с публикой — больших надежд на терабайты обработанной графики никто особо не возлагал, благо конвейер штампует похожие друг на друга мультижанровые забавы на любой возраст да вкус — и ладно. Пробы же задать необходимый импульс прогрессу индустрии кинотеатральных развлечений за неимением средств и желающих глохли в зародыше. Тем паче оставался свеж в памяти горький опыт Роберта Земекиса, до сих пор продолжающего раз за разом совершать давно растерявшие свой пионерский запал и ставшие больше похожими на навязчивую оголтелость перед трехмерным изображением авантюрные попытки доказать обратное. С таким положением дел перемены сулила лишь анонсированная революция по насаждению новых методов использования 3D-формата, которую без особого бахвальства пообещал свершить своей новой картиной Джеймс Кэмерон. И, что весьма показательно, он сдержал обещание.
Морской пехотинец Джейк Салли отправляется вместо погибшего брата-близнеца на далекую планету Пандора работать на тамошнюю рудодобывающую корпорацию. Ему, прикованному к инвалидной коляске, предоставляется возможность с помощью собственного сознания управлять Аватаром — гибридом генетического материала человека и На’ви, коренного народа Пандоры, храбро сопротивляющегося попыткам землян использовать ресурсы планеты в своих корыстных целях.
Являясь преданным адептом научной фантастики, режиссер долго и упорно шел к реализации своего «Аватара». Еще со времен студенческой скамьи, когда сделал первые наброски будущего мира, вплоть до анонсирования проекта в середине первого десятилетия нынешнего века. Ждать выхода фильма, о котором пресса кричала буквально на каждом шагу, пришлось настолько мучительно долго, что даже самые верные фанаты творчества постановщика «Терминатора» прониклись пессимизмом к его смелым заявлениям. Все точки над «i» расставил этим летом солнечный день 21 августа, не зря прозванный маркетологами «всемирным днем Аватара». Скептики, сумевшие отыскать свою нижнюю челюсть после просмотра 15-минутной нарезки сцен из ленты, признали: игра действительно стоила свеч.
Начинающаяся как драма борющегося со своим немощным одиночеством человека, картина, как вы уже поняли из обширной графы «жанр», перерастает впоследствии в бесконечно захватывающее дух знакомство с устройством жизни и единения с естеством Пандоры. Нашлось тут место и романтической любви, и предательству, и смелым героям, и коварным злодеям. А завершится вся эта прелюдия поистине эпической заварушкой, после которой даже решающий штурм джексоновскими орками Минас-Тирита покажется невинной шалостью. В общем, классический сюжетный букет для подобного масштаба кино, призванный не перетягивать на себя одеяло внимания зрителя от и так не скрываемых от его пытливого взгляда прочих достоинств.
Рекламный слоган ленты мог банально гласить: «Иди и смотри!» Забудьте все то, что вам прежде выдавали за истинное «три дэ». Весь минувший детский сад с гигантскими трансформерами или героями скандинавских эпосов является не более чем мультфильмами по сравнению с тем, что явил Кэмерон в «Аватаре». Рожденная авторским воображением Пандора с ее диковинными обитателями является не просто фоном для разворачивающихся событий, а взаправдашним организмом, живущим собственной жизнью. Вся специально разработанная для съемок техническая аппаратура стала подлинной волшебной палочкой, явившей невозможное ранее чудо оживления идеи — настолько мир придуманной планеты выглядит реальным и визуально осязаемым. Даже в обычных кинотеатрах впечатления от увиденного на экране цифрового великолепия производят просто бурю оваций и клокочущего в груди восторга. А уж про специально оборудованные и говорить нечего: эффект по-детски разинутого рта гарантирован.
После завершения работ по реконструкции эпической гибели «Титаника» режиссер отнюдь не сразу взялся за оживление целой планеты, занимаясь все свободное время документальными съемками океанических глубин. Днем — густые, переплетенные тысячами цветов и лиан девственные джунгли, с парящими почти у самого купола неба скалами-островами. Ночью — мерцающая миллиардами голубоватых полутонов неоновая природа, с плывущими по воздуху пульсирующими медузообразными созданиями. Инопланетные красоты напоминают тот самый, доступный лишь ученым глубоководный мир океанического дна, который некогда же Кэмерон и исследовал. Это бесспорное сходство только усиливает понимание того, насколько титаническая работа была проведена над фильмом.
Революция произошла. Пускай не на театральных экранах — через пару лет какой-нибудь сноровистый умник будет нас удивлять куда более продвинутым цифровым живописанием действительности. Но в умах. Умах, преодолевших шаблон безусловной равнозначности понятий «технология» и «развлечение». И помог это уразуметь Джеймс Кэмерон. Тот самый, который заставил прогрессивную часть кинообщественности призадуматься о значимости трехмерных проекторов. Тот самый, который создал в одном павильоне целую вселенную, оказавшуюся в итоге живее всех живых.
Тарас Тарналицкий

