Обзор The Evil Within [ВР]

Posted by Anuriel on августа 7, 2015 - 16:43
Кто стучится в дверь ко мне с бензопилкой на ремне?

Жанр: Action / Шутер от третьего лица / Survival horror
Платформы: PC, PS 3, PS 4, Xbox 360, Xbox One
Разработчики: Tango Gameworks
Издатель: Bethesda Softworks
Похожие игры: Resident Evil 4
Мультиплеер: нет
Официальный сайт игры
Минимальные системные требования: Core i7-860S Quad 2,53 ГГц, 4 Гб ОЗУ, GeForce GTX 460 или Radeon HD 6850, 50 Гб на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: Core i7-4770K 4-Core 3,5 ГГц, 4 Гб ОЗУ, GeForce GTX 670 или Radeon R9 285 с 4 Гб видеопамяти.

По правде говоря, мы очень рады, что жанр настоящих survival-хорроров возвращается из небытия. Даже если не вдаваться в подробности, то еще до выхода The Evil Within из популярных проектов легко вспоминаются Outlast, Amnesia, Daylight и недавняя Alien: Isolation. Честь и хвала разработчикам за то, что ни одна из этих пяти игр, эксплуатируя, правда, давно всем известные приемы, идеи и локации, не пугает одинаково. Хотя, как и в Outlast, тут главным источником ужаса выступила психиатрическая лечебница; с Amnesia тут схожа неприятная атмосфера; как и в Daylight, тут хватает неожиданностей; а с «Чужим» The Evil Within роднит абсолютное незнание того, откуда в следующую секунду придет опасность. Но что самое удивительное, пугает новый тайтл все равно по-своему.

Обзор The Evil WithinЗло начинается

Игра встречает яркими красками, дождем и красивыми видами города. Сразу и не кажется, что попал в жуткий кошмар. Но буквально через 5 минут все переворачивается с ног на голову (причем, в прямом смысле слова): только что главный герой, Себастьян Кастелланос, входил в главные двери психиатрического заведения «Маяк», и вот он уже висит в потустороннем мире вниз головой и слышит, как мясник разделяет на две половины пока еще живого человека. Дальше – больше: этот же мясник-монстр повреждает детективу ногу, затем играет с Себастьяном в кошки-мышки и почти, ну вот-вот, догоняет у шахты лифта. Казалось, можно бы и передохнуть, но нет – буквально каждые 10 минут игра подбрасывает вам очередную неожиданность: за то время, пока вы выбирались из лечебницы, город опустел, стал разрушаться, собираться по-другому, как мозаика, и вести себя более чем странно. «Да что тут вообще происходит?» – этот вопрос просто молотом бьет в голове на протяжении практически всей игры, и ответ на него, как нам кажется, в случае с The Evil Within обязательно нужно искать самостоятельно.

Зло снаружи

Скажу честно, лично мне по названию проекта казалось, что мы будем переживать личностную драму главного героя, сдобренную фантастическими галлюцинациями, от которых он будет просыпаться, как от плохого сна. Но, на самом деле, большую часть времени вам придется сражаться с различного рода мутировавшими, изуродованными, извращенными и даже невидимыми противниками. Все они достаточно сильные и умные, реагируют на свет, чувствуют присутствие игрока, замечают малейшие звуки, а некоторые еще даже находят Себастьяна по траектории полета бутылки, которую он бросил для отвлечения внимания. Именно поэтому до того как детектив находит арбалет, приходится полагаться в основном на скрытность и тихие убийства. Анимированы они, конечно, красиво, но однообразно, а сама механика не самая удачная: чтобы мутант тебя не заметил, приходится бросать отвлекающий предмет достаточно далеко и затем даже подбегать, чтобы успеть убить врага, пока он не повернулся. Немного сомнительное развлечение.

Обзор The Evil WithinЧто самое удивительное, стрелять здесь тоже неудобно, причем очень. Буквально один выстрел привлекает всех монстров в округе, даже 2-3 пули не всегда могут убить мутанта, а некоторых так вообще ничего не берет. Приходится постоянно прятаться, забираться на уступы, убегать и молиться, чтобы никто тебя не заметил. Патроны нужно постоянно экономить: в том же самом Resident Evil 4, с которым все невольно сравнивают новый проект от Bethesda, не сказать, что боеприпасов было с достатком, но всегда именно столько, чтобы справиться с противником. В мире The Evil Within коробку с шестью патронами можно считать за настоящий клад, а в эпизодах с нарастающим напряжением постоянно коришь себя за то, что не предугадал, куда дернется монстр, и выстрелил в молоко. Каждого патрона действительно очень жалко, ведь из рукопашной схватки если и выйдешь победителем, то с ощутимо большими потерями. Только тогда понимаешь настоящую ценность спичек, ведь вместо того, чтобы шуметь и «будить» лежащего мирно на полу монстра, можно просто подойти поближе и сразу сжечь его. Удобно.

Игра в цифрах:

4 товарища нужно спасти
3 дополнения получит проект
2 аптечки можно носить с собой
1 шприц помещается в рюкзак
0 зомби можно убить за игру

Зато локации получились достаточно просторными и интересными. Да, все они – это отсылки к классическим ужастикам (психушка, одинокая деревушка, канализация и прочее), но проработаны они очень детально: от расположения ловушек до патрулирующих монстров. Спрятаться можно в любой шкаф, под любую кровать, а также в неосвещенные уголки домов или улиц. Правда, такое укрытие несовершенное, потому как монстры легко могут вас заметить даже в кромешной тьме.

Обзор The Evil WithinЗло внутри

Но насколько бы неприятными ни были сами монстры, неудобным стелс и неэффективной стрельба, настоящая атмосфера и сочащееся зло исходит от самих внутренних механизмов игры. Зачастую в ужастиках герой как-то определяет себя в мире, осознает с самого начала, почему он здесь и что нужно делать. В The Evil Within буквально каждый шаг может обернуться гибелью. Здесь по-настоящему нужно выживать и быть внимательным к каждой детали. Слышится звук разбитого стекла – жди монстра. Слышится тяжелое дыхание – жди монстра. Слышишь звук бензопилы – беги со всех ног, потому что там монстр с бензопилой, которого нельзя убить. Но тут же сразу и оговорка: по незнакомым местам бегать не рекомендуется: в этом мире полно ловушек, капканов, растяжек, мин с датчиками движения, механизмов, активирующих сигнализации. Все это совсем не играет на руку герою, потому как он – загнанная жертва, на которую идет охота, но совсем не охотник. Себастьян – простой обычный детектив, который и умеет разве что стрелять. Рукопашными приемами он владеет слабо, выносливость у него небольшая, и обычный рядовой мутант голыми руками может доставить ему массу неприятностей. А еще и тараканы в голове главного героя в такой обстановке начинают выползать наружу, что совсем не помогает двигаться дальше по сюжету.

Подчиняясь закону неспешности геймплея, сюжет тоже не торопится развиваться. За 4-5 часов игры вы вряд ли хоть немного поймете, что происходит. Первое откровение вас ждет, скорее, при первой встрече с загадочной девушкой в белом плаще, которое происходит часов через 6-7 медленной и вдумчивой игры. До этого все, что происходит с героем, кажется, сшито белыми нитками и совсем никак друг с другом не связано. Но поверьте, практически на все свои вопросы в самом конце внимательные игроки точно получат ответы.

Обзор The Evil WithinВместо эпилога

Постоянно перечитывая статью, я ловил себя на мысли, что подмечены только неудачные и нехорошие стороны The Evil Within. И правда, если смотреть на все отдельно, то игра совсем не впечатляет: локации темные и грязные, везде литры крови, стелс-механика слабая, стрелять неудобно, приходится постоянно прятаться, сюжет развивается вяло, как такового хоррора в чистом виде и нет, главный герой достаточно слабый. Но удивительно то, как это плохое, неудобное, грязное, невыверенное и беспомощное просто отлично ложится на специфику жанра: проект пугает не страшной историей, не неожиданными скримерами, не откровенной расчлененкой, а именно тем, что мир жутко неприветлив к игроку. В этом и кроется магия игры: она переворачивает механику в пользу бестиария и делает ее максимально неудобной для игрока, чтобы показать ему суровую реальность и максимально отождествить с Себастьяном. Ведь я сомневаюсь, что (не дай Бог, конечно) попади вы в такой кошмарный мир, вы бы метко стреляли, ловко прятались и замечали на каждом шагу расставленные ловушки и капканы.

Радости:

  • Неприятная атмосфера
  • Местами достаточно суровый реализм
  • Проработанные локации
  • Умные и сильные противники
  • Разделение на эпизоды
  • Отличные звуки
  • Качественный перевод

Гадости:

  • Главный герой ну совсем беспомощный
  • Неудачный стелс
  • Небольшие технические недоработки
  • Сложно следить за сюжетом

Оценка: 8,9

Вывод:

The Evil Within – это не простое лекарство от скуки. Принимать его нужно исключительно по 1-2 эпизода за раз, тщательно смакуя каждый уголок, считая патроны и рассчитывая силы. Передозировка и правда может наступить достаточно быстро: у автора этих строк после трех часов игры подряд начинала болеть голова, а ночью донимали кошмары. Прогулка в других хоррорах после подобной механики точно покажется вам раем.

Обзор написан по PC версии игры.

Анатолий Валаханович

survival, шутер, экшен Обзор №179
Упоминаемые игры и серии: 
Evil Within, The

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в журнале "Виртуальные радости".