Обзор The Witcher [ВР]

Posted by Anuriel on декабря 30, 2007 - 00:00

Жанр: RPG
Разработчик: CD Project Red
Издатель: Atari
Издатель в СНГ/локализатор: ND Games/Новый диск
Похожесть: Two Worlds, Neverwinter Nights 2
Дата релиза: 24 октября 2007 г.
Минимальные системные требования: Pentium 4/Athlon 64 2.4 GHz, 1024 MB RAM, 128 MB 3D-card, 8.5 GB HDD
Рекомендуемые системные требования: Core 2 Duo/Athlon X2 64 3 GHz, 2048 MB RAM, 512 MB 3D-card, 8.5 GB HDD

Уверен, у каждого из вас найдется своя любимая фэнтезийная РПГ, честь и достоинство которой вы будете защищать, "не щадя живота своего": она может быть из серии TES, серии Gothic, серии NWN... А чего вы всегда ждали от своей любимой игры? Живого мира, мира, в который хотелось бы верить, в котором хотелось бы чуть ли не жить. Не спорю, каждая рпг в чем-то достигла этой цели, но вот заставить окунуться в волшебное средневековье с головой пока что не сумела ни одна из них. Ну не то! Мечи есть, файерболлы тоже, даже арбалеты в наличии — но не веришь. Как-то все несерьезно подавалось. Возможно, не хватало прочного фундамента в виде проверенной временем и множеством поклонников истории: правдивой и жизненной, способной увлечь не на день и даже не на два. Нужна была не просто красивая сказка про орков и гномов, эльфов и гоблинов... Нужна была правда. Так давайте же посмотрим ей в глаза — ведьмачьи глаза с вертикальными зрачками.

Обзор The Witcher [ВР]Жил-был в прекрасном королевстве благородный ведьмак Геральт, защищавший людей и нелюдей от порождений Тьмы... Хорошее начало, не правда ли? Романтика средневековья! А вот Анджей Сапковский написал совершенно иначе: жил-был ведьмак Геральт из Ривии, убивавший монстров и чудовищ за деньги, жили продажные короли и алчные рыцари, трусливые маги и похотливые менестрели... Все уже не так радужно, как показалось с первого взгляда. Но именно благодаря такому шокирующему откровению польский писатель и сумел завоевать доверие читателей. Ему удалось даже большее: он заставил нас поверить в созданный им мир. Потому что мир этот ничем, кроме декораций, не отличается от нашего: повсюду царят все те же грехи, что и века спустя...

Воспользовавшись успехами Сапковского и заручившись его же поддержкой, разработчики из CD Project стали создавать игру мечты многих — настоящую средневековую фэнтезийную рпг, такую же правдивую, как и ее книжный первоисточник. Ведь если вы повстречаете дородного алхимика — так обязательно большого охотника выпить и провести приятный вечерок со смазливой служанкой, если разговоритесь с, казалось бы, приятным на вид и остроумным тавернщиком — так тот окажется большим грубияном. Командир городской стражи втихую поигрывает в кости, а работящие кметы бьют друг другу лица за деньги... Вот такой он — мир Ведьмака.

Геральт из Ривии, Мясник из Блавикена
Анджей Сапковский

В первую очередь хотелось бы рассказать о нашем герое. Он один из тех немногих счастливчиков, кому удалось избежать смерти во время чудовищных мутаций — да, не удивляйтесь, именно так и рождаются ведьмаки: через муки и испытания, чтобы в дальнейшем стать грозным оружием против Тьмы. Но Геральт оказался особенным, одним из лучших, обретя славу по всему миру. Белый Волк, как стали называть его в народе, уже одним своим именем вызывал трепет, оставаясь, тем не менее, обычным человеком: пусть необратимо измененным, но все еще способным чувствовать и сопереживать. И не просто способным: бесстрастный ведьмак, как ни смешно, является воплощением всего того самого лучшего, что можно еще найти в людях. Мутант, который чувствует сильнее, чем вполне себе естественные обыватели. Этакая горькая ирония, авторская насмешка над жестокими реалиями... Вступительный ролик познакомит нас с одним из самых тяжелых заданий в жизни Геральта. Ему предстояло снять проклятие с королевской дочери... Уже предвкушаете историю из разряда "Белоснежка и семь гномов"? Все гораздо прозаичнее: принцесса оказалась обычной упырихой, терроризирующей жителей окрестных селений. Опять-таки отсылка к Сапковскому и его лишенному розовых очков видению жизни — уже роликом задается тон и стиль игры...

Обзор The Witcher [ВР]А играть нам предстоит за знаменитого ведьмака. Едва вы успеете насладиться сочными сюжетными видеовставками, как окажетесь в самом центре жаркого сражения. Разработчики быстро и умело знакомят нас с боевой системой, включающей в себя три типа атак, а также с доступной нам магией, которая имеет скорее вспомогательный характер. Вообще, вступительная глава является своего рода обучением: в ней рассказывается обо всех тонкостях геймплея. Например, важно будет изучить ветвистые древа умений и способностей, значительно упрощающих нам жизнь.

Интерфейс в игре прост и удобен, все необходимые меню можно в мгновение ока вызвать комбинацией shift+клик. Отдельное внимание стоит уделить дневнику: в нем собраны не только все ваши задания, но и различного рода полезная информация. Тут имеются сведения о ключевых персонажах, о различных монстрах и способах их умерщвления, об ингредиентах и рецептах для зелий и т.п. К слову, зелья (эликсиры) играют решающую роль в геймплее: без их помощи порой невозможно выжить, а эффекты от них самые разные. Например, эликсир "Кошка" подарит возможность без проблем видеть в ночи, а "Пурга" значительно улучшит ваши боевые характеристики. И это не говоря о самых простых зельях, ускоряющих регенерацию здоровья и маны. Варить зелья вам придется самим, собирая, как вы, думаю, уже догадались, ингредиенты. Добываются они с тел монстров, с растений, крадутся из сундуков обывателей. Заниматься алхимией позволено лишь во время медитации — своеобразного аналога сна, ну а уж уподобиться йогу можно у любого костра (который разжигается найденными вами кремнями) либо в таверне или в жилище у ключевого персонажа.

Персонажи, кстати, получились очень продуманными и оригинальными. И если наш герой так и пышет харизмой, то рядовые неписи ему ни в чем не уступают, будь то неотесанный кмет или заплывший жиром купец. Да и поведение их настолько реалистично, что порой заподозрить NPC в слепом подчинении скриптам и алгоритмам просто невозможно: в таверне посетители громко обсуждают последние сплетни, по улицам ходят жители, постоянно ворча что-то себе под нос и комментируя окружающее, вступают во вполне нормальные диалоги, прячутся под навесами от дождя, сетуя на непогоду... Их иногда не замечаешь, настолько они сливаются с миром, кажутся живыми. Да и сам мир не стоит на месте: погода и время суток динамично изменяются, позволяя насладиться самыми любопытными оттенками неба.

Но вернемся к нашему Белому Волку. Как уже было сказано, для выживания будут важны различные ведьмачьи эликсиры. И здесь кроется еще одна интересная геймплейная находка: далеко не все ингредиенты вы сможете добыть сразу. Сначала вам необходимо узнать о них всю нужную информацию: с каких монстров или растений их можно собрать. Делается это посредством прочтения книг, которые вы можете найти или купить у торговцев - иначе вы просто не сумеете обнаружить ингредиенты на теле поверженного монстра.

Довольно своеобразна в игре магия. Находя волшебные обелиски, вы будете изучать новые знаки: это и телекинез, и (как же без него) файерболл, и куда менее тривиальные воздействия на организм противника. Все знаки имеют ветвистые древа апгрейдов, которые добавляют всяческие улучшения. Кстати, на локациях спрятаны места силы, воспользовавшись которыми, вы на время увеличите мощь своих магических умений.

Обзор The Witcher [ВР]Еще несколько слов об алхимии. Понятно, что просто так зелья вы готовить не сможете — необходимы рецепты. Источниками вожделенных формул окажутся некоторые персонажи. Но можно и попытать счастья, смешав случайные ингредиенты. Эликсирами, однако, дело не ограничивается. Вы способны также готовить разнообразные взрывчатые вещества и, что очень важно, смазки для оружия, добавляющие полезные эффекты против определенного типа врагов. Зелья, что интересно, нельзя приготовить без жидкой основы (еще бы). В качестве нее используется либо специальный ведьмачий эликсир "Белая чайка", либо банальный алкоголь. В игре, кстати, можно напиться так, что походка станет напоминать скорее топтание на одном месте с попыткой удержаться в вертикальном положении, а уж если перепить, то наш подопечный завалится дрыхнуть под ближайшим кустом. Не удивляйтесь потом, что ваш кошелек стал заметно легче.

Инвентарь в игре прост и не требует изучения: любой предмет занимает один слот, ну а одинаковые вещи комбинируются в связки по десять штук. Оружие, однако, разрешено носить только на теле и только трех видов: два основных и одно вспомогательное, например, кинжал или факел. В бою не составит труда между ними переключиться, причем каждый инструмент умерщвления уникален по своим свойствам. Факелом, к примеру, можно не только освещать себе дорогу в ночи, но и поджигать надоедливых врагов.

Сам бой проходит очень зрелищно и переполняет кровь адреналином: экран трясется, Геральт устрашающе рычит, будто настоящий волк, перескакивая через врагов и уклоняясь от ударов. Имеется возможность серии атак, когда каждая из них наносит все более чувствительные повреждения. Сбитого с ног или оглушенного противника можно молниеносно прикончить, не размениваясь на честность в сражении, ну а разные типы боя — силовой, быстрый и групповой — привносят разнообразия в тактику.

В наших похождениях нам активно будет помогать ведьмачий амулет в виде ощеренной волчьей морды. Во время медитации эту вещицу можно настроить на обнаружение врагов либо магии, а уже в период бодрствования она оповестит о приближении к монстрам либо источникам силы.

В "Ведьмаке" есть и своя мини-игра — кости. Положившись на всесильный случай, можно быстренько сколотить себе неплохое состояние либо оставить все сбережения в кармане оппонента. В последнем случае у вас все еще будет шанс подзаработать, причем способ этот куда более присущ ведьмаку: в тавернах можно найти себе противников по кулачному бою. Не сказать, чтобы бой шел на равных (что сделает жалкий деревенский пьяница тренированному бойцу?), но свою толику интереса игре добавляет.

А теперь перейдем к самому главному — к сюжету. В литературной ценности его сомневаться не стоит, так как сценаристам помогал сам Анджей Сапковский. Мы встретимся со старыми персонажами, посмеемся над их так хорошо знакомыми репликами... Ламберт, к слову, ни капли не изменился и все так же едко именует Трисс сухим и официальным "Меригольд".

Интрига сохранится на протяжении всего прохождения, а концовок запланировано целых три. Причем то, какая из них вам попадется, зависит исключительно от сделанного вами выбора в той или иной ситуации — а возможность такая будет предоставляться постоянно. И ведь это не метание между "черным" и "белым". Нет, все далеко не так однозначно. Простая попытка помочь может в дальнейшем обернуться трагедией, проигнорировав же воззвание к вашей совести, вы не всегда останетесь в проигрыше.

...Ибо красота есть место, где глаз отдыхает
Обзор The Witcher [ВР]Чем "Ведьмак" разит в самое сердце, так это потрясающей проработкой игрового мира. Внимание к деталям вызывает прямо-таки слезы умиления. И не важно, где вы находитесь: в бывшей твердыне ведьмаков Каэр Морхене, или же в деревенской таверне — вы будете любоваться открывающимися красотами.

Скажем, тот же замок ведьмаков выполнен в точном соответствии с сюжетом повестей Сапковского: заброшенный, полуразрушенный, он служит чем-то вроде памятника былой славе борцов с чудовищами. Ведь когда-то давно невежество кметов послужило причиной падения твердыни: боясь "мутантов", на самом деле защищавших их от шуток природы и слишком опрометчивых чародеев, они совершили чудовищную ошибку... Уцелеть удалось лишь немногим ведьмакам. Как заметил польский писатель, "глупость всегда останется глупостью".

И левел-дизайнеры, оперируя столь богатой историей, выложились на полную при создании уже первой игровой локации. Растрескавшиеся потолки подпираются толстыми балками, повсюду царит хаос и беспорядок, лишь некоторые залы выглядят обжитыми: выжившие после облавы из года в год возвращаются сюда с учениками, пытаясь сделать из них своих преемников... Из расщелин в стенах по утрам льется мягкий свет, выхватывая из сырой тьмы помещений пыльные гобелены с изображенными на них подвигами ведьмаков, по ночам же крепость кажется угрюмым склепом: в коридорах все еще можно найти скелеты защитников и нападавших.

Упомянутая же мной таверна вообще является образцом потрясающей художественной работы. Дизайнеры учли все: вдоль стен стоят крепко сбитые столы и стулья, на полу кое-где разбросана солома, под потолком подвешены различные снасти, в углах примостились бочки с запасами съестного, а рядом — полки с длинными рядами самых разнообразных склянок. Впечатления, что оказался в задекорированном под таверну кубике, не возникает ни на мгновение, настолько тщательно проработан интерьер.

А уж попав в город — Вызиму — вы навсегда сделаетесь фанатом игры. С такой же заслуживающей уважения любовью к деталям выполнены все пространства в "Ведьмаке". И ты понимаешь, что являешься лишь гостем в этом мире, что он живет по своим законам: звезды на небе сменяются рассветом, по реке прокатываются небольшие волны (вода, конечно, немного напоминает ртуть — но этим грешат многие разработчики), вдали пролетают небольшие стайки птиц, слышен собачий лай, перебранки жителей... И ты во все это веришь, ты здесь начинаешь жить. Посему снимаю шляпу перед девелоперами за такую проработку мира: до них подобная атмосферность достигалась немногими.

The Witcher

Высокий уровень качества дизайна подкреплен и очень хорошей графикой: высокая детализация моделей и насыщенность красок так и приковывают взгляд. Благодаря этому мир кажется еще более живым, не напоминая пластиковую игрушку.

...Чародейка — хоть бы охнуть, а гадюка — трупом!
 знаменитый поэт Лютик, "Ведьмак"

Уверен, ценители творчества Сапковского будут приятно удивлены тем, что в игре полностью передан своеобразный юмор польского писателя: юмор умный и, опять-таки, очень правдивый. Люди же незнакомые с повестями о похождениях Геральта получат шанс воочию убедиться в волшебной силе смеха и шуток.

Никуда не денется и неподвластная цензуре правда жизни, присущая книжному прототипу игры. Речь идет и о бесстыдных стишках менестреля Лютика, и о крепких выражениях жителей по поводу и без оного... Геральт все так же охоч до прекрасного пола — причем в игре эта ведьмачья черта раскроется полностью.

В целом, разработчики очень тонко уловили стиль и настроение повестей Сапковского, избавив нас от лицезрения очередной бюджетной поделки "по мотивам": вселенная игры именно такая, какой ее представлял писатель, какой она казалась нам при прочтении книг. Поэтому ни один любитель фэнтези не смеет пройти мимо такой умной и легкомысленной, серьезной и саркастичной, жизнерадостной и трагичной игры...

***
Вот так неожиданно 2007-й год оказался богатым на откровения. Ближайшие географические соседи сначала обрадовали неунывающую армию геймеров долгостроем Сталкером (да-да, украинцы, это про вас), затем поляки негаданно-нежданно выпустили, не побоюсь этого слова, образцовую РПГ "Ведьмак". Следующий ход за нами? Посмотрим, что же нам приготовила VironIT в своей стратегии "Безмолвие" (см. стр.27)?

Радости:
Живой фэнтезийный мир
Оригинальная вселенная Анджея Сапковского
Интересный и интригующий сюжет
Отличная дизайнерская работа
Атмосферная музыка
Детально проработанные персонажи
Зрелищная система боя

Гадости:
Невозможность прыгать
Повсеместные "невидимые" границы на локациях

Оценка: 9,5

Вывод:

Тот факт, что разработчики вложили в игру все свое мастерство и умение, воздастся им сторицей: ведь нет ничего лучше признания среди фанатов и просто рядовых геймеров. Уверен, вы никогда не пожалеете о том, что приобщились к замечательной вселенной, созданной талантливым польским писателем и ставшей доступной всем.

Diamond

ролевая игра Обзор № 96 Witcher, The
Яндекс.Метрика