Обзор Psychonauts 2

on сентября 30, 2021 - 16:49

Жанр: экшен-платформер.

Разработчик: Double Fine Productions.

Издатель: Xbox Game Studios.

Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One, Xbox Series S/X.

Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i3-3225 или Phenom II X6 1100T, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 1050 или Radeon RX 560, 30 ГБ на жёстком диске.

Рекомендуемые: Win 10 64, Core i7-7700K или Ryzen 5 1600, GeForce GTX 1060 или Radeon RX 580.

Возрастной рейтинг: 13+.

Разпутин Аквато или просто Раз когда-то был обычным ребёнком с пси-способностями. Теперь он путешествует по миру и выполняет сверхсекретные задания одной из самых могущественных антитеррористических организаций планеты — Психонавтов. А началось всё с того, что Раз сбежал из семейного цирка, чтобы присоединиться к учебному лагерю «Шепчущий камень» для детей с пси-способностями. Здесь он повстречал новых друзей, наставников и даже остановил заговор по сбору детских мозгов, необходимых для питания батальона пси-танков. Всё это произошло 16 лет назад…

Обзор Psychonauts 2

В 2005 году молодая студия Double Fine выпустила оригинальных Psychonauts — проект, который получил крайне высокие оценки профильной прессы, стал культовым в определённых кругах и с треском провалился с точки зрения продаж. Игра не оправдала ожиданий ни издателя, ни самой студии, которая была основана выходцами из LucasArts во главе с самим Тимом Шейфером, создателем Day of the Tentacle, Full Throttle и Grim Fandango.

Анализировать причины провала первых «Психонавтов» можно долго. Тут и необычный сеттинг, и несколько странная визуальная стилистика, и простоватый для платформера геймплей, и сюжет на стыке абсурдной комедии, лёгкой сатиры и искренней драмы — всё это было не очень модно и не популярно в те времена. Особенно на фоне размашистых блокбастеров, типа F.E.A.R., Resident Evil 4 или God of War. Правда, вряд ли можно сказать, что сегодня оригинальные «Психонавты» стали бы стопроцентно массовым хитом, но то, что больше игроков, приученных к подобным авторским проектам, обратили бы на них внимание — факт.

Однако история не терпит сослагательного наклонения. Первые «Психонавты» почти похоронили студию Double Fine. За прошедшие 16 лет Шейфер со своей командой выпустили больше десятка игр, включая ремастеры старых хитов LucasArts, но об истории Раза в студии никогда не забывали.

Обзор Psychonauts 2

Если отбросить проект по мотивам оригинальной игры для iOS, то полноценным продолжением первых «Психонавтов» стала Psychonauts in the Rhombus of Ruin — небольшое приключение для VR-шлемов (доступно на PlayStation 4 и в Steam). Его события стартуют сразу же после финала первой части. Раз вместе с агентами Сашей Найн и Миллой Вандело отправляется спасать Трумэна Занотто – главу Психонавтов и отца Лили, девушки Раза – из лап зловещего учёного-дантиста Калигосто Лобото. Естественно, героям удаётся остановить негодяя Занотто, однако что-то идёт не так.

Глава Психонавтов никак не приходит в себя и теперь героям предстоит выяснить, в чём же дело. Собственно, с этого и стартует действие Psychonauts 2.

Раз, Саша, Милла, Лили, а также агент Морсо Олеандр проникают в разум Лобото в лучших традициях эпизодов с масками из «Миссии: Невыполнима» или открывающей сцены из «Начала» Кристофера Нолана. Естественно, всё идёт не так, как было задумано изначально. План срывается, но Раз проявляет задатки настоящего секретного агента, который может и выследить цель, и в рукопашной схватке одолеть сразу нескольких противников. В конце концов, герои узнают, что у Лобото был сообщник среди Психонавтов, который планирует вернуть к жизни колдунью Малигулу — ту самую ведьму, что затопила родину Раза, и по чьей вине его семья страдает гидрофобией.

Обзор Psychonauts 2

Чтобы не дать Малигуле возродиться, а также чтобы найти предателя и остановить надвигающийся конец света, Разпутину придётся разыскать шестёрку легендарных Психонавтов, которой когда-то уже удалось победить колдунью. Собственно, вокруг этих поисков и строится большая часть сюжета сиквела.

Если взглянуть на вторых «Психонавтов» через призму оригинальной игры, то за 16 лет мало что изменилось. Да, сиквел выглядит гораздо привлекательнее первой части, но с учётом технологического прогресса это совершенно неудивительно. И знаете, это просто великолепно. Игра стала визуально богаче, но с точки зрения механик перед нами всё тот же экшен-платформер, который больше рассказывает увлекательную и слегка безумную историю, чем бросает вызов хардкорным фанатам жанра.

У нас всё также есть хаб — основная локация, в которой можно пообщаться с персонажами, закупить ресурсы, просто немного передохнуть между заданиями, и которую можно исследовать в поисках каких-нибудь пасхалок и бонусов. Если в первой части хабом служил учебный лагерь, то в сиквеле им стала штаб-квартира Психонавтов, которая одновременно напоминает локации из мультфильма «Суперсемейка» и шоу «Маппеты». Ретро-футуристический дизайн вкупе с отсылками к шпионским фильмам, книгам и комиксам поддерживают нужный тон открывающей миссии и задают настроение на всю игру.

Обзор Psychonauts 2

При этом нельзя сказать, что «Психонавты 2» — это исключительно игра про шпионов. Нет, в ней намешано много всего. Сюжет обращается к множеству самых разных жанров: здесь нашлось место и абсурдной подростковой комедии, и романтике, и военной драме, и семейной истории, и даже психоделической музыкальной рок-постановке.

Всё это стало возможным только благодаря необычной концепции игры: как и в первой части, всё основное действие разворачивается в разуме человека, внутрь которого и проникает Раз. Делается это предельно просто: герой крепит на голову «жертвы» маленькую дверь, открывает её, и затем его пси-проекция проникает в разум. Ну, а так как разум каждого человека по-своему уникален, то и сеттинг каждого следующего уровня принципиально отличается от предыдущего.

Например, открывающий эпизод в мозге дантиста Лобото выполнен в духе стоматологической клиники. Одна локация напоминает парикмахерский салон, наводнённый вшами, а другая — яркий радужный трип по водопадам и облакам — самый музыкальный эпизод игры, передающий привет творчеству Pink Floyd.

Обзор Psychonauts 2

И хотя в каждой локации вас ждут уникальные игровые ситуации, в целом все они не выходят за рамки классического трёхмерного платформера. В Psychonauts 2 даже есть стандартное для жанра собирательство всяких коллекционных предметов на уровнях. Правда, в отличие от обычных кристаллов или монеток, нам предстоит собирать человеческие Вымыслы и искать бирки, для того чтобы отправить Эмоциональный багаж по назначению — да, речь идёт о реальных, но невероятно эмоциональных чемоданах для путешествий. Кроме того, на локациях можно найти потерявшиеся половинки мозга: если собрать две такие половинки, то Раз увеличит запас своего здоровья.

Но уровни — это гораздо больше, чем просто полосы препятствий, которые нужно проходить, с коллекционными предметами, которые необходимо собирать. Не только дизайн, но и препятствия на уровнях отражают личности тех, в чём разуме находится Раз. Так, проблемы с алкоголем у одного из персонажей превращают его подсознание в токсичное болото, где вы перемещаетесь по выброшенным бутылкам из-под джина.

Обзор Psychonauts 2

Разум другого, не менее важного для истории персонажа, сперва предстаёт в виде больницы, но затем, после необдуманных действий Раза, в него вторгаются мысли о выигрыше денег в казино. В результате герой оказывается в комнатах для пачинко, наполненных таблетками, где в качестве крупье выступают шприцы и баночки для анализов — зрелище нетривиальное, гротескное, но при этом авторскую метафору уловить и расшифровать довольно легко.

При этом уровней в стиле «ледяного мира», как в каком-нибудь Crash Bandicoot, здесь нет. Но ни в одном другом экшен-платформере вы не будете исследовать свадебный торт в разуме убитого горем вдовца. А одна из самых запоминающихся миссий в игре, вполне способная заставить вас пересмотреть ваше отношение к пожилым людям, разворачивается в стареющем, сломленном уме, где каждое воспоминание перемешивается с работой парикмахера, почтальона или дежурного по боулингу. И хотя сам по себе игровой процесс увлекателен, наблюдать во время прохождения этого эпизода за катастрофой человеческой жизни невероятно грустно и трагично.

Обзор Psychonauts 2

Возможно, такой подход делает сиквел «Психонавтов» более мрачным и зрелым, чем в своё время был оригинал, но он совершенно точно не превращает игру в фестиваль страданий в стилистике какого-нибудь Peggle. Нет, разработчикам удаётся сохранять баланс между душевными историями, драмой и совершеннейшим абсурдом, вроде бактерий, кричащих о вымирании противогрибковых и антибактериальных средств. Более того, лучшие уровни с точки зрения геймплея и вовсе далеки от драматизма и, как это было в оригинале, меняют правила игры. Например, один разум — это архипелаг, который нам предстоит исследовать в духе The Wind Waker, одной из частей «Легенды о Зельде». А ещё здесь есть пародия на Overcooked, где можно скармливать клубнику блендеру и пообщаться с яйцом, которое хвастается тем, как хорошо оно само себя сварило, и рассказывает, что вы с ним — отличная команда.

Пожалуй, в плане юмора Тим Шейфер, как сценарист, превзошёл самого себя. Однако история не обошлась без недостатков. Самым большим минусом стали интерны-соперники Раза. Если в первых «Психонавтах» дети-кадеты, с которыми сталкивался Разпутин в лагере «Шепчущий камень», были действительно запоминающимися и интересными, то в сиквеле все интерны просто с неприязнью относятся к главному герою, из-за чего сливаются в общую серую массу — настолько их характеры стандартны. И даже побочные миссии не добавляют этим персонажам каких-либо новых черт.

Обзор Psychonauts 2

Что же касается главных механик игры, то по сравнению с оригиналом управление стало более отзывчивым, а камера удобной. Пожалуй, вторые «Психонавты» — это самый дружелюбно-настроенный к игроку 3D-платформер за пределами консолей Nintendo.

Само собой, во второй части Разпутин обзавёлся парочкой новых пси-приёмов. Например, в начале игры он овладеет Ментальными связями, с помощью которых можно менять мысли людей. На этой фишке построена часть головоломок, в том числе сюжетных. Кроме того, Ментальные связи позволяют цепляться за определённые мысли и перемещаться между ними, словно с помощью крюка-кошки.

Также в арсенале Раза есть Телекинез, который пригодится для поднятия и перемещения объектов, Пси-Выстрел, наносящий урон врагам, Ясновидение, позволяющее взглянуть на мир глазами других людей или животных, Пирокинез, выпускающий огонь, Левитация для высоких прыжков, Проекция для отвлечения врагов и Временной пузырь для замедления объектов и противников.

Обзор Psychonauts 2

Все эти способности нужны и важны. Часть — для решения загадок, часть — для сражений, а некоторые и для того, и для другого. Например, тот же Пирокинез позволяет не только эффективно расправляться с липкими Сомнениями, но и поджигать различные объекты на уровнях, открывая таким образом тайные проходы.

Сражения, к слову, во вторых «Психонавтах» были переработаны. Они стали проще. Отчасти за счёт более удобного управления, а отчасти за счёт доработанных уклонений и автоприцеливания. А ещё в сиквеле появилось больше разнообразных врагов, которые позволяют в полной мере раскрыть весь потенциал пси-способностей Раза, так как у каждого типа противников есть уязвимости к тому или иному умению. Те же Панические атаки — невероятно быстрые, поэтому их сначала необходимо замедлить, а чтобы одолеть Плохое настроение, нужно предварительно отыскать его источник с помощью Ясновидения.

Обзор Psychonauts 2

А вот улучшение пси-способностей, да и в целом прокачка Раза, включая ранги персонажа, кажется уже излишеством, от которого авторы спокойно могли отказаться. Так, выполняя задания и собирая Крупицы мудрости, Разпутин повышает свой ранг Психонавта. За каждый ранг даются специальные очки, которые можно использовать для повышения уровня способности. Например, тот же огонь от Пирокинеза будет дольше гореть и наносить больше урона, а прокачанный Пси-выстрел позволит стрелять более мощными зарядами. Да, это всё полезно, но необязательно, особенно учитывая, что Psychonauts 2 — довольно простая игра, в которой даже битвы с боссами зачастую больше напоминают головоломки, а не полноценные схватки. Да и самих сражений, откровенно говоря, в игре не так много. Это делает тот же пост-гейм несколько странным, так как после сбора всех Вымыслов, типа коллекционных предметов, враги на локации перестают появляться. Таким образом, нет никакого смысла во всех тех усилениях, которые можно было открыть по ходу игры, ведь их просто не на ком будет использовать.

Сам же пост-гейм в «Психонавтах 2» служит ещё и эпилогом, во время которого Раз может пообщаться с другими героями и заглянуть в ранее недоступные части уровней. Предвкушая вопрос — все Вымыслы на локации можно собрать за её первое прохождение.

Обзор Psychonauts 2

В общем, пост-гейм и система прокачки в Psychonauts 2 выглядят уступкой современным трендам и своеобразными условностями, без которых, кажется, сегодня не может обойтись ни одна игра от крупного издателя. А за выпуск проекта, на минутку, отвечает Xbox Game Studios. И да, вторые «Психонавты» — это действительно мейнстримная игра. Настолько, насколько вообще игра от Double Fine может быть мейнстримной. Однако это не делает её плохой или хуже оригинала. Она просто чуточку другая… более взрослая. Как в плане сюжета, так и в плане геймплея. И здесь нет ничего удивительного: за 16 лет разработчики набили руку на других проектах и сами стали более зрелыми. Да, перед нами всё ещё откровенная идиотия, но идиотия гораздо более осмысленная, а темы, которые поднимает и, что самое главное, раскрывает игра, гораздо более человечные и осязаемые.

Если бы «Психонавты 2» оказались хотя бы вполовину так же хороши, как оригинал, то это уже стало бы огромным достижением. Но сиквел выступил на уровне оригинала, не уронил планку качества и даже в чём-то его превзошёл, а значит 16 лет ожидания всё-таки были не напрасными.

Радости:

  • Увлекательный сюжет
  • Запоминающиеся персонажи
  • Баланс юмора и драмы
  • Арт-дизайн и саундтрек
  • Интересные сражения
  • Удобный платформинг

Гадости:

  • Лишняя прокачка
  • Скучноватый пост-гейм

Оценка: 9,0

Вывод:

Невероятно увлекательное путешествие в лучших традициях игр от Double Fine, Тима Шейфера и даже старой-доброй LucasArts середины 1990-х. Если вы ищете интересный сюжет, приправленный запоминающимися персонажами, лёгким безумием и разнообразными игровыми ситуациями, то ни в коем случае не проходите мимо. Psychonauts 2 — «штучный товар».

Обзор сделан по PC-версии игры.

Максим Данилюк

 

Нужно ли проходить первых «Психонавтов»

«Психонавты» вышли 16 лет назад, а Rhombus of Ruin вообще не выбралась за пределы виртуальной реальности, поэтому многие задаются вопросом: стоит ли браться за сиквел, если не играл в прошлые игры, или их надо обязательно пройти?

Отвечает Тим Шейфер, сценарист и руководитель разработки Psychonauts 2:

Мы сделали специальный анимационный ролик в самом начале игры. В нём рассказывается вся история первой части и Rhombus of Ruin, потому что даже для людей, которые в них играли, это было как минимум 5 лет назад. А многие и вовсе не перепроходили Psychonauts с момента релиза. Прошло больше 15 лет! В общем, посмотрите ролик: в нём всё, что вам нужно знать, а ещё он очень красивый.

 

платформер, экшен Обзор №257
Упоминаемые игры и серии: 

Яндекс.Метрика