Тим Шефер
В одном из интервью Гейб Ньюэлл из Valve высказал мысль о том, что в будущем игроки сами будут оплачивать разработку любимых проектов. Так вот, друзья, это будущее, кажется, уже наступило, а называется оно Kickstarter. Суть программы в следующем: люди, заинтересованные в создании какой-либо игры, могут перечислить некоторую сумму на счет разработчиков, получив взамен законченную версию игры и сопутствующие материалы. Одним из «первопроходцев» этой системы стал Тим Шефер, который по-доброму попросил фанатов своего творчества спонсировать разработку нового проекта студии Double Fine Productions. Изначально целью разработчиков было собрать $400 тыс., однако щедрые поклонники не усомнились в таланте Шефера и отдали больше $3 млн.! Четверо из них даже раскошелились на $10 тыс., получив, помимо игры и различной продукции, возможность пообедать с Роном Гилбертом и Тимом Шефером и прогуляться по офису Double Fine.
Успех этого предприятия подтверждает две вещи. Во-первых, конъюнктура рынка цифровых развлечений давно установилась, и большие издатели не хотят спонсировать самобытные проекты (именно поэтому сотрудники Double Fine и обратились к услугам Kickstarter). А во-вторых, Тим Шефер имеет достаточный кредит доверия, чтобы игроки покупали его продукт еще на этапе разработки. И на то есть свои причины.
Шефер родился 26 июля 1967 года в местечке Сонома, что в Калифорнии, США. В детстве Тим увлекался видеоиграми и многие часы проводил за Atari ST, которую ему подарил отец. После окончания университета в Беркли в 1989 году Шефер долго не мог найти работу - отсылая резюме во многие компании, он получал в ответ стандартную формулировку «Мы вам позвоним». После бесконечных скитаний в поисках вакансии Тим случайно наткнулся на объявление Lucasfilm Games (в будущем – LucasArts) о том, что компании требуется программист и сценарист диалогов.
Первым проектом для Шефера стал юмористический квест The Secret of Monkey Island, высмеивающий штампы пиратской романтики. Во время разработки Тим занимался программированием и написал львиную долю комичных диалогов, которые стали одним из самых ярких достоинств всей серии. Примечательно, что Рон Гилберт, руководитель проекта, под впечатлением от диснеевского аттракциона «Пираты Карибского моря» изначально хотел сделать предельно серьезную игру про флибустьеров, однако влившиеся в коллектив Дейв Гроссман и Тим Шефер убедили его сменить ракурс на смешные ситуации и нелепых персонажей.
Действие игры разворачивается на островах Карибского архипелага, а главным героем является простой парень по имени Гайбраш Трипвуд, отчаянно стремящийся стать пиратом. Для достижения цели от Гайбраша требуется выполнить задания трех морских волков: один просит найти клад, другой - победить мастера клинка в словесном поединке, а третьему нужен идол из дома губернаторши острова Элейн Марли. Однако злой пират ЛеЧак похищает Элейн и отвозит ее на остров Обезьян. Гайбраш, питающий теплые чувства к губернаторше, устремляется в погоню.
Незамысловатость истории полностью окупается без малого гениальными диалогами, комедийными персоналиями и необычными ситуациями, пестрящими искрометным юмором. Титульные словесные перепалки стали, пожалуй, самым запоминающимся элементом The Secret of Monkey Island, ведь ни в одной другой игре нет дуэлей между пиратами, в которых разбойники подкалывают друг друга не шпагами, а остроумными выражениями, не дающими оппоненту ни единого шанса на реабилитацию в глазах товарищей.
Следующим квестом Шефера стал Monkey Island 2: LeChuck’s Revenge, который появился на полках магазинов в 1991 году. Разрабатывать сиквел начали сразу же после выхода оригинала, однако немного в другом составе. Дело в том, что Дейва Гроссмана перенаправили на создание другого квеста от LucasArts – The Dig. Правда, через некоторое время он вернулся в прежний коллектив и начал посильно помогать коллегам.
Игра начиналась со сцены, в которой Гайбраш висел на веревке над пропастью и рассказывал Элейн, как же так все получилось. По сути, весь сюжет был построен на рассказе пирата-неудачника о своих злоключениях, которые привели его в такое неудобное положение (в прямом смысле). В поисках величайшего сокровища пиратов Гайбраш наткнулся на правую руку ЛеЧака - Ларго ЛаГранда, стремящегося воскресить своего командира (напомним: в первой части серии Трипвуд убивает злодея в финальной сцене). Разумеется, это не сулит ничего хорошего. ЛаГранд крадет у Гайбраша бороду ЛеЧака и возвращает к жизни злостного главаря флибустьеров с помощью магии Вуду. После этого Трипвуд обращается к гадалке, которая поведала ему, что единственный способ остановить ЛеЧака – найти то самое сокровище.
С этого момента начинается, пожалуй, одно из самых интересных и карикатурных приключений, которое только можно себе представить. Обернутые в Шеферовский юмор пиратские клише превращаются в комичные мизансцены, запоминающиеся примерно навсегда. По мнению многих, Monkey Island 2: LeChuck’s Revenge – лучшая игра в серии и один из самых выдающихся классических квестов.
После окончания разработки Monkey Island 2 Рон Гилберт уходит из LucasArts, но оставляет бывшим коллегам наброски своей новой игры. Шефер и Гроссман сразу берутся за дело - и уже через два года в печать уходит феноменальная адвенчура Day of the Tentacle, неофициальный сиквел опередившего свое время квеста Maniac Mansion. Чтобы понять сюжет «Дня щупальца», требуется знать историю оригинала. На поле рядом с особняком, в котором живет семья ученого, падает метеорит с инопланетянами, после чего в округе начинают пропадать люди. Однажды исчезла девушка из команды поддержки, и ее парень, собрав друзей, наведывается к обезумевшему ученому, в доме которого находит свою пассию, зеленых человечков и двух щупальцев – Зеленого и Фиолетового. Примечательно, что в зависимости от выбранных в начале игры друзей (всего их шесть, но выбирать можно только двух из них) зависит прохождение и концовки.
История Day of the Tentacle продолжает сюжет Maniac Mansion. Через несколько лет ученый придумывает агрегат, с помощью которого можно загрязнить близлежащую реку. Однажды Фиолетовый щупалец отхлебывает из этой машины и мутирует – у него повышается интеллект и появляется стремление поработить всю планету. Узнав про эти планы, ученый связывает двух щупальцев у себя в подвале. Ни в чем не повинное Зеленое щупальце с помощью хомяка посылает письмо Бернарду Бернулли, одному из персонажей Maniac Mansion. Тот зовет своих друзей – студентку Лаверн и участника рок-группы Хоги – и направляется прямиков в особняк доктора, где освобождает щупальцев. Поняв, что совершил ошибку, Бернард находит ученого, который отправляет всех троих в прошлое на день назад. Однако все пошло не так, как задумывалось, и друзей разметало по разным временным зонам. Бернард остается в настоящем, Хоги попадает во времена подписания Декларации независимости США, а Лаверн отправляется в будущее, где властвуют щупальца. На взаимодействии трех персонажей в трех временных промежутках строится весь геймплей. Например, если в Декларацию независимости внести поправку, обязывающую каждого американца иметь в подвале пылесос, то это сильно поможет Лаверн в будущем, и так далее.
Day of the Tentacle был по достоинству оценен прессой и игроками и является одним из самых сложных квестов в истории по причине совершенной абсурдности головоломок. Но в этом был какой-то шарм, ведь вся игра была небанальным и запутанным приключением во времени, которое, по версии весьма уважаемого сайта adventuregames.com, находится на первом месте в списке лучших адвенчур в истории.
Следующим проектом Шефера слал Full Throttle, приключенческий квест, повествующий о нескольких днях из жизни байкера Бена. Главный герой впутывается в историю с убийством владельца компании по производству мотоциклов и попадает под подозрение. Чтобы вновь вернуться к нормальной байкерской жизни, ему предстоит вывести на чистую воду вице-президента корпорации.
Поскольку Full Throttle изначально была личной игрой Тима, которой он занимался в свободное время (и только после ее стали разрабатывать в LucasArts), продолжительность ее небольшая. Однако скупой хронометраж искупает плотность действия – игра проходится на одном дыхании и оставляет после себя массу положительных эмоций.
Как-то Тим обмолвился, что пытается создавать игры, непохожие на предыдущие, и к случаю с Grim Fandango этот тезис подходит как нельзя лучше. После брутального Full Throttle на свет появилась интеллигентная история про скитания усопшего по загробному миру в поисках Девятого мира, в котором все мертвые завершают свой путь. Нехарактерное для Шефера (да и для индустрии в целом) сочетание нуара, тонкого юмора и трехмерной графики в квестах сыграло с Grim Fandango злую шутку – игра полностью провалилась в продаже, ведь в то же время появились такие мастодонты, как Unreal и Half-Life, но нахватала уйму наград от прессы и получила титул «Лучшая приключенческая игра года» от издания IGN.
После Grim Fandango Шефер уволился из LucasArts и основал собственную студию Double Fine Productions, которая начала заниматься созданием психоделического платформера Psychonauts. Разработка порядком затянулась, зато в итоге игроки получили необычный и запоминающийся проект, повествующий о мальчике с пси-способностями Разпутине, который попал в специальный лагерь, где тренируют детей с такими же умениями. Объяснить геймплейную сущность «Психонавтов» довольно сложно. Номинально это платформер, где главный герой бегает и прыгает по разным уровням. Вот только уровни эти не совсем обычные – используя свои навыки, Разпутин может влезать в голову к разным людям и превращать их мысли и воспоминания в мудреные локации. Так, например, забравшись в сознание к военному, Раз обнаруживает там поле боя с минами, взрывами и пушками. Игра вышла в 2005 году и была замечательно принята как критиками, так и обычными игроками.
Еще до окончания работы над «Психонавтами» Шефер начал разрабатывать хэви-метал экшен Brütal Legend, который рассказывал историю Эдди Риггса, гастрольного механика, занимающегося установкой оборудования. В один не самый удачный момент на Эдди падает декорация, и его кровь попадает на пряжку ремня, которая является древним талисманом. После этого Эдди переносится в параллельный мир тяжелого рока и метала, где приходится сражаться при помощи гитары, наигрывая разные композиции врагам. Разумеется, в такой игре не обошлось без участия таких рок-звезд, как Лемми Килмистер, Джек Блэк, Роб Хэлфорд и Оззи Осборн.
Brütal Legend стала последним большим проектом Тима Шефера. Далее он будет заниматься только небольшими скачиваемыми играми вроде Costume Quest, Stacking и Iron Brigade. По признанию самого Тима, большинство издателей просто не хотят финансировать его неординарные игры, поэтому участие в Kickstarter было вполне логичным шагом – фанаты, в отличие от боссов корпораций, всегда заинтересованы в самобытных играх от маститого разработчика.
Александр Михно