Обзор Splinter Cell 3: Chaos Theory

Posted by Anuriel on февраля 28, 2006 - 00:00

Жанр: steath-action
Разработчик: Ubisoft Montreal/Ubisoft Annesy
Локализатор: МиСТ ленд — ЮГ
Издатель в странах СНГ: GFI / Руссобит-М
Дата выхода локализации: уже в продаже
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Похожие игры: серия Splinter Cell
Минимальные требования: Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц, 256 Мб памяти, 3D-ускоритель с 64 Мб памяти (PS 1.1), 4 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования: Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц, 512 Мб памяти, 3D-ускоритель со 128 Мб памяти (PS 3.0), 4 Гб на винчестере

ПоSplinter Cell 3: Chaos Theoryжалуй, у каждой игровой консоли есть свой символ. Усатый водопроводчик Mario в продуктах компании Nintendo, колючий Sonic, мгновенно ассоциируемый с Sega — это не просто игровые персонажи, при их упоминание в голове каждого игрока всплывает целая эпоха игростроения. На закате своего существования платформа Xbox снова недвусмысленно заявляет: у нас, де, тоже, как у людей, все честь по чести. И я не побоюсь ошибиться, назвав символом "секретного ящика" мистера Сэма Фишера (будь у Chief'a из Halo черный костюм и стильная зеленая "шляпка" — этот тезис, конечно, был бы спорным, а так...). В третий (и в последний — для Хbox'a первого разлива) раз явился он на наши экраны, чтобы наглядно продемонстрировать занятную истину: спец-агенты — они как коньяк, с годами только крепчают.

Стараниями локализаторов (подробней читайте в рубрике "новинки локализаций") времени заготовить транспаранты "Мы снова рады видеть тебя, Сэм!!!" должно было хватить всем. Ну что ж, встречаем.

Встречаем по одежке
С беспрестанным развитием графических технологий (и покупкой новой видеокарты, ага;) все чаще ловлю себя на мысли, что прописная истина "графика в играх — не главное" на текущий момент уже одной ногой в могиле. Как знать, может к тому моменту, когда почтенный читатель будет вдыхать запах свежих типографских чернил, приверженцы hi-tech по всему миру будут справлять по болезной истине поминки. Прогресс, идущий семимильными шагами (в прошлом году шанхайское отделение Ubi он просто переступил — cудя по графической составляющей SC: Pandora Tomorrow), не преминул зайти к старым знакомым из Ubi Soft Montreal.

Начиная с момента первого запуска и заканчивая финальным роликом, не можешь поверить, что одна из самых графически совершенных PC-игр'2005 не только пришла к нам с консоли прошлого поколения, так еще и базируется на основе престарелого Unreal Warfare.

Перво-наперво в глаза бросается сочетание четких текстур и повсеместного бамп-мэппинга. Это великолепие одинаково органично вписывает в антуражи горной резиденции на японском острове Хоккайдо, техногенные офисы Дисплейс и руины оказавшегося в военном положении Сеула... Старый недостаток в виде низкой интерактивности изжить так и не удалось, но количество и качество пускай и "приклеенных" деталей окружения заставляют снять перед дизайнерами шляпу.

И если в DooM 3 преследующая главного героя тьма позволяла проекту быть "лишь" технически совершенным, то в случае с Chaos Theory мы имеем по- настоящему красивую игру. Моделям, само собой, тоже досталось. Но здесь все обстоит уже не так радужно. Блестящая кожа всех без исключения персонажей заставляет усомниться в их приверженности правилам личной гигиены, а глаза навыкате — так и вовсе в психическом состоянии. При этом анимация снова на высоте. Четкие, плавные, грациозные движения Фишера (с учетом того, что motion-capture опять не использовался!) и его же серьезные-свирепые-веселые рожицы время от времени приводят в щенячий восторг. Не подкачали и всяческие спецэффекты. Реалистичная вода, стекающая с костюма подконтрольного шпиона под проливным дождем, рассеянный свет световых шашек, едкий дым соответствующих гранат, подымающийся к потолку пар в японской купальне — все эти детали просто-таки заставляют забывать о задании и, отключив жизненно необходимые визоры, просто пялиться в монитор завороженными глазами.

Игра тени и света (а в нашем контексте — жизни и смерти) так же не вызывает ничего, кроме положительных эмоций.
Удивлю ли я кого-нибудь, сказав, что за красоту приходится платить, да не абы чем. Творцы из Ubi на этот раз решили эпатировать почтенную публику в нашем лице, включив в игру поддержку пиксельных шейдеров версий исключительно 1.1 и 3.0. А это значит, что если вам захочется высококачественных мягких теней, красивой воды и HDR-освещения, то путь у вас всего один, а именно — в магазин за новой видеокартой. Понятно, что этот шаг был сделан навстречу игрокам с устаревшими системами, но его оправданность — под огромным вопросом. Ведь обладатели видеокарт MX-класса поиграть все равно не смогут, ну а владельцы "джифорсов" пятого поколения/"радеонов" 9xxx серии едва ли будут рады видеть невзрачную картинку при неплохих аппаратных возможностях.

Теория хаоса
Splinter Cell 3: Chaos TheoryПредположу, что многие не читывали творений камрада Клэнси. Поэтому введу в краткий курс дела. Человек, чье имя мы с завидным постоянством видим перед названиями игр серий Rainbow Six, Ghost Recon и Splinter Cell, в нашей с вами индустрии вообще случайный, хотя многие "непросвещенные" свято верят, что значимость его близится к персоне Сида Мейера. На самом же деле Клэнси — автор ширпотребных шпионских боевиков, в основе которых — маразматичные сюжеты "о доблестных американских спецподразделениях и злых иванах из сами-знаете-какой-страны". Сюжеты игр, выходящих под брендом Tom Clancy's, с творениями вышеозначенного товарища, слава богу, имеют мало общего.

Итак, 2007 год. Северная Корея находится на грани войны со своим южным соседом. В случае войны Южную Корею поддержат Япония и США, а на стороне КР выступит Китай, поэтому локальный конфликт, случись ему разразиться, имеет все шансы перерасти в Третью Мировую. Пока дипломаты всех пяти стран пытаются прийти к консенсусу, с территории СК выпускается ракета, которая без особых трудностей потопляет основное боевое судно США в Желтом море, крейсер Уолш. А происходит это по одной простой, но очень весомой причине — непосредственно перед атакой вся электроника на корабле "умерла", вследствие чего суперсовременный боевой корабль остался совершенно беззащитным.

Незадолго до вышеозначенных событий панамскими революционерами (борцами за свободу "по идее", и обычными террористами "по жизни") похищается некто Уго Лассердо, разработчик суперсекретных военных кодов Масса, полезность которых для "борцов за свободу" под большим сомнением. Само собой, Фишер забрасывается на Панаму для выяснения мотивов похищения. А уж следы его ведут непосредственно к уничтоженному крейсеру... Сюжет Chaos Theory благополучно отошел от набившей оскомину схемы "убей в конце игры злого дядьку, которого тебе показали в начале". Персона главного злодея раскрывается лишь в финальной миссии. А до этого момента придется изрядно повозиться с теми самыми революционерами, столкнуться с национальной гвардией родной страны, половить "ведьм" в собственных рядах, сразиться с северокорейской армией и японскими спецподразделениями... Пускай, историей Metal Gear Solid (он вообще ближе к бразильским сериалам, чем к стэлс-экшенам), с которым приверженцы PS2 не устают сравнивать Splinter Cell, здесь и не пахнет, но сюжет стал по-настоящему интересным и непредсказуемым, чего так не хватало предыдущим частям серии.

Подача сюжета — отдельный разговор. О текущих событиях повествуется в уже привычных видеороликах между миссиями, все нюансы выясняются у специалистов на базе: появилась возможность поговорить с нашим начальником Ламбертом, хакершей Гримсдотер и оружейником Реддингом непосредственно перед отправлением на задание. Ну и во время миссий едкий юмор и обоюдные "подколки" в диалогах с Грим (" — Вот что значат технологии Wi-Fi, Сэм. — Мне этого не понять, Грим, я из поколения Hi-Fi. — Это что, такая китайская группа?" и циничные приказания Ламберта ("Ты спас одного пилота, Сэм, хотя я тебе этого не приказывал. Ну зачем тебе второй? Выполняй задание!!!") не дадут соскучиться и загрустить. Ну и фраза Фишера "В следующий раз вы пойдете на задание, а безумные планы, сидя на базе, буду придумывать я" является достойным финалом достойной игры.

Stealth-Shooter
Splinter Cell 3: Chaos TheoryОсновная черта (ну, кроме разнообразия интерьеров;) всех 11 карт третьей части — это возможность проходить их разными путями. Нет, обещанная разработчиками нелинейность, как и прежде, отсутствует, но и количество путей прохождения наконец-то сдвинулось с мертвой отметки "1". Кого убить, а кого оставить в живых, пойти напрямую, пролезть по вентиляции или "подполью", проникнуть в здание через входную дверь, окно или крышу — выбор теперь только и только за вами, и если в предыдущих играх серии он был, скажем мягко, фантомным (т.е. даже будь налицо n путей прохождения конкретной локации — на деле правильным являлся всего один, самый очевидный, а остальные же были бутафорией), то теперь все найденные вами варианты можно смело опробовать в деле, не боясь уткнуться в невидимую стену.

Количество поднятых тревог влияет теперь лишь на финальный рейтинг (напомню, что раньше после трех, а на некоторых картах — сразу после первой выполнение миссии сворачивалось) да на озлобленность противников (ну и Ламберта, само собой) по отношению к вам.

Вообще, в Chaos Theory прослеживается м-м-м... нет, не деградация, но упрощение во всем. Например, гоняться за глазными яблоками конкретных противников больше нет смысла — теперь абсолютно любая электронная система, будь то сканер, компьютер или кодовый замок, в считанные секунды взламывается. Аналогичная ситуация и с запертыми дверями — можно не тратить время на возню с отмычками, а просто выломать их появившемся в нашем арсенале десантным ножом. И ладно бы в этом была хоть какая-то необходимость — так нет же, подобное нововведение присутствует исключительно для ускорения прохождения.

С системой боя — такие же пироги. Теперь нет ровным счетом никакой необходимости, нервозно озираясь по сторонам, подкрадываться со спины к противнику для того, чтобы вырубить его локтем: подойдете вы с фронта, или с тыла — после нажатия левой или правой кнопки мыши Сэм легким и непринужденным движением зарежет/вырубит любого супостата.

Не успеваете добежать до противника? Не беда, фирма припасла специально для вас снайперскую винтовку и дробовик (sic!). Единственный сдерживающий фактор не устроить бойню — это личная мотивация. Потому как даже обстоятельства способствуют — убивать запрещено лишь на паре карт. То, что могло присниться адепту тайного учения stealth лишь в страшном сне, в Splinter Cell 3 стало суровой реальностью: на скрытность можно забить, проходя уровни победным маршем и оставляя за собой горы трупов, чему даже максимальный уровень сложности не помеха.

Даже два новых акробатических приема — и те направлены непосредственно на устранение противника: это описанный в гайде по Versus сплит-граб (повисаем на перилах и перекидываем через них проходящих мимо противников) и возможность ломать шею врагу, повиснув на трубе. Но, знаете, оба способа убиения — сплошное позерство. Если уж собрались убивать, то дробовик вам в этом поможет куда сильнее.

Впрочем, про "правильных" игроков тоже не забыли. Выберите скрытный стиль — и вас ждет много уморительных диалогов, похвала от начальства и высокий рейтинг по прохождении. Поверьте, амплуа техногенного ниндзя принесет вам 10 часов ни с чем несравнимого удовольствия.

Splinter Cell 3: Chaos Theory

Три в одном
По большому счету, цифра после названия Splinter Cell означает количество игр, ждущих вас в одной коробке;). Так, в Pandora Tomorrow можно было увидеть две абсолютно разные игры, а именно, неказистый сингл и оригинальнейшую мультиплейерную забаву Versus. О Versus'e, который с небольшими изменениями перекочевал в третью часть, можно подробно прочитать в октябрьском номере ВР за 2005-й год. А новинкой на этот раз стал мультиплейерный режим Coop. Нам дается полдесятка абсолютно новых(!) карт, целиком и полностью оборудованных для совместного прохождения двумя игроками. Необходимость в синхронном взломе замков, постоянной взаимопомощи и тимплее, даже совместные комбо-атаки прилагаются. Помножьте обещанное в предыдущем пункте несравнимое удовольствие на 2 — и вы поймете, что же такое Coop.

Стоит, правда, отметить, что на момент выхода версии 1.00 о каком бы то ни было удовольствии в принципе можно было только мечтать. Полнейшая забагованность с одной стороны, и лежащие в дауне интернет-сервера исключали саму возможность игры. Разумеется, более ста мегабайт оперативно выпущенных патчей исправили положение...

Провожаем по уму
Что же мы имеем? Великолепное графическое исполнение, прекрасно вписывающиеся в игровой процесс трип-хоп трэки за авторством Амона Тобина, неплохой интригующий сюжет, наконец, лоск, присущий только дорогим качественным проектам, но представлены они в немного нелепом сочетании с минимумом новых идей и повальным упрощением старых. И что же в итоге?

Оценка: 8
Почему не [заслуженная] девятка? Не делайте большие глаза и не удивляйтесь, господа читатели. Для того чтобы до конца понять, чем обусловлена эта оценка, представьте, что под громким именем Q4 вышел бы не абсолютно новый проект, а старый-добрый Q2 на новом движке. Хит? Вне всякого сомнения. Шедевр? Конечно, нет. Все, что может предоставить SC3, мы уже видели два года назад. По большому счету, перед нами своеобразная "работа над ошибками". После прохождения воображение услужливо подсовывает образ: вся команда разработчиков, растянувшись в блаженной улыбке, во весь голос заявляет: "два года назад мы могли сделать еще и вот так". Если бы не два шедевральных мультиплейерных режима — я, как человек, скушавший свору собак на серии Splinter Cell, выше семи просто бы не поставил.

TraiL

stealth, экшен Обзор № 74
Упоминаемые игры и серии: 
Splinter Cell

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".