Обзор Splinter Cell

Posted by Anuriel on апреля 30, 2003 - 00:00

Игра: Splinter Cell
Разработчик: Ubi Soft Montreal
Издатель: Ubi Soft Entertainment
Жанр: Stealth TPS
Системные требования: P3-800, 256 MB RAM, 64 MB VRAM, DX9.0, 1.6 GB free space

Splinter CellПродолжается издание игр, созданных по мотивам многочисленных книг Тома Клэнси. Ни одной из них мне, к сожалению, почитать не довелось, более того — до этого времени я старательно избегал знакомства с игропроектами, так или иначе завязанными на этой теме. Не знаю почему, но тактические шутеры никогда меня не привлекали, и не знаю, взял бы я в руки Splinter Cell хоть когда-нибудь, если бы однажды не услышал, что эта игра мало похожа на все остальное, что выходило с неизменной таинственной припиской "Tom Clancy's" в начале. А так — решил посмотреть. И знаете что? Ничуть не разочаровался, так как эта игра не только принесла много нового — и в идейном плане, и в исполнении, но и напомнила кое о чем старом, добротном, захватывающем — поэтому и не забытом. Но давайте по порядку.

Как и все предыдущие игры от Тома, Splinter Cell также повествует о секретных спецслужбах, их агентах, невыполнимых заданиях и спасении всего мира от зловещих террористов и прочей напасти. В данном случае главгерой — просто-таки супермен Сэм Фишер (Sam Fisher), работающий на секретный отдел разведки США под названием The Third Echelon, человек уже немолодой, с огромным опытом работы, в чем-то циник. Женат (ну, или был), имеет дочь. В двадцать первом веке весь мир (т.е. мир из Splinter Cell) с интересом наблюдал за событиями, разворачивающимися в Грузии, — государственный переворот с опорой на войска, полная смена руководства, и к власти приходит новый политик — Kombayn Nikoladze, он же Комбайн (что ж, достойное имечко). Естественно, огромный интерес этот человек и события, с ним связанные, представляли для разведки США — особенно после того, как через несколько дней после переворота пропали два тайных агента США, находящиеся в Грузии на задании. Именно так Сэм и получил свое следующее назначение — для начала выяснить, что случилось с двумя коллегами. Нетрудно догадаться, что это исчезновение есть лишь верхушка айсберга — самая малость из тех сюрпризов, что приготовило миру новое Грузинское руководство.
Такая вот не очень оригинальная завязка, да и последующие сюжетные события не шокируют своей непредсказуемостью, однако это лучше, чем просто набор ничем не связанных миссий. Самих заданий не очень много — десяток-полтора или около того, но довольно разнообразные: и поисковые миссии в грузинском городе во время комендантского часа, и саботаж на нефтяной вышке, инфильтрация президентского дворца, даже взлом базы данных ЦРУ — хоть и одного поля ягоды, но так надо было. Все миссии выполняются в одиночку, оно и понятно — разведка как-никак, засылать в тыл врага группу спецназа просто нелепо, вот и приходится полагаться на одного агента, правда, лучшего из лучших. На него возлагается огромная ответственность — он глаза и уши ЦРУ, от его действий порой зависит внешняя политика его страны. Слово "провал" для него просто не существует. Абсолютно недопустимо.
Splinter Cell
Силовой метод в Splinter Cell должен рассматриваться как последний аргумент против противника — не стоит забывать, что Сэм один в тылу врага, и излишняя пальба, горы трупов и гильз не просто привлекут к себе внимание, но и сделают дальнейшее выполнение задания невозможным. Поэтому все делается без лишнего шума, желательно, чтобы никто даже не заподозрил, что где-то тут побывал коммандо. Скрытность и быстрота — вот залог успеха. Тут игра имеет прямое родство с Thief — возможность прятаться в тени, замирать и ждать, когда охранник пройдет мимо, чтобы смачно зарядить ему локтем в основание черепа, либо же просто направиться дальше по своим делам. Да, тут темнота — главный друг и союзник, не считая прибора ночного видения и пистолета с глушителем. В некоторых миссиях даже поднятая тревога уже ведет к полному провалу, так что следует избегать каких-либо контактов — вот и приходится отсиживаться в темноте, выжидая удобного момента, чтобы быстро перебежать в другой конец коридора, вскрыть замок на двери и успеть заскочить внутрь, пока охранник отвернулся или болтает со своим товарищем. В кромешной тьме вас обнаружат, только если в буквальном смысле столкнуться нос к носу со стражем — и то у вас будет около секунды, чтобы оглушить его, пока он будет кричать "Эй, ты кто такой?". Но в таком случае его могут услышать его товарищи — и тогда вас будут уже усиленно искать и главное преимущество — элемент неожиданности — будет потеряно. Хотя нет, есть еще одно — вы-то прекрасно ориентируетесь в темноте благодаря своему прибору ночного видения и термографу, чего не скажешь о противниках, так что использование всех выключателей света плюс безжалостное уничтожение его источников крайне рекомендуется. Но и тут не все просто — в Splinter Cell противники и просто цивильные (т.е. мирные жители) упорно делают вид, будто не просто так слоняются из угла в угол, и если какой-нибудь служащий на минуту вышел из своего кабинета, то он будет крайне удивлен, если обнаружит, что в его отсутствие кто-то выключил там свет, и будет настороже, что осложнит задачу его ликвидации либо просто обхода. Также внимание людей привлекает звуки шагов — поэтому почти все время будете ползать на карачках, а о беготне вообще забудьте; громкие шумы действуют на окружающих, как горящая лампочка на мотыльков, не говоря уже о выстрелах, криках и невесть кем брошенных банках с кока-колой (последнее, кстати, широко используется для отвлечения чересчур бдительных часовых — с точным расчетом траектории, начальной скорости и угла полета). Устранение мешающих выполнению миссии личностей желательно проводить без свидетелей, и, соответственно, без следов и улик. 
Splinter Cell
Атака рекомендуется в тот момент, когда враг меньше всего ее ожидает и даже не подозревает о вашем присутствии — так больше шансов на бесшумную нейтрализацию либо же на захват — да-да, противника можно захватить, если он что-то знает (комбинацию кодового замка, к примеру), — выведать или просто отвести в тихое темное местечко, где без лишнего шума оглушить. Да, тела лучше складировать в таком месте, где их не найдут или — еще лучше — даже не будут искать. В противном случае оглушенных солдат вновь приведут в чувство, а воздух наполнится завыванием сирены. Атака с применением огнестрельного оружия (хоть редко, но иногда приходится делать) также лучше всего производится из темного места с целью дезориентации противника — не имея понятия, где вы находитесь, враг будет разряжать обойму в пустое пространство, впадать в панику и вообще стрелять куда попало. В это время вы можете спокойно прицелиться, задержать дыхание (именно так и производится снайперский выстрел), поймать в прицел очередную бритую голову и плавно нажать на спуск. Ловить чужие пули — занятие неблагодарное, так как больше четырех-пяти не потребуется даже самому крутому агенту для немедленного отбытия в лучший из миров — это не говоря уже о гранатах и противопехотных минах. Последние, кстати, по неизвестной причине обнаруживаются термографом, однако не поддаются ни на какие провокации, вроде брошенных прямо в них пустых бутылок или банок.
Для более безопасного и успешного выполнения задания у нашего спецагента есть целый арсенал всяких шпионских штучек: от выпускаемых из подствольника нашей единственной винтовки SC-20K шокеров и непонятных успокоительных колец, миниатюрных и крепящихся куда угодно видеокамер (особая разновидность — камера, выпускающая газ) до используемых вручную поддверных шнуров с опять-таки камерой и прибором, создающим помехи для вражеских камер слежения. Плюс лазерный микрофон с дальностью действия около двадцати пяти метров. Все камеры имеют возможность передавать изображение в инфракрасном спектре и термографическом режиме. Иногда такие мелочи упрощают жизнь, но в большинстве случаев можно обойтись и без них. Ведь если нужно нейтрализовать противника, то почему бы это не сделать вручную, без всяких новомодных приспособлений? Единственным вариантом, при котором приходится вспоминать о своем чудо-инвентаре, является тот, когда охранник стоит на хорошо освещенном месте и к нему нельзя подобраться незаметно, и то при условии, что под рукой нет ничего, чем бы можно было его отвлечь. Еще как вариант рассматривается необходимость быстрой ликвидации мешающего объекта, когда заниматься им просто нет времени, но такое бывает довольно редко. Как правило, спешка ни к чему хорошему не приводит, всегда желательно посидеть, оценить ситуацию, просчитать все варианты и уж потом принимать какие-либо действия.

Splinter Cell
Наряду с хорошим техническим оснащением, явным преимуществом нашего героя является отличная физическая подготовка и умение бесшумно передвигаться. Так, различные кувырки порой помогают избежать летящей в нашу сторону пули либо же не попасться на электронные глаза камере наблюдения. Возможность красться вдоль стен и выглядывать из-за угла (с возможностью ведения огня в такой позиции) помогают в шпионских изысканиях. Хорошая физическая форма позволяет залезать куда угодно: на высокие объекты, карабкаться по трубам и сеткам в любом направлении, даже в узких коридорах забираться под потолок, чтобы после рухнуть на ничего не подозревающего охранника всей своей массой. При помощи специальной цепи есть возможность спускаться с крыши дома прямо на улицу или же делать остановку на необходимом этаже. Подобные акробатические трюки бывают очень полезны, а зачастую — просто жизненно необходимы. Из всего перечисленного врагам доступна лишь способность лазать по лестницам, также они иногда могут пользоваться фонариком, что очень осложняет нам жизнь. Иногда к врагам в их изысканиях примыкают собаки, и тогда становится уж совсем несладко.
Подобное великолепие не могло иметь плохой графической реализации. И правда, внешне игра смотрится просто замечательно, чего и следовало ожидать. Хотя бы потому, что в первую очередь Splinter Cell делался для консолей и уж потом портировался на РС. Все движения главгероя рисовались вручную, вместо столь популярной на сегодняшний день технологии Motion Capture. Отсюда и поразительно плавные и реалистичные движения при всех вышеупомянутых трюках, причем глядя на то, как Сэм на бегу делает кувырок через голову, выхватывает пистолет и производит пару выстрелов, начинаешь понимать, что скоро компьютерные игры станут на порядок реалистичнее. Динамическое освещение очень хорошо смотрится, собственно, оно и должно быть таким, ведь свет здесь — один из самых важных факторов. Очень красивые и детальные модели, и если плавные, реалистичные движения были достоянием одного лишь Сэма (остальные персонажи своей походкой зачастую напоминали зомбей), то отличной внешностью может теперь похвастаться любая бутылка из-под водки (а что еще могут пить грузинские террористы?). В кои то веки колеса автомобилей перестали быть шести- и восьмиугольными, и теперь хоть и отдаленно, но напоминают окружности. Отличная реализация огня — вполне может поспорить и с Unreal 2. Да и остальные эффекты, в том числе и погодные, реализованы очень неплохо. Что не радует, так это полное отсутствие крови (даже от попаданий в голову) и минимум всяких графических эффектов, хотя последнее можно рассматривать как замах на реализм.
Splinter Cell
К однозначным плюсам можно отнести звуковую составляющую. Полная имитация звука шагов в зависимости от поверхности: если это доски, то они вполне правдоподобно скрипят, если осколки разбитого стекла, то и звук соответствующий. И даже больше — есть даже разница в звуке, идете ли вы по колено ли в воде или по пояс. Если сгруппироваться при прыжке вниз, можно значительно уменьшить вероятность того, что вас услышат. Бесподобен хрип охранника, которого схватили сзади и поволокли по темному коридору. Довольно любопытно слушать восклицания солдата по поводу погасшего света либо тела своего товарища на полу. Очевидно, чтобы больше не лажаться, разработчики сделали всех русских и грузинских солдат англоязычными, хоть и с акцентом. А жаль, Soldier of Fortune в этом деле был просто великолепен. Однако надписи в стиле "Грозный Вход" остались. Приятные музыкальные треки, не отвлекающие, тихо и ненавязчиво играющие где-то на заднем фоне, тем не менее помогают создать подобающую атмосферу.
Были обнаружены и несколько недочетов, в том числе абсолютно нелепые. Так, оглушенный или даже убитый солдат не выпускает из своих патриотичных рук оружие, оно так и остается зажатым в кулаке при транспортировке тела. Залезть туда, куда по ходу миссии залезать не надо, Сэм не сможет — полная заскриптованность. Враги иногда подрываются на собственных минах — достаточно "возбудить" их как следует, чтобы они со всех ног ломанулись в нашу сторону. И еще: объясните мне, как можно не заметить в темноте эдакое трехглазое чудище? (кто видел игру — поймет)
И еще пара положительных моментов, не отметить которые нельзя: так, все необходимые сведения, вроде фото или комбинаций к замкам автоматически заносятся в нашу базу данных. Полазив по инвентарю, можно не только найти описание того или иного устройства с подробной инструкцией по применению, но и увидеть(!) демонстрационный ролик с его использованием. 
В целом — Splinter Cell весьма качественная и очень реалистичная игра, с отличными графикой и звуком, несомненно, понравится всем любителям трехмерных игр. Довольно высокая сложность не позволяет расслабляться во время игры, но в то же время и не сильно напрягает. Продукт, заслуживающий очень высокой оценки.

Оригинальность: 8/10. Сюжет: 6/10
Соответствие канонам жанра: 8/10
Графика: 9/10. Физика: 9/10. 
Звук: 8/10. Геймплей: 9/10. Итог: 8/10

Leviafan

stealth Обзор № 40
Упоминаемые игры и серии: 
Splinter Cell