Ретроспектива. Жизнь без Уве
С тех пор как Уве Болл отказался от съемок фильмов по видеоиграм, в мире экранизаций кое-что изменилось. Хитрый немец, умеющий приглашать хороших актеров в плохое кино и делать на этом деньги, перестал быть палочкой-выручалочкой для издателей и разработчиков. Игрокам недостаточно просто видеть знакомых персонажей на экране, они хотят видеть хорошие фильмы. К воротилам киноиндустрии пришло понимание того, что экранизации видеоигр переросли из нишевого развлечения в нечто гораздо более масштабное. Немалую роль в этом сыграл Пол Андерсон, чья серия экранизаций Resident Evil с Миллой Йовович сюжетно давно отклеилась от игровой серии и стала приносить создателям приличные суммы. Количество фильмов по играм в последние годы немного снизилось, некоторые проекты отменили. Зато те, что остались в деле, прорабатываются гораздо тщательнее, чем предшественники. С помощью этого материала мы окинем взглядом то, что планируется к выходу в ближайшие годы, и подумаем, чего от этого ожидать.
«A taste of things to come», как сказал один из персонажей лучшей, пожалуй, экранизации игры в истории – первой части Mortal Kombat. С MK и начнем.
Mortal Kombat
Слава, без преувеличения, великолепной экранизации Mortal Kombat, вышедшей на эканы в 1995-ом году, по своей громкости может сравниться разве что с позорным провалом сиквела, имевшего подзаголовок «Annihilation». Никудышная работа Джона Леонетти хоть и сумела окупиться в прокате, но принесла своим издателям сплошной негатив, перечеркнув в итоге не только надежды на триквел, но даже на вторые сезоны замечательного телесериала «MK: Сonquest» и неплохого мультсериала «MK: Defenders of the Realm». Спустя почти 10 лет пошли слухи о попытках начать работу над триквелом. Называлось немало имен, в Сети всплывало множество фактов, атмосфера нагнеталась все больше. Взрыва так и не произошло – все понемногу затихло, а потом был объявлен конкурс сценариев для новой экранизации Mortal Kombat. Победил в нем (к ужасу многих фанатов) некто Кевин Танчароэн, известный (?) по фильму «Лузеры». Танчароэн предоставил нашему вниманию восьмиминутную короткометражку Rebirth, переосмысляющую судьбы персонажей Mortal Kombat в реалистичном ключе.
Вся история борьбы Внешнего Мира с нашим, насчитывающая много тысячелетий, была отброшена. Встречайте современный Mortal Kombat, где Скорпион и Саб-Зиро являются не великими древними воинами, а всего лишь бандюгами, использующими современные технологии в своих нехороших целях. Для проверки интереса к такому необычному облику Mortal Kombat компания Warner Premiere, обладающая правами на экранизацию, заключила с Танчароэном контракт на 10 серий веб-сериала с подзаголовком Legacy, развивающего «реалистичную» концепцию. Большинство зрителей, к сожалению, осталось в восторге. Дата начала показа второго сезона еще не анонсирована, но свежий трейлер дает понять, что продолжение истории будет ближе к корням игровой серии. Кроме того, очень радует присутствие на экране блистательного Кэри-Хироюки Тагавы (исполнитель роли Шанг Цунга в самой первой экранизации), Каспера Ван Дьена (главный герой «Звездного десанта» исполнит роль Джонни Кейджа), Марка Дакаскоса («плачущий убийца» наденет смертоносную шляпу Кунг Лао). Возможно, из этого выйдет толк.
Что касается полнометражного фильма, носящего кодовое название «Mortal Kombat 2013», то о нем известно мало. Сценарий для фильма написал Орен Узил, до этого в кинематографе ничем не засветившийся. Режиссером, разумеется, будет Танчароэн. Дата начала съемок – март 2013-го (скорее всего, после старта второго сезона Legacy), место – Канада. Об актерском составе информации практически нет. Однако, учитывая то, что фильм обещает быть развитием идей Legacy, можно ожидать появления на экране актеров из веб-сериала. Также подтверждено то, что Кэри-Хироюки Тагава получил предложение сняться в полнометражной ленте, но принял ли его – неизвестно. Выход на экраны планируется в 2014-ом. Считается, что главным злодеем новой экранизации будет колдун Кван Чи, который, как водится, желает завладеть нашим миром. Как это все впишется в канву «реалистичного» Mortal Kombat, предсказать трудно.
Чего ожидать? Бесспорными достоинствами веб-сериала являются неплохие по современным меркам сцены драк, а также достаточно высокий уровень жестокости. К предыдущим экранизациям была одна претензия – в них, несмотря на зверскую жестокость первоисточника, крови не было вообще (разбитую губу Шанг Цунга в финале первой части в расчет не берем). Новый фильм может и должен это исправить. Бюджет картины – 35 миллионов долларов, этого хватит для добротного файтинга. Что касается запредельной мрачности первого сезона Legacy, то она вряд ли пойдет на пользу фильму. Однако трейлер второго сезона демонстрирует более яркие краски, потому будем надеяться на лучшее. Строить дальнейшие догадки бесполезно. Возможно, Танчароэну удастся сделать из современного киношного Mortal Kombat что-то стоящее и не свести фильм до ряда стычек между бандючьем азиатского происхождения. Все-таки вселенная MK слишком богата, чтобы просто так ее отбросить. Ждем новых подробностей.
Warcraft
Перенос на экраны кинотеатров одной из самых известных франшиз в истории игровой индустрии был запланирован довольно давно. Анонс состоялся в 2006-ом, когда компания Legendary Pictures в тандеме с разработчиками из Blizzard объявила о начале работы над фильмом по мотивам серии Warcraft. Был объявлен бюджет – 100 млн. долларов. Позже стало известно, что основой для фильма послужат события World of Warcraft. Blizzard сразу же заявила, что кому попало съемки не доверит и будет следить, чтобы экранизация делалась по тому же принципу, что игры компании: максимальное качество + «When it's done». Поэтому само собой разумеющееся предложение Уве Великолепного компания отвергла, заявив, что не хочет видеть плохой фильм, который разочарует игроков. Замахнулась компания на большой кусок – прицел взят на то, чтобы переплюнуть по масштабности Джексоновский «Властелин Колец».
Поначалу казалось, что ожидание не будет долгим. На конференции BlizzCon в августе 2007-го было объявлено, что фильм планируется выпустить в 2009-ом, а сюжет будет рассматривать конфликт Альянса и Орды со стороны первых. В качестве режиссера чуть ранее был представлен Сэм Рэйми, известный по «Зловещим мертвецам» и трилогии «Человек-паук». Рэйми взялся за дело с энтузиазмом. Он пригласил в проект сценариста Роберта Родата, среди чьих работ значатся сценарии «Спасти рядового Райана» и «Патриота». Рэйми заявил, что перед Родатом поставлена задача придумать историю, охватывающую все земли игры, основных персонажей и сюжетные линии. Уточнить главных героев он отказался, добавив лишь, что история будет оригинальной, однако идеально вписывающейся в мир Warcraft. После этого дело заглохло. Прошел 2009-й, начался 2010-й, а новостей все не было. В 2012-ом стало известно, что Рэйми вовсю работает над «Озом» по известной книге Фрэнка Баума. Экранизацию Warcraft, по его словам, отложили в долгий ящик, вследствие чего режиссер ушел из проекта.
В стане многомиллионной армии фанатов Warcraft поселилось уныние. Однако все оказалось не так плохо. Новая надежда пришла в начале этого года в лице молодого режиссера Дункана Джонса, на счету которого превосходные «Луна 2112» и «Исходный код». Также стало известно имя нового сценариста: Чарльз Ливитт («Ловец солнца», «Планета Ка-Пэкс», «Экспресс: История легенды спорта Эрни Дэвиса» – весьма недурные картины). По новым планам начало съемок намечено на осень 2013-го, а релиз фильма – на 2015-й год.
Чего ждать? Хотя фактов совсем мало, можно сделать несколько выводов. Во-первых, Blizzard не намерена пускать на экраны картину, предназначенную исключительно для дополнительного заработка на известном бренде. Во-вторых, из этого вовсе не следует, что компания не преследует коммерческих интересов. По словам представителей, кинокартина должна привлечь массу новых фанатов и не отпугнуть старых. Из этого вытекает третье – фильм по Warcraft действительно будет обладать массой узнаваемых поклонниками серии черт, и в то же время будет предназначен для широкой публики. На самом деле, это то, к чему должны стремиться создатели любой игровой экранизации. Правда, возрастной рейтинг фильма вряд ли превысит PG-13, но это можно простить. И четвертое – 2015-й год с практически полной уверенностью можно назвать годом выхода фильма. Blizzard, в последние годы начавшая сдавать позиции, просто не может упустить шанс привлечь внимание новых игроков к WoW. Будем надеяться, что в этот раз все получится.
Splinter Cell
В 2005-ом году фанаты Splinter Cell ликовали. На прилавках магазинов появилась лучшая из всех игр серии – Chaos Theory, а на диске с игрой был маленький трейлер, который заставил сердца поклонников забиться еще чаще. Этот трейлер оказался официальным анонсом экранизации Splinter Cell. Ubisoft подтвердила, что работа над киноверсией игры началась. Режиссером стал Питер Берг, актер и режиссер, известный по «Козырным тузам», «Сокровищам Амазонки», «Хэнкоку». Однако уже летом стало известно, что Берг покинул проект. С тех пор новостей об экранизации SC не стало вообще. Фанаты развлекались тем, что часами спорили на форумах о том, кто лучше всего подойдет на роль Сэма. Было создано немало фотожаб и убедительных артов. Самыми успешными стали арты с Джорджем Клуни и Джейсоном Стэтхэмом. Последний оказался крайне успешен – на многих киносайтах до сих пор висит фото Джейсона с умело подрисованным трехглазым прибором ночного видения. Тем не менее, Стэтхэма в проект не пригласили, а ажиотаж по поводу экранизации понемногу затих.
Наконец, в 2012-ом пришли новости: Ubisoft не отказалась от переноса похождений Фишера на широкий экран и возобновляет поиск студии-издателя. Одно из основных условий компании – строгий контроль с ее стороны за качеством картины. Ubisoft заявила, что не желает выпускать нечто, слишком далекое от первоисточника, портящее имидж разработчиков. По этой причине «отвалились» варианты с Warner и Paramount. На данный момент студия еще не объявлена, зато известен исполнитель роли Фишера. В ноябре 2012-го мир, что им будет довольно востребованный нынче Том Харди. Он сыграл Бэйна в «Темном рыцаре: Возрождение легенды», будет новым Максом в «Безумном Максе 4». Однако, фанаты Splinter Cell (среди самых ярых – автор этого текста) недовольно возопили. Ибо при всей своей харизме, Том на Фишера никак не тянет. Единственное, что роднит его с Сэмом – это рост (Харди – 175 см, Фишер - 177), но внешнее сходство отсутствует напрочь, да и голос далек от образцово-показательного Майкла Айронсайда. Вдобавок, он на 15 лет моложе Фишера. Сценарий для фильма пишет Эрик Сингер («Интернэшнл», «Американская чушь»).
Чего ждать? Учитывая случившийся пару лет назад сдвиг серии Splinter Cell в сторону экшена, вряд ли стоит ожидать от экранизации изящного технологичного стелс-триллера, каковым были первые четыре части игры. Скорее всего, нам предложат качественный шпионский боевик в духе фильмов о Джейсоне Борне, разбавленный стелс-элементами и узнаваемыми гаджетами, вроде культового прибора ночного видения. Вся надежда на Тома Харди – от него зависит, сумеет ли священный образ Сэма Фишера получить достойное отражение на широком экране. И, конечно, на Ubisoft, которой лучше бы поскорее отыскать подходящую студию. Еще одну заморозку экранизация Splinter Cell вряд ли перенесет.
Kane & Lynch
Еще одна франшиза, давно висящая в списке ожидаемых экранизаций – Kane & Lynch. Экранизация лучшего криминального игрового боевика предыдущей пятилетки была анонсирована еще до релиза, что неудивительно – история Кейна и Линча прямо-таки просится в кино. Анонс был впечатляющим. Почти сразу же стало известно, что роль Кейна исполнит сам Брюс Уиллис, а Линчем станет Билли Боб Торнтон. Продюсером избрали тоже не кого-нибудь – полновесного Майкла Бэя! Такие громкие заявления изначально смущали, ведь столько звездных имен в фильме по игре доселе никогда не было.
В 2008-ом сомнения обрели почву. Оказалось, что Уиллис еще только ведет переговоры по поводу своего участия, а Торнтон вовсе сниматься не будет. Зато появилось имя режиссера. В его качестве должен был работать Саймон Крэйн (роли в «Титанике» и трех сериалах). После этого начался новостной голод, изредка прерывающийся устными подтверждениями того, что над фильмом все еще работают. В 2010-ом сценарист Кайл Уорд объявил, что роль Линча исполнит… Джейми Фокс. Киноманы со стажем должны знать этого обладателя «Оскара» за лучшую мужскую роль в фильме «Рэй» (2005), а остальные могут вспомнить Джанго из сами знаете какого свежего вестерна, снятого Квентином Тарантино. Безусловно, Фокс – хороший актер, но его цвет кожи и типаж вообще никак не вяжутся с пожилым психопатом Линчем, на роль которого идеально подошел бы Микки Рурк. Излишняя политкорректность уничтожает искусство. Это понимали и фанаты, состряпавшие в том же 2010-ом классный трейлер, состоящий из кадров фильмов с Уиллисом и Рурком. Тем не менее, плотная работа над экранизацией уже был начата. Появилась информация о сценарии, был опубликован постер… однако спустя некоторое время все откатилось к началу. Крэйн покинул проект, пошла режиссерская чехарда. В сентябре 2010-го фильм остался без режиссера, и пребывает в этом состоянии поныне. Недавно было подтверждено, что картина пока не отложена на полку и готовится к съемкам. Есть имена продюсеров, художника и сценаристов. Но сколько все это продлится – неизвестно.
Чего ждать? Если создатели фильма не выбросили написанный Кайлом Уордом сценарий в топку, можно надеяться на серьезный, по-настоящему жестокий и грубый боевик в духе оригинала. Мрачный, с большим количеством нецензурщины, кровавых сцен, даже насилия над женщинами и детьми. Сюжет фильма очень близок к первоисточнику. «Семерка», тюремный грузовик, похищенные бриллианты, семья Кейна – все на месте. Поэтому, если экранизация состоится-таки, она вряд ли получится неудачной. Главное – чтобы состоялась. Ждем подтверждения того, что съемки начались.
Mass Effect
Экранизацию величайшей космооперы последних лет мы ждем неполных 3 года, с мая 2010-го, когда она была официально анонсирована. Началось дело с выбора сценаристов, что легко понять. Не настолько сложно снять саму ленту, насколько интерпретировать значимые события гигантского сюжета Mass Effect и втиснуть их в широкоэкранный формат. Ответственность возложили на Марка Протасевича («Тор», «Я – легенда»). Чуть позже к нему присоединился Морган Дэвис Фоэл. Продюсированием фильма занимаются легендарный Ави Арад, Томас Тулл и Джон Дж. Джашни, а также ведущие лица Bioware – Кейси Хадсон и Грег Зещук. Выпускающая студия – Legendary Pictures. На данный момент перспективы экранизации видятся неплохими. Буквально в день написания этого материала Кейси Хадсон, рассказывая на выставке PAX East о Mass Effect 4, еще раз подтвердил, что работа кипит. Пока что картина находится на стадии подготовки к производству. Даже примерная дата выхода неизвестна. Подробностей о сюжете мало. Известно лишь следующее: 1) Фильм будет следовать основной сюжетной линии первой игры, но не станет повторять ее 2) Главным героем, разумеется, будет Шепард. Мужчина.
Чего ждать? Ключ к пониманию – размер бюджета. От него зависит успех экранизации. Половина очарования Mass Effect зиждется на крупных планах космоса или обширных ландшафтов очередной планеты, мегаломания проявляется также в архитектуре и даже построении сюжета. Плюс множество разновидностей разумных пришельцев, яркие спецэффекты. Воссоздание оригинального стиля потребует немалых затрат. Если удастся выбить хороший бюджет и толково им распорядиться, на экранах можно ожидать эпопею уровня одной из частей оригинальной трилогии «Звездные войны». С Карлом Урбаном в главной роли, смеем надеяться (Он ведь вылитый Шепард!). Если же бюджет экранизации составит привычные для фильмов по играм 20-30 миллионов долларов, быть беде. Точнее говоря, камерной постановке, нисколько не отражающей масштабов Mass Effect. В таком случае выгоднее будет вовсе не снимать фильм, ибо деньги – дело наживное, а вот потерянное доверие фанатов вернуть будет трудно. К счастью, низкобюджетный вариант маловероятен, так как Bioware зорко следит за своим творческим наследием и не позволит ему скатиться до уровня экранизации Doom. А чтобы скрасить ожидание полноценной кинокартины, мы предлагаем фанатам игры посмотреть весьма захватывающий анимационный фильм Mass Effect: Paragon Lost, выпущенный в прошлом году. Он рассказывает грустную историю Джеймса Веги, одного из напарников Шепарда в Mass Effect 3. Если вас не воротит от аниме-стилистики, получите немало удовольствия.
Продолжение в следующем номере
Роман Бетеня