Чтобы получать самые свежие новости, обзоры и другие эксклюзивные материалы, подпишитесь на газету "Виртуальные радости":

Подписаться Виртуальные радости онлайн

Обзор Mass Effect 3

Posted by F1sher16 on мая 9, 2012 - 21:40

Жанр: ролевая игра, шутер от третьего лица
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
Разработчик: BioWare
Издатель: Electronic Arts
Издатель в СНГ: Electronic Arts
Похожие игры: серия Mass Effect, серия Gears of War
Мультиплеер: Интернет
Минимальные системные требования: двухъядерный процессор с частотой 1,8 ГГц; 1 Гб (для Windows XP) или 1,5 Гб (для Windows Vista и 7) ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 7900 или AMD Radeon X1900; 12 Гб свободного места на жестком диске; Интернет-соединение
Рекомендуемые системные требования: двухъядерный процессор с частотой 2,4 ГГц; 3 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 9800 GT или AMD Radeon HD4850; 12 Гб свободного места на жестком диске; Интернет-соединение
Возрастной рейтинг ESRB: Mature (17+)
Официальный сайт игры: masseffect.bioware.com

Вряд ли BioWare, в свое время решившие отказаться от обрыдого фэнтезийного сеттинга и поэкспериментировать с космосом, ожидали, что их детище в итоге станет лучшей космической фантастикой в истории компьютерных игр и одним из сильнейших представителей жанра вообще. Окончание эпической трилогии, которое мы с вами рассмотрим в этом обзоре, должно было стать завершением целой эпохи (хотя с момента выхода первой части игры не прошло и пяти лет), ответом на все вопросы, жирной точкой в истории командора Шепарда. Все ли удалось – далее по тексту.

Вообще, несмотря на крупные продажи и миллионы фанов по всему миру, целевая аудитория Mass Effect не слишком широка. Полностью понять и оценить игру могут лишь те, кто с детства бредил космосом, кто знал названия всех планет и ближайших к Солнечной системе звезд еще раньше, чем пошел в школу. И кто мечтал стать космонавтом, разумеется. Поэтому у самой возрастной и преданной группы поклонников ME лучшей считается первая часть, которая давала возможность в свое удовольствие накататься и нагуляться по пыльным тропинкам далеких планет под медитативную музыку.

Обзор Mass Effect 3

Во второй игре акцент сместился на экшен-составляющую, что позволило серии обрести огромное количество фанатов помоложе. Нестандартная геймплейная формула, конечно же, породила немало упреков в «попсовости» со стороны игроков, не желающих зрить в корень. Если вы относитесь к таковым, у нас нет для вас хороших новостей. Mass Effect 3, как и первые две части, является ролевой игрой в прямом смысле слова – она напоминает о том, что суть жанра RPG не в циферках, прибавляющих персонажу здоровья или брони, а в отыгрыше роли, избрании линии поведения и действий. Как и прежде, это, по сути, интерактивное кино с множеством диалогов, эпических панорам и яростных перестрелок. Как и прежде, BioWare полируют свою игровую формулу до солнечного блеска, отрезая все лишнее, мешающее им рассказать потрясающую историю. К Mass Effect нельзя подходить с обычными мерками, и если вы не можете или не желаете этого понять – что ж, тогда для вас это все тот же глянцевый экшен с прокачкой и кучей диалогов. Если предыдущие части не понравились, то эта также не понравится.

Earth’s last picture

Для тех, кто остался с нами, напомним суть событий. Но сначала… Ребята, кто здесь не играл в первые две части? Поднимите, пожалуйста, руки. Спасибо. Всем поднявшим руки срочно выйти из зала и играть! Это должно быть и так понятно, но все-таки еще раз скажем, что если вы не видели оригинал и сиквел, то в третью часть играть не просто бессмысленно, но и вредно! История, рассказываемая в ME3, имеет слишком много связей с играми-предшественницами. Если вы не знаете о тех событиях, то просто не поймете всей грандиозности происходящего. Не говоря уже о некоторых отрезках нижеследующего текста. И не стоит забывать про возможность переноса сохранений из предыдущей части!

Обзор Mass Effect 3

Теперь, когда в зале остались только прожженные командоры, продолжим. ME3 начинается спустя полгода с событий последнего DLC ко второй части, называемого Arrival. В его ходе Шепарду пришлось взорвать астероидом ретранслятор, чтобы отсрочить прибытие Жнецов в Галактику. К сожалению, вместе с этим погибла целая планета, населенная батарианцами – издавна враждующей с людьми расой. Чтобы сохранить шаткий мир, командование Альянса отправило Шепарда в отставку и за заслуги перед космическим сообществом перевело на Землю в качестве военного советника.

Полгода командор мается от безделья в Ванкувере, ожидая нападения Жнецов. В конце концов, его вызывают на совет, собранный в целях обсуждения организации обороны (автор этих строк просит прощения у всех тех, кто выбрал женскую версию Шепарда – говорить о командоре «он» все-таки удобнее). Едва лишь совет начинается, приходит ужасное известие: Жнецы прошли через ретранслятор в Солнечной системе, уничтожили станцию «Арктур» и теперь движутся к Земле. Присутствующие еще не успевают отойти от шока, как в небе уже появляются огромные зловещие корабли. За несколько минут Жнецы превращают чистенький Ванкувер в груду дымящихся развалин, где происходит жуткий хаос. То есть, фактически, в Детройт, только с маленьким отличием: по столице американского криминала не вышагивают километровой высоты машины.

Обзор Mass Effect 3

Шепард в компании старого знакомого адмирала Андерсона пытается вызвать «Нормандию» и убраться из города. После получасовой скачки по горящим руинам им это удается. Андерсон, однако, решает остаться на Земле и организовать сопротивление. Шепард же улетает на Цитадель, чтобы срочно попросить помощи в обороне планеты. По пути туда ему приходится заглянуть на Марс, дабы вызволить еще одну старую знакомую - азари Лиару Т'Сони.

Лиара совершила потрясающее открытие. Она отыскала чертеж гигантского протеанского устройства, с помощью которого можно уничтожить Жнецов. Протеане не успели его закончить, а вот у современных жителей Галактики еще есть время. В то же время этим устройством интересуется бывший работодатель Шепарда, организация «Цербер». После кровопролитного столкновения с солдатами «Цербера» Шепард и Лиара улетают с Марса. Чертеж устройства, названного «Горн», передается Альянсу. «Цербер» остается с носом, однако столкнуться с этой организацией командору предстоит еще не раз….

Обзор Mass Effect 3

Основная миссия Шепарда – собрать как можно больше войск для решающей битвы со Жнецами, помочь созданию «Горна» и помешать планам «Цербера», ужасная суть которых раскрывается в самом конце. Вокруг этих целей закручен весь сюжет. Само собой, в нем нашлось место для множества эпических сражений, ничем не уступающих битве за Цитадель из оригинала. Но главным достоинством повествования является многократно возросшая эмоциональность. Mass Effect 3 вплотную сходится если не с реальной жизнью, то с кинематографом. 98% игр с проработанными диалогами лишены одной важной детали – натуральности. Все беседы, так или иначе, сводятся к каким-то относящимся к игровому процессу вещам. Даже если персонаж рассказывает вам секретные подробности своей жизни, все равно они будут где-то привязаны к его геймплейным характеристикам. То же самое было в первых двух частях МЕ. Но триквел наконец-то дает внутреннему миру героев раскрыться по полной.

На наших глазах разворачивается решающая война в истории всей органической жизни в Галактике. Тысячи людей и инопланетян гибнут каждый день. Никто не знает, что будет завтра. Это заставляет всех сбрасывать эмоциональные оковы, говорить друг с другом начистоту. Герои оплакивают погибших, признаются друг другу в любви, высказывают друзьям все свои мысли. И порой просто ведут беседы ни о чем, дабы не свихнуться от невероятного напряжения. Такие разговоры в компьютерных играх настолько непривычно видеть, что поначалу впадаешь в ступор. А потом хочется аплодировать разработчикам. Они с третьей попытки сумели по-настоящему оживить персонажей. Особенно это касается Шепарда. Ранее бывший несколько скучным из-за своей идеальной выдержки, в МЕ3 командор наконец-то проявляет черты характера, не зависящие от степени «героизма» или «отступничества». Шепарда мучают кошмары, где его чувство вины за происходящее материализуется в образ ребенка, погибшего на Земле во время отбытия «Нормандии». Командор доводит себя до изнеможения постоянной борьбой со Жнецами и «Цербером». За полгода он как будто постарел на несколько лет, морщины изрезали его лицо (мы говорим о стандартной внешности, разумеется). Ближе к концу игры, когда война разгорается во всю мощь и командор физически не может помочь всем, он начинает срываться от нечеловеческих эмоциональных нагрузок. Гибель некоторых старых друзей и соратников еще больше усугубляет положение. В некоторые моменты у вас даже может навернуться скупая слеза.

Обзор Mass Effect 3

Разумеется, МЕ3 не кормит нас только лишь печальными сценами. Здесь хватает отличного юмора, который, правда, будет понятен лишь знакомым с серией игрокам. Никогда не будет лишним остановиться и послушать, как Джокер и Гаррус рассказывают друг другу армейские анекдоты, или посмотреть, как Урднот Рекс подкалывает саларианцев. Кстати, все выжившие в предыдущих частях напарники Шепарда так или иначе появляются в игре. Причем некоторые из них - в совершенно неожиданных ролях и местах.

Возросшая эмоциональность игры имеет и обратную сторону. В МЕ3 появилось немало излишне пафосных сцен. Ряд героических самопожертвований с пламенными предсмертными речами еще можно понять, это кое-как вписывается в общую канву. Но вот постоянные «Good luck», произносимые в картинных позах, являются ничем иным, как образцом дурного вкуса. И еще очень раздражает слишком уж пламенная любовь BioWare к гомосексуальным отношениям. Столкнувшись с неизвестно каким по счету «широко мыслящим» мужским персонажем, начинаешь реально побаиваться откровенных диалогов – а ну как старина Гаррус или, тьфу-тьфу, Урднот Рекс неожиданно признается в своих нетрадиционных вкусах? Тем не менее, несмотря на мелкие недочеты, главная составляющая Mass Effect 3 – сюжетно-диалоговая – удалась. Отметим, что в угоду казуально настроенным массам в настройках игры есть кнопочка, позволяющая Шепарду автоматически выбирать варианты ответов в диалогах без участия игрока. Редакция и авторский состав «Виртуальных радостей» уверены, что наши читатели проигнорируют само существование этой позорной функции. Особенно учитывая почти полное исчезновение из диалогов нейтральных вариантов ответа – это и так большое упрощение.

Stare into the galactic fog - Armageddon has been achieved

Перейдем к материям низменным. Технически Mass Effect 3 ожидаемо не блещет. Движок Unreal 3.5 хоть и стал давно родным в каждом доме, однако явно просится на пенсию. Особенно это заметно в первый час игры. Текстуры на объектах постыдно размытые, вследствие чего игра выглядит хуже предшественницы. Потом ситуация, правда, исправляется, но  зоркий глаз все равно отметит множество малозначительных деталей, отдаляющих картинку от идеала. С другой стороны, в МЕ3 по-прежнему гениальная система освещения и потрясающе разнообразные красочные виды, выдающие в разработчиках гигантоманию. Несмотря на недостатки графики, для определенной категории людей любая из частей МЕ является самой красивой игрой в мире. Игрок здравомыслящий отметит все вышеописанное и сделает свои выводы.

Обзор Mass Effect 3

А вот каждый космо-гик, все детство проведший под звездным небом с задранной головой, будет счастливо рыдать от каждого кадра и порываться нащелкать скриншотов, чтобы сделать из них обои на рабочий стол. Абсолютно любой образ, возникающий в голове при слове «космос», есть в МЕ. Оставьте свои технологии для Crysis 2 и Battlefield 3. В МЕ на первый план выходит безупречное художественное исполнение. А это гораздо ценнее, чем бездумный парад графических достижений. К слову, работа виртуального оператора также выше всяких похвал. Во время диалогов и кат-сцен камера всегда выбирает самые красивые виды. Порой даже неприлично красивые – если в кадре одна из очаровательных напарниц или бывших подруг Шепарда. Добавим к этому лучшую в жанре лицевую анимацию, которая могла бы стать и вовсе лучшей на свете, кабы не L.A. Noire. Ну и при всем этом само собой разумеется, что третья часть Mass Effect безупречно оптимизирована. Работает игра даже быстрее сиквела, так что 50-60 кадров в секунду вы без проблем получите на любой машине, приобретенной после 2008 года.

Sounds of the Universe

Ни для кого не секрет, что саундтреки для Mass Effect представляют собой отдельную ценность как самостоятельные произведения. Особенно это касается первой части, где музыка была на высшем уровне. CD с ней сейчас продается на Интернет-аукционах примерно за 30 долларов. Во второй части на смену эмбиенту из первой пришли пафосные оркестровки, из-за чего саундтрек отдельно от игры слушался далеко не так здорово. Музыка для МЕ3 представляет собой очень убедительную смесь OST для предшественниц. Здесь есть как громогласные боевики, так и медитативные вещи. Самое главное – в список исполнителей вернулась группа Faunts, исполнившая в первой части ныне культовую восьмиминутную песню «M4 Part II». Здесь канадцы ограничились всего четырехминутной, но не менее космической инструменталкой «Das Malefitz».

Касаемо озвучки персонажей сказать особо нечего. Все идеально, как и прежде, не к чему придраться.

Total death

Экшен-составляющая претерпела ряд изменений, вплотную приблизившись к Gears of War. Система укрытий цельнотянута из первой части GoW, упразднена лишь стрельба вслепую. Находясь у края укрытия, Шепард может перепрыгнуть его или перебежать к следующему (стрелочка услужливо подскажет направление). В игру вернулись гранаты. При должном уровне навыка владения ими, гранаты могли бы стать серьезным оружием, но все портит никуда не годная система метания. Чертовы цилиндрики отскакивают на десять метров от всего подряд, попасть ими в нужную точку практически невозможно. Единственный верный вариант – бросать гранату прямо в лицо врагу, но на таких расстояниях вернее будет выстрелить из дробовика.

Обзор Mass Effect 3

Вообще же, не считая конфуза с гранатами, физический движок МЕ3 очень неплох на фоне той дубовости, что была в предыдущих частях. Вы только не подумайте, что в игре появилась какая-то разрушаемость. Нет, просто Шепард наконец-то перестал застревать в ящиках, а враги научились красиво умирать. Вообще, командор заметно прибавил в скорости и ловкости. Шепард может на протяжении целой минуты действительно быстро бежать, а еще он теперь умеет делать эффектные перекаты во все стороны и – о чудо! – карабкаться по лестницам.

Враги также освоили похожие трюки. Перекатываться и отпрыгивать в МЕ3 научились все, кроме хасков. Некоторые соперники обзавелись дымовыми гранатами, позволяющими подбираться к Шепарду и его команде незаметно. На такой случай у командора заготовлено новое умение – удар инструметроном. Устройство на руке капитана концентрирует энергию в одной точке, создавая на несколько секунд острый клинок, которым можно проткнуть врага. До штучек с бензопилой из GoW, конечно, не дотягивает, но выглядит похоже. Противников обычно довольно много, поэтому приходится постоянно перемещаться, следить за тем, чтобы вас не обошли с фланга. На двух последних уровнях сложности перестрелки оказываются довольно серьезным испытанием. Щиты сбиваются одной-двумя очередями, а здоровье надо беречь, поскольку оно больше не восстанавливается автоматически. Для его регенерации используется «Панацелин», он же по-прежнему поднимает павших соратников. Подлечить раненого товарища можно и без помощи лекарства, но для этого нужно подойти к нему вплотную и на некоторое время оказаться беззащитным, что, сами понимаете, чревато. Динамика боя в целом сильно возросла. Иногда разработчики даже дают пострелять из турели. Однажды придется прогуляться в чреве здоровенного робота «Атлас» и попугать солдат «Цербера» ракетами. Учитывая появившуюся в игре скромную расчлененку (можно сносить головы и разрывать врагов на части), дело получается весьма увлекательным. Кроме того, экшен здорово разнообразят сражения со Жнецами. Вам ведь не каждый день приходится драться с роботами двухкилометрового роста, не так ли?

Обзор Mass Effect 3

В целом геймплей МЕ3 смешивает первую и третью части. Как и прежде, Шепард на криво оборудованной Альянсом «Нормандии» летает по Галактике, высаживаясь на некоторых планетах и Цитадели. Главная космическая станция Галактики в этот раз станет для игрока вторым домом. Именно здесь расположены все магазины и разворачиваются самые интересные разговоры с командой корабля. Кроме Цитадели, в МЕ3 больше нет мест, где можно взять дополнительные задания или высадиться больше одного раза. Исследованию космоса, к сожалению, отведен минимум времени. Окончательно забудьте о поездках на вездеходе «Мако» и поиске ресурсов – они были упразднены. Сканирование планет теперь производится лишь в целях поиска чего-нибудь нужного для второстепенных квестов. Процесс предельно, разочаровывающе прост. С помощью устройства расширенного сканирования вы находите в звездной системе нужную планету (сигналы устройства ловят Жнецы, которые запросто могут атаковать вас на галактической карте), затем сканируете ее и запускаете зонд. Все, нужные вещи найдены, можно лететь к будущему владельцу. И даже никаких экшен-сцен хотя бы на пять минут, как во второй части.

Учитывая, что все квесты в МЕ делались вручную, такая ситуация понятна. Займись BioWare проработкой второстепенных заданий на том же уровне, что и раньше, игра вышла бы явно не в этом году. Однако все равно жаль, что так получилось. В игре нашлось несколько необязательных квестов с высадками на другие планеты, но их не наберется и десятка. 90% заданий привязаны к основному сюжету. В принципе, это логично – у Шепарда нет времени отключать зараженные сборочные линии или исследовать заброшенные станции, ему нужно спасать Галактику.

Основная цель игры заключается в объединении как можно большего количества войск для битвы со Жнецами. На «Нормандии» появился специальный терминал, где можно следить за количеством и силой союзников. Итоговый набор сил, выражающийся в количестве очков, влияет на завершение игры, о чем речь пойдет немного ниже.

Обзор Mass Effect 3

Лабораторные исследования уступили место простой товарно-денежной системе из первой части. Апгрейды для оружия и новые элементы брони покупаются в магазинах (также попадаются на уровнях). Для покупки теперь не обязательно лететь на Цитадель – можно приобрести нужную вещь прямо на корабле, но за доставку с вас снимут определенный процент. Оружия в игре довольно много, в среднем по шесть экземпляров на каждый тип. Очень радует, что стволы прекрасно проработаны. Каждый имеет свой уникальный звук и свою динамику, их ни за что не перепутаешь. BioWare, однако, ввели в МЕ3 ограничение, связанное с переносимым весом. Вы можете таскать с собой оружие всех видов, если это позволяет выбранный класс. Но в этом случае скорость восстановления ваших умений снизится в несколько раз. Полезность сей задумки остается под большим вопросом.

This is where it ends

Напоследок затронем больное место МЕ3 – концовки. Наверное, вы уже слышали о том шквале народного гнева, который обрушился на BioWare после того, как игра была пройдена. Абсолютное большинство игроков – 90% – потребовало от разработчиков изменить завершение игры. Один гражданин даже подал в суд, мотивируя это тем, что BioWare не выполнили свои обещания. Автор этой статьи не будет сейчас спойлерить, а просто скажет, что завершение Mass Effect 3 гениальное… и в то же время провальное. Развязка событий натурально бьет в лоб кованым сапогом, оставляя игрока в прострации. Она вызывает одновременно восхищение, недоумение и разочарование. Само собой, трилогия Mass Effect не должна была закончиться банально, но чтоб настолько неожиданно… Припомнить более противоречивое впечатление очень сложно. После осады форумов разгневанными игроками BioWare задумались об изменении концовок. На данный момент из стана разработчиков поступают сведения различной степени правдивости, поэтому сказать что-то определенное сложно. Одни заявляют, что концовка была написана в последний момент и без участия основных сценаристов, другие говорят, что все так и было задумано изначально. Время покажет, кто говорит правду.

Обзор Mass Effect 3

С концовками связан еще один минус игры. Лучший вариант завершения доступен, только если вы набрали 5000 и более очков войск. А такое количество доступно лишь в том случае, если вы играли в мультиплеер, иначе все набранные очки автоматически делятся на два. Понятно, что BioWare очень хотели привлечь внимание игроков к сетевой игре, но делать это таким способом просто некрасиво. Спору нет, мультиплеер вышел неплохим, однако ничего особенного из себя не представляет. Неудивительно, что геймеры-социопаты тут же состряпали редактор конфигурационных файлов игры, позволяющий достичь максимума очков без сетевой игры.

***

История командора Шепарда и его борьбы за судьбу Галактики завершилась. Независимо от того, какое впечатление оставляет концовка, мы все можем гордиться тем, что присутствовали при рождении, развитии и окончании величайшей научно-фантастической трилогии в истории игр. Можно по-разному относиться к этой серии, но нельзя отрицать ее значимость. Уникальность Mass Effect подтверждает тот факт, что в за пять лет не появилось ни одно мало-мальски похожего клона. И на горизонте его тоже не видно. Конечно, будут еще DLC к ME3 и будут новые игры в этой вселенной, но главная история закончилась. Поаплодируем BioWare за, пожалуй, самое важное достижение в их карьере.

Радости:

  • Великолепный сюжет
  • Драматичность
  • Безупречный визуальный стиль
  • Классный саундтрек
  • Возросший темп экшена
  • Противоречивое завершение

Гадости:

  • Устаревшая технология
  • Рудиментарные второстепенные задания
  • Ограничение на количество переносимого оружия
  • Противоречивое завершение

Оценка: 9.0

Вывод:

Прекрасное завершение великой трилогии, которое своей убийственной во всех смыслах концовкой не оставит равнодушным ни одного игрока.

Обзор написан по PC-версии игры

шутер, ролевая игра Обзор №148
Упоминаемые игры и серии: 
Mass Effect

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".