Обзор Warhammer 40000: Dawn of War

Разработчик: Relic Entertainment
Издатель: THQ
Жанр: RTS
Количество дисков в оригинальной версии: 3
Похожие игры: StarCraft, Ground Control, Warcraft 3
Минимальные требования: 1,4 GHz, 256 Mb RAM, video 32 Mb, 2 Gb free hard drive space
Рекомендуемые требования: 2,2 GHz, 512 Mb RAM, video 64 Mb, 2 Gb free hard drive space
Издатель в странах СНГ: Game Factory Interactive/Pyccoбит-М
Дата выхода локализованной версии: уже
— Ну что, деточки? Вы, видать, несказанно рады тому, что вас завербовали в орден Кровавых Ангелов императорского космодесанта? Не спешите радоваться, сопляки! Кто знает, быть может в ваших рядах посеяли свое богомерзкое семя силы хаоса, а некоторые из вас страдают извращенной формой ксенофилии и хотят облобызать слюнявую морду орка? Это мы еще проверим... Очень тщательно. Хо- хо! От нас еще ни один еретик не уходил! Кстати, а мутантов среди вас, случаем, нету? — сержант ласково улыбнулся и посмотрел на дрожащих новобранцев. Его вид был страшен. Страшен и торжественен. На грудной пластине багрового силового доспеха шла небрежная надпись «Ненавижу расизм и орков!», на правом наплечнике — «За Империум! За Императора!», а на левом — загадочное «Факитол!».
— Если вы всерьез рассчитываете, что все попадете в сплоченные ряды космических десантников, то спешу сообщить замечательнейшее из известий! Примерно 10% таки смогут осуществить свою мечту и посвятить свою жизнь служению великому Императору, да не заржавеет его Золотой трон, а геморрой забудет путь к его железному седалищу, вытирающему этот самый трон на протяжении десяти тысяч лет! Еще 30% будут служить уже на благо ордена в роли киборгов-сервиторов... да не бухайтесь вы в обморок! Ну что из того, что вам напихают внутрь кучу механизированных имплантатов, а мозги отключат? Радуйтесь, несмышленыши! По крайней мере, это намного лучше, чем то, что случится с оставшимися 60%! — сержант кровожадно усмехнулся.
— Слабаки издохнут в процессе генетических экспериментов и прочих вмешательств в их ненаглядные, но, увы, неприспособленные для тяжелых войн тела. Зато те, кто с честью пройдет испытание, смогут мгновенно заращивать раны, жрать отраву ложками, дышать ядовитыми испарениями, перегрызать стальные прутья и, самое главное, носить силовой доспех! Правда, здорово? - сержант недоуменно уставился на нескольких человек, свалившихся к его ногам после окончания лекции
— Тэк-с... Сервиторы! Волоките этот мусор на кухню! Сегодня мы наконец-то покончим с вегетарианской диетой! Слышь, молодые? Сегодня у нас на обед котлеты! Э?.. Ну зачем нам так много котлет? Хотя... Сервиторы! И этих волоките!
Таков мир Warhammer 40000, дорогие читатели. Без прикрас и липовой романтики. Без пушистых покемонов и длинноногих красавиц. Жуткая, чудовищная вселенная, люди в которой — всего лишь беспомощные рабы Империума. В которой армия состоит из сотен фанатичных орденов, совершающих жуткие генетические эксперименты-ритуалы над новобранцами. В которой перелеты между планетами осуществляют навигаторы-мутанты, ведущие корабли сквозь варп-пространство, населенное демонами хаоса. В которой орочьи племена атакуют человеческие миры, выжигая все на своем пути. В которой идет непрекращающаяся война всех со всеми: раса на расу, орден против ордена, человек против человека.
Этот шизофреничный по своей задумке мир (вы сами могли бы догадаться перенести разборки между людьми и орками на 40000 лет вперед?) имеет впечатляющую базу из десятков томов, созданных профессиональными писателями, из шикарных картин, изображающих батальные побоища, из огромного количества всевозможных настольных игр. К сожалению, до последнего времени компьютерные развлечения по мотивам Warhammer 40000 можно было пересчитать по пальцам, а для того, чтобы зафиксировать лишь хорошие из них, можно было ограничиться одной рукой. Но случилось чудо! После провального Warhammer 40000: Fire Warrior наконец-то появилась на самом деле блистательная игра (что немаловажно — стратегия!) — Warhammer 40000: Dawn of War (DoW).
Читающим эти строки следует трижды восславить имя Императора великого, а также почтить в своих молитвах верных послушников его из ордена Relic.
Делать игру по миру Warhammer 40000 очень сложно. Если искать какие-то сравнения, то точно так же сложно угодить фанатам «Властелина колец», которые имеют свои собственные представления о внешнем виде эльфов, мохнатости хоббитов и длине меча Арагорна (вспомним хотя бы, каким нападкам подвергся режиссер одноименного фильма). Самое главное — выдержать стилистику вселенной, да так, чтобы она одновременно пришлась ко двору как заядлым настольщикам, часами разукрашивающим пластиковые фигурки космических десантников, так и мирянам, не имеющим об этих самых воинах никакого представления. Надо ли говорить, что ребята из Relic, за которыми закрепилась репутация одних из лучших RTS-makег'ов (Homeworld 1-2, Impossible Creatures) и которые ко всему стараются найти нестандартный подход, справились с этой задачей на все сто? Игра встречает совершенно безбашенным роликом, в котором перед нашими восхищенными лицами разворачивается чудовищная мясорубка между имперским десантом и клыкастыми орками. Этот небольшой фильм может похвастаться не только отличной графикой, но и потрясающей режиссурой. Этакое «Спасение рядового Райна», только в мире далекого будущего. Никакой политкорректности: десантники разряжают обоймы прямо в хищные морды оскалившихся орков, бензомечи (chainswords) с жужжанием вгрузаются в тела тварей, выплескивая фонтаны крови прямо на любознательную камеру, боевой робот (дредноут — запомните это слово!) выхватывает из суетящейся толпы тушку зазевавшегося орка и с хрустом ломает ему хребет. Уже с первых кадров становится понятно, что игра удалась. До этого такой сочной картинкой мог похвастаться только Warcraft III, но и ему далеко до той агрессии, которая выплескивается сквозь экран монитора на офонаревшего зрителя.
Далее загружается стартовое меню, и слезы благодарности наворачиваются на глаза. Знающий человек мгновенно определит, что перед ним стоит не кто иной, как представитель легендарного ордена Кровавых Ангелов, державших оборону крепости Императора во время «ереси Хоруса» в тот момент, когда властитель человеческой вселенной ценой собственной жизни уничтожил бывшего соратника, принявшего сторону Хаоса, и был помещен в устройство жизнеобеспечения, названое позже «Золотым троном». А неэрудированный в этом вопросе товарищ увидит лишь торжественную фигуру парня в полном комплекте силового доспеха кроваво-красного цвета.
Налицо тщательная и скрупулезная работа, благодаря которой мо-дельки из настольной игры наконец- то обрели трехмерную суть в компьютерном мире. И если вам по какой-то причине не понравятся герои DoW, то не спешите проклинать разработчиков — ребята всего-навсего воссоздали стилистику оригинала.
Если ваше сердце предано Слову Императора и разум ваш открыт для понимания Речей Его, то преклоните колени перед верными воинами Империума, выжигающими каленым железом миры, населенные тварями с сердцами и умами грязных еретиков!
DoW не жалует людей, привыкших месяцами посвящать время прохождению скучных кампаний. История о славных приключениях ордена Кровавых Ангелов заканчивается так же быстро, как и начинается, предложив нашему вниманию всего-то 11 миссий. В процессе прохождения вы не сможете поиграть ни за варварские племена орков, ни за высокотехнологичных эльдаров... Да о чем тут говорить! Даже силами Хаоса порулить не дадут! Зная Relic, можно было надеяться на глубокую, интересную и длинную историю, но то, что учудили эти талантливые ребята, ни в какие ворота не лезет: вряд ли вы испытаете восхищение неожиданными сюжетными поворотами или же злокозненными интригами.
Как и в небезызвестном Warcraft III, герои войны в скриптовых сценках ведут друг с другом глубокомысленные диалоги. Затем камера делает резкий рывок в поднебесье, да там и остается вплоть до окончания миссии, когда она, наконец, соблаговолит снова вернуться к родным пенатам и продемонстрирует, как герои будут на словах разбираться с последствиями учиненного безобразия.
Как и в любой другой стратегии, вас потихоньку будут стращать новыми апгрейдами, юнитами и возможностями, чтобы хоть как-то скрасить однообразие однотипных заданий, которые в теории звучат вполне пристойно, а на деле сводятся к банальному «замочи их всех».
Зато чего в кампании навалом — так это целевой агрессии мира Warhammer 40000, воинственных воплей, металлического лязга и ярких спецэффектов. Из-за этого посредственная, что тут греха таить, сюжетная линия проносится быстрее полыхающего огнем Land Rider'a. Разработчики нас всеми силами пытаются развлечь, подсовывая в качестве аперитива лавины орков, затем на блюдечке преподносят деликатес из нежных эльдар, а под конец выливают ушат холодной воды в виде сил Хаоса. Таким образом нас элегантно знакомят со всеми четырьмя расами (да, всего с четырьмя, учитывая, что в оригинале их больше десятка), представленными в игре. А между делом нас балуют историей про некий всемогущий артефакт, который нельзя открывать ни в коем случае, иначе всем будет у-у-у.. Ужас, в общем. Ну а то, что главный герой, в конце концов, выпускает на свободу это самое «у-у-у», говорит лишь о том, что не за горами и ад-дон.
Могущество Императора безмерно. Он все время следит за своими любимыми детьми и радуется, если они оправдывают его надежды по установлению порядка в Империуме.
Как RTS DoW предлагает искушенным игрокам довольно любопытную концепцию. Да, здесь, как и в любой другой стратегии, необходимо возводить строения и беспрерывно шлепать юнитов, но в остальном вы не найдете ни капли сходства с вышедшими до этого проектами. А если вами все же овладеют сомнения, то немедля постарайтесь выкинуть эти еретические бредни из головы! Игра точно следует своду правил настольной версии игры, которой уже не один десяток лет.
Воевать в DoW приходится взводами количеством не более десяти человек (Space Marines — у других рас организация может варьироваться), во главе которых стоит сержант — юнит, наделенный теми или иными полезными способностями. Построение взвода — это на самом деле целое искусство! Первоначально из барака выбегают всего-навсего четыре десантника. Затем их можно доукомплектовывать, причем совершенно независимо от главной базы, просто нажимая на соответствующую опцию в меню. При этом новоприбывший чудесным образом материализуется неподалеку от своих товарищей уже готовый «к труду и обороне». Всего можно построить не более восьми солдат, затем шлепнуть наверх сержанта (через то же меню), ну и напоследок доукомплектовать все это чудо или супер-юнитом (наподобие героя из Warcraft III), или же спец-юнитом поддержки.
Но этим наша нежная забота о судьбе боевого подразделения не ограничивается! Взвод всегда готов к апгрейду и совершенствуется не только сам по себе, но и с помощью огромнейшего количества всевозможных изысканий, которые проводятся на базе. Только не подумайте, что воевать в игре приходится всего одним типом юнитов. Конечно, нет — иначе забыли бы об игре уже на вторые сутки. Ведь типов войск — как пехотинцев, так и механизмов — очень много. Этих товарищей не только можно, но и нужно постоянно совершенствовать, да еще и по разным направлениям. А открывшиеся технологии позволяют телепортировать или же десантировать товарищей в любую точку на карте, да еще и вести постоянную застройку территории оборонительными зданиями — война превращается на самом деле в динамичное и непредсказуемое действо.
Ресурсов в DoW всего два. Добыча первого из них ничего сверхъестественного не представляет — достаточно просто шлепнуть энергогенератор и на этом успокоиться. Но если вы хотите, чтобы скорость поставок была быстрее, придется шлепнуть и еще один, и еще, еще... А вот второй ресурс «добывается» прямо как в Ground Control 2. Т.е. приходится захватывать strategic points (SP), а за это уже в вашу сокровищницу будет капать необходимый для бесконечных апгрейдов ресурс. Кстати, захват всех без исключения SP является одним из возможных условий победы.
«Пока мерзкие мутанты оскверняют воздух своим дыханием, не может быть мира! Пока отвратительные сердца еретиков продолжают биться, не может быть отдыха! Пока вероломные предатели все еще живы, не может быть прощения!» Катехизис ненависти. Строфа первая, стих двадцать пятый.
Пройдя кампанию, игрок остается один на один перед неминуемым выбором: или выбросить DoW в ближайшее мусорное ведро, или же попытать удачу в мультиплеере (на худой конец, можно побаловаться и skirmish'eM). И если вы пойдете по второму пути, то сделаете правильный выбор! Ведь и разрабатывался DoW изначально для того, чтобы доставить удовольствие тем людям, которым только дай повод перещеголять соседа по локалке или же злорадно похохотать над заокеанским коллегой.
Как уже упоминалось, в игре представлено всего четыре расы, но из-за скоротечности и однобокости кампании изучить все премудрости развития вы сможете только в отношении одной из них — Space Marines (космических десантников). А вот постигать тонкости управления оставшимися орками (Orcs), эльдарами (Eldar) и ненавистными космодесантниками, перешедшими на сторону Хаоса (Chaos Space Marines), придется уже самолично, обламывая на первых порах зубы о сопротивление толкового ИИ.
Знаете, с чего начинается путь всех игроков, продавших души за обладание набором симпатичных пластиковых солдатиков? С кисточки и баночек с разноцветными красками! Дело в том, что все представленные стороны обладают неимоверным количеством племен, орденов и кланов, каждый из которых имеет свою боевую раскраску и знаки отличия. Вот и сидят настольщики, высунув языки, и пытаются изваять что-то внешне похожее на легендарные ордена вроде «Ультрадесанта» или «Белых Шрамов». Не хотите оказаться на их месте? А придется! Перед началом битвы вам предстоит не только определиться с картой и расой, но еще и разукрасить свой отряд, как душе угодно. И придется выбрать не только расцветку костюмов, но и эмблему ордена, и рисунок на флаге! Можно, конечно же, принять уже существующую схему, но это, согласитесь, как-то неспортивно. В конце концов, чем не повод подчеркнуть свою индивидуальность?
И вот начинается игра. Людям, которые привыкли много думать и мало делать, она не понравится — приходится лихо шмякать по горячим клавишам, захватывать ближайшие «стратегические точки» и засылать разведку к противнику с целью предварительного знакомства. Поверьте, у вас не будет ни секунды, чтобы расслабиться и собраться с мыслями. Действо начинается с первой секунды и с течением времени все сильнее разгорается, пока вся карта не запылает пожарами локальных противостояний.
Обратите внимание на описание заставочного ролика. Эти же слова применимы и в отношении того безобразия, которое творится на экране!
Взводы космодесанта сходятся с орочьими бандами, между ними разгорается оглушительная перестрелка, все кричат, оружие грохочет, извечные враги умирают с жуткими воплями на устах. А потом они сходятся в штыковую, и начинается настоящая мясорубка! Ревут бензомечи, с глухим стуком топоры проверяют на прочность силовую броню, огнеметы дредноутов подогревают схватку, а герои блистают своими впечатляющими способностями. Творится самый настоящий хаос. Неуправляемый. Абсолютный. В такие моменты только и успеваешь, что лихорадочно перебирать свои подразделения, да щелкать по меню, пополняя ряды и производя необходимые усовершенствования. Жуткое мясо! Да, здесь нет четкой математики Starcraft и тактического совершенства Ground Control 2, но зато очень весело. Очень... Этакий Painkiller в мире стратегий.
«Лучше умереть ради Императора, чем жить для себя!» Дредноут
В качестве платформы для создания DoW был взят неплохой, даже по современным меркам, движок от Impossible Creatures. Конечно, ему недоступны многие современные эффекты, и полученная картинка не годится даже в конкуренты блестящему Ground Control 2 (очень сомневаюсь, что хоть кто-то сможет в ближайшее время перещеголять его по качеству графики), но в целом полученный результат весьма неплох. К вашим услугам яркие взрывы, горячее пламя, трассирующие пули, фонтаны крови и прочее и прочее — все, чтобы порадовать кровожадного маньяка. Но качество картинки стыдливо отступает перед потрясающей анимацией всех без исключения воинов — будь то пехота или же техника.
Уж не знаю, сколько разработчикам пришлось потратить времени, чтобы все движения смотрелись настолько эффектно. Танки подпрыгивают на месте после каждого залпа. Вбежавший в толпу слон насаживает на бивень зазевавшегося врага и начинает мотать им из стороны в сторону. Агрессивный орочий пылесос поднимает истошно визжащее тело и начинает деловито распиливать бензопилой на две ровные половинки...
От анимации не отстает й озвучка юнитов: десант орет что-то насчет служения Императору, Хаос корчится в сладострастном экстазе, пытаясь заполучить снисхождение со стороны своих богов, мелодичные голоса эльдар разрывают эфир на части, а полупьяные орки бубнят что-то совсем уж непонятное, но веселое. А завершает общую картину торжественная музыка, которая неплохо заводит и настраивает на военный лад.
Оценка: 9.0
Вывод: Relic сотворила на самом деле выдающуюся игру. Агрессия, жестокость, хаос, огонь, кровь — все это изливается через экран монитора на человека, вздумавшего запустить эту замечательную стратегию, созданную по мотивам популярнейшей вселенной.
Малая продолжительность кампании с успехом компенсируется зажигательным мультиплеером, а толковый ИИ всегда готов неплохо скрасить ваше одиночество. И если вы действительно хотите узнать, как выглядит по-настоящему "мясная" стратегия, то немедля бегите в магазин за покупкой!
Lockust