Обзор В тылу врага 2 [КГ]
Жанр: тактическая RTS.
Разработчик: Best Way.
Издатель: 1С.
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD.
Похожие игры: серия Commandos (без Strike Force), "В тылу врага".
Системные требования: Windows 2000/XP, процессор 1,7 ГГц, 512 Мб RAM, видеокарта уровня GeForce 3 и выше, 4Г б свободного места на жестком диске, DirectX 9-совместимая звуковая карта, CD-ROM-привод, клавиатура, мышь.
Если в двух словах описать впечатления сразу после загрузки первого уровня "В тылу врага 2", то это будет: "ух ты..." Пошевелив извилинами и блеснув талантом, можно уложиться в одно слово: "пастораль". Признаюсь, такой красивой Второй мировой я еще не видел. Еще года три-четыре назад любой шутер с такой графикой мог с законной гордостью вешать себе на грудь надпись "игра года", а сейчас все эти красивости доступны уже в стратегиях.
Если перейти от образных восхищений к конкретике, можно указать на шикарную воду, прекрасные модели солдат и техники, проработанное до мелочей окружение. Традиционно слегка портит впечатление листва, но это только когда сквозь крону дерева проходит камера — при изменении ракурса все вновь становится на свои места. В остальном картинка, щедро сдобренная новомодными графическими примочками, просто идеальна — правда, тут кроется маленький подвох. Представьте: по улице катит ИС-2 — гроза немецких "Тигров", весь такой в бликах на полированных боках, добавьте к этому придающий ему некую загадочность blur — и танк у вас получится жутко гламурный. Впрочем, проблема решается отключением некоторых графических красот — заодно и FPS поднимите. Подобрав с клавиатуры челюсть и протерев глаза, берем управление в свои руки. Принципиально оно ничем не отличается от первой части: все так же указания раздаем мышкой, причем левой ее кнопкой. Почему разработчики со времен первой части не переделали управление под более привычную геймерам отдачу приказов правой кнопкой, непонятно — наверное, традиции блюдут. Что изменилось — так это система занятия укрытий: теперь при наведении на какое-либо место, где ваш боец может спрятаться, нет необходимости заниматься прикладной геометрией, вспоминая, что означает тот или иной значок в виде треугольника, квадрата и пр. Теперь позу и направление взгляда за укрытием, если вы захотите его занять, подскажет серый контур в виде солдата, что гораздо удобнее. Никуда не делся и режим прямого управления — вы все так же можете взять под свое управление отдельного солдата и сделать все сами, если считаете, что у вас это получится лучше, чем у AI. Режим не шибко полезный, но иногда лучше использовать именно его. Чаще всего это бывает необходимо при управлении техникой, когда вам нужно проехать через захламленную улицу (у AI наблюдаются небольшие проблемы с поиском курса) или когда возникает потребность быстро выскочить из-за угла и очередью скосить пару-тройку врагов. Замечу: если у вас полуоткрытый броневик с пулеметом и единственным бойцом за рулем, в ручном режиме на врага переть нежелательно, поскольку при малейшей остановке водитель норовит вскочить за пулемет, представляя при этом прекрасную мишень.
Начиная разговор об управлении, нельзя не упомянуть интерфейс игры. Он преобразился и здорово раздался вширь. Все основные элементы, которые были в первом "Тыле", есть и во втором, изменения коснулись кнопок управления, расположенных в массиве внизу справа. Теперь этих кнопок набралось столько, что для того, чтобы разместить их все, потребовалось создать несколько закладок с кнопками. Но здесь у разработчиков опять небольшая недоработка: вкладки-то есть, но заголовки их никак не обозначены, мало того, имеют базовый цвет интерфейса (серый), поэтому поначалу их попросту не замечаешь. Я долго размышлял в одном из эпизодов, как же мне починить танк, если для получения ремкомплекта требуется его осмотреть, а кнопки для того, чтобы активизировать такую функцию, я попросту не вижу, ничего не говорилось и про горячую клавишу этой команды. После получаса поисков кнопка все же обнаружилась, прояснилась ситуация и с горячей клавишей, но разработчикам тут стоит попенять. Кроме многослойного массива кнопок, практически на всю ширину экрана расположилась панель управления командой, ведь теперь у нас есть возможность руководить не только отдельным бойцом, но и все группой разом. Вещь, надо сказать, очень удобная. Чтобы передислоцировать свое подразделение, не нужно каждого бойца тащить за шиворот в нужную точку и указывать, за какой угол уму встать. Для этого достаточно обвести всех своих орлов рамкой (командир при этом назначается автоматически), выбрать свеженазначенного офицера и ЕМУ отдать приказ о занятии позиции в конкретной области. Все остальные немедленно последуют за ним, а по прибытии в пункт назначения самостоятельно осмотрятся в поисках удобных позиций и займут их, в первую очередь предпочитая укрытия поблизости от командира. Удобно? Несомненно. Но иногда попадаются случаи, когда командир не нужен и даже вреден. В первую очередь тогда, когда старшим в группе назначается снайпер. Ему-то толпящаяся команда зрителей за спиной совершенно ни к чему, кроме того, подчиненные в этом случае подвергают себя дополнительной опасности. Вторым вариантом, при котором желательно обойтись без командира, являются ситуации, когда вы скрытно хотите подобраться к какому-то объекту — скажем, украсть машину или забросать гранатами огневую точку. Понятно, что в этом случае один диверсант гораздо быстрее сумеет запрыгнуть в машину и дать по газам, группа товарищей же затянет погрузку, тем самым рискуя получить в кузов парочку гранат или фугас в борт. Отметим проницательность разработчиков — они предусмотрели такой вариант. Вам разрешается как переназначить командира, так и распустить всю группу и управлять каждым бойцом по отдельности, можете даже создать несколько групп, сформировав из них, скажем, боевые двойки. А для более удобного и быстрого управления командой существует специальная панель, на которую вынесены все основные приказы, дублируемые для удобства клавишами F1-F9. Рассмотрим по порядку.
"Метнуть противопехотную гранату". Летит граната от бойца, который располагается по отношению к цели оптимально. Замете: "оптимально" — не значит близко: ближайший боец может стоять буквально за углом, а граната полетит от того, кто стоит за забором слева, так как у него позиция для броска удобнее. При двойном клике все бойцы бросают гранаты, при этом каждый выбирает цель по своему усмотрению. Цифра рядом с иконкой показывает, сколько гранат такого типа находится в распоряжении отряда. Точно такая же картина для кнопки "Метнуть противотанковую гранату" с поправкой на то, что граната будет противотанковая. Действия кнопок "Выстрел из базуки" и "Снайперский выстрел" распространяются только на тех, у кого есть гранатомет или снайперская винтовка соответственно. "Подавляющий огонь", более известный в шутерах как "suppression fire", заставляет всех бойцов перезарядить оружие и открыть плотный заградительный огонь по противнику в указанной зоне. "Атаковать" — бойцы ведут наступление в указанный район. "Рукопашный бой" — оптимально расположенный к цели солдат уберет оружие (или достанет нож) и вступит в рукопашную — бывает полезно, когда вы сталкиваетесь с неожиданно вышедшим из-за угла противником или он ловит вас на перезарядке. "Покинуть транспорт" — в комментариях не нуждается. "Перевязать раны" — все солдаты подразделения, которые имеют ранения, убирают оружие и начинают накладывать бинты. Обратите внимание: солдаты при этом не стреляют и не двигаются. В команде бинты автоматически распределяются между всеми бойцами подразделения. "Призвать союзника" позволяет добавить к созданной команде одного или нескольких бойцов. Завершает подборку кнопка "Отменить приказ".
Диверсанты не были бы диверсантами, если бы не использовали все, что попадется на пути, для достижения поставленной задачи. А попадается по пути многое: стационарные турели, артиллерия, грузовики, бронетранспортеры, мотоциклы и даже танки. Поскольку мы с вами в тылу врага, само собой, все перечисленное принадлежит противнику. Но нас мораль не грызет — если получится, без зазрения совести экспроприируем понравившуюся технику и используем в соответствии со своими понятиями. Вот только и здесь вволю порезвиться нам не дадут: каждая единица техники имеет свой запас горючего, и, если топливо кончилось, а заправить неоткуда или нечем, можете смело вылезать — аппарат с места не тронется. Но если топливо кончилось, а пулемет еще цел, вполне возможно оборудовать на месте стационарную огневую точку или же, если позиция не слишком удобная, снять с броневика пулемет. Даже в ситуации, когда у пулемета на трофейном БТРе кончились патроны и заклинило башню, а топливо еще есть, не расстраивайтесь: броня вам еще пригодится. В таких случаях удобно действовать по принципу городских боев: БТР медленно ползет по улице, рядом с ним, укрываясь за бортом, следует парочка бойцов, при приближении к вражеским окопам или зданию, в котором укрылся противник, бойцы выскакивают, бросают гранаты в цель и тут же прячутся назад. Но противник ваши посягательства на его имущество не одобряет и всячески старается вас уничтожить, корежа свою же технику. Если повреждения не критичные, при помощи ремкомплекта есть возможность устранить повреждения (оторванные колеса или сорванную башню назад, правда, уже не поставишь). Продолжая разговор о том, что можно захватить, перейдем к стационарным объектам, а именно к пушкам и пулеметам. Каждый из них обладает своим боезапасом, израсходовав который, нужно или бежать за пополнением оного (если есть где), или вылезать из-за груды пустого железа и придумывать что-то другое. Про пулеметы говорить особо нечего, а вот пушки (как и их танковые аналоги) комплектуются двумя видами снарядов: фугасными и бронебойными. Теоретически бронебойные как нельзя лучше подходят для уничтожения танков (полностью подтверждается практикой), а фугасные — для легкобронированной техники и пехоты. На деле же бронетранспортеры так же легко разлетаются на куски от бронебойных снарядов, а пехоте вообще неважно, какой снаряд разрывается у нее под ногами.
Раз уж речь зашла о боеприпасах и вооружении, вернемся к пехоте. Все три стороны (Германия, СССР и союзники) в игре вооружены именно теми видами стрелкового оружия, которыми в реальности вооружались солдаты. Перечислять, чем именно, нет необходимости: все это вы не раз встречали в шутерах о Второй мировой. Порадовало то, что разработчики очень щепетильно относятся к достоверности и, к примеру, вооружают немецких диверсантов (которые относились к войскам СС) автоматами МР-44, а не МР-40. Небольшая заминка случилась с противотанковыми гранатометами. У немцев, как известно, на вооружении состояли "Панцерфаусты" ("Панцершреки"), у американцев — "Базуки", а вот у СССР такого вида оружия не было, поэтому по лендлизу им тоже достались "Базуки". В ходе сражений боеприпасы имеют свойство расходоваться (странно, правда?:)), восполнять приходится во время боя, осматривая тела поверженных противников, откуда мы добываем патроны, бинты и гранаты. При затяжных боях все это добро вам очень пригодится. Кстати, уничтожать пехоту лучше противотанковыми гранатами — они при попадании в цель взрываются моментально, осколочные же имеют задержку, позволяющую противнику покинуть зону поражения. Однажды довелось здорово помучиться с уничтожением одного пехотинца, засевшего в окопе. Бросаешь ему гранату на бруствер — он пригибается, забрасываешь в окоп — он выскакивает, пережидает взрыв и тут же возвращается назад. В конце концов, мне это надоело и во время его очередного прыжка наверх я банально переехал его бронетранспортером. Правда, есть вариант в ручном режиме выполнить бросок с задержкой, но это требует некоторой практики. С противотанковыми гранатами проще и надежнее, тем более, что недостатка в них в карманах врагов не наблюдается. Практика вам потребуется и в том случае, если захотите повоевать при помощи ножей: в карманах врагов они попадаются нечасто, но зато в ближнем бою можно гораздо быстрее успокоить противника или, подкравшись сзади, тихо снять часового.
Красивые пейзажи с прекрасно нарисованными моделями юнитов, которые вооружены реалистичны оружием, — это прекрасно, но они не сделают игру. Да, в значительной мере все вышеперечисленные параметры важны, но без адекватного поведения как ваших бойцов, так и вражеских игра остается просто картинкой. И вот тут разработчикам стоит поставить памятник (небольшой, чтобы не сильно гордились) за AI солдат. Ваши бойцы самостоятельно переключаются на гранаты, если обстановка требует того, меняют позиции, при наличии ножа смело переходят в рукопашную, меняются бинтами и патронами в команде, укрываются от гранат. Могу привести десяток прекрасных примеров вполне осмысленных и адекватных действий, но, думается, каждый игравший в эту игру сможет сделать это самостоятельно. Противник тоже неплох: потеряв вас из виду, некоторое время продолжает вести огонь по району, где вас видели в последний раз, затем идет вас разыскивать. В целом поведение врага менее отшлифовано, что на первый взгляд можно назвать недостатком. Но, как заметили в интервью разработчики игры "Комбат", "Мы можем написать идеальный AI противника, только будет ли вам от этого интереснее играть?" В этом есть своя правда. Представьте, что враг, располагая четырьмя ротами солдат, решит уничтожить ваших бойцов, делая это максимально реалистично, ничем вам не подыгрывая. Вас будут одновременно и с разных сторон атаковать более сотни бойцов при поддержке бронетехники, используя при этом всевозможные укрытия и забрасывая ваших храбрых диверсантов гранатами. В этом случае, даже имея идеальный микроконтроль, вы ничего не сможете противопоставить AI, поэтому отдельные "глупости" противника списываем на послабления со стороны разработчиков. Но шероховатости имеются и в поведении ваших подчиненных: использование гранат, когда лучше было бы дать очередь из автомата, необоснованные передвижения, попытки перебинтовать раны прямо на поле боя под огнем противника, порой излишняя инициативность. Группа, оставленная в тылу, пока ушедший вперед снайпер расчистит подходы, сидеть на месте не хочет, а со всех ног устремляется вперед, дабы приумножить потери. Как противника, так и свои собственные. Впрочем, энтузиазм подчиненных можно ограничить, отдав приказы "ответный огонь" и "держать позицию". Относительно трех десятков доступных миссий стоит сказать только пару слов. Каждая из кампаний начинается тренировкой, при этом не важно, что вы уже два раза ее проходили, причем в тех же декорациях. Чем по смыслу отличаются друг от друга надписи "Далее" и "Продолжить", появляющиеся после окончания тренировки, я так и не понял, поэтому пришлось несколько миссий переигрывать дважды. Вам же советую перед самым окончанием тренировки сохраниться, и, если последующий выбор подскажет вам, что тут вы уже бывали — загружайтесь заново и выбирайте что-нибудь другое. Про сам геймплей рассказывать, в общем-то, нечего. Приличного размера карты позволяют во всю ширь развернуться вашему тактическому гению, внимательное наблюдение за обстановкой может подсказать интересный маневр (например, не ломиться через мост под ураганным огнем, а перебраться на другой берег вплавь), вовремя угнанный БТР или захваченное орудие могут в корне переломить ситуацию. Дальше распространяться про боевые действия нет смысла, так как каждый из вас сам себе генерал, и отыгрыш одной и той же карты может проходить прямо противоположными способами. Кто-то повторит ошибку генералитета Германии 39-40-х годов прошлого века, посылая элитные войска на передовую и отправляя их в лобовую атаку, а кто-то будет долго ползать на животе по кустам, исподтишка забрасывая гранатами пулеметные гнезда и расстреливая в спину орудийные расчеты. Все в ваших руках. На то она и тактика.
Плюсы:
Прекрасная графика.
Умнейший AI.
Интересные и разнообразные миссии.
Минусы:
Некоторые проблемы с поиском пути у солдат и техники.
Озвучка сюжетных диалогов в немецкой кампании.
Зачастую излишняя инициативность подчиненных, несмотря на приказ "удерживать позицию".
Неадекватность поведения бойцов в определенных ситуациях (самолечение посреди поля под ураганным огнем при более чем 60% здоровья и пр.).
Оценка: 9.
Вывод: Отличнейшая тактика по мотивам Второй мировой войны. Графика, физика, AI, — все на высшем уровне, отдельные мелкие шероховатости практически не портят общее впечатление. Всем любителям Commandos — играть обязательно.
Юрий Михайлов