Обзор System Shock 2
Жанр: FPS, survival horror.
Разработчики: Irrational Games, Looking Glass Studios.
Издатель: Electronic Arts.
Платформа: PC.
Дата выхода: 1999 год.
Survival horror в антураже киберпанка. Игра, на годы опередившая свое время и задавшая моду на «умные шутеры». Игра на стыке жанров: немного от шутера, немного от FPS, чуть-чуть от старых, добрых ужасов в стиле Resident Evil. И, разумеется, великолепная атмосфера, напоминающая не только Biohazard и «Тихие холмы», но и шикарные кинематографические «хорроры в космосе» – «Сквозь горизонт» и «Чужой». Атмосфера, впоследствии ставшая визитной карточкой другой культовой серии – Dead Space. Все это System Shock 2.
Сиквел, что лучше оригинала
Сразу же для тех, кто не играл в первую часть System Shock – лучше пройдите ее до того, как браться за сиквел. Нет, вы все поймете, даже если и в глаза не видели оригинальную игру. Просто первая и вторая части игры связаны между собой довольно толстыми, хотя и не заметными на первых порах сюжетными нитями, и будет обидно их упустить при прохождении.
System Shock 2 начинается достаточно стандартно – с обучения, однако и тут вас будут ожидать некоторые сюрпризы. Прежде всего, наряду с обучением стрельбе из разных видов оружия вам также предложат определиться со специализацией вашего персонажа. Одни захотят выступить в роли крутых вояк, побеждающих всех и вся исключительно силой огнестрельного оружия – ваше право. Другие сделают ставку на телекинез и замораживание противников на расстоянии силой мысли – в карьерном пути специалиста-псионика тоже есть свои плюсы. Третьим по душе быстрый взлом замков и управление корабельной автоматикой – и в этом тоже есть свой резон. Три пути, три основные специализации, напрямую влияющие на геймплей – ну прямо как в заправской RPG.
После достаточно мирного и размеренного обучающего режима основная игра словно дает по голове обухом топора. Забудьте про уютные и безопасные стены базы для подготовки солдат, они остались далеко позади, на Земле – теперь вас ожидают темные и мрачные коридоры космического корабля, буквально набитые разнообразными опасностями. Вы – безымянный солдат, проходящий службу на корабле «Рикенбакер», отправленном к звезде Тау Кита. «Рикенбакер» – военное судно, пристыкованное к исследовательскому звездолету «Фон Браун». На «Рикенбакере» служат солдаты и офицеры, на «Фон Брауне» собрались ученые и обслуживающий персонал.
После того как наш бравый солдат выходит из криокамеры, он сразу понимает – что-то на «Рикенбакере» пошло не так. В коридорах корабля тут и там валяются трупы, а многие из уцелевших превратились в жутких и весьма агрессивных мутантов. В довершение всего Ксеркс, корабельный искусственный интеллект, бросил все силы на зачистку местных коридоров как от мутантов, так и от живых людей – видимо, умная машина делает все, чтобы избежать распространения инфекции, попавшей на корабль. С этим безобразием и придется в итоге разбираться нашему бравому солдату. Кстати, сюжет в игре подается точно так же, как и в первой Half-Life. Видеороликов только два: в самом начале и в самом конце. Все остальное время мы смотрим на игру глазами нашего молчаливого героя. Задания получаем от голоса по радиосвязи. Параллельно находим CD-плееры, записи на которых позволяют познакомиться с последними часами жизни членов экипажа и узнать больше о случившейся здесь недавно трагедии. Иногда в этих же записях можно найти полезную информацию, позволяющую, к примеру, найти важную вещь или подобрать код к закрытой ранее двери.
Устаревшая графика нисколько не вредит System Shock 2 – даже сегодня игра смотрится вполне хорошо. Возможно, виной тому стерильное оформление коридоров космического корабля, где каких-то особенных красот просто не требуется. При этом корабль у нас большой, с огромным количеством помещений и переходов, так что можно среди них и запутаться – впрочем, для удобной ориентировки в игре предусматривается подробная карта. При этом каждый из секторов кораблей в System Shock 2 выполнен красиво, со своим собственным стилем – вы не перепутаете разные отсеки между собой. И все равно несколько неприятно, что нас довольно долгое время гоняют туда-сюда по одним и тем же локациям. Смотрится такое решение просто как искусственное растягивание игрового времени.
Огнестрельного оружия на борту корабля предостаточно, однако прямые битвы не очень-то поощряются разработчиками: стволы в System Shock 2 достаточно быстро ломаются от частого использования. Так что остается уповать на холодное оружие, все-таки разнообразные гаечные ключи «живут» в игровом мире гораздо дольше обычных «пушек». При этом противников на уровнях также не настолько много, чтобы они могли вас завалить числом – но даже один враг обладает достаточно большим запасом здоровья, чтобы создать вам большие проблемы в битве.
Зато вот для стелса возможностей в System Shock 2 куда больше, чем в обычных, рядовых играх жанра FPS. Зомби и другие монстры, на манер патрульных, расхаживают туда-сюда по корабельным коридорам. Если вы прячетесь, то они вас не замечают, и вы вполне можете напасть на врагов с тыла. А вот заметив, очертя голову кидаются в атаку – с искусственным интеллектом противников нам не особенно повезло, но, в самом деле, что же вы хотите от примитивных организмов?
Космический киберпанк
Что интересно, System Shock 2 не является киберпанком в классическом понимании. Атмосфера и сеттинг, как мы уже говорили ранее, позаимствованы из классических хорроров. Тем не менее, киберпространству, искусственным интеллектам и хакерскому искусству в игре уделяется достаточно времени, чтобы с чистой совестью определять ее в жанр киберпанк.
Первая серьезная проблема, с которой сталкиваешься во время прохождения – управление. Во-первых, шутер 1999 года предлагает несколько непривычную раскладку клавиш, где нельзя двигаться боком, нужно поворачиваться лицом в нужную сторону и только тогда топать в выбранном направлении. Клавиша «S» почему-то позволяет герою присесть – а пятиться лицом к врагу тоже нельзя. Само собой, раскладку поменять нам также не позволяют. Играть с такой раскладкой человеку, привыкшему к современным шутерам, будет очень неудобно. Так что приготовьтесь к тому, что первое время погибать ваш герой будет очень часто.
Во-вторых, неудобный интерфейс, который мы постоянно забиваем предметами. В результате со временем у героя скапливаются десятки вещей, и открывающиеся окошки с ними занимают чуть ли не половину экрана. Опять-таки, это не облегчает продвижение по уровням.
Ну, и третья большая проблема – возраст System Shock 2. Сегодня далеко не сразу удается найти версию игры, которая адекватно работала бы на современных операционных системах. Однако мы можем вас заверить, что такие версии есть, и мы их видели сами. Более того, в интернете сейчас много версий с фанатскими изменениями и «подтянутой» картинкой, а также с добавлением множества нового контента. Можно играть в оригинал, можно выбрать варианты от фанатов. Однако проходить мимо нельзя – вы рискуете пропустить один из самых интересных и самых умных шутеров за всю историю геймдева.
AlexS