Чужой: чудовище со звёзд | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Чужой: чудовище со звёзд

on августа 21, 2015 - 21:25

Не так давно в нашем мире произошло долгожданное чудо. Наконец-то на прилавках магазинов появилась прекрасная игра по мотивам вселенной «Чужие». За все 35(!) лет, что мы знаем этих монстров, игры по «Чужим» оказывались в лучшем случае сносными. Недавняя Alien: Isolation исправила это. В честь такого события мы решили вспомнить в очередной ретроспективе четыре колосса кинематографа, повествующих о самом страшном из существ, когда-либо созданных Голливудом.

Чужой (1979)

В отличие от многих великих франшиз, за созданием которых стоит множество мистических и неожиданных событий, в истории появления Чужого нет ничего из ряда вон выходящего. Только базовая цель и неимоверное количество труда.

Чужой: чудовище со звёздС фильмами о Чужом всегда принято ассоциировать имена знаменитых режиссёров: Ридли Скотта, Дэвида Финчера, Джеймса Кэмерона. За этими именами неприметной тенью стоит человек, который, собственно, является создателем монстра. Это Дэн О’Бэннон, работа которого над «Чужим» началась с того, что он захотел снять фильм ужасов, действие которого разворачивалось бы на небольшом космическом корабле. Работа над комедийной фантастикой «Тёмная звезда» задала направление развития задумки. Собрав в кучу все интересные идеи, найденные им в фантастических романах, О’Бэннон создал базовый концепт Чужого. Художник Рон Кобб подбросил идею сделать инопланетному существу кислоту вместо крови, довершив образ идеального животного.

В первой версии сценария фильм «Звёздная тварь» (первоначальное название) получался намного ближе к классической книжной фантастике, чем вышел в итоге. Главным героем был храбрый мужчина, сюжет содержал больше сцен экшна, концовка отличалась большей патетичностью. Однако приглашённые сценаристы переработали его, сделав более мрачным (впрочем, О’Бэннон считает иначе), загадочным и реалистичным. В сюжете появилась Корпорация, социальный подтекст, изменились имена героев, Рипли стала женщиной, были убраны некоторые разъясняющие моменты. Например, в первоначальной версии сценария яйца Чужих являлись всего-навсего биологическим оружием, разработанным людьми.

Перед началом съёмок Ридли Скотт и О’Бэннон нашли альбом рисунков Ханса Рудольфа Гигера «Некрономикон». Он так поразил их, что вопрос о дизайнере монстра тут же отпал. Гигер с радостью взялся за работу, да с таким энтузиазмом, что выполнил не только дизайн Чужого, но и всего инопланетного, что есть в фильме. Решение о сотрудничестве с Гигером, пожалуй, можно считать судьбоносным. Именно неповторимое творческое видение гениального швейцарца придало слову «чужой» несколько подтекстов.  Ксеноморф – едва ли не единственный монстр, созданный человеческой фантазией, которого просто невозможно представить дружественным существом. Несмотря на то, что у него есть аналоги в реальном мире, он настолько чужероден по отношению к нашему миру, насколько это возможно. Хотя, несомненно, привлекателен в своей чудовищности. А вот фейсхаггеры (созданные Гигером по образу влагалищ) настолько омерзительны, что смотреть на них неприятно даже на экране. Забавный факт – таможенники, досматривавшие багаж художника после его прилёта в США, были настолько шокированы моделями этих тварей, что отказывались пропускать швейцарца в страну.

Съёмки фильма сопровождались некоторыми нехарактерными для Голливуда фишками, которые, возможно, предопределили его успех. Например, большое количество диалогов в фильме было импровизировано. Актёры придумывали реплики буквально на ходу. Многие удачные кадры были сняты в ходе репетиций, а затем умело внесены в основную ленту. Самая знаменитая из затей Ридли Скотта – это сцена появления маленького Чужого из груди Кейна. Актёров не предупредили о том, как это произойдёт, и их реакция на происшествие не является постановочной, в эти секунды мы видим реальные эмоции. Возраст и типажи актёров также был своего рода инновацией, так как космическая фантастика тех времён ассоциировалась с молодыми, полными сил людьми, а не с простыми работягами. Интересен образ Рипли. Как правило, главные героини экшн-фильмов получаются либо везучими истеричками, либо несокрушимыми бой-бабами. Рипли – вроде бы обычная женщина, но обладающая сильным характером и какой-то неуловимой аурой, выделяющей её среди других.

Главная особенность фильма: плотная, вызывающая клаустрофобию атмосфера. На протяжении всей картины зрителя не покидает ощущение присутствия в небольшом космическом корабле, находящемся среди бесконечной чёрной пустоты. Сначала с помощью неторопливо развивающегося сюжета, продолжительных диалогов, детализированного показа быта космических рабочих идёт погружение в жизнь героев. И когда в этот маленький участок тёплого, уютного пространства попадает кошмарный монстр, ощущение ужаса и безысходности усиливается во много раз.

Цвета фильма: белый, серый, чёрный.

Какую версию смотреть: любую. Настоящей режиссёрской версией Ридли Скотт считает самую первую, продолжительностью в 192 минуты, которая была утеряна. Прокатная версия от так называемой режиссёрской, выпущенной в 2003-ем, мало чем отличается, она даже немного длиннее. В режиссёрской добавлено несколько моментов, не влияющих на сюжет (за вычетом того, где Рипли находит Далласа и Брэтта в коконах и сжигает их).

Как верно заметил один из рецензентов в обзоре на недавнюю Alien: Isolation, «Чужой» научил нас бояться космоса. Вся космическая фантастика того времени, со «Звёздными войнами» во главе показывала космос как нечто опасное, но безумно интересное, полное ждущих первооткрывателя тайн и загадок. Загадку Чужого герои фильма, наверное, предпочли бы никогда не разгадывать и вообще не иметь с ней дела. В их мире космос – чёрная холодная дыра, враждебная человеку, внутри которой может таиться самое страшное из зол. «В космосе никто не услышит твой крик».

Чужие (1986)

Хотя «Чужой» стал своеобразным антиподом «Звёздных войн», величайшая франшиза Джорджа Лукаса здорово помогла ему раскрутиться, так как народ требовал продолжения банкета на волне возросшего интереса к космической фантастике, вызванного появлением эпизода «Империя наносит ответный удар». Вопрос о сиквеле не стоял, но решение, каким он будет, затянулось надолго. Для помощи со сценарием был нанят Джеймс Кэмерон, который в то время уже был занят работой над сиквелом «Рэмбо» и «Терминатором». Тем не менее, Кэмерон взялся за дело и за четыре дня набросал базовый сценарий, который лёг в основу фильма. На тот момент у него были две главные задумки: боевик о космических пехотинцах и сцена сражения героя в роботизированном автопогрузчике с маткой инопланетян – которые он успешно реализовал в рамках «Чужих».

Чужой: чудовище со звёздФильм сняли за 5 месяцев, что для проекта такого масштаба удивительно быстро. Кэмерону справедливо можно выдать медаль за заслуги перед Чужими, так как именно благодаря его трудолюбию и упорству фильм стал таким, какой он есть. Молодой режиссёр сумел заслужить уважение скептически настроенной съёмочной группы, с помощью небольшой хитрости затащить в проект Сигурни Уивер, пробить все необходимые средства и материалы для съёмок. Он даже сам создал дизайн Королевы Чужих, пользуясь посильной подмогой знаменитого Стэна Уинстона. Как и Ридли Скотт, Кэмерон стремился к максимальной реалистичности, при этом не бьющей по зрелищности. Каждый из героев фильма – личность, каждый предмет в кадре находится на своём месте, всё продумано до мелочей, и даже оружие представляет собой настоящие произведения искусства. На создание знаменитого 28-тонного бронетранспортёра морской пехоты было потрачено полтора миллиона долларов (при бюджете в 18 миллионов). Присмотритесь повнимательнее к «Чужим» – в этом фильме всё настоящее, практически никакой компьютерной графики. И поэтому даже в наши дни он смотрится просто потрясающе.

Главные особенности фильма: потрясающий экшн, объединённый с характерной для фильмов о чужих мрачностью, ощущением безысходности и медлительной, дотошной подачей. И усилившимся психологизмом: первый ксеноморф появляется на экране на 74-й минуте фильма, но до этого мы успеваем так хорошо ознакомиться с каждым членом экипажа «Сулако», что гибель любого из них становится сильным переживанием. Каждая минута всё больше усиливает напряжение, и формальный хэппи-энд даётся такой ценой, что даже не приносит желанного облегчения. Кэмерону удалось невозможное: со второй половины фильма разогнать действо в несколько раз, сделать по-настоящему зрелищное коммерческое кино, сохранив все сильные стороны первой части. Восхищаться этим фильмом можно бесконечно, однако места в золотом фонде лучших сцен мирового кинематографа, безусловно, больше всего заслуживает сражение Рипли, управляющей автопогрузчиком, с Королевой.

Цвета фильма: тёмно-синий, чёрный, белый и цвет языков пламени

Какую версию смотреть: однозначно, режиссёрскую. Она длиннее прокатной на 17 минут и содержит ряд сцен, ещё больше сближающих с героями фильма.

Фильм «Чужие» выполнил все задачи, которые можно поставить перед продолжением удачной картины: развил и углубил идею оригинала, представил её в новой форме, улучшил по всем показателям, дал множество новых знаний о вселенной Чужих, избежал нелогичностей и нестыковок. Благодаря ему и «Терминатору», Джеймс Кэмерон пулей вознёсся на вершину голливудского Олимпа, а продюсеры франшизы начали думать о продолжении.

Чужой 3 (1992)

Третий «Чужой» рождался в муках, подобных тем, что испытывает человек, из груди которого рвётся зародыш ксеноморфа. 20th Century Fox предложили извечным продюсерам серии Гилеру, Хиллу и Кэроллу контракт сразу на два продолжения, но продюсеры банально не могли решить, что же им снимать. Первоначальной затеей была отправка Чужих на Землю и создание на основе этой затеи эпического боевика. Затем действие хотели вернуть в космос, создав экшн на основе идеи о противостоянии двух планетарных коалиций, одна из которых использует Чужих как оружие. Чуть позднее появились сценарии от различных авторов, среди которых был легендарный отец киберпанка Уильям Гибсон. Большинство сценариев было откровенно абсурдными. В одном из них, например, Чужие научились заражать своими клетками всё вокруг, включая неживую материю, вследствие чего финальной схваткой фильма должно было стать сражение с мутировавшим в многокилометрового ксеноморфа космическим кораблём. Прочитав этот сценарий, Сигурни Уивер, которую удалось пригласить в проект ценой неимоверных усилий, снова отказалась сниматься. Были также написаны всяческие вариации на тему «Белоснежки и семи гномов» и так далее. К счастью, испохабить франшизу не удалось. Приглашение Дэвида Финчера наконец-то придало определённость дальнейшему направлению движения. Из двух лучших сценариев был собран один, за четыре недели были подправлены острые углы, и съёмки начались.

Чужой: чудовище со звёздК сожалению, сам процесс съёмок тоже шёл отнюдь не гладко. В команде до сих пор не было единого мнения насчёт того, как снимать фильм. Продюсеры вели себя не лучшим образом, постоянно вставляя Финчеру палки в колёса. Терпение Дэвида лопнуло под конец съёмок, он самостоятельно снял сцену, где Рипли идёт в подвал, чтобы встретиться с Чужим лицом к лицу, и покинул проект. Финальную сцену снимали уже без него. Обида Финчера оказалась настолько велика, что он отказался монтировать не только прокатную, но и режиссёрскую версию фильма, выпущенную спустя 11 лет.

Тем не менее, «Чужой 3» оказался достойнейшим продолжением серии, не уступающим первой паре фильмов. Парочка белых пятен в сюжете, вызванных вышеописанными проблемами, закрывается многочисленными плюсами картины.

Главные особенности фильма: глубокая, осязаемая атмосфера, не уступающая «Чужому» 1979-го года выхода. Смесь философского психологического триллера с фильмом ужасов. Как всегда, в «Чужом 3» отлично проработано окружение. На самом деле, большинство декораций в фильме сделано из картона, но об этом ни за что не догадаешься. Как и в предыдущих частях, повествование растянуто более чем на 2 часа, за которые мы успеваем отлично познакомиться со всеми героями и даже сродниться с ними. Несмотря на то, что большинство из них – заслуживающие смерти подонки. Финчер, превосходно умеющий нагнетать напряжение, сохранил его до самого конца – в этот раз несчастливого. Ни одна из предыдущих частей фильма не была такой депрессивной, тяжёлой, давящей и опустошающей.

Цвета фильма: грязно-жёлтый, коричневый, серо-зелёный.

Какую версию смотреть: если это первый просмотр, то прокатную. Режиссёрская версия, безусловно, хороша. Она длиннее на целых полчаса, раскрывает много дополнительных подробностей, кардинально меняет кое-какие детали сюжета. Также в ней присутствует та самая сцена в подвале, из-за которой Финчер ушёл из проекта. Но её достоинства перечёркиваются альтернативной концовкой, лишённой одной маленькой детали. В прокатной версии из груди Рипли, летящей в огненную пропасть, вырывается маленькая Королева, и Элен нежно прижимает её к себе, погружаясь в раскалённый свинец. Это апофеоз, пик всей картины, ювелирно точный контрольный выстрел. В режиссёрской версии Рипли просто падает в чан, и всё.

«Чужой 3» не признаётся некоторыми зрителями из-за того, что он не безупречен. Как Королева успела отложить яйцо на «Сулако»? Почему зародыш в груди Рипли развивался так долго? И почему Элен не страдала от голода, как Кейн в последние часы своей жизни? Эти и другие вопросы не дают покоя чересчур пытливым зрителям. Нам же остаётся лишь констатировать, что в 1992-ом вселенная «Чужих» пополнилась ещё одним великолепным фильмом, который, казалось бы, стал мрачным финалом культовой трилогии.

Чужой: Воскрешение (1997)

Трилогия, однако, обречена была перерасти в тетралогию. Контракт с 20th Century Fox и отличные кассовые сборы просто-таки обязывали продюсеров сделать новый фильм о Чужих. Учитывая недовольство некоторых зрителей «Чужим 3», было решено вернуться к наиболее успешной формуле второго фильма, только морпехов заменили космическими пиратами. Самой сложной задачей было обосновать возвращение во франшизу погибшей Элен Рипли ну и, по традиции, пригласить Сигурни Уивер. Первоначально предполагалось, что Рипли проснётся в криокапсуле, и окажется, что все события «Чужого 3» ей просто приснились. К счастью, от этой задумки отказались в пользу идеи с клонированием.

Чужой: чудовище со звёздЧитая эту статью, вы можете подумать, что Уивер – капризная «звезда», ставящая перед продюсерами нереальные условия, но это не так. На самом деле, Сигурни настолько сильно прониклась образом Рипли, что соглашалась сниматься только тогда, когда сценарий фильма вёл героиню в интересующем её направлении. Во многом благодаря Сигурни мы не увидели нашествия Чужих на Землю, Чужих-комаров и прочего непотребства.

В качестве режиссёра четвертого фильма был выбран француз Жан-Пьер Жёне, что стало первопричиной того шквала критики, который обрушился на фильм после его выхода. Видение европейского режиссёра (никогда прежде не занимавшегося фильмами такого рода) принесло неожиданные (если не сказать – авангардные) плоды.

Главные особенности фильма: восхитительное гротескное визионерство, правящее здесь бал. Множество театральных крупных планов и ярких моментов, интересные персонажи и совершенно новое отношение к Чужим. Жёне относится к ним с нескрываемым восхищением, демонстрирует часто и подолгу, смакует самые жестокие и отталкивающие моменты. Весь фильм сочится отвратительным, но в то же время притягательным эротизмом. Режиссёр не стеснялся экспериментировать, и мы получили самый зрелищный фильм в тетралогии, который, однако, лишился железобетонной тяжёлой мрачности предыдущих частей. И за это был поруган больше всего. Многие просто не желают понимать, что эта картина сильна другим. И уважать её можно хотя бы за присутствие на последних 20 минутах самого чудовищного существа, созданного человеческой фантазией. Вскоре погибающего ещё более чудовищной смертью, от лицезрения которой всякий раз бросает в дрожь. В эти секунды все полученные за фильм эмоции вращаются в бешеном круговороте. Кто-то может настаивать на том, что «Чужого: Воскрешение» быть не должно, но мы аплодируем Жёне за смелость.

Цвет фильма: ядовито-зелёный

Какую версию смотреть: режиссёрскую. 17 минут дополнительных сцен, самая важная среди которых – высадка на Землю в финале. Наконец-то мы увидели, как во вселенной «Чужих» выглядит наша планета спустя несколько сотен лет. Зрелище, увы, не слишком вдохновляющее.

Довольно большое количество зрителей и даже самих создателей фильма осталось недовольно конечным результатом. Несмотря на неплохие кассовые сборы, историю Чужих решено было остановить. Но что бы там ни говорили, мы считаем, что «Воскрешение» – достойное завершение великой квадрилогии.

Что ещё посмотреть:

Хищник 2 (1990). В сиквеле «Хищника» отсылка к «Чужому» проявляется в виде черепа оного, висящего на стене трофеев в космическом корабле Хищников. Можно сказать, что с этого черепа и началось противостояние межпланетных охотников и идеальных животных. В том же году вышел первый выпуск «Aliens vs. Predator» от Dark Horse Comics.

Чужой: чудовище со звёздЧужой против Хищника (2004). Снятый Полом Андерсоном фильм, основанный уже на серии вышеупомянутых комиксов. Фильм вызвал много воплей со стороны фанатов обеих франшиз, но, собственно, ни одной из них не навредил. Фильм не пытается вмешиваться в историю обеих рас, он просто рассказывает о людях, которые по глупости оказались между двух огней. Вселенной «Хищников» он даже приносит пользу, поскольку раскрывает новые подробности быта космических охотников.

Чужие против Хищника: Реквием (2007). Фильм не является продолжением первой части, это отдельная история, которую проще всего охарактеризовать как экранизацию одной из игр серии AvP, перенесённую в небольшой американский город. Строго рекомендуется тем, кому просто хочется ещё немного посмотреть на Чужих, наконец-то добравшихся до Земли. Это действительно интересно. Но если вы будете пытаться вписать этот фильм во вселенную одной из титульных франшиз, готовьтесь к разочарованию.

Прометей (2012). Немного потрескавшийся колосс Ридли Скотта, затрагивающий гораздо более высокие материи, чем история Чужих, но всё же немного включающий оных в сюжет. В следующей части, которая выйдет в 2016-ом, Чужие тоже будут, но далеко не в том виде, в каком мы привыкли.

Чужой: чудовище со звёздЧто ещё почитать:

У каждого из фильмов тетралогии существует своя новеллизация. Первые три написал Алан Дин Фостер. Затем он поругался с продюсерами, и новеллизацию «Воскрешения» писала Энн Кэрол Криспин. Оба писателя зарабатывают на жизнь официальными новеллизациями различных культовых кинематографических шедевров, поэтому являются умелыми ремесленниками, на работу которых не стыдно потратить время. Книги Фостера выпускались для СНГ на русском языке.

Кроме того, существует 18 книг, написанных по мотивам комиксов о Чужих, выпускающихся всё теми же Dark Horse. Читать их не то чтобы обязательно, но уделить внимание стоит хотя бы одной – «Кровавому урожаю», написанному гениальным Робертом Шекли.

Роман Бетеня

Ретроспектива №180
Упоминаемые игры и серии: 
Яндекс.Метрика