Обзор Стальные монстры

on января 30, 2006 - 00:00

Жанр: глобальная стратегия/тактика/аркадный симулятор
Разработчик: "Леста"
Издатель: "Бука"
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Похожесть: серия Great Naval Battles
Системные требования: Pentium IV-1.7 GHz, 512 Mb RAM, 64 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 3 Gb Hard Disc Space

ЖСтальные монстрыанр глобальных стратегий, пожалуй, один из самых стремительно развивающихся в последние годы. Еще недавно такие игры исчислялись менее чем десятком экземпляров, но теперь настали времена, когда многие студии, занимающиеся стратегиями, почитают за честь сделать новую глобальную стратегию, хоть в чем-то, да непохожую на предшественников. Не стала исключением и российская фирма "Леста", до этого отметившаяся лишь неплохой RTS "Антанта". Разработчики не просто пошли по пути слепого копирования и передирания лучших идей у других фирм. Их игра действительно стала глобальной стратегией, в самом лучшем смысле этого определения, а вдобавок к этому вобрала в себя отдельные достижения некоторых других жанров, в том числе тактики и симулятора. Казалось бы, такое практически невозможно совместить под одной обложкой, но ребята из "Лесты" рискнули, а вот что у них получилось, сейчас мы и посмотрим.

Время действия — Вторая мировая война. Место действия — Тихий океан. Соперники — Япония и Соединенные Штаты Америки. Игрок — в роли главнокомандующего одной из стран с максимально возможными полномочиями. Именно так можно охарактеризовать кампанию, которая представлена в игре. Хотя на самом деле кампаний две — историческая и не очень. Историческая отличается тем, что в ней разработчики постарались максимально точно отобразить ситуацию, существовавшую в те годы. То есть, Америка — богатая страна, обладает большим количеством военно-морских баз (в число которых занесены и базы будущих союзников по антигитлеровской коалиции), но пока не очень сильна в военном плане. С другой стороны, Япония зажата на нескольких островах, но очень агрессивна, обладая превосходным флотом и авиацией, а также великолепно подготовленными летчиками, солдатами, моряками. В неисторической кампании ситуация меняется — оба соперника имеют лишь несколько изначальных баз, более-менее равны по силам, а сам Тихий океан представляет собой огромное пространство для колонизации и выбора целей. Какую из кампаний предпочесть — выбирать вам, мне лично больше понравилась историческая за разные возможности, которые открываются перед противоборствующими сторонами.

Игрок в "Стальных монстрах" контролирует все и вся. То есть, практически любое действие, которое предпринимает военно-морское министерство (а также сопутствующие учреждения) вам подвластны. Я понимаю, это очень сложно понять сразу, но все же попытайтесь представить, что в наших силах как отправить могучий флот из десятков линкоров и авианосцев на завоевание какого-нибудь Панамского канала, так и отдать приказ о производстве одного (!) зенитного орудия, которое придется как нельзя кстати на отдаленном островке. Не пугайтесь последнего предложения, игра вовсе не заставляет геймера заниматься любой мелочью — в наших силах, благодаря многочисленным опциям, настроить дружественный AI так, как хочется. К примеру, можно разрешить ему самостоятельно заниматься постройкой зданий/производством оружия, отыгрышем рядовых битв и тому подобными вещами, лично отвлекаясь лишь на контроль над величайшими сражениями (хотя даже их можно доверить компьютеру). Вот только AI отнюдь не всегда отлично справляется со своими обязанностями. Особенно тяжело обстоит дело с отправкой конвоев с топливом и боеприпасами — из-за каких-то ошибок при создании скриптов транспортные формации приходится периодически заново перенастраивать, что отнимает драгоценное время. В общем, выбирайте сами, что отдать на откуп AI, а чем заниматься лично, помните только, что, играя "мастера на все руки", вы можете потратить на одну партию не меньше месяца реального времени.

Стальные монстрыПервое, чем стоит заняться, так это расхватом свободных зон. В исторической кампании таковых немного, поэтому желательно успеть на большинство из них раньше оппонента. Американцам высокая скорость "колонизации" позволит окончательно ограничить японцев в ресурсах и территории, а японцам — приобрести новые земли и хоть капельку улучшить свое экономическое и стратегическое положение. Освоение новых земель осуществляется при помощи инженеров. Только эти ребята умеют строить что-то новое, так что для возведения зданий рекомендуется обзавестись ими (желательно в количествах не меньше нескольких сотен). Правда, до телепортации люди пока не додумались, значит, придется выводить в море корабли (лучше всего — транспортники), которые и повезут "архитекторов светлого будущего" на "целину". А затем будут ее поднимать, обустраивая новыми зданиями и улучшая старые.

Зданий, в принципе, не так много, как могло бы быть. Но, с другой стороны, большинство строений имеют улучшения, кардинальным образом увеличивающие их полезность. Да и не стоит забывать, что строения занимают рабочее время инженеров и требуют оплаты, так что отгрохать воинский мегаполис в первые месяцы на каждом островке вряд ли получится. Посему рекомендуется составить четкий план, и неукоснительно ему следовать. Так, на только что построенной базе жизненно необходимо возвести госпиталь (чтобы уменьшить смертность от плохого климата) и казармы (чтобы можно было держать большой гарнизон). В тех регионах, где вы планируете развивать добычу ресурсов, обязательно стройте промышленные здания и улучшайте их, а также склады, простые и горюче-смазочных материалов (почему-то без складов добыча совсем не идет). Там, где будет передний край борьбы с противником (хотя в боях на море он может оказаться где угодно), не помешают береговые батареи и зенитная артиллерия. Ну а в тренировочных центрах без полигонов, как без рук, иначе как ваши бойцы получат столь необходимый им жизненный опыт, хотя бы в размере КМБ и учебных стрельб? Экономика держится на четырех ресурсах — деньгах, железе, алюминии и нефти. Все они нужны в равной степени. Но, наверное, нужнее всех нефть, без которой даже имеющийся у вас флот (как морской, так и воздушный) станет "на прикол" (нефть является в игре и топливом). А без юнитов эту войну никак не выиграешь. Впрочем, имея нефть, но не имея остальных ресурсов, вы тоже проиграете.

Вообще, вся игра в кампании делится на два периода — до начала войны и после него. До начала игроки активно расползаются по карте, укрепляют базы, строят новые юниты. Тут уж ничего не поделаешь, без дополнительных кораблей/самолетов войну не выиграешь, поэтому лучше озаботиться их постройкой заранее, для чего понадобится в больших количествах сталь (сиречь, железо) и алюминий. Традиционно начальные запасы этих ресурсов не велики. И если вы думаете, что уже в первые дни игры за Японию заложите в серию парочку линкоров "Ямато", то выбросьте свои планы куда-нибудь подальше. Даже один такой монстр обойдется вам очень дорого, что уж говорить о паре-тройке. Кстати, заказывать корабли и самолеты лучше сериями в несколько десятков экземпляров (если, конечно, речь не идет о мегакрупных проектах), потому как и стоимость их будет дешевле, и времени на создание одного юнита в среднем уйдет меньше, ведь для перехода на новую продукцию рабочим на заводах метрополии придется перестраивать производственную цепочку.

Стальные монстрыКоличество разнообразных моделей юнитов в игре действительно поражает. Причем каждый из них можно подвергать изменениям, создавая свои модификации. Вам никто не мешает создать, скажем, крейсер ПВО, чьей целью будет борьба с самолетами противника — для этого достаточно создать модификацию, в которой количество зениток будет выше, чем у традиционных крейсеров, а потом построить несколько новых кораблей такого типа или переоборудовать старые. Переоборудование старой техники новым вооружением и приборами играет важную роль — к концу войны технологии, доступные нам, станут совсем не такими, что в начале, и устаревший линкор почти наверняка проиграет новенькому крейсеру. Так что старайтесь в этой области идти на шаг впереди соперника, и все у вас получится. Кстати, на исследование технологий тратятся деньги (подчас немалые), а также время. И здесь важно верно выбрать стратегическое направление, в котором последуют ваши вооруженные силы, ведь упущенное вряд ли удастся потом наверстать, учитывая разветвленность технологического древа. Впрочем, часть открытий можно банально купить у союзников, та же Германия окажет (за определенные суммы, разумеется) японцам посильную помощь в создании ракетного вооружения.

Война, как отмечается военными теоретиками, выигрывается не только боевой техникой. Важны еще и боевые качества людей, которые ее используют. Элитные части, да еще засевшие в обороне, могут спокойно перемолоть в пять раз больший контингент новобранцев с минимальными потерями. Поэтому очень важно наладить хотя бы первоначальную боевую подготовку своих воинов. Люди в игре делятся по профессиональному признаку на солдат, матросов, пилотов и инженеров, из которых только последние не принимают участия в боевых действиях. Матросы составляют команды кораблей, пилоты — экипажи самолетов, ну а солдаты используются в качестве морского десанта и гарнизонов островов. Всех своих военных лучше всего обучить "по максимуму" (хотя достигнуть статуса "элиты", не вступая в боевые действия, им все равно не удастся), чтобы уже в первых сражениях они могли выступать с противником более-менее на равных. А дальше старайтесь воспитать как можно больше талантливых ребят, что позволит нести меньшие потери в боях и приблизит День победы. И еще, важно помнить о том, что у нас есть в распоряжении несколько командиров, которых неплохо бы "распихать" по формациям (сиречь, отрядам). В зависимости от их характеристик кому-то лучше доверить быть вашим заместителем по всему театру военных действий (лучший выбор — Ямамото у японцев и Нимиц у американцев), а другим не всегда и рядовое соединение доверишь. Но командиры, как и рядовые бойцы, постепенно растут, становясь более опытными, и вы можете получить к концу войны, если она оказалась успешной, целые плеяды прославленных флотоводцев и летчиков.

А чтобы конец войны был действительно успешным, лучше контролировать важнейшие битвы вручную. Тактический движок игры позволяет отыграть как битву двух эскадрилий, так и сражения главных военно-морских сил соперничающих великих держав. На тактической карте мы можем отдавать приказы отдельным юнитам и целым подразделениям. Количество приказов не слишком велико — задание расстояния, с которого начинается обстрел, уровня агрессивности юнита, движения в ту или иную точку (или совмещения движения с атакой), высоты полета эскадрильи самолетов. У японцев есть дополнительный приказ для авиации — переход в режим камикадзе, после чего летчик будет стараться найти определенную цель и уничтожить именно ее. Существующий тактический движок даже при минимальном наборе приказов позволяет игроку осуществлять разнообразные планы в отношении соперника. Я не удивлюсь, если на его основе в будущем появится ряд игр, посвященных только битвам без глобально-стратегического компонента, тем более что в адд-оне разработчики собираются внести в него ряд улучшений (например, убрать аркадно выглядящую "полоску жизни" и ввести расчет повреждений по отсекам). А уж в том, что появятся новые тактические миссии (которых уже сейчас в игре предостаточно), никто и не сомневается.

Стальные монстры

Но даже если вам и этого мало, всегда можно лично сесть в кабину истребителя или бомбардировщика или же стать у прицела зенитного автомата и помочь своим силам отразить нашествие врагов. Конечно, симуляторная часть не претендует на то, чтобы догнать "Ил-2" или Dangerous Waters, она скорее близка к аркадам, хотя и старается соблюдать реалистичность характеристик самолетов. Нам доступно несколько видов обзора (среди которых вы найдете наиболее удобный именно для этого вида боевой техники), прицелы для стрельбы и бомбометания у самолетов, несколько клавиш управления, простая схема посадки на авианосец и т.д. и т.п. В общем, охарактеризовать симулятор в игре можно как "простенько, но со вкусом". Кстати, тем, кто не справляется с самолетом, к примеру, могу порекомендовать замедление времени, что позволяет более точно наводить свое оружие на цель. О "Стальных монстрах" я могу рассказывать часами. За кадрами статьи остались советы по постройке кораблей, подробные описания важнейших зданий и технологий и многое другое. Впрочем, внутренняя система подсказок поможет вам справиться с этими вопросами и без меня, посему не буду занимать ваше драгоценное время и отвлекать от обзоров на соседних страницах, а сразу перейду к главному — выводам, которые я для себя сделал, поиграв в последний проект "Лесты".

"Стальные монстры" — очень хорошая игра. Сочетая в себе три жанра (и сочетая великолепно), она дает нам тотальный контроль над всем и вся или же только над отдельными сторонами военно-морского бытия. При этом играть действительно интересно, хотя и трудновато на высоких уровнях сложности, особенно для тех, кто не слишком разбирается в вопросах сражений на море с использованием кораблей и авиации. Увы, но именно узкую направленность игры и стоит считать ее главнейшим недостатком. Ее глобальная часть отлично подошла бы для тренировки штабистов, она, без сомнения, понравится хардкорным стратегам, но вот рядовой геймер, даже уважающий стратегический жанр, почти наверняка пройдет мимо. Ведь отнюдь не каждый найдет в себе силы, чтобы спланировать боевые действия на столь огромном участке земной поверхности, как карта Тихого океана и прилегающих областей, и держать самые незначительные мелочи в уме до самой победы. Посему игре "Лесты" почти наверняка суждено стать "непризнанным гением", хотя мне и грустно это признавать. Еще один недостаток — неоптимизированный тактический/симлуторный движок. По каким-то причинам на многих машинах он безбожно тормозит, что обещают поправить патчем, которого на момент написания статьи еще не было. По этим причинам оценка и будет снижена.

Оценка: 8.
Чрезмерная сложность, узкая направленность и тормознутость тактического движка "Стальных монстров" мешает мне поставить им более высокий балл. Но даже несмотря на это, аплодирую разработчикам стоя. Стратегий такого уровня на моей памяти было меньше, чем пальцев на руках. Браво, "Леста", с нетерпением ждем ваших дальнейших работ.

Morgul Angmarsky

аркада, тактика, Глобальная стратегия Обзор № 73 Стальные монстры

Яндекс.Метрика