Обзор No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.'S way

Разработчик: Monolith Productions
Издатель: Sierra Studios
Сайт издателя: http://www.sierrastudios.com/
Официальный сайт игры: http://nolf2.sierra.com/
Софт: Windows 98 / 98SE / ME / 2000 (with latest service pack)/ XP, DirectX 8.1
Минимальные системные требования: Pentium III 500 MHz, 128 MB RAM (256MB for Windows XP), 32MB, Direct3D compatible video card with HARDWARE T&L, 1.4 GB free Hard Drive Space
Рекомендованные системные требования: P4 2.0+ Ghz, 512 MB RAM, 1.7 GB free Hard Drive Space,
GeForce 3/4 or Radeon 8500/9700 Pro (и не верьте тому, что написано в readme!)
Количество CD в оригинальной версии: 2
Поддержка multiplayer: LAN, Internet
Monolith Productions, в свое время явившая миру No One Lives Forever, показала, что главными героями хитовых игр необязательно должны быть небритые накачанные дядьки aka Блажковицы, Малинзы и прочие Паркеры. А может быть, очень даже миловидная девушка по имени Кейт Арчер, претендующая, между прочим, на роль "убийцы" Бонда (того, который 007). И так людям это все понравилось (что понравилось больше, Кейт Арчер или сама игра, уже не столь важно), что всем сразу стало ясно: No One Lives Forever 2 быть.
From Russia with Love
Не стоит думать, что во второй части разработчики избрали в качестве сюжетной линии какую-либо фантастическую историю, приключившуюся с Кейт.
Все вполне стандартно для шпионской истории. Если есть шпионы, то они должны за кем-то шпионить. Как и в прошлый раз, придется бороться с секретной организацией H.A.R.M., которая и в дождь, и в снег, и в град только и думает, чтобы как-нибудь нагадить мировой общественности. И на этот раз они задумали что-то нехорошее. Кейт Арчер, в свою очередь, должна будет надрать всем, что в этих случаях полагается, и восстановить мир во всем мире. Итак, Оскара за лучший сценарий — в студию, в зале — аплодисменты, а вот с помидорами и прочими овощами можно и подождать немного.
Похоже, смешение жанров в последнее время набирает все большие обороты. Начало, заложенное еще System Shock-ом (царство ему небесное), дает о себе знать и по сей день. Вот и в No One Lives Forever 2 за каждое выполненное задание, за каждую прочитанную бумажку, которые заботливые дизайнеры из Monolith Productions развесили на каждом столбу, дают определенное число экспы, которую затем можно будет расходовать на совершенствование тех или иных характеристик. Всего в игре 8 навыков: сила, выносливость, меткость стрельбы, способность к переносу кого-либо, бронежилет, оружие, спецприспособления и умение обшаривать все, что плохо лежит. Слава богу, что экспу не дают за убиенных вражин, а то это и впрямь какое-нибудь РПГ получилось, чего кое-кто ни за какие коврижки Monolith Productions не простил бы.
Помимо полезного нововведения касательно прокачивания игровых навыков (все-таки немного странновато говорить об этом в обзоре шутера, но...), прибавилось большое количество новых плюшек и фишек, без которых ни один порядочный шпион прожить не может. Сюда мы смело можем добавить симпатичную кошечку, которая начинена не менее симпатичной взрывчаткой, медвежьи капканы и, внимание, в лучших традициях Чарли Чаплина — бананы. Бананы, как ни странно, служат для того, чтобы вражины смогли на них благополучно поскользнуться, а мы уже сможем сделать с ними все, что только захотим. Также можем распылять врагов практически в ничто при помощи спец. зелья, которое Арчер таскает с собой (чтобы было чем от кавалеров отбиваться в случае чего), а еще можем таскать на своих хрупких плечах всех: начиная от японок-ниндзя и заканчивая здоровенными сибирскими мужиками (а-ля Hitman), которых покосить придется просто огромное количество.
Насколько много придется нашинковать вражин своим верным АК-47, будет зависеть прежде всего от того, какой стиль игры вы предпочтете. Если вы любите воображать себя терминатором или вы квакер на пенсии, то устроить маленькую заварушку с тотальным вырезанием всего населения не будет для вас проблемой. Только вот охранники по включенному триггеру будут появляться и появляться просто ниоткуда — успевай только обойму менять. А вот если вы в душе тайный поклонник коммандос или просто любите все делать "без шуму и пыли", то и тут для вас просто море возможностей. В игре предусмотрены куча лазеек, незаметных, на первый взгляд, нюансов и всяческих скрытых вещей, грамотно используя которые, вы сможете пройти всю миссию, так и не подняв тревоги.
Помешать вам может разве что искусственный интеллект. Да-да, не смейтесь, он действительно настолько хорош, что вам еще не раз придется жать на "Load Game", столкнувшись с его сообразительностью. Противник наконец-то приобрел не только хорошее зрение, но и отменный слух. Теперь, опрокинув ненароком бутылку на столе, вы непременно привлечете к себе внимание, и, уж поверьте мне, охранник не поленится проверить, что там творится. Мимо трупа убитого сотоварища охранники также никогда не проходят. Сначала они подходят к нему и долго что-то рассматривают на его теле — видимо, попутно спрашивая: "Товарищ, вам плохо?" Так и не дождавшись вразумительного ответа, со спокойной совестью охранник несется поднимать тревогу. Примеров можно приводить массу, и все они будут сугубо положительные.
Дело LithTech живет и побеждает
Похоже, народная забава последних лет под названием "Приспособь движок Quake 3: Arena под что-нибудь еще" поднадоела не только игрокам, но и самим девелоперам. Поэтому отчисления в карман Кармака на этот раз не посыпались, а в качестве игрового движителя был выбран вечно молодой и вечно "косметически дорабатываемый" движок LithTech. Новая его ревизия называется Jupiter.
Пока одна прогрессивная часть человечества просто в нечеловеческих потугах ждет DooM III, зажав в кулаке лишних четыре-пять сотен вечнозеленых американских президентов на апгрейд до NV30/Radeon 9700 Pro, а другая, разорившись чуть поменьше, играет в Unreal Tournament 2003, очень трудно дать объективную оценку двигателю No One Lives Forever 2. Но придется...
Наконец-то скриншоты, мусолившие глаза на всех возможных сайтах, посвященных NOLF 2, не отличаются от того, что действительно можно увидеть в игре (а то любителей порисовать в фотошопе развелось довольно много). Поэтому смело записываем в актив разработчиков большой плюс и начинаем рассматривать картинку на экране пристальней. Оторвав глаза от обалденной, высокополигональной фигуры Кейт Арчер, мы можем заметить, что 3D-художники даже потрудились над анимацией глаз и губ у персонажей, отчего диалоги между миссиями воспринимаются не как обязательный пункт программы любого шутера, а как лишний повод полюбоваться на Кейт, а заодно подивиться на прекрасную скелетную анимацию. Честно говоря, найти недостатки в движке очень трудно. Еще труднее не сбиться на бессвязную ерунду типа: а лед в русской миссии как настоящий, а солдаты скатываются с лестницы просто как в заправских боевиках Джона Ву, а еще открытые пространства выглядят просто на ура и прочее, прочее, прочее... Поэтому лучше всего будет отодрать от сердца свои кровные и, проапгрейдившись как следует, посмотреть на все красоты самому.
Прощайте, мистер Бонд
Итак, я могу смело сделать вердикт, который, в общем-то, был легко прогнозируем. Игра удалась практически во всех отношениях, а если отбросить в сторону старческие профессиональные придирки, то можно смело констатировать факт — стопудовый хит снова свалился на нашу с вами голову.
Бурдыко Алексей