Обзор Mosaic

Posted by Anuriel on января 27, 2020 - 13:25

Жанр: приключение.

Разработчик: Krillbite Studio.

Издатель: Raw Fury.

Платформы: PC, Xbox One, PlayStation 4, Switch.

Минимальные системные требования: Win 7, Core i3, 1 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 860, 3 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: Win 10, Core i5, 2 ГБ ОЗУ, GeForce 1050.

Возрастной рейтинг: 12+.

Несколько лет назад Krillbite Stydio задалась целью исследовать природу детских страхов, что и нашло отражение в игре Among the Sleep. Получилось, однако, довольно спорно: сумбурно и обрывочно, вместе с тем — по-детски же надрывно. В общем, глубоко погрузиться в природу страхов и страданий, причиняемых ими ранимой детской душе, и близко не удалось. И вот теперь Mosaic — подымай выше: поставлена задача всесторонне осветить такой взрослый страх, характерный для современного развитого общества, как страх оказаться лишь винтиком в бесчеловечной бюрократической машине. Что на выходе?

Обзор Mosaic

В кабале

Некий безымянный сотрудник Корпорации (так, с большой буквы) день за днем старательно придерживается, будто ритуала, одного и того же алгоритма действий. Просыпается, хватается за гаджет, просматривает новые сообщения, между делом вяло взбадривая себя пощечинами. Затем идет в ванную, смотрится в зеркало, прихорашивается, нудно и долго чистит зубы. Выходит в прихожую, где вправе сесть на диван и вылупиться в телевизор, также залезть в холодильник. Где, впрочем, все равно шаром покати — может, безымянный сотрудник Корпорации и выполняет свою работу со всем тщанием, но живется от этого ему не легче, даже нечем оплатить текущие счета. А может, он просто не вписывается в Систему — во всяком случае, как гласят получаемые им с работы сообщения, ему непременно следует повышать производительность труда и уж тем более не опаздывать на рабочее место. Как бы то ни было, однажды сотрудник поднимает идеалистический бунт.

Обзор Mosaic

Изначальной ошибкой было бы ожидать от Mosaic чего-то большего, чем, по сути своей, однокнопочный геймплей, присущий играм-бродилкам. Разработчики, очевидно, сосредоточились именно на создании образов, давящих на эмоции, и самой реальности, которая в какой-то момент становится настолько иллюзорной, что нельзя с уверенностью утверждать, взаправду это всё или только в голове у главного героя. К этому они подводят постепенно. В первый день мы ознакомительно пройдемся по безликим длинным коридорам и спустимся на лифте, в компании таких же «трудовых единиц», к месту службы. В день второй — ознакомимся с пригородом, где обитаем, в третий — нас ждет поездка на метро, далее будут и деловой центр, и офис в самом сердце Корпорации, как логичный итог. Вся проблема в том, что все это уже было видено, так или иначе, и видено не раз, как толпы одинаковых серых «индивидуумов» тянутся к выходу из подземного перехода. Очередная антиутопия с претензией на иносказательность и с просроченным по факту сроком годности? Пожалуй, так бы и было, если бы не введение в это монотонное действо тех самых элементов иллюзорного искажения реальности, которые также можно принимать за моменты просветления нашего забитого Системой сотрудника.

Обзор Mosaic

В цикле

«Беда, любезный, у вас, знаете ли, появилась душа», — это из классики, «Мы» Замятина. В Mosaic душу, вероятно, призвана символизировать золотая рыбка, на второй день обнаруживаемая главным героем прямо у себя в раковине. Тогда же, кстати, ему предоставляется и символический, как таблетки из «Матрицы», выбор: спустить рыбку в унитаз или взять в кармане с собой. Шитый белыми нитками фокус в том, что выбор этот, как при желании легко выяснить, ни на что не влияет: все в игре упорядочено ровно настолько, что большего для определения «тоталитарно» и не требуется. Добрались до лифта (о-очень тщательную чистку зубов пропустить никак нельзя) — переместились в предназначенную конкретному дню локацию (напрямую; да, спасибо за экономию времени) — словили на ней порцию глюков — поработали (особая мини-игра). Два последних момента нуждаются в пояснении.

Обзор Mosaic

Время от времени, в строго регламентированные моменты, над головой персонажа появляется радужный нимб, кликнув по которому, мы узрим, по-видимому, грёзы бунтующего сотрудника. Как рушится стройка, например, или как один за другим исчезают его попутчики в вагоне — а сам он при этом возносится в абстрактное пространство. Это, впрочем, эпизоды мимолетные; основной трип обыкновенно начинается после того, как наш сотрудник, вероятно задумавшись, а на кой ему все это сдалось, услышит истины наподобие «рост, управление, добыча», а несколько позже попадет в сюрреалистичную передрягу. Окажется придавлен огромным башмаком или размолочен вентилятором, после чего сформирован в брикет на конвейере, или очутится в зеркальном мире собственных двойников. Передряге предшествует встреча с разодетым в цветное уличным музыкантом, которого персонаж поприветствует, а затем свое веское слово берет золотая рыбка (забудем, что утром слили ее в унитаз). Она-то и помогает несчастному вернуться в реальный мир: с ее опосредованной помощью тот решает отдаленное подобие головоломки. Развернуть башмак нужным ракурсом, чтоб отлипнуть от него, проложить себе путь через зазеркалье, меняя перспективу зрения и играя в «дай пять» со своими двойниками-отражениями. Понятно, что головоломки здесь — одно название, камуфляж (который все равно выдает) для однокнопочного геймплея.

Обзор Mosaic

И тем не менее, именно среди таких выпадов в осадок ирреального в игре отыскивается хоть что-то положительное: два-три в общем-то незаезженных символа, по-своему оригинальная интерпретация заявленной темы. Забавно, что в число собственно оригинальных ходов хочется зачислить и возможность в любой момент, кроме скриптовых сценок, встать столбом, уткнуться в гаджет и запустить приложение. Пародию на виртуальную форекс-биржу, например, на которой в принципе нельзя заработать. Или совершенно бессмысленный, но знатно издевающийся над манией всё лайкать, кликер «чух-плюх», в котором поощряется бешеная скорость, натурально, кликинга. Что же до мини-игры, венчающей каждый игровой день, то она, символизирующая работу нашего сотрудника, вводилась, похоже, больше для того, чтобы в свете финала самой игры ретроспективно заиграть новыми красками. Но это не отменяет того, что перед нами — нечто очень унылое в духе «выстрой логистическую цепочку, не забыв при этом наклепать источников энергии».

Обзор Mosaic

В общем, что тут сказать. Mosaic, после Among the Sleep, ждали, не без оснований надеясь на развитие, на то, что студия учтет ошибки. Но вышла полная деградация: ошибки лишь усугубились, достоинства, какие-никакие, улетучились. И да, Mosaic просто скучна — это я своими шуточками-прибауточками хоть как-то попытался прибавить видимость внутренней динамики проекту, который продинамить без какого-либо сожаления — всего правильнее.

Радости:

  • Парочка действительно стоящих моментов

Гадости:

  • Образы и символика донельзя заидеологизированы и заштампованы
  • Плохо замаскированный однокнопочный геймплей
  • Уныло и однообразно до невозможности, и фон антиутопии здесь ни при чем
  • Неадекватная цена на игру

Оценка: 5,0

Вывод:

Беда Mosaic не в том, что в ней нет внятного геймплея, беда Mosaic в том, что она нагло обманывает обещания. Не мрачно, едва ли атмосферно, ну а по поводу страха одиночества взрослой жизни, отягощенного вечным чувством вины перед Отцом в лице какой-нибудь «конторы»… Трагедии всего этого в игре ноль, поэтому и самое лучшее, чего ждешь от здешнего «героя», — это чтобы он сиганул с крыши и перестал мучить и себя, и игрока.

Обзор написан по ПК-версии игры

U$D

adventure Обзор №237
Упоминаемые игры и серии: 
Яндекс.Метрика