Ретроспектива. Мир «Матрицы»

Однажды кто-то сказал, что мир есть текст. И многие согласились, видя контуры того, что потом назовут информационным обществом. Но сделали разные выводы. Одни сказали, что каждый человек понимает текст по-своему, а значит, реальность заканчивается там, где заканчивается сознание одного человека. Другие начали искать объективные основы в математике. И немало в этом преуспели, создав компьютерную реальность, очень похожую на действительность. Где-то в конце 90-хх годов прошлого века эти два взгляда на мир оказались примерно равно распространены и одновременно стремительно набирали актуальность. Понадобился синтез, хотя бы на уровне образов.
Такой синтез братья Вачовски нашли в очень древних гностических космологиях, которые разделяют нематериальную сущность человека на душу и дух. Слабая душа вечно обманывается, запутывается в вещественном мире и оказывается беспомощной. Сильный дух неподвластен соблазнам реальности. Есть, однако, еще более экзотические представления, как будто душа нарочно помещена в человека, чтобы питать господствующего над миром злого монстра своими чувствами и страданиями. И только вырвав из себя душу, можно этого монстра победить. Но дух без души превращает человека в абсолютного убийцу, непобедимого воина, который, однако, способен только уничтожать…
Матрица
Нельзя сказать, что на рубеже тысячелетий хакеры как-то парились по поводу своей душевности, но вот роль бойцов невидимого фронта им нравилась однозначно. Взламывать казино и переводить деньги на счета благотворительных фондов, находить уязвимости в сетях госучреждений, только чтобы рассказать о них системным администраторам, создавать бесплатные программы в пику помешанным на лицензионных соглашениях корпорациям – это был образ свободной жизни и творчества just for fun, ради осознания своего превосходства и респекта других айтишников. Поэтому хакер Нео, взломавший саму реальность, моментально стал героем тех, кто не видел свою жизнь без компьютера. По ту сторону реальности Нео обнаруживает постапокалиптическую Землю 22-го века, которой правят машины, используя людей в качестве источника энергии. Люди подключены к виртуальной реальности, называемой Матрица, и не знают, что вся известная им действительность – не более чем стимулирующая мозг программа, заставляющая их организм вырабатывать больше электричества…
К/ф «Матрица» вышел на экраны в 1999 году и мигом был разорван на цитаты. Самой говорящей однозначно была «Добро пожаловать в реальный мир», произносимая духовным лидером свободного человечества Морфеусом. Но зрителя нужно было развлекать, показывая превосходство хакера над простым смертным. И герои заходили в виртуальный мир снова и снова, раздавая тумаки простым людям и каменнолицым агентам – защитным программам Матрицы. Боевые сцены ставил лучший в мире специалист Юань Хэпин, в перестрелках впервые использовался эффект slo-mo, прыжки и полеты снимались множеством камер, что позволяло вращать боевую сцену перед зрителем, демонстрируя эффектный удар со всех ракурсов. В общем, правдоподобные компьютерные спецэффекты как бы еще раз подтверждали, что будущее принадлежит кремниевым машинам и тем, кто умеет ими пользоваться.
Оставалась лишь одна маленькая деталь: пока хакеры узнавали себя в главных героях картины, остальные зрители задавались вопросом, насколько они похожи на обитателей Матрицы. По всему выходило, что очень даже похожи. И вот тогда поднялась вторая волна популярности фильма. Все на свете стало матрицей: скучная работа в офисе, телик и реклама, школьное образование и сам человеческий язык. Мир впервые четко осознал, что есть постмодернизм и симулякры, технологии манипуляции и создания искусственной реальности. Так вышло, что эта мысль развивалась, скорее, в других фильмах.
Матрица: Перезагрузка
Еще больше экшена, еще круче драки, обновленный арсенал спецэффектов и… раздражающий сюжет – такой вышла вторая часть «Матрицы» с подзаголовком «Перезагрузка». Вопросы постмодернизма, проблемы постмодернизма, свобода, выбор, избранность – вся эта глубокомысленная чехарда метафор дразнила зрителя, не более. Это уже не был фильм про хакеров, которым море по колено. В поисках спасения для человечества Нео снова и снова окунается в Матрицу и вязнет чуть ли не больше, чем в бытность простым смертным. Выйдя из кинозала, хотелось пожать плечами, обсудить спецэффекты и ждать заключительную часть.
Зрелищность картины действительно оказалась запредельной. Появились погони, холодное оружие, враги со сверхъестественными способностями, а злейший враг Нео – агент Смит, научился создавать собственные копии. Для коммерческого успеха этого оказалось достаточно. Не тогда ли продюсерам картины пришла в голову мысль послать к дьяволу всякую философию и полностью вложиться в спецэффекты?
Матрица: Революция
Для третьей части была заранее заготовлена пара сногсшибательных завязок: Нео и Смит получали способности в реальном мире. Предположительно, в заключительном фильме Нео должен был сразиться с машинами с помощью новых способностей, а затем узнать, что реальность Зиона – всего лишь еще один уровень Матрицы. Депрессивная концовка предполагала тотальное превосходство Матрицы над людьми – машины всего лишь использовали Нео для поиска уязвимостей в своей системе.
Однако после «Перезагрузки» кто-то в руководстве забил тревогу. Мол, зритель начинает «соскакивать с умняка», и тогда сценарий «Революции» был тотально переписан. Интригующие зацепки «замяли», из «Матрицы» сделали заурядный боевик про больших роботов и борьбу со злом. После вакханалии второй части сюжет был предельно понятен: роботы ломятся в Зион, люди дают им отпор с помощью банальных пушек, а Нео отправляется в город машин надрать задницу Главному Компьютеру.
Если немного окунуться в эпоху, можно понять, с какой иронией зритель смотрел финал трилогии. В том же конце 2003 года вышел заключительный фильм другой знаменитой трилогии – «Властелин колец». Не удивительно, что город роботов в шутку называли Мордором, тройка Нео-Тринити-Бейн сильно смахивала на компанию Фродо-Сэм-Голлум, а защита Зиона напоминала защиту Минас Тирита. В общем, серьезно воспринимать сюжет «Революции» удавалось не каждому любителю фантастики.
Хуже всего, что сама Матрица, способности Нео и вся хакерская тематика оказались в измененном сценарии не востребованы. Их пришили порядка для, устроив финальный бой Нео и Смита с развязкой, понятной одним лишь авторам этого чуда. Философский боевик закончился топорным хэппи-эндом, который как бы говорил зрителю: «У героев нашего фильма все стало замечательно, а вы со своей постмодернистской реальностью разбирайтесь, как знаете».
Огромный бюджет в этот раз не сделал фильм захватывающим зрелищем. Пара очень дорогих и пафосных боевых сцен затерялась в тоскливой жвачке пустой пафосно-бессмысленной болтови. Как ни странно, зритель не был разочарован. Ведь лучше «Матрицы» была только «Матрица». Она ушла на покой непревзойденной, оставив многочисленное потомство.
Последователи
Сегодня даже трудно поверить, насколько «Матрицу» боготворили. Казалось, любая деталь этого фильма, взятая в отдельности, приносит удачу и кассовые сборы фильму, мультфильму или компьютерной игре. Если популярность slo-mo можно понять – замедление времени позволяло смаковать самые шикарные кадры – то другие элементы стиля брались просто потому что «как в Матрице, и значит круто». Например, герой игры Cold Zero носил черный плащ и темные очки, в описании к которым значилось: «Этот костюм не дает никаких бонусов, зато классно смотрится». Хлипкий Киану Ривз потеснил в умах подростков и героев-качков образца 90-х, и марвеловских любителей разноцветных трико, и классических восточных мастеров кунг-фу, зачем-то убивших десятилетия на какие-то там тренировки. Освободи разум, научись говорить и петь на ассемблере – и ты можешь все здесь и сейчас!
Как это часто бывает, действительно развивать вселенную во всей ее полноте оказалось некому. Последователи разделились. Самые пошлые заимствовали одни только мистические имена, черно-зеленую гамму, зализанные волосы и бледные каменные лица. Другие ударились в хакерство и фантастику. Третьим запал в душу постмодерн и социальная философия.
Образец вульгаризации – фильм Роналда Эммериха «Тринадцатый этаж». Интересен он единственно тем, что непостижимым образом вышел в прокат всего через два месяца после «Матрицы». Однако достаточно посмотреть на постер в черно-зеленых тонах, и не останется сомнений, каким образом Эммерих планировал отбить неслабый бюджет в 16 миллионов долларов. Кроме постера фильм не увлекает ничем: герои ходят по компьютерной виртуальности, разгадывая страшную тайну, что их реальность – тоже не реальность. Ни экшена, ни стиля, ни актерской игры – не удивительно, что «Тринадцатый этаж» стерся из людской памяти, как и множество других топорных подделок.
Совершенно напрасно была записана в подделки под «Матрицу» книга Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений», изданная в 1997 году. Да, здесь тоже компьютерная реальность и свои супергерои. Но никакого пафоса, мрачности, загадок и мистических аллегорий. Герои Лукьяненко не спасают мир, а очень здорово «отрываются» в компьютерной Глубине, подключаясь к ней совершенно добровольно и даже охотно. И за это «Лабиринт отражений» кое-кто ставит повыше «Матрицы». Ведь такой подход позволил Лукьяненко очень метко и иронично вплести в свою вселенную узнаваемые черты русского интернета, точно описать жизнь помешанного на компьютерах поколения, и в том числе геймеров. «Лабиринт отражений» удивительно долго оставался актуальным, несмотря на быстро меняющийся компьютерный мир. К сожалению, эта вселенная давно заброшена автором, а фильм «заморожен». Да, киберпанк сегодня явно не в моде.
Зато продолжает будоражить умы мысль о поработившей человечество Системе, людях в темных очках, которые скрывают от человечества Правду, о чипах, которые хотят вживить в каждого из нас, чтобы лишить Свободы. И «Матрица» снова наступала на больную мозоль. В 2002 году вышел фильм «Эквилибриум» - клон, сумевший стать культовым. Хотя невозможно было удержаться от улыбки, видя ничем не прикрытый плагиат, целые эпизоды, «слизанные» Куртом Уиммером под копирку из сценария «Матрицы». Не обошлось без черных плащей, мраморных физиономий и названий вроде «Тетраграмматон», смысл которых вряд ли понимал сам автор сценария. При этом, однако, весьма неглупый сюжет по мотивам рассказа Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Совсем не компьютерная антиутопия, где люди воюют против всяких эмоций, а горстка повстанцев пытается защитить свое право на душевность. «Эквилибриум» полон трогательных эпизодов, красивых боевых сцен, а Кристиан Бейл как всегда прекрасно играет главную роль. В итоге, как ни странно, полный провал в прокате. Не потому ли, что «Эквилибриум» оказался больше артхаусом, чем боевиком? Или банально подкачал маркетинг? Трудно сказать. Но сегодня вам многие назовут этот фильм в числе своих самых любимых.
Изнанку теорий заговора показала «Аниматрица» - сборник мультфильмов во вселенной «Матрицы», наполненных под завязку мизантропией и анархизмом. Апокрифы приковывают глаз перекошенными харями людей, которые кругом виноваты в несчастьях своей планеты. Это они развязали ядерную войну с роботами и заслонили солнце вечными тучами. Да и после катастрофы остались кончеными подонками, издевающимися друг над другом и над машинами. А машины лишь научились цинизму у людей. Разницы между диктатом Матрицы и человеческими правительствами нет. Но ты – свободный парень, которому не место в Системе. Для тебя есть выход – как всегда в окно. Будь не как все, советует «Аниматрица», убегай от ужасных стражей порядка в строгих костюмах, а когда бежать будет не куда – убейся, лишь бы не подчиняться никаким законам.
Герои «Аниматрицы» сильно смахивают на персонажа пародийного перевода «Терминатор 3: Чугунное рыло», который «выходил из Матрицы» с помощью барбитуратов. Постоянные галлюцинации, мания преследования и депрессии почему-то стали общим местом в остальном сильно непохожих друг на друга серий. Но и сама трилогия Вачовски быстро стала пародироваться именно в таком ключе. «С тобой бывает такое, что не можешь отличить сон от реальности?» - спрашивает Нео. И народные умельцы дали ему не один остроумный ответ.
Самая знаменитая русская пародия – Return to the Matrix от неизвестного SHURIK’а. Из фильма были выброшены «неинтересные» куски с долгой болтовней, а их заменили емкие песни и фразы из детский мультфильмов. Кино сжалось до 20 минутного клипа, более динамичного и уж конечно более веселого, чем оригинальный фильм.
А вот основатель жанра пародийных переводов Д. Пучков поглумился над фильмом без божьей искры. В результате даже ему пришлось признать, что "Шматрица" про фашистов и пьющего одеколон Нео получилась неинтересной.
Игры по мотивам «Матрицы»
Казалось бы, «Матрица» создана для компьютерных игр по мотивам. Однако единственной достойной игроизацией был и остается Max Payne. И то не в прямом смысле. В Max Payne есть нуар, чем-то смахивающий на Нео главный герой, а еще это первая игра с замедлением времени и возможностью уклоняться от пуль. Да, прямо как в «Матрице». И одной этой детали хватило Максу, чтобы навсегда завоевать любовь фанатов кибербоевика. А на все поделки по лицензии – плевать с высокого небоскреба.
Характеризовать экшены Enter the Matrix и The Matrix: Path of Neo можно скопом, и это будет сплошное перечисление недостатков. Хотя кто бы сомневался, что на движке эпохи PlayStation 2 нельзя изобразить ничего даже отдаленно напоминающего суперсовременную компьютерную графику кинотрилогии. Пластмассовые буратины кривлялись и юродствовали, пытаясь изображать кунг-фу и акробатику, а модели противников приходилось упрощать едва ли не до спрайтов, чтобы повторить масштабы фильмов. Но если бы только ограниченность в технологиях помешала сделать хорошую игру! Отвечавшая за проекты Atari подключила гастарбайтеров от игростроя, которые завалили решительно все: от сюжета до тестирования.
Можно было бы пожать плечами: подумаешь, срубили копейку на волне успеха фильмов, а что хлам – так то от экономии. Не все так просто! Enter the Matrix вышла аж в 2003 году – с чего-то владельцы прав решили дожидаться последнего фильма. Не вписывается в банальную картину и серьезный бюджет, потраченный на музыку известных исполнителей и… на 60 минут полноценного видео в промежутках между миссиями. Даже Blizzard на такое не замахивается! А теперь еще раз перечитайте предыдущий абзац, и мы вместе помолчим над абсурдностью ситуации.
В 2005 году экшен Path of Neo прошел путем Enter the Matrix в то же мусорное ведро. Немного легче от того, что уже не повторилось показательное проматывание огромного бюджета. Но не по причине проснувшейся у хозяев лицензии бережливости. Path of Neo был дешевой завлекалкой, этаким интерактивным трейлером для The Matrix Online - настоящей «Матрицы», к которой можно было подключиться почти как по-настоящему.
The Matrix Online была весьма небезнадежна. Декларировалась полная свобода в пределах крупного города Мегасити. В том числе – возможность играть не только за людей-бунтарей, но и за машин, а также за нейтрального Меровингена. Такой подход вместе с разнообразием способностей позволил игре просуществовать аж до 2009 года, хотя разговоры об убыточности проекта велись постоянно.
Мечты сбылись
Окончание этой истории самое радужное: все люди покинули Матрицу. Она ушла в прошлое как в своем кинематографическом, так и в игровом воплощении. Мастерить философские боевики на скорую руку оказалось невозможно, не получилось и плавно сойти на уровень обычных комиксов и shared-вселенных. Последнему причина сама «Матрица» - она чуть-чуть научила людей смотреть в суть, не покупаться на обертку, распознавать симулякры. А создать что-то подлинное постмодернистская массовая культура оказалась не способна.
Anuriel
Комментарии
материал просто шикарен. спасибо автору за отличную статью
13-ый этаж - это НЕ фильм Роланда Эммериха
Вообще согласен что статья хорошая, но вот насчёт Тринадцатого этажа согласиться очень сложно. То есть, этот фильм явно нельзя назвать последователем Матрицы, и уж тем более образцом вульгаризации. Единственное, что теоретически мог заимствовать фильм, это тот самый зелёный цвет на постер, но даже к этому далеко не факт что Матрица имеет какое-то отношение, потому что весь маркетинговый контент готовится намного раньше по идее чем за две недели до выхода фильма.
Фильму итак досталось :), его главная проблема - это как раз Матрица и есть, из-за которой фильм прошёл попросту вхолостую в прокате. Заслуженно или нет, это уже другой вопрос, тут уже у каждого своё мнение будет так или иначе :)