Обзор Medieval II: Total War — Kingdoms [КГ]

Жанр: глобальная стратегия с элементами RTS.
Разработчик: The Creative Assembly.
Издатель: SEGA.
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD.
Дата локализации: уже в продаже.
Издатель в СНГ: "Софт Клаб".
Похожие игры: Medieval 2: Total War, Rome: Total War, Medieval: Total War.
Мультиплейер: LAN, Internet (6), hot seat.
Минимальные требования: Windows XP, Intel Pentium IV/AMD Athlon 1,5 ГГц, 512 Мб оперативной памяти, 128 Мб видеопамяти, 9 Гб свободного места на жестком диске.
Рекомендуемые требования: Windows XP/Vista, Intel Pentium IV/AMD Athlon 2,4 ГГц, 1024 Мб оперативной памяти, 256 Мб видеопамяти, 9 Гб свободного места на жестком диске.
Официальный сайт: сайт
В жанре глобальнотактических стратегий серия Total War уже давно является законодателем мод и той высшей планкой качества, на которую ориентируются другие разработчики. Компания Creative Assembly дорожит своей репутацией, и каждый выпущенный ею адд-он по количеству новшеств можно сравнить с полноценной игрой. Именно поэтому поклонники ждут каждое творение этой студии с большим нетерпением. И хотя со времени выпуска оригинального Medieval II: Total War прошло менее года, никто не сомневался, что мы и на этот раз увидим столь же качественную работу. Какие новые страны мы сможем завоевать в Medieval II: Total War Kingdoms? Какие народы поведем за собой в смертельную битву? Какие изменения и улучшения принесло дополнение? Сейчас попробуем разобраться.
Мечта стратега, помноженная на четыре
Верные поклонники серии всего через пару недель после выхода оригинала стали гадать, что же предложит грядущее дополнение. В качестве наиболее вероятных выдвигались четыре версии: путешествие крестоносцев в Святую землю, европейцев в Америку, история о завоеваниях Чингис-хана или Тамерлана. И, надо сказать, как в воду глядели. Первые две догадки действительно подтвердились. Еще две кампании — Британская и Тевтонская. С Kingdoms Creative Assembly пересмотрела свою политику не только относительно названий адд-онов (раньше первые дополнения носили в имени звучное Invasion: Mongol Invasion, Viking Invasion или Barbarian Invasion), но и их содержания. На одном диске уместились, по сути, четыре игры: для каждой из новых кампаний создается отдельный ярлык, сделан свой вступительный ролик и меню, а устанавливать их можно по отдельности, тем самым экономя место. Семьдесят пять часов игрового времени — а именно столько потребуется для прохождения — не оставят равнодушным ни одного стратега.
Второе главное изменение в адд-оне — это, безусловно, новый масштаб происходящего. Решено было временно отойти от идеи единой карты Европы и сосредоточить внимание на конкретных областях. Британская кампания разворачивается на Британских островах (что вполне логично), Тевтонская пригласит в окрестности Балтийского моря, доходящие до самого Новгорода. Крестовые походы происходят возле Черного и Средиземного морей и захватывают Египет в придачу, ну, а противостояние колонизаторов-испанцев и коренных индейцев происходит на зеленых просторах Нового Света. Но не спешите жаловаться и кричать, что нас обманули, ведь за количественным уменьшением территории последовало ее качественное улучшение, то есть увеличение областей в каждом из государств. Взять, к примеру, ту же Англию. Отныне ее земли — не семь городов, а более сорока областей. Естественно, из-за такого увеличения продолжительность кампаний не только не снизилась, но даже возросла. Количество ходов, отведенных на выполнение той или иной задачи, колеблется от двухсот у тех же индейцев до трехсот у тевтонцев, то есть больше, чем в Medieval II: Total War, где кампания занимала 225 ходов.
Звон мечей и топот конницы
Уменьшение территории позволило не только "конкретизировать" ее, но и увеличить накал действий. По карте теперь передвигаются не просто большие армии, а огромные — державы, управляемые искусственным интеллектом, предпочитают собирать впечатляющее войско и с ним отправляться на соперника. Да и в нашем распоряжении может оказаться боевая сила аналогичных размеров. Не в последнюю очередь такому положению дел способствует большой запас золотых: редко какая держава стартует в Kingdoms с количеством желтых кругляшей меньше, чем 20 тысяч. На этом фоне только Британская кампания смотрится чуть флегматичнее и спокойнее. Сами сражения стали гораздо атмосфернее, напряженнее и масштабнее: на поле брани сходится до тысячи воинов с каждой стороны. AI выглядит уже не так постыдно, как в оригинальном Medieval II. Войска противников адекватно реагируют на град стрел, обрушившихся на строй, и стараются как можно быстрее уйти из-под зоны обстрела, конница вовсю использует свои основные преимущества — быстроту и маневренность, ударяет по нашим флангам, а затем мгновенно исчезает, оставляя после себя лишь клубы пыли в воздухе. К сожалению, назвать AI идеальным не получится — нередко компьютер откровенно глупит и совершает странные поступки. К примеру, при штурме города вражеские отряды просто обожают разрушить ворота тараном и одновременно ринуться в пролом, в итоге у городских стен собирается огромная толпа, которую легко завалить градом стрел, а еще лучше — полить кипящей смолой. Столь действенный способ для усмирения штурмующих замок сил наконец-то вновь вернулся в строй. Правда, чтобы навсегда отвадить врага нападать на вас, лучше всего совершить контратаку, желательно с героем во главе. Эти реально существовавшие личности — такие, как Ричард Львиное Сердце или Салах-ад-Дин — обладают специальными умениями и могут существенно влиять на ход боя. Остальные изменения уже более традиционны для "классических" адд-онов от Creative Assembly. Это 23 фракции, как новые, так и существенно изменившиеся старые, более сотни типов солдат, среди которых стоит особенно отметить метателей греческого огня, способных буквально испепелить вражеский конный строй, а также индейских воинов — уж очень яркими, цветастыми и красочными они получились.
Как дела в Старом Свете?
А теперь пришел черед подробнее остановиться на самих кампаниях. Первыми в хронологическом порядке — в 1174 году — стартуют крестовые походы. Святую землю можно не только завоевать, но и защитить или же занять нейтральную позицию. Эта кампания получилась одной из самых насыщенных по количеству битв. У каждой из сторон в запасе внушительное число войск и денег, а значит, проблем в пополнении армейских рядов нет. Практически на каждом ходу кто-нибудь да атакует неприятеля, очень часто в роли обороняющегося оказывается и игрок. Причем нападают как на города, так и на армии за стенами поселений. Сражения, ко всему прочему, получаются еще и разнообразными — пустынный ландшафт сменяется штурмом городских стен. После крестовых походов можно смело отправляться в стан тевтонцев, где стоит схожая задача — борьба с неверными. В качестве неверных выступают язычники-литовцы. Возможных для выбора сторон несколько, но основные игроки — это Литва с прилежащими землями и собственно рыцарский орден.
Города тевтонцев представляют собой неприступные (на первый взгляд) замки — захватить такой невероятно трудно. Нанимать сильнейшие отряды рыцарей орден может только при высоком уровне распространения католицизма на окрестных землях: малейшее падение любви народа к церкви выливается в послабление армии. Еще интереснее ситуация с религией у литовцев. Изначально они язычники, и им доступны уникальные войска, но со временем ничто не мешает перейти в лоно христианства, открыв для себя технологии и армии католиков. Поначалу силы язычников явно слабее тевтонцев, а значит, нужно постоянно изматывать врага, совершать мелкие вылазки, устраивать засады в лесу, переманивать на свою сторону христианских проповедников. Британская кампания посвящена объединению английского королевства в единое целое (или, наоборот, недопущению такого объединения и дальнейшему расшатыванию королевской власти — смотря какую сторону выбрать). Воюющие с Англией страны — Шотландия, Ирландия, Уэльс — и даже викинги так и норовят захватить себе изрядный кусок земли. Играть за королевство определенно труднее: страна вынуждена защищаться со всех сторон, и часто возникает нехватка денежных средств. Нужно содержать армию, развивать технологии и не забывать о состоянии городов. Остальным островным странам приходится чуть полегче: главное — отражать нападения Британии и самим регулярно атаковать ее территории.
Дивный новый мир
Не менее захватывающие события разворачиваются и по ту сторону Атлантического океана. Парочка областей Нового Света из Medieval II разрослась в целую карту, причем изначально большая часть ее закрыта. Приходится отправлять своих подчиненных на разведку, чтобы узнать, что скрывается за соседней горой или озером. Довольно интересный и верный исторически ход со стороны разработчиков. Ведь Европа в эпоху средневековья была уже достаточно изучена, а вот Америка представляла собой неизведанные и таинственные земли. В борьбе за них сошлись индейские племена и испанские завоеватели. Обе стороны интересны, и игра за каждую из них в корне отличается. Конкистадоры лучше вооружены (чего стоят одни пушки и ружья), их воины несколько сильнее. Но вот незадача: как раз солдат у испанцев меньше всего, подкрепления приходится доставлять из Кубы (ближайшая территория, где производятся войска европейцев). В такой сложной ситуации необходимо полагаться на коренное население, заманивая позвякивающим кошельком к себе на службу индейцев. Для того, чтобы построить новые здания, необходимо получать титулы — различные ранги и звания выдаются за успешное выполнение задач, которые ставит король Испании. У коренных американцев такая проблема не стоит — для них важнее объединиться с другими племенами, ведь в одиночку противостоять завоевателям трудно. Конницы у индейцев нет (первых лошадей на континент завезли именно испанцы), зато пехота фантастически храбра и дерется буквально до последней капли крови. Система религии тоже не совсем привычна: чтобы получить благосклонность богов и увеличить количество верующих, приходится приносить жертвы в специально построенных пирамидах и храмах.
Как видите, в любой из представленных кампаний силы и методы борьбы различных стран и народов существенно разнятся. К каждому участнику конфликта придется привыкать отдельно, разумно использовать его сильные и слабые стороны. Выходит, что вместо простого адд-она мы получаем самые настоящие четыре полноценные игры. Что еще остается пожелать для полного счастья? Разве что исправления недостатков, которые были в оригинале. Самыми серьезными их них в свое время признали абсурдную систему штурма крепостей, нереализованные морские сражения и не слишком интересный мультиплейер (ну и глупый AI, однако о нем мы уже говорили). К сожалению, как раз на них разработчики обратили мало внимания. Для захвата города или замка по-прежнему необходимо удерживать некоторое время центральную площадь. Морские баталии опять доверили компьютеру — самостоятельно порулить судном не получится. Поэтому, если нападаете на вражеский флот, постройте как можно больше кораблей, дабы преимущество было очевидным: при равных силах авторасчет в большинстве случаев выдает результаты не в пользу игрока. Мультиплейер изменился, но лишь частично. Сыграть кампанию через интернет не получится — пройти ее можно только в появившемся режиме hot-seat с другом.
Бессонные ночи
Но даже несмотря на неисправленные просчеты Kingdoms заслуживают восхищенных отзывов. В игре сошлись все составляющие успеха: и красивая графика (которая хоть и не изменилась с прошлого года, но все так же поражает), и просто невероятные звук и музыка (она и вовсе шедевральна), и четыре длинных кампании с уникальными свойствами каждой из участвующих сторон, и баталии невероятного масштаба. Главное — не забывайте счет времени, ведь за завоеванием Нового Света или искоренением язычества легко потерять не только сон, но и чувство реальности и запросто пропустить работу или учебу.
Плюсы:
·четыре масштабнейшие кампании;
·уникальная тактика и стратегия игры за каждую из стран;
·новые войска и фракции;
·впечатляющие сражения;
·отличный звук и музыка.
Минусы:
·неисправленные недостатки оригинала;
·режим hot-seat не слишком удобен.
Оценка: 8,5.
Вывод:
Отличный подарок всем стратегам и тактикам и главная угроза свободному времени в ближайшие пару недель.
Антон Костюкевич