Обзор Gothic 3
Жанр: RPG c элементами экшена
Разработчик: Piranha Bytes
Издатель: JoWood Productions
Издатель в СНГ: GFI / Руссобит-М
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Похожие игры: Gothic 1,2; серия TES; Arx Fatalis; Dungeon Lords; Fable: The Lost Chapters
Минимальные требования: процессор Pentium lll 1 GHz, оперативная память 512 MB RAM, видеокарта c 64 MB (GeForce4+), 3.5 Gb места на жестком диске
Рекомендуемые требования: процессор Pentium lll 2.5 GHz, оперативная память 1024 MB RAM, видеокарта 128 MB (GeForce FX5700/Radeon 9600), 5 Gb места на жестком диске
- Мы терпим поражение, мой король...
Пожилой мужчина, сидящий на троне, вздрогнул и посмотрел на говорившего, как будто впервые видел его. Последние дни правитель Миртаны почти перестал реагировать на новости с фронта — рассудок отказывался принимать происходящее. Орки! Эти зеленокожие появились неизвестно откуда и в мгновение ока наводнили леса. От их страшных боевых секир и арбалетов погибли пограничные гарнизоны, так и не сумев выстоять под страшным натиском первобытной ярости орочьих орд.
Пугающая скорость завоевания Миртаны острым скальпелем бесстрастного хирурга вскрыла все проблемы страны: отсутствие должного уровня подготовки и дисциплины в войсках, возвышение кланов, снижение значения королевской власти... Но разве это сейчас важно? Об этом будет время подумать, если Миртана сможет сбросить с себя иго ненавистных завоевателей... Если сможет. Монарх давно не беспокоился о своей жизни, а вот ответственность за судьбы подданных давила на него страшным грузом последние трое суток, проведенные без сна. И что самое страшное, на этот раз не было видно выхода.
О великий Иннос! Не оставь нас без своей милости, подскажи выход! Вот уже третьи сутки лучшие маги королевства держат волшебный барьер, сквозь который не могут прорваться орки, но ведь силы колдунов не беспредельны! Зеленокожие воины расположились лагерем по периметру магического барьера и ждут... Хотя нет-нет, да и проверят — а может барьер ослаб? Твари! Чертовы отродья Белиара! Монарх коротко взглянул на напряженные лица генерала и верховного мага, но ничего нового в них не прочитал, только прежнее желание сражаться до конца. К сожалению, этого было мало! Правитель привычным усилием воли подавил ростки безысходности и обратил свой взор на восток.
Мог ли престарелый король знать, что там, куда он смотрит, не так давно причалил корабль с пятью отважными путешественниками, Мильтоном, Горном, Диего, Лестером и пятым приключенцем... Мог ли он понять, что испытали отважные друзья, когда увидели Миртану не цветущим краем, а выжженной пустыней с пожарищами на месте поселений и горами трупов на месте изумрудных лугов? И уж точно монарх не мог даже предположить, что в маленькой деревушке Ардеа встретятся два взгляда, пылающих взаимной ненавистью еще со времен Warcraft'a, что косматые брови орка взлетят вверх, когда в глазах зашедшего в поселение человека он прочтет не униженную покорность раба, а ясную незамутненную ненависть к завоевателям и жажду убийства. Все началось со встречи этих взглядов.
"- Посмотри на это!
- Все это я уже видел.
- Ты можешь больше никогда этого не увидеть!"
(Из фильма "Основной инстинкт")
Первые впечатления всегда самые сильные. Особенно, если это касается игры, которую ждешь время вполне достаточное, чтобы иметь право требовать высокого качества проекта. Задумка создателей с первых секунд толкает нас в самое пекло битвы, где предстоит освободить деревушку Ардеа от оккупировавших ее орков. Признаться, помня вторую Готику и выдающиеся боевые искусства населявших ее орков, я несколько растерялся, видя перед собой десяток крайне недружелюбных могучих клыкастых воинов. Однако друзья смело ринулись в бой — не держаться же в стороне! Все оказалось куда проще, чем я думал: хаотичные клики стали приводить к существенному сокращению численности зеленокожих оккупантов. И если в пылу боя было не до размышлений, то после сражения, отерев казенный клинок от крови орков, я стал внимательней присматриваться к окружающему меня миру. И тут я испытал потрясение: гениальный и уникальный мир прошлых игр серии Готика умер. И началось все с недавнего сражения: от былого ловкого и тонкого по замыслу фехтования боевая система скатилась до уровня мясорубки банального экшена.
Не успев погоревать по поводу утраченного, я понял, что боевка — это еще цветочки. Поведение NPC — визитная карточка серии — сделалось непростительно примитивным и одноклеточным. В то время как серия TES в своем последнем детище существенно шагнула вперед в плане реалистичности действий NPC, ориентируясь на идеи второй Готики, Готика же третья на достижениях предшественниц поставила жирный крест. Анонсированный мощнейший ИИ на практике позволяет рядовому NPC выполнять одно-два тщательно прописанных несложных действия. Например, намертво приклеенный к лавочке крестьянин будет бесконечно пить бесконечную воду из кувшина, не в силах утолить прописанную скриптами жажду. Дома опустели, даже ночью в них никто не заходит (за редким исключением). Спать можно на любой кровати, это не вызовет негатива. Да что там спать! Неоднократно было проверено, что очистка сундуков честных граждан даже у них на глазах (!) не вызовет никакого желания у законных хозяев силовыми методами вернуть свое добро. На виду у стражи можно безнаказанно избить NPC, и если раньше это было редкостью, то отныне такая ситуация наблюдается сплошь и рядом. Но самый лучший перл — это отношение встречаемых персонажей к собственному избиению. У вас мало денег, а хочется выучить много нового? Какие вопросы! Подходим к учителю, получаем новые знания, избиваем его, забираем все заплаченные деньги и еще собственные предметы наставника, ждем, пока он очнется, снова мило разговариваем, просим нас обучить, избиваем... и так, пока пункты обучения не закончатся. Не волнуйтесь, любой учитель, добрая душа, даже не подумает на вас обидеться.
Однако на этом скорбный список минусов не закончится. Странно выглядит наш главный герой, таскающий на своем горбу количество оружия и амуниции, которого вполне бы хватило, чтобы вооружить стражу маленькой крепости. При этом он еще ухитряется совершать гигантские прыжки! Возможно, его бабушка в пору ветреной молодости подгуляла со Спайдерменом — кто знает? Удивляют стражники, которые, если их избить, обворовать до нитки и забрать все оружие, встают, невозмутимо из воздуха достают копье и продолжают нести вахту, и не думая звать на помощь или как-нибудь иначе наказать обидчика.
Посмешило отравление ядом гигантской осы, когда мои хелсы стали быстро стремиться к нулю, и когда я приготовился видеть светлый лик Инноса, индикатор здоровья остановился непонятно почему на самом нуле. Смех пропал, когда аналогичное заражение ядом от клинка ассассина привело-таки в царство мертвых. Мало поводов для радости дает отсутствие возможности добить нокаутированного врага, правда, далеко не всякого, а только человекоподобного. Впрочем, последние платят взаимностью: люди всех мастей и орки стали пацифистами и ограничиваются материальным унижением избитого соперника, забирая его оружие и деньги.
Что-то кончается... Что-то начинается.
(лейтмотив серии книг цикла "Ведьмак")
Да, к сожалению, в третьей Готике не нашли продолжения идеи предшествующих частей. Возможно, ситуация изменится аддонами и патчами, однако пока надо смириться с новыми реалиями. Но прошу вас, не стоит махать рукой на третью Готику. Дело в том, что колоссальные вышеперечисленные минусы компенсируются внушительным рядом более чем интересных нововведений.
Атрибуты героя не претерпели существенных изменений, однако к ним добавилась выносливость — очень любопытный показатель, определяющий количество блокированных вражеских атак и дистанцию, которую может пробежать наш герой. Кузнечное дело привычно, но ковка теперь выполняется по чертежам; изучение охоты традиционно предоставляет возможность снимать шкуры и когти с животных, а также возможность бесшумно подкрадываться, зажав Ctrl; адепты магических искусств будут обучаться у встречаемых волшебников тайному знанию, от которого зависят сила и уровень спеллов.
Тема магии — отдельный огромный плюс игры. Магия поделена на три школы, соответствующих божествам Инносу (магия доминирования), Белиару (призыва) и Аданосу (трансформации). Количество заклинаний существенно увеличилось и улучшилось как по визуальному эффекту, так и по разнообразию. Пожалуй, впервые внешне процесс спеллкастинга выглядит так, что просто захватывает дух. Тот же "огненный дождь", способный накрыть внушительную толпу, вызывает восхищенные и не всегда цензурные междометия. Ничего более красивого мы пока не видели, и поколебать позиции третьей Готики в плане магии если будет кому-то под силу, то только Dark Messiah... В то же время, помимо традиционных боевых заклятий и призыва, появились спеллы усиления оружия, доминирования над человеком и животным, контроля над временем, путешествия астрального тела, телекинеза, превращения в животное, открытия замков, принудительного засыпания врага и контроль его мыслей... Само собой, арсенал атакующих заклинаний заметно расширился. Правда, недоумение вызывает недостаток информации по спеллу, например, совершенно не ясен наносимый урон. Воины смогут улучшать навык владения мечем, дуалами, секирами, большим оружием, а также будут учиться пользоваться более мощными щитами и броней. Арбалеты — также прерогатива воинов, а вот луком смогут пользоваться только охотники. Правда, система наведения дистанционного оружия далека от совершенства, чем вызвала массу нареканий.
Достаточно интересно реализована алхимия: помимо традиционных зелий восстанавливающего и улучшающего действия, с ростом навыка мы сможем получать смеси для придания дополнительных боевых качеств стрелам и клинкам. Однако особенно хочется заметить мини-шедевр — реализацию воровства. Помимо взлома замков и срезания кошельков у простодушных NPC, воры смогут подкрасться сзади к жертве и оглушить ее или даже убить. Мастер-воры смогут к тому же снять все до нитки со спящего персонажа. Веселенькая перспектива?
Здесь живет Горыныч, ненасытный супостат...
Качество любой игры первостепенно определяет геймплей. Несмотря на то, что третья Готика будет иметь мало общего с первой и второй частями игры, геймплей оказался, на мой взгляд, лучшим во всей серии.
Множество корректировок сделали третью Готику куда более интересной: теперь врагов на карте тьма, они всегда готовы состязаться с вами в смертоносности. Появилась возможность менять уровень сложности по ходу самой игры, от него зависит здоровье и урон врагов. У магов праздник — наконец-то есть скилл, отвечающий за регенерацию маны без помощи сна и баночек! Однако самый интересный момент — изменение отношения к вам окружающих в зависимости от ваших действий. Сюжетная линия отсутствует в привычном смысле этого слова, вместо этого мы оказываемся в живом и динамично меняющемся мире, где только наши действия определят отношение к нам и принесут победу той или иной стороне. Учтите, выполнить квест можно в пользу любой из противоборствующих сторон, вне зависимости от того, кто выдал задание.
В игре присутствуют целых шесть группировок с разными задачами и амбициями: орки и повстанцы, охотники и друиды, кочевники пустыни и варвары севера. Перечисленные пары стойко ненавидят друг друга и предлагают огромное число квестов, приносящих деньги, опыт и изменение репутации (правда, в дневнике задания записаны в виде пересказа диалога, что очень неудобно). Постепенно имена врагов переходят от желтого цвета к красному, а их поведение по отношению к вам — от грубых замечаний до неприкрытой агрессии. Друзья, наоборот, помогают чем могут и даже присоединяются к вам. Но помощи от NPC немного, обещанный могучий ИИ продолжает спать, реальная польза — на партнеров отвлекаются враги, открывая спины.
Боевая система, пусть сильно измененная, все же оказывается практичнее старой — мы можем чередовать сильные удары с быстрыми короткими выпадами, причем процесс "наведения" на врагов существенно упрощен, но по-прежнему эффективен. Однако нельзя отступать, пятясь, это существенно снижает нашу маневренность. Удивляют враги: одних мы рубим в капусту без проблем (орки, люди), другие практически без шансов рвут нас (вараны, огры). Непонятна ситуация с изучаемыми скиллами по использованию оружия: существенной разницы с изученным умением и без него не замечено.
Парад противоречий продолжается и в вопросах, касающихся графики. С одной стороны, остается в немом восхищении взирать на совершенные архитектурные сооружения городов, однако тут же впечатление испортит неудачно реализованный "эффект солнечного блика". Замечательные леса и пустыни испоганены метровыми пальмами алхимически ценных растений. Потрясающе красивая вблизи вода издали кажется мутной патокой. Эффект отличной лицевой анимации сводится на нет отсутствием такового у представителей безликой серой массы народа Миртаны. Если ко всему этому вспомнить, что ничуть не менее красивый Oblivion "бегал" при тех же аппаратных параметрах, при которых третья Готика идет с дикими тормозами, то становится совсем обидно.
Музыка удалась разработчикам не в пример лучше. Лес приветливо зашумит листвой, птички выведут свои замысловатые трели; море откликнется шумом прибоя, стая волков — тоскливым воем. Замечено соответствие музыкальной темы культуре местности, где находится главный герой: восточные мотивы аулов в песчаных дюнах сменяются классикой произведений крупных городов.
Радости:
Нелинейность развития сюжета и выполнения квестов.
Определение отношения к герою в зависимости от его действий.
Потрясающие визуальные эффекты применения магии.
Великолепный выбор разнообразных мощных заклинаний.
Заметно увеличенный арсенал оружия.
Динамично развивающийся игровой мир.
Новая боевая система.
Огромное число новых и старых врагов.
Удобное управление.
Гадости:
Неоправданно высокие требования игры.
Длительный процесс загрузки игры.
Исключительная тупизна поведения NPC.
Отсутствие преемственности серии.
Бесполезность управляемых ИИ соратников.
Неудачная реализация стрельбы из лука/ арбалета.
Отсутствие толкового журнала заданий и карты.
Многочисленные мелкие баги и глюки.
Оценка: 8.5
Вывод: Сложно сказать, удалась ли Gothic3. С одной стороны, фанатам будет тяжело ужиться с мыслью, что многое, что они привыкли видеть в серии, ушло безвозвратно. Однако мне думается, что горевать по былому геймеры будут недолго, поскольку их печаль растворится в ярком динамичном мире третьей Готики, мире ярких битв и потрясающего спеллкастинга. Признаюсь, мне не хотелось ставить оценку ниже девятки, но общий уровень технической незавершенности игрового проекта вынудил меня сделать это.
Данила "ВОЛКОЛАК"