Обзор Final Fantasy Tactics Advance
Платформа: GBA
Жанр: Тактическая РПГ
Разработчик: Square Enix
Издатель: Nintendo
В далеком 1998 году пока еще одинокая Squaresoft, гордо поглядывая на своих конкурентов из Enix, объявила о скором выходе тактической ролевой игры в мире Final Fantasy. Заинтригованные фанаты скрестили пальцы и, вооружившись карандашом, стали зачеркивать дни, оставшиеся до выхода предполагаемого шедевра.
С первых нот заставочной музыки, с первых диалогов было понятно, что это та Final Fantasy, которую мы любим и ждем. Мы знали, что еще целую неделю (у некоторых товарищей этот срок растягивался на три месяца) мы будем жить там, где звенят клинки и журчат исцеляющие заклинания, где любовь и предательство идут рука об руку и зачастую неразделимы, мир, куда мы всю жизнь стремимся и куда не попадем до самой смерти. Самая навороченная и немного перегруженная боевая система, глубокая проработка тактических приемов и множество смелых и неординарных решений. Squaresoft тогда вновь оказалась на высоте.
Долгих пять лет мы с надеждой ждали продолжения, вычерпывая крупицы информации с неофициальных сайтов и рассматривая концепт-арты безымянных проектов. В Vagrant Story с радостью встречали вещи с именами персонажей FFT, а в FF 9 добрая часть оружия и приемов была взята из тактического шедевра. Наконец, сейчас я со смешанным чувством смотрю на младшую сестру гениальной игры.
Паренек лет двенадцати в первый же день в новой школе ввязывается в Snowball Fight — это когда две команды по пять школьников изо всех сил лупят друг друга снежками на вышибание. Единственные, с кем наш герой успел познакомиться, это боевитая красноволосая (на самом деле волосы у нее белые) девочка Ритц и тихий забитый мальчик Ньют, который вскоре получает по лбу закутанным в снег камнем. До драки дело не доходит, поскольку как в анекдоте появляется учитель и разгоняет всех к ангельской бабушке. По ходу снежного побоища вам ненавязчиво объясняются правила боя, которые со времен предыдущей части практически не изменились. Самые шустрые ходят первыми, магия выполняется мгновенно, а не через три хода, взаимодействовать же с врагом предпочтительней сзади.
После школы наше дружное трио филологов решает отдохнуть у вас и почитать свежекупленную Ньютом древнюю книгу про волшебство. После трех часов переворачивания книги, рассматривания букв через лупу и откровенного дуракаваляния друзья расходятся, а вы, уснув, попадаете в мир Ивалис.
Традиционный для первых шести частей FF мир мечей, магии и некоторых зачатков технологии населяют пять рас. Некие таинственные хьюмы (это мы с вами), являющиеся универсалами, то есть одинаково плохо делают все; сожравшие вместе со скорлупой остатки интеллекта несравненные бойцы Бангаа; остроухие скромницы и красавицы, прирожденные лучницы Виерн; осликоподобные флегматичные Ну Моу, из которых получаются отличные повара и священники; наконец, маленькие, пухлые и крылатые муглы, воришки и стрелки. Первый же встреченный вами мугл по имени Монтблан приглашает вас в свой клан, обещая золотые горы, молочные реки и скидки на проезд в общественном транспорте.
Случайные и сюжетные битвы отменены как ретроградство, вместо них нам теперь в забегаловках за рюмку молока и некоторое материальное вознаграждение выдают миссии, которые бывают двух типов. Первый — традиционный: пойти и всех убить, при этом в задании будет написано "Собирание ромашек" или "Научный эксперимент". Во втором типе какой-нибудь член команды на время покидает вас, чтобы помочь неудачнику познакомиться с девушкой или отвезти пирожков к бабушке. Кстати, о бабушках. По карте бродят красные шапочки из конкурирующих кланов и нападают на вас при встрече. Есть еще синие шапочки, которые требуют денег и пива.
В битвах участвуют до шести бойцов с вашей стороны и примерно столько же с вражеской. Кроме ваших и чужих головорезов, по полю носится судья верхом на чокобо и ревностно следит за соблюдением законов. Каждый раз в начале боя вам говорят, что нельзя делать, а какие действия поощряются. Допустим, "запрещено лупить оппонента музыкальными инструментами, рекомендуется травить его и ослеплять" (цитата из игры). Нарушившие закон получают желтую или красную карточку и отправляются... нет, не на скамью запасных, а в тюрьму, из которой нам приходится выкупать их за свои кровные. За успешные действия мы огребаем Judge Points (JP), за которые делаем комбо или вызываем Тотемов — очередное название старых добрых summon'ов.
Новые способности зарабатываются посредством накопления нужного количества AP-очков и изучения заложенных в оружие и броню умений — на манер FF 9. Вот вы долбаете три миссии подряд оппонентов ржавым топором по голове и, наконец, выучиваете Heal. Для всех пяти рас есть как общие классы (воин, черный и белый маги, лучник), так и специализированные: Gunner для муглов, Assasin для Виернов, Templar для Бангаа и т.д., всего около 20-ти разновидностей, причем бесполезных классов, как в предшественнице, здесь не наблюдается. Убрана спорная система взаимоотношений подопечных относительно их знака Зодиака и параметры Brave/Faith. Выполняя миссии и сражаясь с конкурентами, вы поднимаете престиж своего клана, с ростом которого вам становятся доступны более продвинутые задания и сверхубойные аксессуары.
Оценка 8.
Вывод. Сплав лучших качеств Tactics Ogre и Final Fantasy Tactics, более трехсот разнообразных миссий, довольно детские сюжет и графика и порядка сорока часов удовольствия. Качественная и затягивающая тактическая игра для всех возрастов.
Прожженный тактик
Tiamat