Обзор The Elder Scrolls 5: Skyrim – Special Edition
Разработчик: Bethesda Game Studios.
Издатель: Bethesda Softworks.
Жанр: action/RPG.
Платформы: PC, Xbox One, Playstation 4.
Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i5-750 или Phenom II X4-945, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 470 1 ГБ или Radeon HD 7870 2 ГБ, 12 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Core i5-2400 или FX-8320, GeForce GTX 780 3 ГБ или Radeon R9 290 4 ГБ.
Возрастной рейтинг: 18+.
В лучших традициях консолей седьмого поколения The Elder Scrolls 5 была сделана из The Elder Scrolls 4 путем небольших косметических изменений. Леса Сиродиила засыпали снегом и назвали это северной провинцией Скайрим, уродливый интерфейс сделали еще хуже, а основные механики подправили на уровне среднего патча от Blizzard. При этом ролевая система оказалась урезана чуть ли не вдвое, а разработка этого чуда заняла пять лет. Но поскольку подобное в 2011 году было в порядке вещей, игру тепло приняли, и она продержалась в памяти людской почти что даже полгода.
Спустя еще пять лет Bethesda решила повторить тот же номер, но усложнив: вообще ничего не меняя, заново выпустить Skyrim только с обновленной графикой. По идее, съедят и так. Стоит Special Edition в Steam 40 баксов, для сравнения The Witcher 3: GotY Edition – 25.
Разговор про графику нужно начать с того, что в оригинальном Skyrim она была очень неодинаковой на ПК и на консолях. Первые получили официальный патч с текстурами высокого разрешения, а потом еще тюнинговали картинку любительскими модификациями. Вторым даже базовый набор красивостей достался в так себе оптимизации: не очень-то весело было исследовать открытый мир, когда интересные объекты материализовались лишь на расстоянии 20 шагов. Итак, консольные игроки увидят совсем другой (внешне) Skyrim, и если говорить о панорамах фэнтезийного севера, то они, в самом деле, стали потрясающе красивы. Вы видите именно снег, камень, скалы, а не серых оттенков ковер. Растительность становится уже украшением, а не средством скрыть огрехи. Ну а поскольку художники Bethesda изначально не скупились на детали, бродить по пустошам или разглядывать природу с горных утесов – то удовольствие, за которым незаметно пролетят первые часы в обновленном Skyrim. В лесах стала гуще листва, шейдеры воды и снега обновили в соответствии с текущим DirectX. Добавились эффекты из Fallout 4 вроде глубины резкости и пронизывающих листву «божественных» лучей солнца. И все это вместе делает каждый уголок мира более примечательным, а значит его исследование – важнейшую составляющую геймплея The Elder Scrolls – более осмысленным занятием.
Но стоит появиться в кадре хоть одному персонажу, как становится очевидна отсталость графики едва ли не на 10 лет. Даже в 2011 году анимация Skyrim смотрелась убого на фоне «Ведьмака 2» с его хореографией добивающих ударов и кинематографичной постановкой диалогов. Сегодня топорные фаталити Skyrim хочется поскорее отключить и забыть, да и в статике резкие края моделей режут глаз, будто видишь рисунок, наклеенный на фотографию. Справедливости ради, лица стали симпатичнее: суровость зашкаливает, но это уже не мутанты из XCOM.
Переходя к ПК, здесь основной апгрейд – в производительности, поскольку теперь Skyrim стал 64-разрядным. Выглядит игра не лучше, чем ранее с модами, а кое-кто считает спорной более яркую цветовую гамму – это особенно заметно в рассветном и закатном свете. Оригинальная игра стоит втрое дешевле, к ней можно без всяких особых знаний скачать ультра-текстуры, и особой разницы вы не почувствуете – при всем уважении к динамическим отражениям, на втором часу в игре удерживают не они, а геймплей. С другой стороны, настоящие поклонники Skyrim, ранее купившие все DLC, получили Special Edition вообще бесплатно.
Поддержка модов порадует консольных игроков, которые ранее были лишены такого бонуса (хотя чтобы лично что-нибудь подправить через Creation Kit, все равно придется садиться за компьютер). ПК-игроки не так довольны: старые моды, написанные под 32-разрядную версию игры, отныне несовместимы, а вместе с ними улетели в трубу и все сохранения, привязанные к этим модам. Конечно, чем серьезнее была модификация, тем вероятнее, что ее авторы уже выпустили 64-разрядную версию. Но учитывая, что Skyrim вообще не очень-то дружит с ПК, риск потерять весь игровой прогресс из-за какого-нибудь пустяка интерфейса довольно велик.
Что же до нового контента, то он, как это часто происходит с большими играми, просто теряется на фоне огромного мира оригинальной игры. Пара новых криков не изменит стиль прохождения, а несколько новых видов врагов станут сюрпризом разве что для ветеранов игры. Все же Special Edition явно рассчитано на игрока, который в свое время пропустил Skyrim или не очень глубоко изучил игру. Вместе с двумя сюжетными дополнениями (третье посвящено постройке дачи и семейным делам) TES 5 легко займет вас часов на 100, даже если вы не поставите себе целью собрать коллекцию легендарных вещей или зашкалить характеристики своего героя.
Современный стандарт RPG – развилки и повороты в каждой истории, дилеммы и неожиданные последствия решений. Skyrim в этом плане прост: если вас просят отнести целительнице соль – значит вам действительно нужно отнести соль и получить награду, если просят сходить в руины и найти артефакт – просто и без возражений идем, зачищаем, находим, отдаем. Но сказать, что после «Ведьмака 3» Skyrim неинтересен, будет неправильно. Во-первых, потому что сколь-нибудь достойные RPG с открытым миром выходят даже не каждый год, и выбирать не приходится. Во-вторых, у TES 5 есть свои сильные стороны, такие как Radiant AI, создающий ощущение живого мира, где постоянно что-то происходит, и любое событие может пойти по непредсказуемому сценарию. В-третьих, ролевая система TES даже в урезанном виде остается одной из лучших: можно сыграть кузнецом или карманником, лучником или вообще каким-нибудь магом изменения, не говоря уж про ликантропию и вампиризм.
Остается заключить, что Bethesda в этот раз угадала с датой выхода, и если уж судьба ролевикам нынешнюю зиму встретить за прохождением старых игр, то снега Скайрима ничем не хуже прочих.
Радости:
- Графика действительно хороша.
- Производительность на ПК стала лучше.
- На консолях появились модификации.
- Все возможные дополнения и обновления в комплекте.
Гадости:
- Цена как у полноценного ААА-проекта, а не переиздания старой игры.
- Проблемы с совместимостью для модов и сохраненок.
- Анимация, подача сюжета, квесты и многое другое выдают в Skyrim игру прошлого поколения.
Оценка: 5,0.
Вывод:
Хороша ли TES 5: Skyrim настолько, чтобы вернуться в нее спустя пять лет? Пожалуй, да. Хороша ли настолько, чтобы заплатить за это $40? Вряд ли. За это время и за эти деньги мы имеем право рассчитывать на полноценную TES 6. А Special Edition можно взять на распродаже или если очень уж хочется поиграть во что-нибудь с открытым миром именно на ближайших каникулах.
Anuriel