Монстры Universal: рождение первой киновселенной

Первое звуковое десятилетие кинематографа отличилось модой на качественные хорроры. Нет, в 30-е годы снимали и фантастику, и фэнтези, но таких картин было, во-первых, до обидного мало, во-вторых, они были малобюджетными. Виной тому – провал в прокате дорогостоящего фантастического мюзикла «Только представьте!», который вышел на экраны в 1930-м году. Картина с невероятным бюджетом в $1 млн. 100 тысяч, показывавшая мир будущего – 1980-й год, была действительно интересным экспериментом, однако красноречиво продемонстрировала – для высокобюджетных фантастических фильмов зрители 30-х еще не готовы. Вот и оставалось зрителям 30-х, а позже и 40-х годов довольствоваться приключенческими фильмами с небольшой примесью фантастики да дешевыми экранизациями супергеройских комиксов и книг о Баке Роджерсе и Флэше Гордоне. Фэнтези тоже находилось в упадке, жанр в 30-е годы еще только-только формировался. Бал все еще правили вестерны и мюзиклы, начинали поднимать голову исторические фильмы – пеплумы. Для фантастики пока места не находилось.
А вот хорроры в сложившихся условиях чувствовали себя вполне вольготно. Для фильмов ужасов не требовались огромные бюджеты, при этом они исправно привлекали в кинотеатры множество людей, желающих пощекотать себе нервы страшными сценами. И сегодня самые рейтинговые американские фантастические фильмы 30-х годов – это либо представители только-только зарождавшегося кайдзю-поджанра (вроде «Кинг Конга»), либо отличные ужастики о монстрах студии Universal.
О последних нужно сказать особо. По сути, в 30-х годах студия Universal работала в жанре хоррор примерно также, как студия Marvel работала 2000-х и в 2010-х с супергероикой. То есть, Universal выстраивала собственную киновселенную (да, Marvel далеко не была первой в этом деле). И пускай Universal работала над собственной вселенной иногда бестолково и совершенно хаотично, пускай многое у компании не получалось, и явно вообще не существовало никакого единого плана развития вселенной – все равно это была именно полноценная вселенная, причем завязанная на монстрах, а не на благородных героях, что в то время было в новинку. Вселенная со множеством сольных фильмов, с кроссоверами персонажей (и двух, и большего количества героев). Эта киновселенная просуществовала практически два десятилетия, до начала 50-х годов, и смогла выпустить почти три десятка фильмов! Причем далеко не все эти картины были настоящими хоррорами, хватало и представителей комедийного жанра.
Началось существование вселенной Universal практически случайно – в 1931 году компания отправила на большие экраны «Дракулу», экранизацию одноименного романа Брэма Стокера. Снятый всего за $355 тысяч фильм (студия тогда была очень бедной) ждал грандиозный успех, после которого продюсеры сообразили, что нужно и дальше выпускать кинокартины о чудовищах. Так на свет родились несколько самостоятельных серий с монстрами Universal на ключевых ролях, пересекающихся и даже сражающихся друг с другом в некоторых отдельных фильмах.
В итоге именно кинокартины в жанре ужасов спасли компанию Universal от банкротства. Успех «Дракулы», а также последовавших за ним «Франкенштейна», «Мумии», «Человека-невидимки» и «Невесты Франкенштейна» игнорировать уже было просто невозможно. Universal стала настоящим законодателем моды в Голливуде, прямо как Marvel сегодня. И неудивительно, что другие студии также кинулись снимать собственные хорроры, причем некоторые из этих фильмов также вошли в историю. «Доктор Джекил и мистер Хайд», «Свенгали», «Белый зомби», «Безумная любовь», «Террор» - эти, а также многие другие картины ознаменовали эпоху 30-х, первую эпоху настоящего господства хоррора в кинематографе. Традиционным «хитовым» жанрам – вестерну и пеплуму – пришлось потесниться, потому что на рынок ворвался очень мощный и зубастый конкурент, твердо намеренный откусить большой кусок от кошельков зрителей. А началось все с одного единственного «пробного» фильма, на который никто не возлагал больших надежд...
Первые десять лет существования киновселенной представили миру основных героев этого мира, впереди было дальнейшее развитие, кроссоверы, новые герои и фильмы о персонажах последователях – вселенная монстров продолжала существовать до 50-х годов.