Безымянная тварь (Frankenstein, Bride of Frankenstein, Son of Frankenstein)

Posted by AlexS on апреля 8, 2020 - 16:26

Франкенштейн в 30-е годы очень быстро, буквально с первого своего фильма стал одним из самых популярных монстров киновселенной Universal. Даже графу Дракуле досталось только два фильма, тогда как лондонский оборотень, Человек-невидимка и Мумия вовсе получили по одной картине. Для монстра Франкештейна же студия Universal в первом десятилетии своей киновселенной выделила целых три фильма! Попробуем разобраться, чем же Безымянная Тварь, как называл это создание Стивен Кинг, так привлекла внимание американских киношников и зрителей 30-х годов.

Франкенштейн (1931)

Прежде всего, нужно отметить, что к созданию своего второго хоррора в 31-м году Universal Pictures подходила очень уверенно. Дорожку проложил «Дракула», который показал – жанр ужасов востребован, американцы хотят пугаться в кинотеатрах. Дело было за малым – подыскать достойную основу в виде популярного романа (дополнительная реклама в мире литературы лишней не будет) и начинать снимать кино. Основанный на романе Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», фильм «Франкенштейн» в общем и целом следует сюжету оригинального произведения. История закручена вокруг доктора Франкенштейна, который создает искусственную жизнь – существо, сшитое из кусков трупов и оживленное в лаборатории электрическим разрядом. Получившийся неповоротливый монстр, обладающий разумом ребенка, по неосторожности совершает убийство, навлекая на себя и на своего создателя гнев жителей окрестной деревни…

После успеха «Дракулы» Universal пыталась заманить в свой второй большой хоррор-проект Белу Лугоши, исполнявшего роль румынского графа, который, однако, быстро отказался – тогда новую звезду хорроров кроме роли Дракулы ничего не интересовало. Выбор киношников пал на Бориса Карлоффа, который в итоге идеально воплотил на экране монстра Франкенштейна. Именно роль Карлоффа заложила основы монстра Франкештейна в кино, точно также, как до этого Лугоши создал каноничного для кино Дракулу. Неотесанное, неповоротливее существо, болты в шее, голова прямоугольной формы – все это было создано впервые в картине «Франкенштейн» 31-го года.

Франкенштейн (1931)

Первый «Франкенштейн» - стопроцентный хоррор, главной темой которого является тема взаимоотношений Создания и Создателя. В ответе ли мы за то, что мы создаем и за поступки нашего создания, если оно живое? И если да – как наше создание отнесется к нам, когда поймет эту ответственность? Столь сложная тема в фильме раскрыта полностью, это не простой и не пустой проект, именно из-за этого картина заслуживает внимания и сегодня. Похвально, что на сей раз студия решила отказаться от темы трагической любви, которая главенствовала в предшествующем «Франкенштейну» «Дракуле» и последующей за ним «Мумии». Однако эта тема стала центральной в уже следующем фильме о Создании – в «Невесте Франкенштейна».

«Невеста Франкенштейна» вышла на экраны в 1935 году и открыла собой вторую волну фильмов Universal, которую уже составляли только сиквелы. В период с 1935 по 1941 годы свет увидели такие картины, как «Невеста Франкенштейна», «Дочь Дракулы», «Сын Франкенштейна», «Человек-невидимка возвращается» и «Женщина-невидимка». Первой из сиквелов «Невеста Франкенштейна» была наверняка потому, что оригинальный фильм был невероятно хорошо принят публикой, а малоизвестный Борис Карлофф благодаря этой картине легко стал звездой хоррора, сравнимой по величине с Белой Лугоши.

Невеста Франкенштейна (1935)

«Невеста Франкенштейна» была одновременно и сиквелом предыдущего фильма, и повторной экранизацией «Франкенштейна» Мэри Шелли. Дело в том, что при создании первой ленты, срежиссированной Джеймсом Уэйлом, из истории был убран ряд сцен, которые присутствовали в оригинальной книге. Снимая «Невесту Франкенштейна», Уэйл восстановил эти сцены, именно поэтому история, которая начинается там, где закончился первый фильм – это опять история Франкенштейна, а собственно Невесте здесь уделяется всего с десяток минут в самом финале картины. Но если отбросить это несоответствие заголовку и рассматривать картину именно как «Франкенштейна 2» - тогда вы увидите, что она получилась отличной. Оба фильма образуют целую, законченную историю, в финале Джеймс Уэйл ставит жирную точку, и, кстати, полностью прекращает заниматься хоррорами в кинематографе – он уже сказал на эту тему все, что хотел двумя фильмами о Франкенштейне.

Среди особенностей второй картины можно назвать улучшенный грим Монстра, который теперь уже наносился на Бориса Карлоффа целых шесть часов каждый день! Кроме того, улучшился уровень спецэффектов, чего только стоит лаборатория доктора Преториуса, оснащенная подъемниками, электрогенератором и привязанными к крыше бумажными змеями для обуздания силы ветра. Наконец, «Невеста Франкенштейна» еще сильнее, чем предыдущий фильм, раскрывает образ Чудовища. Здесь окончательно становится понятно, что это не столько монстр, сколько запутавшееся существо, которое не научили жить среди людей. И которое при этом обладает огромной разрушительной силой, достаточной, чтобы суметь покарать своих обидчиков. Особенно хорошо физическую силу Монстра демонстрирует сцена побега из тюрьмы, во время которой он запросто рвет стальные цепи и крушит железные двери.

Невеста Франкенштейна (1935)

Конечно же, «Невеста Франкенштейна» остается типичным хоррором 30-х годов. Весьма неспешным, камерным, совершенно нестрашным по современным меркам. А учитывая медлительность картины, вполне можно предположить, что многим современным зрителям будет банально тяжело ее смотреть. Сегодня порекомендовать «Невесту Франкенштейна» можно только тем, кто изучает либо историю кино, либо историю монстра Франкенштейна, либо хочет просто составить для себя представление об американских хоррорах 30-х годов. И сам фильм-то неплохой, просто он наверняка будет скучен современным зрителям, выросшим на блокбастерах Marvel.

Так или иначе, Джеймс Уэйл поставил свою точку в истории Франкенштейна. Продолжения при создании этого фильма не планировалось. Но картина снова стала хитом, и Universal опять запустила свой конвейер – на самом закате десятилетия, в 1939 году, свет увидела лента «Сын Франкенштейна».

Под сыном Франкенштейна в данном случае подразумевался не ребенок или какой-то последователь Монстра, а сын самого доктора Франкенштейна. В деревушку Франкенштейн, где жил доктор Генри Франкенштейн, приезжает барон Вольф вон Франкенштейн, унаследовавший дом своего отца. Барона сопровождают жена Эльза и маленький сын Питер. Они прибывают с благой целью – искупить то зло, которое принесло жителям деревни создание Генри, Чудовище Франкенштейна. Однако местные обитатели, которые все еще помнят зло, причиненное Монстром, относятся к гостям крайне неприветливо. Единственным другом новоприбывших становится уродливый деревенский пастух Игорь. Он-то и открывает барону страшный секрет – оказывается, знаменитое Чудовище все еще живо, просто сейчас оно находится в коме! Как надеется Игорь, Вольф сможет вернуть Монстра к жизни, ведь Генри Франкенштейн когда-то сделал это. Неохотно, барон все-таки решается повторить эксперимент своего отца…

Сын Франкенштейна (1939)

Третья часть снималась уже без участия режиссера Джеймса Уэйла, фильм ставил Роулэнд В. Ли, крепкий ремесленник, уже снимавший к тому времени кино почти два десятка лет. К началу работы над триквелом «Франкенштейна» Роулэнд успел поснимать детективы, исторические картины о трех мушкетерах и графе Монте-Кристо, приключенческие фильмы о суперзлодее Фу Манчу. В случае с Франкенштейном у него получилось хоррор-кино на тему мести, отодвинувшее на третий план все вопросы об ответственности Создателя, поднимаемые в фильмах Уэйла. Нельзя сказать, что триквел был плохим фильмом, но он точно стал гораздо менее серьезным, чем были картины Уэйла.

Лишившись Джеймса Уэйла, Universal бросила в актерский состав тяжелую артиллерию – роль пастуха Игоря исполнил Бела Лугоши, вторая большая звезда хорроров (наряд у с Борисом Карлоффом, в третий и последний раз сыгравшим Монстра Франкенштейна). Интересно, что благодаря искуснейшему гриму Лугоши в «Сыне Франкенштейна» невероятно сложно узнать. И, наряду с Монстром, его Игорь является настоящим украшением картины, одним из самых весомых плюсов – Universal не прогадала, когда позвала на роль этого великолепного актера.

Сын Франкенштейна (1939)

Если предыдущие фильмы о Франкенштейне длились чуть более часа, то продолжительность триквела составляет 100 минут. Такая затянутость не идет на пользу фильму, который временами бывает скучно смотреть. Однако есть у картины и собственные козыри – например, как и в первых двух лентах, в «Франкенштейне 3» отлично передана атмосфера мрачности, а деревушка Франкенштейн выглядит по-настоящему неуютным местом. Здесь постоянно идет дождь, живут угрюмые люди – как будто после рождения Чудовища на это место пало проклятие, и все его обитатели словно прекрасно это осознают.

Сам Монстр в третьем фильме не играет столь значительной роли, как в предыдущих картинах. Отказавшись от взаимоотношений Создателя и Создания, авторы «Сына Франкенштейна» не предложили никакой серьезной альтернативы. Поэтому в третьем фильме Монстр – просто послушное оружие, выполняющее приказы хитрого Игоря, который его использует в своих целях. Возможно, такая роль оказала влияние на то, что Карлофф в дальнейшем отказался играть Франкенштейна. С другой стороны, картина стала несомненным триумфом Белы Лугоши, чей Игорь настолько полюбился кинематографистам, что стал еще одним «сквозным» персонажем серии и впоследствии появился в еще нескольких фильмах о Франкенштейне.

Такими получились первые три фильма о Франкенштейне в киновселенной Universal. Было бы неправильно называть их трилогией, потому что работы Джеймса Уэйла образуют четкую дилогию, тогда как фильм Роуланда Ли – это уже отдельная картина, запускающая совершенно новый цикл кинолент, объединенный с дилогией Уэйла только несколькими персонажами. Впрочем, для хорроров такая ситуация всегда была обычным делом.

Яндекс.Метрика