Первый вампир (Dracula, Dracula’s Daughter)

Posted by AlexS on марта 19, 2020 - 15:59

Старт молодой киновселенной, которая, мы уверены, изначально киновселенной не планировалась, был положен сольником графа Дракулы. Выпущенная Universal в феврале 1931-го года картина "Дракула" (1931) мгновенно стала хитом, проложив дорогу американским хоррорам в мир серьезного киноискусства. Не последнюю роль в успехе фильма сыграл замечательный актер Бела Лугоши, создавший запоминающийся, образцовый персонаж графа-вампира.

Сюжет в общих чертах следует оригинальному роману Брэма Стокера, но с довольно серьезными отличиями. К примеру, в Трансильванию в фильме приезжает Ренфилд (а не Харкер, как в фильме), которого граф-вампир довольно быстро обращает в своего слугу. Затем действие переносится в Штаты, где Дракула, как и в книге, устраивает настоящую охоту за двумя девушками, Люси и Миной Харкер. Противостоят ему старый Ван Хельсинг и молодой Харкер, защищающий жену от посягательств графа…

Дракула фильм 1931

Строго говоря, граф Дракула из фильма 31-го года не был самым первым вампиром в мировом кинематографе, до него был еще, к примеру, немые фильмы «Носферату: Симфония ужаса» и «Смерть Дракулы». Однако именно в звуковом кинематографе пальма первенства по праву принадлежит персонажу Белы Лугоши. И именно благодаря его образу сложился стереотип Дракулы, многократно повторенный в последующих фильмах – черный плащ, зализанные назад волосы, острое лицо и черный костюм с белой рубашкой.

Сама картина, снятая режиссером Тодом Браунингом, длящаяся чуть более часа, при столь небольшой продолжительности все равно воспринимается как медленный и тягучий фильм. Здесь практически нет экшена, зато есть элементы мелодрамы, и, разумеется, сегодня эта лента не производит впечатления по-настоящему страшного хоррора. Однако «Дракула» все еще остается первоклассным фильмом, эталоном, дающим полноценное представление об ужасах 30-х годов.

Дракула 1931 года

Чего у «Дракулы» не отнять, так это мрачности. Да, лента черно-белая, однако мрачность здесь достигается еще и благодаря виртуозной постановке и великолепной операторской работе, подчеркивающей мир викторианского Лондона, куда прибывает древнее кровососущее существо.

И еще одна особенность «Дракулы», которая в дальнейшем будет прослеживаться во многих картинах Universal – этот фильм действительно показывает злодея, монстра ключевым персонажем. Да, по сюжету фильма Дракула – это зло, атакующее безвинных людей. Но благодаря замечательной игре Белы Лугоши мы можем проникнуться сочувствием к злодею и даже отчасти понять мотивы некоторых его действий. Это касается и всех остальных монстров Universal, и сегодня во многом из-за этой двойственной природы из них можно делать не только злодеев, но и антигероев. Чем, кстати, и собиралась пользоваться Universal, когда запускала современные фильмы о своих монстрах. При желании из современных Дракулы, Человека-волка, Мумии и приставленного к ним Ван Хельсинга вполне можно было бы создать полноценную вариацию Отряда самоубийц, но увидим ли мы что-то похожее на экране когда-нибудь – пока не известно.

Фильм Дракула 1931 год

Продолжая рассказ о киновселенной Universal, обратим внимание на кинокартину «Дочь Дракулы», которая вышла на киноэкраны в 1936 году. Действие сиквела начинается там же, где закончился оригинальный фильм. Однако теперь внимание смещается с фигуры графа Влада Цепеша на трансильванскую графиню Залеску, которая также является вампирицей, а по совместительству – и дочерью самого графа Дракулы. Красивая девушка, владеющая гипнозом, сопровождаемая мрачным слугой Шандором, прибывает в США для того, чтобы сжечь тело Дракулы и освободиться, таким образом, от мучающего ее проклятия вампиризма. Естественно, графиня не может сдержать жажду крови и нападает на местных жителей. Новому вампиру опять бросает вызов профессор Ван Хельсинг, убийца кровососов из предыдущей кинокартины, которому помогает совершенно новый персонаж, молодой психиатр Джеффри Гарт. Причем главным положительным героем является именно Гарт, Ван Хельсинг выступает скорее как второплановый помощник.

Режиссер Ламберт Хилльер сделал сиквел «Дракулы» в стиле, практически ничем не напоминающем первую часть, равно как и оригинальный роман Брэма Стокера. На сей раз у Universal получился не столько хоррор с элементами мелодрамы, сколько мелодрама с элементами хоррора. Мария Залеска, блистательно сыгранная Глорией Холден – вампирша, которая пытается освободиться от тяжкой ноши вампирского проклятия и начать жить человеческой жизнью, вдобавок она влюбляется в обычного человека, психиатра Джеффри Гарта, утверждающего, что современная наука способна вылечить любую зависимость, а это очень интересует Марию. Графиня, даже несмотря на совершаемые ей злодейства, уже воспринимается вообще не как злодей, а как жертва, и на протяжении картины Мария Залеска все сильнее начинает вызывать жалость. Но, разумеется, на хэппи-энд в классическом хорроре лучше не рассчитывать.

Дочь Дракулы

«Дочь Дракулы» - необычный сиквел, который попытался показать киновселенную Universal с другой, непривычной стороны. Несмотря на то, что фильм формально продолжает сюжет «Дракулы» и имеет связь с первой картиной в лице Ван Хнльсинга в исполнении все того же Эдварда Ван Слоуна, сама история сделана в совершенно другом ключе и является более женской. С другой стороны, Ламберт Хилльер сохранил основную стилистику «Дракулы» в своем фильме, особенно это заметно в заключительной части ленты, когда действие переносится в Трансильванию. «Дочь Дракулы», как и первый фильм – это стильная черно-белая готическая картина, которая никак не может напугать сегодня, однако благодаря увлекательному сюжету и сейчас смотрится с интересом.

В техническом плане картина также получилась отличная. Превосходная актерская игра всех исполнителей главных ролей, качественный монтаж, приятная картинка – все это сильные стороны «Дочери Дракулы». По сути, перед нами еще один образец классики хоррор-кинематографа, который может стать вровень с самим «Дракулой». И это при том, что сам Влад Цепеш в исполнении Белы Лугоши в «Дочери Дракулы» даже не появляется (хотя изначально планировалось, что он будет играть в фильме, у Лугоши даже был контракт на исполнение роли графа в картине, и он получил в итоге за «Дочь Дракулы» довольно большой гонорар).

В 30-х годах история первого вампира в звуковом кино временно завершилась на «Дочери Дракулы». У Universal были другие персонажи, которые требовали сольных фильмов, и поэтому граф-кровосос временно отошел на второй план. Впрочем, мы еще увидим его в 40-х годах, в том числе и в тандеме с другими известными монстрами – Человеком-волком и Франкенштейном.

Яндекс.Метрика