Чтобы получать самые свежие новости, обзоры и другие эксклюзивные материалы, подпишитесь на газету "Виртуальные радости":

Подписаться Виртуальные радости онлайн

Обзор StarCraft 2: Wings of Liberty

Posted by Ravenguard_S209 on августа 30, 2010 - 00:00

Возвращение Короля
Жанр: RTS
Платформа: PC
Разработчик: Blizzard Entertainment
Издатель: Blizzard Entertainment
Издатель в СНГ: Blizzard Entertainment (при дистрибьюции «1С-СофтКлаб»)
Похожие игры: серия StarCraft, серия WarCraft
Мультиплеер: Интернет
Минимальные системные требования: процессор уровня Intel Pentium 4 2,6 ГГц; 1 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 6600 GT или ATI Radeon X1600; 12 Гб свободного места на жестком диске; Интернет-соединение
Рекомендуемые системные требования: двухъядерный процессор с частотой 2,4 ГГц; 2 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 9600 GT или ATI Radeon HD4670; 12 Гб свободного места на жестком диске; Интернет-соединение
Сайт игры: eu.battle.net/sc2

Обычная весенняя пора 1998 года. Еще не вышли ни Unreal, ни Half-Life, ни Fallout 2 — вся геймерская братия тихо-мирно поживала и даже не подозревала, что для них готовят калифорнийские кудесники из Blizzard Entertainment. Разработчики уже тогда имели хорошую репутацию: Diablo, The Lost Vikings, Rock N' Roll Racing, первые две части WarCraft. А между тем таймер их новой стратегической бомбы был установлен на 1 апреля 1998- го года.

Обзор StarCraft 2: Wings of LibertyСказать, что это был успех, значит не сказать ничего. StarCraft буквально взорвал игровую общественность. Ворох разномастных наград, премия «Origins Award» как «Лучшая стратегическая игра года», статус самой продаваемой игры года, многочисленные армии преданных фанатов по всему земному шару — это все StarCraft, и он того стоил. Увлекательный сюжет, три максимально непохожие друг на друга игровые расы, блистательно отточенный баланс и мультиплеер вкупе с сервисом Battle.net — все это сделало игру предметом обожания миллионов людей, культовой и во многом определившей развитие жанра RTS на годы вперед. StarCraft мгновенно стал одной из главных игровых дисциплин на всех основных киберспортивных соревнованиях, и таковой он остается и до сих пор. Вышедшее 30 ноября того же года дополнение Brood War лишь укрепило позиции StarCraft, продолжив запутанную сюжетную линию и привнеся в игру множество мелких дополнений и доработок.

Все понимали, что история не закончена, что должно быть продолжение, но Blizzard не торопились с разработкой, посвятив себя двум другим линейкам — Diablo и WarCraft. Постепенно ажиотаж (но не позиции игры) стал спадать, но в мае 2007 года в Сеуле, на саммите Worldwide Invitational, свершилось то, чего все так ждали: Blizzard официально анонсировали StarCraft 2.

Hell, it's about time!
Однако даже после этого анонса разработчики не спешили, оправдывая свою репутацию компании пусть медлительной, но весьма основательной. Поклонники осознавали, что сиквел StarCraft — вещь монументальная, и не торопили «Метелицу», хотя постоянные переносы даты релиза наводили на нехорошие мысли и определенные параллели с тем же «вечно молодым, благо что в анабиозе» Duke Nukem Forever. Да и по пути к релизу одна за другой всплывали все новые, далеко не всегда приятные подробности. Сначала разработчики объявили, что игра будет лишена поддержки выделенных серверов и LAN: многопользовательская игра возможна только через обновленную сеть Battle.net 2.0. Потом ошарашили публику разделением на три полноценных эпизода, каждый из которых посвящен одной отдельной расе: Wings of Liberty — терранам, Heart of the Swarm — зергам, Legacy of the Void — протоссам. Ну а финальным актом стало введение Blizzard новой региональной политики. И если по западным странам это особо сильно не ударило, то отношение разработчиков к жителям СНГ по меньшей мере расстраивает.

Суть такова: изначально поставляемые на территории СНГ версии игры позволяют играть лишь ограниченный период времени — 4 месяца для jewel- версий, 12 месяцев — для версий в DVD-боксах. Коллекционные издания в СНГ почему-то официально не поставляются. Причем ограничение это распространяется как на многопользовательскую игру, так и на одиночную. Вышло время — соизвольте продлить срок подписки. Причем при таком раскладе наши игроки не могут играть на европейских серверах, только на русскоязычных. Как вариант, можно купить безлимитный доступ без ограничения по времени за 60 долларов, но все равно осадок, как говорится, остается.

Но самое парадоксальное кроется в том, что, несмотря на все выходки разработчиков, поклонники все терпели, смирялись и продолжали зачеркивать дни в календаре. И вот наступило долгожданное 27 июля 2010 года, ровно в полночь открылись двери магазинов (о белорусской премьере Wings of Liberty — во врезке), возбужденный народ потоком хлынул сметать с полок заветные диски — через двенадцать лет после выхода первой части StarCraft 2 явил себя миру.

Два лика одной игры
Если вдуматься, то по сути своей StarCraft — игра-оборотень. В ней словно уживаются две равноправные сущности, каждая из которых хороша по-своему и совершенно не похожа на другую. С одной стороны — глубокая, продуманная и методичная сюжетная кампания, с другой — яростные зарубы в мультиплеере. «В других стратегиях точно так же!» — скажете вы и будете правы, однако именно в стратегиях от Blizzard (сюда же можно включить и WarCraft) это ощущается наиболее остро.

И начнем мы наш разбор, пожалуй, именно с первой ее составляющей.

Hi, boys, I'm Jim Raynor…
Обзор StarCraft 2: Wings of LibertyЕсли вы никогда раньше не играли в StarCraft и не знакомы с его историей или просто за прошедшее время успели забыть, что и как там было, услужливая игра красочно расскажет о предыстории событий сиквела прямо во время установки. Ну а если вы на время инсталляции ушли пить чай, то в коробке с игрой всегда можно найти буклетик-мануал, в котором также изложены события первой части.

События сиквела начинаются спустя четыре года после окончания аддона Brood War. В секторе Копрулу наступило хрупкое затишье. Обезглавив протоссов и полностью уничтожив флот Объединенного Земного Директората, Сара Керриган, некогда человек, а ныне безжалостная зерговская Королева Клинков, временно прекратила «чистку» сектора и уединилась на планете Чар, вынашивая свои, только ей одной ведомые планы. Прелат протоссов Зератул ушел в далекое путешествие в поисках разгадки тайн наследия древней расы Зел-Нага. Самопровозглашенный император Арктур Менгск восстановил свой Доминион Терранов и теперь пытается задавить последние очаги мятежников. А Джим Рейнор, бывший шериф и глава «Рейдеров», потерявший веру в себя и в победу, тихо спивается в захолустном баре на планете Мар Сара. Но уже очень скоро судьба вновь сведет всех вместе, столкнутся большие силы, и никто не останется в стороне...

Сценаристы Blizzard всегда отличались умением мастерски закручивать лихие сюжеты в своих играх, и StarCraft 2 в этом плане следует добрым традициям предшественника. Игроки встретятся как со старыми, заметно преобразившимися знакомыми (Рейнор, Зератул, Керриган, Менгск), так и с совершенно новыми героями: заместителем Рейнора Мэттом Хорнером, его же старым другом Тайкусом Финдли, доктором Ариэль Хэнсон, призраком по имени Нова (между прочим, героиней так и не вышедшего экшена StarCraft: Ghost) и многими другими. К чести сценаристов, они отлично проработали персонажей, придав каждому из них свой уникальный характер. Сама же история, надо признать, пусть и довольно банальна, увлекает и выглядит как первый, «затравочный» акт в большой и красивой пьесе, продолжение которой мы увидим в следующих двух эпизодах.

Кампания довольно длинная: в ней 26 миссий, однако трижды за всю игру вас будут ставить перед выбором — таким образом, суммарное количество заданий вырастает до 29 (впрочем, есть и секретная тридцатая). Также радует, что сплошные миссии за людей разработчики разбавили небольшой мини-кампанией за протоссов, посвященной поискам Зератула.

Обзор StarCraft 2: Wings of LibertyДавненько уже стратегии не баловали нас настолько разнообразными миссиями. Серьезно, присущих любой стратегии классических заданий типа «отстрой базу, наклепай войск, втопчи врага в землю» тут раз, два и обчелся, да и те проходятся по своим особым правилам. Игроку предстоит отбивать нападения превосходящих сил врага, спасать поселенцев, искать инопланетные артефакты, собирать ресурсы наперегонки с компьютерным соперником и много чего еще — заскучать точно не получится, да и ИИ не позволит. На уровне сложности «Ветеран» компьютер играет очень жестко, не прощая серьезных ошибок с вашей стороны. Для людей, имеющих опыт в стратегиях, — самое то. Ну а если где-то застряли, всегда можно изменить уровень сложности на более простой.

Но и это еще не все. Приятным бонусом служит то, что в кампании под ваше командование попадут практически все старые образцы терранских войск родом из первого StarCraft. Так, вы вновь сможете рулить любимыми стервятниками, голиафами, огнеметчиками и другими товарищами. Ну а между миссиями Wings of Liberty включает чуть ли не RPG: игрок в образе Рейнора может перемещаться по «Гипериону», командному кораблю «Рейдеров», тратить заработанные в миссиях деньги на глобальные улучшения войск в «Арсенале» (причем для каждого здания или юнита можно выбрать только один из двух возможных вариантов, что сильно повлияет на всю дальнейшую игру), заключать договоры с наемниками (что-то типа героев из WarCraft 3, только без прокачки), открывать новые спецфункции в «Лаборатории» или просто болтаться в кают-компании, разговаривая за жизнь с тем же Тайкусом, смотря новости или принимая на грудь. На капитанском мостике же, месте обитания Хорнера, вы будете выбирать задания. Поначалу такие промежуточные этапы вкупе с отличной прорисовкой, передачей атмосферы и ненавязчивым юморком приводят буквально в состояние восторга. Отдельным пунктом стоит игральный автомат с игрой Lost Viking — этакий веселый реверанс в сторону известного близзардовского платформера.

Time to rock'n'roll!
Но вот кампания так или иначе пройдена — и ваш путь лежит прямиком в мультиплеерные баталии на просторах Battle.net. И тут, как я уже говорил выше, игра изменяется буквально на глазах и показывает свое второе амплуа.

Все базовые принципы оригинала остались на месте. В то время как другие разработчики из кожи вон лезут, дабы своими сомнительными нововведениями заново «изобрести жанр», Blizzard остаются верны себе и выдают на-гора незамутненный, чистейшей воды олдскул с рабочими, кристаллами, базами и рамкой выделения юнитов.

Каждая из трех сторон конфликта благодаря обновленному арсеналу и набору особенностей еще более продвинулась в своей игровой направленности. Зерги, как саранча, по прежнему берут числом, при этом не забывая устраивать врагу подлянки с помощью подземных червей Нидуса. Терраны стали еще лучше в обороне: комбинация осадных танков с бункерами по-прежнему прекрасно работает, транспортный корабль приобрел функцию лечения пехоты, а командный центр можно развивать по одному из двух возможных направлений. Протоссы же удачно комбинируют яростные набеги зилотов и сталкеров с медленными, но методичными наступлениями колоссами и бессмертными.

Однако в большинстве своем партии очень скоротечны, до последних этапов развития редко удается дожить, и победитель может определиться уже на первых минутах игры. Все старые приемы и стратегии, наработанные во времена оригинала, в полной мере работают и здесь. «Технократы» тут не в почете — побеждает тот, кто лучше оппонента умеет осуществлять микроконтроль своих войск.

Разработчики превратили сервис Battle.net 2.0 в мощнейший инструмент, позволяющий максимально облегчить скитания по мультиплееру. Как только вы зарегистрируетесь в системе, игра проанализирует ваши пять пробных партий и на основе их результатов определит вас в ту или иную Лигу, где вы сможете сражаться с такими же по уровню мастерства оппонентами. Соответственно, со временем игрок может перейти в более высокую Лигу и попробовать свои силы в битвах с уже более серьезными соперниками. Рейтинговые таблицы, удобный поиск противников, подробный разбор каждого сыгранного матча — все это для вашего удобства, дамы и господа.

Революция?
Перефразируя известную цитату, лучше StarCraft может быть только StarCraft. Так и есть. Фактически, перед нами просто новая инкарнация всеми любимой стратегии двенадцатилетней давности, но ответьте: разве это плохо? Ведь мы этого и ждали — старого доброго StarCraft в новой графической оболочке. И Blizzard не подвели игроков, еще раз подтвердив свой лозунг «Мы делаем только хитовые игры!». Wings of Liberty определенно стоил тех долгих лет ожидания. Будем говорить честно. Это классно? Да! Захватывающе? Однозначно! Это революция? Ни в коей мере. Ничего нового в жанр игра не привносит, но при этом StarCraft остается лучшим в своей нише и одной из лучших стратегий вообще. И ты радуешься ему, как старому другу, которого очень давно не видел, но вот он снова с тобой. И это — чертовски приятно.

Радости:
StarCraft снова с нами
Интересный сюжет
Очень разнообразная кампания
Игра всерьез увлекает
Множество юнитов и тактик
Сбалансированный мультиплеер
Проверенная временем механика
В целости сохраненная стилистика оригинала
Сложность

Гадости:
Политика региональности
Не самая передовая графика
Разделение на три эпизода

Оценка: 9.6

Вывод:

StarCraft II — и этим все сказано. Игра, ставшая легендой еще до своего появления. Шедевр. Событие. Веха. Всем играть обязательно.

Диск предоставлен интернет-магазином OZ.by

Локализация

Еще одним неоспоримым преимуществом StarCraft 2 является поистине великолепная локализация. Скорее всего, не обошлось тут без непосредственного контроля со стороны самих Blizzard, но в любом случае толмачи постарались на славу. В игре переработке подверглось абсолютно все. Тексты переведены очень качественно, живо и в меру литературно, читать их просто приятно. Всем специфическим терминам и названиям были подобраны адекватные русские аналоги. Актеры очень удачно подобраны в соответствии с характерами персонажей. Да что там говорить, локализаторы даже перерисовали все надписи на внутриигровых текстурах, вплоть до самых мелких и незаметных, а в межмиссионных роликах анимация губ героев синхронизирована с русской речью. Загляденье, да и только.

Вообще, настолько качественной локализации не приходилось видеть со времен Command & Conquer 3: Tiberium Wars. Идеальная по всем параметрам работа и попутно — наглядное пособие другим на тему «Как надо переводить игры». Возможно, кому-то не будет хватать оригинального, английского языка, ну а так — высший балл, без вопросов.

Оценка локализации: 10.0

StarCraft 2: Wings of Liberty. Мнения редакции

LieR: StarCraft 2 можно сравнить с дорогой и качественной имиджевой вещью. Над ней долго работали, ее тщательно полировали и наводили лоск. Она - часть бренда. Почти идеальная до мелочей. Без оглядки на модные тренды и попсовые замашки конкурентов.
Все получили от StarCraft 2 именно то, чего хотели. Новый идол, игру года, возрождение старых традиций или очередного козла отпущения - не суть. Главное, что игра оправдала ожидания.
P.S. Кстати, в SC2 можно грабить поезда. А поезд - это же почти караван, не правда ли?

Михаил Карпекин: С криком "Дождались!" мы автоматически отправляем StarCraft 2: Wings of Liberty на вершину чарта лучших стратегий десятилетия. Наконец, спустя двенадцать лет, фанаты могут оторваться от старого доброго StarCraft: Brood War, поднять свои пятые точки с кресел и отправиться в магазин за покупкой сиквела. Разнообразие заданий, новые юниты, отличная графика и бессмертная механика тайтла - все это увлекает всерьез и надолго. Однако механика и является главным минусом проекта. За десятилетие, проведенное в обнимку с оригиналом, она уже порядком надоела. Но это не мешает StarCraft 2 быть по-настоящему отличной игрой.

Алексей Пилипчук: Игра с первых минут цепляет тем, чем не может похвастаться ни одна современная RTS. С помощью маленьких безымянных солдатиков разработчики разыграли настоящую историю, а миссии настолько разнообразны, что способны увлечь даже людей, которые люто ненавидят этот жанр. По сути своей SC2 - стратегия для тех, кто не любит стратегии. Blizzard не сделали абсолютно ничего нового, но отличного сюжета, внимания к деталям и разнообразных заданий хватило, чтобы позволить взглянуть на жанр RTS по-новому.

Слава Кунцевич: Хочу сразу оговориться, что в своем мнении я никоим боком не коснусь основных геймплейных моментов StarCraft II: Wings of Liberty, за что любили, любят и будут любить эту уже серию миллионы поклонников по всему миру. Тут все ясно и без лишних слов: вторая часть во всех смыслах идеальная олдскульная стратегическая игра с тремя уникальными расами, отменным, тщательно выверенным балансом, огромным количеством тактик и стратегий, феерическим мультиплеером. И искать тут минусы - дело безнадежное. Конечно, можно поворчать по поводу невозможности игры по локальной сети и своеобразных гетто на обновленном Battle.net, но не суть, друзья, не суть.

А поговорить хотелось бы о, так сказать, культурной составляющей Wings of Liberty. Ведь StarCraft - это не только зерговский раш и террановская "китайка", но и самобытная, суровая и негостеприимная вселенная на осколках древней расы Зел-Нага, где-то в секторе Копрулу. Это мир жестокого, брутального будущего, где прикуривают от пламени огнемета и целые отряды пехотинцев разрываются в мясо закопанными люркерами. Настоящее мужское будущее, без синтетических правительств и сублимированных зеркальных городов. Искренняя, честная антиутопия и борьба за выживание на фоне низких пороков каждой расы. И что осталось от этой вселенной в Wings of Liberty? Пафос? История о скором глобальном конце света для всех и высокой миссии спасения всего и вся зергами, оставшаяся в початке и вроде как пытающаяся нагнетать интригу? И все. Уникальная вселенная игры сжалась до размера грецкого ореха, враз утратив свое очарование.

А еще StarCraft - это великолепный, интересный сюжет. Когда разработчики сказали, что написанная ими история настолько велика и масштабна, что игру потребовалось разрезать на три части, никак нельзя было предвидеть это. Хотя сначала вроде все нормально: дорогие лощеные ролики, отсутствие эпоса встречается скорее с радостью. Но все скучно и по штампу: межзвездный comandante Джим Рейнор ведет партизанскую войну против Доминиона, похищая артефакты у уж слишком меланхоличного племени протоссов, и, как на зло, на колонии терранов вторгаются зерги под предводительством очаровашки Сары Керриган. И все: тягомотина, сопли, скука с открытой концовкой с примесью сложного морального выбора старины Джимми. Понятно, сюжет будет раскрываться дальше в Heart of the Swarm и Legacy of the Void, но, если честно, после такого начала мне уже не интересно.

Павел Брель: По сути, сиквел - это практически старый добрый StarCraft: Brood War, за что его уже успели обругать как некоторые игроки, так и избранные критики. Но задайтесь вопросом: а чего, собственно, ожидали фанаты? Да того же Brood War, только, в идеале, чуточку круче. Тех же юнитов, только... чуточку других. Той же динамики, того же баланса, той же атмосферы, наконец. И Wings of Liberty соответствует этим ожиданиям на все сто. Относительная нехватка эпичности в сюжете - пожалуй, единственная промашка разработчиков, и уже только за обновленный Battle.net, ставший крайне удобным и - да - сбалансированным, Blizzard можно простить все недочеты, тем более что они, недочеты, и рядом не стояли с достоинствами. И нужно ли сомневаться, что через год, когда выйдет Heart of the Swarm, StarCraft 2 станет еще лучше?..

Конечно, маркетинговая политика Blizzard, равно как и изоляция покупателей СНГ-версии от остального мира, стала для нашей аудитории весьма неприятным сюрпризом, однако, если покумекать, на игры такого масштаба и качества не только можно, но и нужно раскошеливаться.

Что же, друзья, перед нами - почти та самая игра двенадцатилетней давности, чему лично автор этих строк (как и, думается, подавляющее большинство других фанатов вселенной) безумно рад. И требовать от Blizzard чего-то большего, по-моему, было бы попросту несправедливо.

StarCraft 2: Wings of Liberty. Белорусская премьера

В первую минуту 27 июля 2010 года случилось беспрецендентное для Беларуси событие: впервые в нашей стране состоялась настоящая премьера компьютерной игры. Мероприятие, на которое удалось попасть и шеф-редактору "ВР", прошло на базе физической части магазина OZ.by, около которого еще до полуночи, к удивлению даже самих представителей OZ.by, выстроилась нешуточная очередь за второй частью культовой стратегии. К двум часам ночи отовариться Wings of Liberty успели примерно две сотни человек, причем некоторые покупатели брали сразу по несколько копий - лично был свидетелем того, как один товарищ раскошелился аж на пять штук. Стоит отметить, что аудитория собралась ну очень разношерстная: в очереди можно было наблюдать как "стереотипных" геймеров, так и девушек и вполне себе серьезных взрослых мужиков. К чести магазина, премьера прошла без инцидентов - и даже те, у кого возникли небольшие заминки с предзаказом, без драгоценных дисков не остались.

Да-да, тот самый Николай Nickky Щетько, довольный свежесделанной покупкой. Впрочем, как выяснилось впоследствии, когда мы попросили Nickky дать комментарий по поводу Wings of Liberty, не так уж сильно и довольный: "Что можно написать про игру, которую ждешь больше десятка лет? Тем более если последние годы ждешь вообще только ее одну? Понятно, не ругательства. Но, увы, с выходом нового StarCraft предвкушение уступает место воодушевлению, приятному изумлению, а после - осознанию: StarCraft 2 хорош, конечно, но мы-то ждали идеальную стратегию! Очень красиво, 3D, старые знакомые и новые боевые единицы, рельеф, удобное управление - блеск! 

А если "потереть"? Про мультиплеер "ВР" уже написала - там все хорошо. Столь продуманной и толковой системы многопользовательских заруб, как в новом Battle.net, я в принципе в сетевых побоищах не встречал. Однако есть свои "но": почему-то игроков лишили радости игры по обычной "локалке", а пользователей Battle.net заперли в локальные резервации. Хочешь поиграть с европейцами? Не проблема, покупай европейскую коробку/аккаунт. С корейцами - корейскую. В общем, вы поняли. К "эпическому синглу" вопросов еще больше. Нет, не поймите превратно: играть очень интересно, оторваться сверхсложно (я впервые за много лет вспомнил про игропосиделки до утра), но опять вылазят "но", зерги бы их подрали! 

Первое и главное - сюжет. Ребята, сюжет в StarCraft 2 странный настолько, что многие его не замечают, и немудрено! Вспомните Brood War - предыстории в буклете посвящено несколько страниц мелким шрифтом. Сюжет StarCraft 2 я вам расскажу одной короткой фразой почти без спойлеров: "Джим Рейнор сотоварищи летает по галактике на "Гиперионе", скучает по Керриган, хочет свергнуть Менгска". Несмотря на обилие действия в самой игре (у дизайнеров карт Blizzard есть чему поучиться), зачатки "эпичности" сюжета (чересчур уж пафосные) мелькают лишь в мини-кампании за протоссов. А помните, как раньше? Те преданы, других предали, а эти - вообще мозгопромытые зерги оказались! Увы, те славные дни давно минули. StarCraft 2 - вышколенный коммерческий проект, отличное лекарство от ностальгии кратковременного действия. Но этого ли мы ждали столько лет?"

RTS Обзор №128
Упоминаемые игры и серии: 
StarCraft

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".