Обзор Singularity

Posted by Anuriel on августа 30, 2010 - 00:00

Жанр: FPS
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
Разработчик: Raven Software
Издатель: Activision
Издатель в СНГ: 1C-СофтКлаб
Похожие игры: серия Half-Life, BioShock, TimeShift
Мультиплеер: LAN, Интернет
Минимальные системные требования: процессор уровня Intel Pentium D 2,8 ГГц или AMD Athlon X2 4800+; 1 Гб ОЗУ; видеокарта с 256 Мб ОЗУ; 8 Гб свободного места на жестком диске
Рекомендуемые системные требования: процессор уровня Intel Core 2 Duo 3,0 ГГц или AMD Athlon X2 6000+; 2 Гб ОЗУ; видеокарта с 512 Мб ОЗУ; 8 Гб свободного места на жестком диске
Официальный сайт игры: www.singularity-game.com

Есть такой… подвид, что ли, игр, в которых нет ничего нового, зато есть некая Идея (верно, с большой буквы). И эта самая Идея должна игру вытянуть, поставить на один уровень с классикой жанра и т.д. и т.п. Этой Идеей разработчики тыкают в лицо журналистам и игрокам. «А что это у вас, уважаемые разработчики, графика какая-то никакая?» — «Да что ж вы на графику смотрите? У нас же Идея!» — «А сюжет?» — «Это не главное! А вот Идея…» Но самое обидное, что после релиза «проекта с Идеей» оказывается, что Идея, конечно, хороша, да вот только и ее мы где-то видели. Singularity почти избежал этой участи. Почти…

Обзор SingularityОбзор, пожалуй, будет по своей структуре несколько нестандартным, так как лучше начать с сюжета и технической стороны игры, а о геймплее поговорим попозже, да и говорить о нем будем много и с пристрастием.

Движок Singularity — медленно, но верно уходящий в прошлое Unreal Engine 3, так что «вот такенных шейдеров» и «вот столько миллиардов полигонов» не ждите. Тем не менее картинка смотрится хорошо, хотя воображение не поражает. Впрочем, «моторчик», использовавшийся в том же BioShock, каких- либо графических изысков предложить игрокам не может уже давно, хотя основательный «апгрейд» пошел ему на пользу. Ведь в комплекте с неплохой картинкой идет еще и отличная оптимизация: запустить (да что там запустить — поиграть с комфортом) Singularity игрок сможет даже на ноутбуке, даже на не самом современном, при этом выставив [почти] максимальные настройки графики, что не может не радовать.

Физика тоже на уровне. Не то чтобы она тут особо нужна, но наличие ее только радует. Искусственный интеллект о том, что в Singularity есть физическая модель, кстати, тоже осведомлен, потому не удивляйтесь, если вдруг «словите» из-за угла бочку с горючим.

Звук сделан на твердую «четверку» с плюсом. Монстры рычат как надо, солдаты громко сообщают о каждом маневре или перезарядке, пистолет стреляет как настоящий. Актеры, озвучивавшие героев, местами несколько пере- и недоигрывают, но проект сам по себе несколько пафосный и с шоу-уклоном, так что это простительно. Стандартный, в общем-то, уровень озвучивания для шутеров, а большего и не надо.

Back in the USSR © The Beatles
Обзор SingularityТеперь о сюжете. Оказывается, во время Второй мировой войны советская экспедиция обнаружила на острове, расположенном недалеко от Камчатки, некий минерал, названный Элемент-99 (Е-99). Сталин решает основать там колонию, во главе которой стоит ученый Барисов. Хрущев, сменив Сталина, приказывает исследовать это вещество как можно быстрее, однако, как вы уже догадались, ни к чему хорошему это не привело. В результате катастрофы на острове якобы никто не выжил — и проект прикрыли. В 2010-ом спутник США засекает сильный выброс радиации в Охотском море. Москва молчит. Тогда правительство Штатов высылает к месту выброса разведотряд. Среди бравых морпехов — главный герой Singularity, Натаниэль Ренко. Когда американские вертолеты достигают острова, происходит крушение — и Ренко остается один среди обломков винтокрылой машины, созерцая вдали огромную башню, луч света из которой бьет прямо в небо.

Из-за выброса радиации на острове, называющемся, кстати, Каторга-12, игрок будет постоянно перемещаться во времени, прыгая между 1955-ым и 2010- ым годами. Во время первого из таких прыжков Ренко спасает некоего Демичева. Как оказывается, морпех, сам того не желая, полностью изменяет историю XX века. Демичев сместил Хрущева и довел исследования Е-99 до конца, подчинив своим целям так называемую сингулярность, Барисов же погиб при неизвестных обстоятельствах. СССР становится единственной сверхдержавой в мире, а организация «Мир-12» пытается разобраться, что же все-таки произошло на Каторге-12. Естественно, бравого Ренко такой расклад не устраивает, и он вместе со своей новой подругой из «Мира-12» — Кэтрин — решает вернуть мировую историю на круги своя.

Оригинальным сюжет никак не назовешь. Разработчики потрудились придумать три концовки (самая интересная — естественно, «правдивая», то есть та, к которой игрок, по идее, должен стремиться с самого начала) и… успешно их запороли, ибо игра совершенно линейна: вы не делаете никаких моральных выборов, а под занавес вам дают буквально выбрать (!) финал. А затем можно нажать в главном меню «Продолжить» и просмотреть другой. Реиграбельность? Увольте.

Как вы уже поняли, на острове царит совковая реальность, что, по идее, должно привлечь любого геймера, ностальгирующего по пломбиру за 15 копеек. Правда, филигранностью сеттинга, как, например, было в BioShock, в Singularity и не пахнет. Если в первом случае игроку было действительно интересно — по крайней мере, сначала — изучать коридоры Рапчура с их атмосферой в стиле 50-х, то Каторга-12 — скорее пародия в стиле You Are Empty. Непреднамеренная, конечно, пародия, но все же. Да, поначалу все достаточно реалистично, если это слово применимо к СССР в 2010 году. Статуя «того самого» Иосифа Сталина, листовки времен Союза Советских Социалистических и т.д. и т.п. Но стоит вам приглядеться к какому-нибудь плакату — и атмосфера рушится. Ибо надпись на нем гласит: «Будь тихи». Дальше — только смешнее: таблички «Никакое курение» (ох уж этот великий и могучий русский язык); проекторы с пленками о злом Дяде Сэме; оружие с названиями типа «Volk S4»; СССР, территория которого на картах почему-то такая же, как и РСФСР. Мы-то понимаем, что это не нарочно, что Raven старались как лучше, но получилось как всегда — комедия имени vodka и balalaika.

Обзор SingularityНо следует сказать, что, хоть атмосфера СССР и полетела на свалку, атмосфера хоррора все же осталась. Ренко преследуют призраки прошлого, загадочные надписи на стенах, вокруг — темнота и разруха, и в любой момент на героя может выскочить мутант. И хотя все «пугалки» сводятся к «бу!» из-за угла, пара отличных моментов все же есть. Пример: герой буквально несколько секунд видит «вырезку» из прошлого: человек превращается в монстра — и вдруг оказывается, что монстр вполне реальный, готовый прыгнуть на игрока. Кричать от страха, конечно, вы не будете, но от неожиданности передернетесь гарантированно.

Кстати, хоррор здесь умело чередуется с шутером, что придает игре некий шарм. Иногда разработчики подкидывают проигрыватели и записки, которые раскрывают сюжет и несколько разряжают напряженную атмосферу — например, изрядно веселит записка рабочего, в которой он жалуется, что в столовой какое-то новое молоко, «оранжевое и странное на вкус».

Catch ‘em and kill ‘em © Al. B. Damned
А вот теперь мы добрались до главного элемента Singularity — геймплея. Raven обещали необычное действо, завязанное на способности протагониста управлять временем, «состаривать» или «омолаживать» врагов и предметы. И что самое интересное, они все это сделали, но… Впрочем, что это за «но», разберемся потом. А пока получше узнаем о способностях Ренко.

Вскоре после начала игры геймер получает мобильный временной преобразователь (МВП), который позволяет использовать энергию Е-99 для управления временем. Поначалу можно лишь управлять возрастом отдельных объектов, например, старить солдат лет эдак на сотню или омолаживать ящики с боеприпасами, и расширять «временные разломы» для перемещения из 2010 в 1955 год и наоборот. Позже МВП «научат» создавать сферу, в которой время замедляется (что-то вроде гранат в мультиплеере TimeShift), управлять гравитацией (здравствуй, Half-Life 2!), превращать солдат в мутантов и еще паре трюков. Естественно, разработчики решили подбросить геймерам пару задачек, решать которые придется с помощью своего наручного чудо-девайса. Проходить такие мини-квесты просто, но они вносят долю разнообразия в рутинный процесс истребления противников.

Кстати, о противниках. Помимо стандартных солдат с дробовиками, пулеметами и прочим огнестрельным оружием, игрок встретит несколько видов мутантов и парочку боссов. Их немного, но тактика истребления для каждого нужна своя. Взрывающихся жучков лучше всего «затормозить» сферой, фазирующих мутантов — переместить назад во времени так, чтобы те замедлились в несколько раз, и так далее. Сражаться с жертвами Элемента-99 порой даже интереснее, чем с людьми.
Singularity
Средств уничтожения противников не очень много, но того, что есть, вполне хватает, и каждый может выбрать себе оружие по вкусу. Кто-то предпочитает обыденные дробовики или пистолеты, а кто-то возьмет игломет (иглы, кстати, взрываются) и гранатомет. Всего с собой можно нести две пушки, но иногда встречаются особые экземпляры (винтовка с патронами, заряженными Е-99, и гранатомет с управляемыми ракетами) — подобрав один из них, вы не потеряете ни одно из двух своих оружий, но при попытке сменить ствол особое оружие тут же будет выброшено.

МВП и пушки можно апгрейдить на специальных станциях. При этом МВП улучшается с помощью найденных чертежей и кристаллов Е-99, а для прокачки обычного оружия нужно всего лишь собирать специальные чемоданы, разбросанные по Каторге-12, и вкладывать их в апгрейд.

Gone with the Sin © H. I. M.
Казалось бы, все, обзор завершен, можно поставить 8-9 баллов, обозвать Singularity «той самой игрой с Идеей» и написать краткий вывод. А вот и нет! Пришло время разобраться с «но», появившимся четырьмя абзацами выше.

Никто, конечно, не спорит, что носиться по острову, «застрявшему» в Советском Союзе, кидаясь ящиками и состаривая врагов направо и налево, чертовски весело. Но через час-другой такого времяпрепровождения понимаешь: где-то такое ты уже видел. Начало игры и бледные призраки — форменный BioShock, фокусы со временем — какой-нибудь другой игры. По сути, творение Raven Software — сборник чужих идей. И ладно, если б жанр был сугубо консервативный, такой, где что-то новое придумать уже сложно. Но ведь в шутерах еще столько всего можно и, главное, нужно изобрести. А разработчики этим, похоже, совершенно не обременялись.
Singularity
Вы, конечно, скажете: «А как же МВП и его возможности!?» А это уже другая проблема проекта. Как уже говорилось, Singularity линейна — нет, даже не так: Singularity абсолютно, совершенно, полностью линейна. Линейна до глупости. Вы не можете «омолодить» сломанную лестницу или, например, склеить ее кусочки с помощью контроля над гравитацией, а потом залезть по ней. Нет! Вам придется найти сплющенный ящик, с его помощью перелезть через решетку, затем его же протянуть через отверстие в этой решетке, отмотать для бедного ящика время назад, чтобы он раздулся до первоначальных размеров, запрыгнуть на него и уже потом ухватиться за остатки лестницы, чтобы залезть куда надо. Мягко говоря, идиотизм. В не менее линейном Half-Life 2 подобные задачки строились на одной только физике да гравипушке, но были в разы интереснее и продуманнее. А здесь есть мультирежимный МВП, который, по сути, всего лишь переносной триггер для активации скриптов...

Singularity — чертовски легкая игра. В этом в первую очередь повинен дисбаланс оружия и режимов МВП: если у вас есть авиационный пулемет и хоть сколько-нибудь прокачанная сфера замедления времени, то игра превращается в унылый алгоритм типа «зашел в комнату — бросил сферу — расставил хедшоты — собрал аптечки и патроны — пошел дальше — бросил сферу — расставил хедшоты…» — и так до бесконечности. А что еще, спрашивается, делать бедным игрокам, если пулемет — универсальное оружие, а все «боевые» трюки МВП, кроме сферы, жрут кучу энергии?

Также в излишней легкости Singularity замешан тупой — иначе и не скажешь — ИИ. Давненько мы не видели игр, где обход ящика «болванчик» считает сложным тактическим маневром. Вот реальная ситуация из проекта: игрок бежит на стреляющего в него противника, обегает стену неподалеку от врага и заходит к тому в тыл. Кремниевый идиот оборачивается и сообщает удивленному геймеру, что тот у него на мушке (стрелять солдат даже не пытается). Поразмыслив секунду, противник радостно кричит, что потерял врага (т.е. игрока, стоящего прямо перед ним) из виду, и отворачивается. Да уж, недалекие в советской армии солдаты. Зато умеют прятаться в углах и выкрикивать по порядку все фразы, которым их научили разработчики. Смешит это получше, чем «Никакое курение».

В общем и целом, несмотря на все минусы и недоработки, Singularity — неплохой проект с хорошей задумкой. Однако лень-матушка пришла к Raven Software и, судя по всему, неплохо обжилась в их офисе. Потому ничего нового вы тут не найдете. А вот развлечение на вечер-другой из Singularity более чем хорошее. Прошел и забыл. Отличный результат для стандартного «крепкого середнячка». Но как-то слабовато для игры с Идеей…

Радости:
Прыжки во времени
Чередование шутера с хоррором
Приятные графика и звук
Мобильный временной преобразователь
Неплохая атмосфера в хоррор-моментах…

Гадости
…а вот атмосферу «разрушенного СССР» не завезли
Отсутствие баланса
Чрезмерная легкость
Откровенно тупой ИИ
Никаких новых идей

Оценка: 6.9

Вывод:

Singularity — это компиляция чужих наработок. Крепкая, добротно сделанная, но все же компиляция. А игры без свежих идей в наше время не особо приветствуются.

Обзор написан по PC-версии проекта

Илья NOTlamer Хилько

шутер Обзор №128
Упоминаемые игры и серии: 
Singularity