Обзор You Are Empty | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор You Are Empty

on декабря 30, 2006 - 00:00

Жанр: FPS
Разработчик: Digital Spray Studios, Mandel ArtPlains
Издатель: 1С
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Похожие игры: Метро-2, серия DooM
Минимальные системные требования: Windows 2000/XP; Intel Pentium 2.4ГГц / AMD Athlon/Sempron 2500+; 512 Мб ОЗУ; видеокарта класса GeForce FX 5600 / ATI 9600 с 128 Мб ОЗУ; звуковая карта; DVD-привод.
Рекомендуемые системные требования: Windows 2000/XP; Intel Pentium 3.2 ГГц / AMD Athlon/Sempron 3000+; 1 Гб ОЗУ; видеокарта класса GeForce 6600 / ATI X800 с 256 Mб ОЗУ; звуковая карта, DVD-привод.
Сайт игры: сайт

You Are EmptyЧего ты боишься? Не нужно бояться. Здесь все свои. Все — на одно лицо. Идем — в ногу. Работаем — сверх плана. Строим — коммуну. "Уравниловка"? "Тоталитаризм"? "Утопия"? Попрошу не выражаться! Равноправие, госуправление и идиллия. Или ты думаешь иначе? Тогда бойся. А лучше — пока не поздно — стань марионеткой в нашем театре. Что показывать будем? Комедию. Комедию ужасов...

Путь к светлому будущему
Проект You Are Empty с полной уверенностью можно назвать повидавшим виды. Успешные показы на КРИ, неплохие отзывы западной игровой прессы после демонстрации игры на E3-2005 и, в то же время, достаточно долгие поиски издателя... На КРИ-2003 YAE стал лауреатом в номинации "Лучшая игра без издателя", а в 2004-ом году — снова на КРИ - проект промелькнул в разделах "Лучшая игра", "Лучшая зарубежная игра", "Лучший игровой дизайн", "Лучшая игровая графика", "Лучшее звуковое оформление" и стал "Лучшим дебютом". На КРИ-2005 YAE собрал ощутимо меньше премий, однако засветился в номинациях "Лучшая игровая графика", "Лучшая технология" и "Самый нестандартный проект" (а это за что, спрашивается?). Презентация игры на E3-2005 и вовсе заставила многие "забугорные" игровые издания застрекотать о том, что грядет новый "made in Russia" бестселлер: мол, куча нововведений, сплошь и рядом horror и пачка других прелестей.

"Будущего" YAE ждали многие. Теперь же будущее стало реальностью. Правда, не будущее, а альтернативное прошлое. И не обычной реальностью, а виртуальной...

Политику партии одобряем! Советский плакат
- Деда, а расскажи мне сказку...
- Эх, внучек, не сказку лучше тебе расскажу, а быль...
...Давно это было — лет пятьдесят назад... Жили мы тогда, внучек, в могучей державе — СССР. Строили коммунизм, как нам товарищи Ленин и Сталин велели, только всякая антиреволюционная контра и буржуи проклятые нам мешали: завидовали. И был человек один ученый, ума большого, способностей невиданных. И придумал он, как сделать из каждого советского гражданина сверхчеловека, чтобы пятилетки в два года выполнять, детей по заветам Маркса-Энгельса растить и пули-снаряды врагов проклятых грудью могучей отбивать.

И была построена с одобрения властей — горсоветов, депутатов и тов. Ленина заочно — в городе, где твой дед обитал, хитроумная станция, пси- транслятор называлась. Не шибко силен я в науке, но говорили, что должна была вышка эта изменить физиологию и психологию товарищей в лучшую сторону во имя коммунизма...

- Деда, а что такое "физиология"?..
- Потом объясню, не перебивай... Ну, и включили транслятор в один прекрасный день... Только перестарались чуток — подлые буржуи подстроили, не иначе, - и рухнули светлые планы, а хрустальные мечты разбились о чугунный зад реальности, звиняй. Столько народу куда-то пропало — не передать! А остальные в чудовищ превратились, жутких, здоровых!.. Только это я уже потом узнал, как да чего... Проснулся, значит, я в больнице — а тут такое творится: товарищи медсестры с ума посходили, промеж ног стукнуть норовят, товарищи пожарники с топорами гоняются, даже товарищи собаки/курицы озверели больше, чем положено. Страх, что стало!.. Ну, а дед твой, не будь дураком, взял ключик разводной и пошел страну спасать...

- А дальше, дальше что было?
- Ложись, внучек, спать, потом все сам узнаешь.
- Деда, а почему у тебя такие большие зубы?..

Не балуй! Советский плакат
You Are EmptyС одним действующим лицом и завязкой грядущего боевика мы уже немного познакомились. Следуя традициям жанра FPS, разработчики YAE дали нам в распоряжение одного-единственного патриотично настроенного товарища, молчаливого, как Гордон Фримен, и крутого, как Сэм Стоун.

Сюжет, как вы уже успели понять, особой оригинальностью не отличается, зато сценарий, по которому этот сюжет нам подается, весьма неплох. Ввиду того, что чуть ли не единственный выживший в крупном советском городе после неудачного эксперимента упорно молчит, узнавать подробности случившейся драмы – как и подсказки по прохождению – мы будем из валяющихся где ни попадя (как вариант – прицепленных к стенам) листовок/клочков бумаги, а также из откровений остальных немногочисленных выживших и при этом немутировавших "счастливчиков".

Кроме этого, девелоперы внедрили посредством междууровневых роликов еще одну небольшую сюжетную линию, в которой повествуется о биографии ученого — создателя злополучного пси-транслятора. Ролики, пожалуй, – один из самых больших плюсов игры. Они замечательно срежиссированы, самым гармоничным образом составлены из кусочков советских документальных фильмов и рисованных самими создателями игры эпизодов. Впечатления: стильно, интересно, атмосферно. Это нужно видеть, и хотя бы только ради этих роликов You Are Empty стоит пройти.

Как и в большинстве шутеров, сюжет в YAE прямолинеен, аки непреломленный луч света. Все, кроме одного, проходы забаррикадированы, досочки лежат аккурат так, чтобы главгерой по ним пробежал. Интерактивность – крайне избирательная: не дай Бог, игрок разгребет баррикады и сунется туда, куда ему соваться по сюжету не велено. Рискнете попытаться выбраться за пределы ограниченного разработчиками пространства – скорее всего, провалитесь под землю и будете любоваться картой локации в разрезе.

Призрак не родившегося коммунизма
You Are EmptyЗато уникальную атмосферу советского тоталитарного общества, клятвенно обещанную нам разработчиками, создать удалось на славу. Чувствуется сразу, что дизайнеры проделали колоссальную работу для того, чтобы игрок с головой окунулся в альтернативную (но мало отличающуюся от реальной) историю СССР середины двадцатого века. Невообразимое количество настоящих советских плакатов и растяжек. Песни советских же времен, затушеванные для пущего реализма. Агитационные лозунги-"кричалки", доносящиеся из динамиков и пролетающих в небе дирижаблей. Автомобили, трамваи и прочий транспорт 50-х годов. Улицы, дома, одежда, предметы обихода — все, даже мельчайшие, детали восстановлены с поразительной педантичностью и заслуживающей уважения тщательностью. Локации совершенно не похожи одна на другую (за исключением, пожалуй, городских пейзажей, но тут все вполне понятно и придираться не стоит), а некоторые объекты (метро, здания и даже улицы) срисованы с Москвы, Киева и еще нескольких других городов бывшего СССР. Хотя парочку ляпов дизайнеры все же допустили: например, на одной из станций метро мы видим табличку с надписью "1960 г.", в то время как — вы не забыли? — действие разворачивается в середине 50-х. А вообще, именно уникальная атмосфера вкупе с отличным дизайном стимулируют игрока не забросить достаточно нудный и однообразный геймплей YAE уже после первого часа игры. Если честно, наглый бестиарий только портит увлекательную прогулку по полуразрушенному городу. Хотя на нем, бестиарии, чуть попозже мы все-таки остановимся.

You Are Empty пестрит символизмом. Стоит хотя бы заметить, что город, который нам предстоит истопать с ружьем наперевес, символизирует собой весь Союз. В метро, например, дяди и тети из громкоговорителей вещают не только на русском, но и на украинском и даже на белорусском языках. Опять же, станции метро носят символичные названия: "Минская", "Курская" и т.д. В роликах — да и не только в них — вполне откровенно намекается на ошибки политики, проводимой советскими властями. Даже сюжетные персонажи, которых мы встретим по мере прохождения, внешне напоминают видных советских деятелей.

Доведется игроку и похихикать: самые разномастные Easter Eggs присутствуют. Первое "пасхальное яйцо" попадется уже на старте: залечивать раны мы будем не бинтами-аптечками, а самым настоящим... спиртом, причем банками емкостью минимум пол-литра. Не беспокойтесь: от злоупотребления виртуальным C2H5OH прицел сбиваться не будет, а походка останется такой же ровной.

Игропроцесс детища украинского тандема, как уже было замечено, скучен, аки жизнь рядового пролетария. Ходим, стреляем, находим ключики, открываем двери, читаем записки, ищем вход в следующую локацию — и так по кругу. Никаких оживляющих геймплей элементов замечено не было. Парочка сереньких скриптовых сценок расценивается как издевка, разнообразное оружие (о нем, пожалуй, рассказывать не стоит: удовольствие от первых минут созерцания парочки интересных образчиков потеряется) сути дела не меняет, и только сценарий и антураж тянут нас за рукав к финалу. Усугубляет положение и то, что нам когда-то вроде бы обещали horror с капелькой survival'a: мол, придется бороздить просторы карты в поисках чудодейственной сыворотки, дабы не чокнуться и не мутировать самому. Обещание благополучно растворилось в воздухе. Подкачали в плане геймплея разработчики, тем паче, что потенциал был большим. В графе "динамика" игропроцессу ставим прочерк: сегодня отсутствует.

Абыр, абыр! Абырвалг!.. Бестиарий по-коммунистически
You Are EmptyМонстрятник YAE — вещь противоречивая и во многом определяющая. Совершенно не понятно, что же хотели сделать с нами девелоперы посредством своей игры: напугать или посмешить. Плюс, непонятной остается дискриминация, учиненная в отношении некоторых супостатов: одни из них отлично детализированы и действительно качественно проработаны в плане дизайна, другие же могут "похвастаться" чуть ли не квадратными глазами и невыразительной внешностью.

Если в целом, то бестиарий игры получился, по большей части, не страшным, а совершенно наоборот — смешным. Что скажете о гигантском бройлере им. Ленинского комсомола, а-ля тиранозавр, норовящем прихлопнуть игрока облезлым хвостом? А собака Павлова с мотором? А может, вам придутся по вкусу зомби-медсестрички с, мягко говоря, "памелоандерсоновскими" формами и в непозволительно откровенном для советских времен наряде? Шедеврально смотрятся карлсоны-газосварщики. В то же время, на нас периодически несутся угловатые картонные модельки другой нечисти, на которых разработчики явно схалтурили.

Анимация, кроме нареканий, ничего вызвать не может: практически все живое тщательно косит под героев мультсериала South Park. То же самое с AI, который и интеллектом-то назвать нельзя: вражины со всей пролетарской ненавистью тупо прут/стреляют в сторону игрока, подтверждая своим поведением, что пси-транслятор на психологию еще как подействовал. "Даешь скрипты и триггеры!" — вот новый лозунг свежеиспеченных "сверхлюдей". Хоть какую-то сложность в устранении бывших рабочих и колхозниц создает лишь их местами неплохая живучесть и приличный damage.

Умиляют также и ворчания строителей коммунизма. Технически они оформлены неплохо, однако однообразны и нелепы до жути (вот чем, наверное, хотели напугать нас разработчики!). Разве что милый дедуля в шапке-ушанке и с двустволкой в руках ласково поманит нас словами вроде "А ну иди сюда, зараза!"...

Собственно, описанные выше персонажи и не позволяют YAE назваться "серьезным" шутером, horror'ом - тем более. Они вызывают или улыбку – что вероятнее – или раздражение. Добро пожаловать в нашу комедию ужасов.

You Are Empty

Механизируем Донбасс! Советский плакат
Противоречивые же впечатления оставляет после себя и технический аспект YAE. Графика, учитывая отсутствие HDR и сглаживания, смотрится недурственно. Красивые текстурки, симпатичная водичка (которая, правда, не особо охотно реагирует на раздражители вроде чьих-то ног или патронов), в большинстве своем, качественно смоделированные объекты. Зато эффекты — слава Богу, их немного — настолько корявые, что при малейшем на них намеке хочется отвернуться. Динамические тени, к сожалению, по корявости эффектам не уступают. Можно заметить еще и периодические "проваливания" текстур / "пролезание" моделей сквозь стены, однако мало какая современная игра может похвастаться отсутствием этого недостатка. Физика не разочаровала, но и не особо порадовала. RagDoll, конечно, - это хорошо, но интерактивность окружения никудышная. Да и стоит только навести прицел (не говоря уже о попытке что-то разломать) на разрушаемый объект, как движок принуждает процессор сильно задуматься: о слове "оптимизация" разработчики, видимо, только в книжках читали. Так что главными врагами в игре станут не относительно малочисленные монстры, а злые глюки. Утешением служит лишь приличный реализм все того же RagDoll'a: от стен отлетают куски штукатурки, от ящиков — щепки, а пули оставляют следы там, где им и положено.

На помощь глюкам с шашкой наголо мчатся вылеты на рабочий стол, с которыми, несмотря на вышедшие патчи версий 1.1 и 1.2 (прим.: на момент написания обзора), придется столкнуться не один десяток раз. Сущий бардак творится и с save'ами: некоторые просто отказываются работать (не по- пролетарски-то как!), а обращение к другим, видимо, "бракованным" сохранениям приводит к несанкционированному вылету из игры. Интересно, который по счету патч все-таки умудрится поправить такое плачевное положение...

You Are Empty

И напоследок, коротко о звуке и музыке: больше пары слов об этом нюансе писать просто нет смысла. Звук беден, но то, что есть, исполнено на достаточно приличном уровне. Стерео присутствует. Музыка хороша, динамична, агрессивна, но ее мало. Да и запускается она скриптами, с их же помощью и затухает.

Игра, несмотря на все свои недостатки, думается, будет пользоваться хорошим спросом: ее ждали многие, она блистала на показах, и... она все- таки "наша". А "наше" "средненько", как ни крути, приятнее "их" "почти замечательно". Примечание: коммунистам и сторонникам возрождения СССР крайне не рекомендуется.

Радости:
Отличная работа дизайнеров
Уникальная атмосфера и общий антураж
Превосходные ролики
Недурственная графика и физика
Неплохое звуковое оформление
Интересная подача сюжета

Гадости:
Тупейший AI противников
Скучный и тягучий геймплей
Глюки с save'ами, вылеты на рабочий стол и прочие технические неполадки
Плохая оптимизация
Недоработанность некоторых моделей.

Оценка: 7,0
Вывод: Удивлены такой высокой оценкой при настолько большом количестве недостатков? Все объяснимо: из этих семи баллов как минимум пять заслужили дизайнеры (к слову, художественным оформлением занималась студия Mandel ArtPlains, ей же принадлежат идея и сценарий игры). Вообще, игра стоит того, чтобы ее пройти: ради сценария, роликов, атмосферы и отличной — не устану повторять — работы художников. Оригинальности геймплея и заставляющей забыть все на свете динамики вы тут не найдете, но любителям "классических" шутеров You Are Empty, скорее всего, понравится... Единственное, что остается совершенно непонятным: почему игра, завязанная на советской – пускай и альтернативной – истории, имеет название на английском?..

Павел "barney" Брель

шутер Обзор № 84
Упоминаемые игры и серии: 
You Are Empty
Яндекс.Метрика