Чтобы получать самые свежие новости, обзоры и другие эксклюзивные материалы, подпишитесь на газету "Виртуальные радости":

Подписаться Виртуальные радости онлайн

Игровые консоли. От рождения и до наших дней. Часть 3

Posted by Anuriel on марта 8, 2016 - 20:16

В прошлый раз мы рассказывали вам о по-настоящему ностальгическом третьем поколении игровых консолей – об эпохе 8-битных приставок. Одно из самых ярких поколений, целый мир, когда зародилась россыпь игровых линеек, благополучно здравствующих и поныне. Но все когда-нибудь заканчивается, и постепенно на смену восьмибиткам пришли 16-битные консоли. А сами игры на приставках значительно выросли. Наряду с детскими диснеевскими мультяшками на консолях появились самые настоящие кровь и жестокость, мы увидели взрослые сюжеты и даже полноценные трагедии. Приставки и игры для них стремительно вырастали, отходя от уровня чисто детского развлечения. Переходным периодом этого взросления стали именно 16-битные консоли.

В четвертом поколении насчитывалось всего четыре игровые платформы. Две из них были очень известными и самыми популярными, одна – очень хорошая, и пускай была она на втором плане, однако ее тоже очень многие знали, а вот четвертую можно отнести к категории несправедливо забытых. Хотя поклонники эмуляции, само собой, и сейчас прекрасно знают такую приставку, как TurboGrafx-16. Злая ирония судьбы заключается в том, что забытой и самой непопулярной оказалась именно та консоль, с которой и началась история 16-битных приставок.

Она была первой!

Релиз TurboGrafx-16 состоялся в Японии 30 октября 1987 года – в самый разгар господства в игровом мире приставок третьего поколения вообще и консоли NES – в частности. В Японии дерзкий 16-битный новичок продавался под названием PC-Engine; название TurboGrafx-16 появилось уже после американского релиза в 1989 году. В Европе TurboGrafx-16 практически не знали, ограниченное количество этих консолей приехало в Великобританию в 1990 году – и на этом все.

Игровые консоли. От рождения и до наших днейСтрого говоря, процессор у новой стильной консоли был 8-битным, однако TurboGrafx-16 обладала также 16-разрядным графическим процессором, благодаря которому в плане графики консоль нисколько не уступала Sega Genesis, появившейся в продаже несколько позже. Среди интересных особенностей – приставка отличалась небольшими размерами, а для соединения с телевизором использовала исключительно антенный выход. В качестве носителей применялись небольшие и тонкие карточки (впоследствии появились экземпляры, поддерживающие игры на компакт-дисках). Порт для подключения геймпада на корпусе был только один. Впрочем, второй джойстик также можно было подсоединить, вот только для этого, помимо собственно геймпада, требовалось также купить и специальный переходник. Сами геймпады обладали удобной прямоугольной формой, а также помимо стандартных кнопок Select и Start комплектовались крестовиной и двумя клавишами действия.

Игровой ассортимент TurboGrafx-16, даже несмотря на то, что приставка проиграла войну консолей, все равно был довольно приличным. Хватало и эксклюзивов. В частности, среди таковых были знаменитый двухмерный beat’em up Splatterhouse, приключенческий платформер Castlevania: Rondo of Blood (портированная на SNES под названием Castlevania: Dracula X) и файтинг Dragon Ball Z: Idainaru Son Goku Densetsu. Даже самый первый Street Fighter, засветившийся ранее на аркадных автоматах, также почтил TurboGrafx-16 своим присутствием – редкая вещь, которой не было на более популярных 16-битных приставках. Хватало и кроссплатформенных хитов: Golden Axe, Double Dragon: The Revenge, Sherlock Holmes: Consulting Detective Vol. 2 и некоторые другие. Все, что мы перечислили, относится к категории «золотых игр» данной платформы, и, к счастью, сегодня доступны эмуляторы TurboGrafx-16, позволяющие поиграть во все это добро и самостоятельно оценить высокий уровень данных игр. Стоит опробовать, игротека подобралась действительно отличная.

Игровые консоли. От рождения и до наших дней

Вотчина синего ежика

Консоль Sega Genesis можно с полным правом назвать самой народной приставкой четвертого поколения на постсоветском пространстве. Разумеется, ее главный конкурент – Super Nintendo – также присутствовала в магазинах. Однако и стоила эта приставка намного дороже, чем Sega Genesis (которая также часто предлагалась у нас в версии Sega Mega Drive 2). И так уж получилось, что очень многие ностальгические воспоминания об этом поколении консолей у многих из нас связаны именно с «Сегой».

Впервые релиз этой консоли состоялся именно под названием Sega Mega Drive, такие приставки в 1988 году поступили в японские магазины, а уже в 1989 году они появились в США под названием Sega Genesis. Символом приставки стал забавный синий ежик Соник, игры про которого впоследствии стали основой для целой вымышленной вселенной, включающей самые разные проекты.

Игровые консоли. От рождения и до наших днейДумается, долго описывать данные консоли не требуется, многие из теперешних геймеров прекрасно их помнят: и стильные корпуса черного цвета, и прекрасные, очень удобные джойстики с шестью клавишами (такими были геймпады для Sega Mega Drive 2, но, к сожалению, в играх очень часто использовались только три кнопки – и джойстики Sega Genesis были именно трехкнопочными), и большие картриджи, чем-то похожие на картриджи для NES. В основу приставки было положено аппаратное обеспечение аркадного автомата Sega System 16, потому вовсе не удивительно, что многие аркадные игры с этого автомата шли на Sega Genesis практически в первозданном виде. В частности, приставка стала настоящим сокровищем для ценителей файтингов. Street Fighter II и дополнения к ней, оригинальная трилогия Mortal Kombat, Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters, Samurai Shodown и многие другие стали великолепными «компанейскими» развлечениями для многих мальчишек и девчонок. Sega Genesis и впоследствии, в конце 90-х, Sega Mega Drive 2 были настоящими приставками для вечеринок, собиравшими вокруг себя после школы ватаги ребят. Устраивались турниры и чемпионаты, к избранным «королям файтингов» приходили подраться даже претенденты из соседних дворов – в общем, Sega создала собственный консольный мир, объединявший детвору вокруг себя, причем объединявший именно в реальности, ведь интернет в странах СНГ тогда только-только начинал массовое распространение. А Sega – вот она, рядом, относительно недорогая, и что еще более важно, в компании с друзьями играть на ней можно далеко не только в файтинги. Пышным цветом расцвел жанр beat’em up: на Genesis выходили такие жемчужины, как серия Double Dragon, серия Streets of Rage, линейка Golden Axe, ставшая прообразом современных слэшеров. Хватало и спортивных симуляторов (в частности, именно в эпоху четвертого поколения родилась знаменитая серия FIFA), и гоночных игр, и самых разных платформеров. Ну, и конечно «одиночных» игр по мотивам крутых боевиков также было более чем достаточно: «Судья Дредд», «Разрушитель», «Парк Юрского периода», «Рэмбо 3», «Правдивая ложь», «Хищник 2», множество игр по мотивам фильмов и мультфильмов о Бэтмене, Супермене и различных героях Marvel, даже очень крутой кроссовер «Робокоп против Терминатора» – в общем, приставка Sega Genesis нисколько не противостояла кино и телевидению, наоборот, удачно дополняла их своими проектами. Менее популярными жанрами были JRPG (серия Phantasy Star) и RTS (но именно на этой приставке вышла великолепная Dune II, ставшая жемчужиной данного жанра).

Проекты по мотивам диснеевских мультиков радовали яркой, просто шикарной картинкой, боевики о Бэтмене и файтинги «Смертельной битвы» – мрачной атмосферой и кровавыми фаталити соответственно, да и в других тогдашних проектах также крови хватало. Приставка была действительно отличная (помимо оригинальных версий очень популярными были расширения Sega 32X и Sega Mega CD), а хороший набор игр и агрессивный маркетинг позволили Sega Genesis завоевать внимание огромного количества геймеров в Европе, Северной Америке и на территории СНГ. Власть Sega продолжалась до выхода на рынок Super Nintendo – вот тогда грянула новая война консолей, из которой именно Nintendo вышла победителем.

Новый чемпион

Релиз Super Nintendo Entertainment System (или просто Super Nintendo) состоялся в конце 1990 года, в самый разгар властвования на игровом рынке консоли от Sega. По-видимому, Nintendo, одержавшая победу в предыдущей войне консолей (времена третьего поколения, победителем в той войне стала приставка NES), была твердо настроена вернуть себе звание лидера и в четвертом поколении. Ее приставка, несмотря на то, что также была 16-битной, все же была гораздо сильнее Sega Genesis.

Игровые консоли. От рождения и до наших днейРелиз в Японии, где консоль называлась Super Famicom, сразу же отличился ажиотажным спросом. Первая партия Super Famicom насчитывала 300 тысяч консолей – все они были раскуплены в течение нескольких часов! Это был невероятный успех, который сразу же обозначил нового лидера. В Японии Super Famicom завоевала рынок довольно быстро, легко одолев Sega Mega Drive. К середине 1991 года приставка заявилась в Северную Америку, уже под именем Super Nintendo. После этого между Sega и Nintendo развернулась масштабная консольная война – одна из самых ожесточенных войн за всю историю приставок. На протяжении нескольких лет борьба продолжалась на равных, однако в итоге Super Nintendo смогла переломить исход битвы в свою пользу в Европе и в США, но только не в СНГ, где за Sega Mega Drive 2 (а также за ее многочисленными клонами) долгое время оставались лидирующие позиции. Тем не менее, даже в эпоху 32-битных систем Super Nintendo продолжала пользоваться большой популярностью, что красноречиво доказывает очень высокое качество исполнения этой приставки (SNES выходила в Японии до 2003 года).

Super Nintendo была облачена в прямоугольный корпус серого цвета с прямыми либо скругленными краями. Как и в случае с Sega Genesis, к консоли можно было подсоединять до двух джойстиков. Контроллеры комплектовались четырьмя клавишами действия, в отличие от трехкнопочных геймпадов Genesis и шестикнопочных джойстиков Sega Mega Drive 2. Впрочем, многие игры были специально адаптированы под эти контроллеры. Зачастую под одним и тем же названием на Genesis и SNES выходили совершенно разные проекты, соответственно, с различным управлением.

Игровые консоли. От рождения и до наших дней

Сама по себе Super Nintendo была гораздо мощнее многих приставок четвертого поколения. На вооружении у этой консоли находись 16-битные центральный, звуковой и графический процессоры, тогда как у других приставок того времени некоторые из этих компонентов оставались восьмибитными. Еще одной особенностью консоли была технология Mode 7, позволяющая использовать эффект перспективы и легко «прокручивать» окружающий главного героя мир во все стороны – у главного конкурента такая возможность появилась только с выходом на рынок Sega Mega-CD. Технология позволяла играть, смотря на игровой мир как бы из-за спины главного героя либо же из-за спины злодея, а сам герой в этом случае находился на самой локации чуть впереди. Этот режим широко использовался в таких играх, как Final Fantasy VI, Teenage Mutant Ninja Turtles: Turtles in Time, а также во многих гоночных проектах.

Что касается игр, на момент старта SNES в этом отношении уступала основному конкуренту, но постепенно обзавелась собственной игротекой с довольно качественными проектами. Одним из главных хитов консоли была игра Super Mario World, появившаяся на свет вместе с релизом самой консоли. Невероятной популярностью пользовалась и The Legend of Zelda: A Link to the Past, которая была гораздо популярнее и, само собой, гораздо лучше ее предшественницы с NES. Среди хитов SNES также серия JRPG Final Fantasy, все проекты которой радуют великолепной графикой, отличной музыкой и самое главное – драматичным сюжетом. А также beat’em up Batman Returns, совершенно не похожий на платформер с таким же названием, представленный на Sega Genesis. Есть и собственный вариант файтинга Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters со значительно улучшенной графикой, новыми персонажами и полностью измененным сюжетным режимом. И даже собственный жестокий файтинг Killer Instinct, портированный с аркадных автоматов, но недоступный при этом на Genesis. А для тех, кому жестоких поединков не надо, имеется очень красочный и «беззубый» Street Fighter Alpha 2, также портированный с аркадных автоматов. Есть великолепный платформер Donkey Kong Country и beat’em up’ы Battletoads in Battlemaniacs и Super Double Dragon, и огромное количество самых разных JRPG (особенно выделим Chrono Trigger). Плюс очень много игр выходило как на Genesis, так и на SNES. Но в целом игротека у этой приставки ничуть не менее внушительная, чем у сеговской консоли – игр просто океаны, на любой вкус и цвет.

Последняя консоль поколения

Битва Genesis и SNES только-только начиналась, когда на рынок вышла еще одна 16-битная консоль – приставка Neo Geo AES от компании SNK. Стоит отметить, что изначально Neo-Geo была именно системой для игровых автоматов SNK, на основе которой уже позже была выпущена приставка оригинальной формы с оригинальным же контроллером. Уже по самой Neo Geo AES понятно, что она не собиралась конкурировать с главными монстрами четвертого поколения. Это была исключительно платформа для ценителей аркадных автоматов, желающих поиграть в любимые игрушки в комфорте собственного дома, ну, или приобщиться к ним, не выходя из дому.

Игровые консоли. От рождения и до наших днейNeo Geo AES появилась в японских магазинах в 1991 году. Приставка отличалась довольно высокой ценой, что также демонстрировало ее нацеленность на «избранных» покупателей. При этом центральный процессор был 16-битным, тогда как звуковой процессор остался 8-ми битным. Корпус черного цвета, непривычно приплюснутый, отличался легкостью и… шириной. Но самым необычным в Neo Geo AES был ее джойстик, позаимствованный у аркадных автоматов. Вместо привычной крестовины – ручка-грибок для перемещения персонажа, а четыре клавиши действия располагаются в один ряд и изгибаются полукругом. Плюс сам геймпад расположен на довольно широкой платформе, которую предполагается положить на пол перед консолью, ну, или же на колени игроку, сам игрок усаживается при этом в кресло. В общем, очень необычная консоль и идеальный вариант для любителей аркадных автоматов – даже управление было заточено под них.

Особенностью приставки была просто изумительная работа с двухмерной графикой: великолепные спецэффекты, сочнейшие цвета, идеальная анимация персонажей. До релиза Sega Dreamcast не было ни одной приставки, которая могла бы сравниться с Neo Geo AES в этом отношении. Высокий уровень игр для нее доказывает то, что проекты для аркадных автоматов не портировались специально на эту приставку, а переносились целиком, в настоящем «аркадном качестве».

Игровые консоли. От рождения и до наших днейЖизненный цикл приставки закончился в 2004 году, с выходом игры Samurai Shodown V Special. На Neo Geo AES совсем не было RPG и стратегий – специфика аркадных автоматов. Зато очень много было качественных beat’em up, «стрелялок» и файтингов. Среди хитов – серия файтингов King of Fighters, серия экшенов Metal Slug, аркадный авиа-боевик 1945 Plus, все та же Double Dragon, на этой платформе тоже представленная в виде файтинга, эксклюзивная «мордобойная» серия Art of Fighting, футбольный симулятор Super Sidekicks, виртуальный тир NAM 1975 и отличный пример грамотного кроссовера – шикарный файтинг SNK vs Capcom. Как видим, интересного очень много, плюс аркадные платформы у нас были известны не так хорошо, как приставки. А значит, самое время скачать эмулятор и погрузиться в яркий и мультяшный мир Neo Geo AES.

Мы же прощаемся с вами до следующего номера «Виртуальных радостей», в котором продолжим рассказ об истории игровых приставок.

Продолжение следует…

AlexS

Ретроспектива №192

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".