Чтобы получать самые свежие новости, обзоры и другие эксклюзивные материалы, подпишитесь на газету "Виртуальные радости":

Подписаться Виртуальные радости онлайн

Игровые консоли. От рождения и до наших дней. Часть 6

Posted by Anuriel on августа 11, 2016 - 17:43
В этих главах мы расскажем вам буквально обо всех мобильных игровых платформах, о которых ранее не упоминали.

В предыдущих выпусках нашей рубрики мы очень мало внимания уделяли портативным приставкам, которые, как известно, также пользовались любовью в свое время у геймеров всего мира. Мы успели рассказать только о самых первых мобильных консолях, а также о знаменитом Game Boy, появившемся в третьем поколении игровых систем. Именно поэтому мы решили посвятить карманным приставкам отдельную главу (а может даже две главы) в нашей подробной истории игровых консолей. И в этих главах мы расскажем вам буквально обо всех мобильных игровых платформах, о которых ранее не упоминали.

Game Boy 90-х и 2000-х

Игровые консоли. От рождения и до наших дней. Часть 6Мы уже рассказывали вам, что самый первый Game Boy увидел свет еще в 1989 году. Несколько лет эта карманная консоль оставалась очень популярной – во второй половине 90-х годов Nintendo даже выпустила две обновленные и улучшенные версии Game Boy. Так, в 1996 году свет увидел вариант под названием Game Boy Pocket. Это была более легкая, компактная и удобная версия приставки, работавшая от двух батареек AAA. При этом экран стал больше в сравнении с оригинальной моделью Game Boy – в версии Pocket диагональ дисплея насчитывала 2,56 дюйма. В том же, что касается игр, практически ничего не изменилось: в Game Boy Pocket использовались абсолютно те же картриджи, что и в обычной версии Game Boy.

А уже в 1998 году на свет появилась еще одна, обновленная версия самого первого Game Boy – речь идет о Game Boy Light. Стоит сразу оговориться, что Light-версия выпускалась исключительно для японского рынка. Этот вариант стал больше по размерам, а его экран обзавелся электролюминесцентной подсветкой, что позволяло комфортно работать с консолью при слабом освещении. При этом «начинка» консоли также нисколько не изменилась.

В ноябре того же 1998 года все-таки произошли некоторые серьезные изменения в плане именно «начинки» консоли, но связаны они были уже с новой карманной приставкой Nintendo – тогда в продажу поступила Game Boy Color. Как понятно из ее названия, главным отличием данной приставки стал цветной дисплея, цветовая гамма которого была сравнима с NES. Работала система от двух пальчиковых батареек и была совместима с играми оригинальной, черно-белой версии Game Boy – эти игры даже демонстрировались на Color-версии в четырех цветах. Разумеется, для Game Boy Color выходили и собственные, уже полностью цветные игры, которые уже невозможно было запустить на черно-белом Game Boy. Сама приставка стала еще тоньше, чем предыдущая модель Game Boy Pocket. Важным плюсом приставки была богатая игротека – больше, чем у любой из консолей-предшественниц, насчитывала она около 700 различных игр. Интересно, что встречались и игры несвойственных для карманных платформ жанров: к примеру, Resident Evil: Gaiden и Alone in the Dark: The New Nightmare в жанре survival horror. А среди несомненных хитов платформы – Metroid II: Return of Samus, версия Donkey Kong для GBC и Kirby’s Dream Land.

Игровые консоли. От рождения и до наших дней. Часть 6 Наконец, настоящей вершиной развития семейства Game Boy можно назвать приставку Game Boy Advance, релиз которой состоялся в 2001 году. Совместимость с предыдущими консолями Game Boy и Game Boy Color в Advance оставили, но сама приставка по характеристикам была намного мощнее обеих своих предшественниц. Это доказывает уже то, что для этой приставки выходили полноценные трехмерные игры. Опять же, именно Advance еще больше расширила и жанровые возможности карманных приставок. К примеру, данная платформа получила собственный вариант Mortal Kombat с подзаголовком Advance, основанный на Ultimate Mortal Kombat 3 для 16-битных систем, и трехмерную Mortal Kombat: Tournament Edition, основанную на Mortal Kombat: Deadly Alliance. Плюс собственный вариант GTA, в котором за основу были взяты две самые первые игры серии, выходившие еще на PlayStation One, и игру с подзаголовком A Link to the Past, RPG из знаменитой серии Zelda. Данная платформа смогла стать вершиной эволюции приставки Game Boy благодаря значительно доработанной «начинке»: на ней можно было выпускать карманные версии игр с Sony PlayStation 2 (той же Mortal Kombat: Deadly Alliance) и других мощных приставок того времени.

Игровые консоли. От рождения и до наших дней. Часть 6 Однако качество графики игр для этой консоли не шло ни в какое сравнение с той картинкой, которую выдавали 128-битные платформы. Спасали положение разве что маленькие размеры экрана: при диагонали в 2,9 дюйма особенно детализацией персонажей и мира все равно не полюбоваться. При этом характеристики карманной платформы были сопоставимы с характеристиками домашней 16-битной приставки Super Nintendo. Как нам кажется, разработчикам игр для Game Boy Advance не стоило гнаться за трехмерностью, а просто делать хорошие качественные игры с отличным сюжетом и отличной атмосферой, и с 2D-картинкой. Как доказывает инди-бум последних лет, графика даже в современных играх далеко не самое главное.

Игровые консоли. От рождения и до наших дней. Часть 6 Подобно самому первому Game Boy, версия Advance получило два дополнительных варианта. В 2003 году платформа получила обновление под названием Game Boy Advance SP. Этот вариант лишился поддержки игр для предыдущих консолей семейства Game Boy, осталась только поддержка картриджей для собственно Advance. Диагональ дисплея осталась прежней, зато форма корпуса консоли изменилась: она была выпущена в форм-факторе «раскладушка». Альтернативный вариант получился вполне удобным и смог завоевать симпатии многих геймеров. Вторым важным дополнением стала портативная консоль Game Boy Micro. По названию приставки понятно, что здесь основной акцент уже был сделан на минимизации устройства: диагональ дисплея приставки уменьшилась почти на треть. Новинка уже не поддерживала картриджи оригинального Game Boy и Game Boy Color, работая исключительно с картриджами Advance. Также разработчики убрали возможность мультиплеерной игры по Link-кабелю и беспроводному модулю. Но, повторимся, главным достоинством консоли были именно небольшие размеры, приближавшие ее к габаритам джойстиков NES. А еще Micro была последней консолью семейства Game Boy. В 2005 году, когда на прилавки магазинов вышла эта приставка, Nintendo уже больше беспокоилась о Nintendo DS.

Nintendo DS – новый взлет популярности

С выходом в продажу консоли Nintendo DS производитель доказал, что его целью являются не только функциональные, но вместе с тем – и очень качественные, и необычные мобильные гаджеты. А приставка Nintendo DS с его главным козырем – сразу двумя дисплеями – отлично подходит под определение необычности.

Игровые консоли. От рождения и до наших дней. Часть 6 Официальный релиз новой приставки от Nintendo состоялся в 2004 году, еще до выхода в продажу Game Boy Micro. Дизайн «раскладушки», которым обладает данная консоль, делает ее похожей на Game Boy SP. Отличие – сенсорное управление, которое достигается благодаря нижнему дисплею, сделанному чувствительным к нажатию, и с которым необходимо работать с помощью стилуса. Есть и стандартные клавиши, и крестовина, все это располагается справа и слева от нижнего экрана. Однако самым главным в политике Nintendo по отношению к DS было именно необычное управление: производитель в случае с этой консолью словно экспериментировал, выбирая правильное направление, которое впоследствии получит более серьезное воплощение в новых платформах. Так, DS ко всему прочему оснащалась еще и микрофоном, в некоторых играх он использовался для голосовых команд или для некоторых интуитивно понятных действий (иногда нужно было дуть в микрофон, к примеру, для управления какими-либо игровыми процессами, например, тушением пожара). Отметим и отличный беспроводной мультиплеер: приставка позволяла объединить в одну сеть до 16 консолей. Лишь бы все эти приставки находились не более чем в 30 метрах друг от друга. Еще одна особенность – приставка обеспечивала стереозвук, в том числе и в наушниках (если, конечно, использовать гарнитуру, которая входит в комплект поставки). Наконец, DS была полностью совместима с играми для консолей предыдущего «карманного поколения» Nintendo – Game Boy Advance.

Среди самых продаваемых игр платформы – New Super Mario Bros. (вполне ожидаемо, учитывая, что водопроводчик Марио уже стал настоящим символом приставок Nintendo), Pokemon Platinum Version, The Legend of Zelda: Phantom Hourglass.

Nintendo DS получила два обновления. Модель DS Lite была вполне ожидаемым решением, более тонким и более легким. Были улучшены многие характеристики: корпус стал надежнее, экраны – более яркими, стилус увеличился в размерах, также устройство теперь больше времени работает от батареи. Но в целом – изменения только «косметические», как это часто и бывает при выпуске более тонких и более легких вариантов. Вторая новинка – Nintendo DSi – была примерно на 20% тоньше, чем DS Lite. Она обладала двумя VGA-камерами, одна из них располагалась на внутренней стороне приставки, другая – на внешней. Также было добавлено 256 МБ встроенной памяти, чуть увеличился дисплей – до 3,25 дюйма, динамик тоже был доработан, а специальный слот для картриджей GBA из приставки и вовсе выкинули. В общем, получилась даже не просто обновленная версия, а довольно-таки серьезная работа над ошибками. Еще большей работой над ошибками стала Nintendo 3DS – консоль, сделавшая ставку на трехмерное изображение, что было в диковинку на карманной игровой платформе.

Самое главное – при работе с Nintendo 3DS, даже при просмотре трехмерной картинки на данной консоли, пользователю не потребуются специальные 3D-очки, автостереограмму можно увидеть и без них. Внешний вид остался практически тем же: перед нами была старая, добрая «раскладушка». В 2011 году (когда вышла 3DS) и еще несколько лет позже консоли DS продавались наравне с 3DS, хотя, казалось бы, приставки должны конкурировать друг с другом. Но Nintendo предоставила пользователям выбор, и DS довольно уверенно держалась на плаву даже на фоне «трехмерной сестры».

Старт 3DS сопровождался небольшим скандалом с «экраном смерти», возникавшим на многих приставках во время игры. Для исправления этой проблемы игрокам приходилось скачивать обновление. Это, а также довольно высокая стоимость приставки (около $300 на старте продаж) привело к тому, что Nintendo понесла большие убытки и вынуждена была снизить цену на консоль до $170 (на нашем рынке и такая цена является довольно высокой).

Тем не менее, сама по себе концепция двухэкранной карманной приставки все равно является очень интересной и перспективной, не зря же над похожими устройствами впоследствии стали работать и другие производители. Диагональ верхнего дисплея Nintendo 3DS составляла 3,53 дюйма, нижний экран был 3,02-дюймовым. Опять-таки, были камеры, причем аж три штуки: одна внутренняя и пара внешних. Была возможность делать 3D-фото. Стереодинамики также входили в «комплект поставки» 3DS, обеспечивая игры довольно неплохим звуком. И все-таки, «трехмерная» консоль от Nintendo не смогла стать «крутой» игровой площадкой в полном смысле этого слова. Как и Nintendo DS до нее, приставка использовалась для выпуска, в первую очередь, оригинальных и казуальных игр. Даже версии известных хитов, таких как Call of Duty, получались на этой платформе очень нестандартными и непохожими на свои «большие» прототипы. А вот конкуренты из семейства PlayStation в этом отношении ушли гораздо дальше вперед: карманные приставки от Sony радовали геймеров настоящими хитами, явно делавшимися с оглядкой на «больших сестер» со старших консолей.

Карманные консоли семейства PlayStation

После весьма успешного старта двух домашних приставок Sony вполне естественно нацелилась на покорение рынка мобильных консолей. И в 2003 году миру официально была представлена PlayStation Portable. Вообще, в игровом мире Sony проводила ту же самую политику, что в мире своих бытовых устройств и девайсов для воспроизведения аудио- и видеоконтента. Получилась карманная приставка в стильном корпусе, обладающем плавными линиями и достаточными техническими характеристиками для того, чтобы играть хоть в платформеры, хоть в файтинги, хоть в шутеры от первого лица.

Игровые консоли. От рождения и до наших дней. Часть 6 Еще во времена первой консоли PlayStation One у Sony были идеи по выпуску карманного девайса: в 1999 году на рынок вышло устройство PocketStation. Конечно, полноценной игровой приставкой это устройство не являлось. Продавалось оно только в Японии и, по сути, представляло собой только лишь серьезно продвинутую карту памяти для PlayStation One, умеющую воспроизводить звуки и имеющую на борту часы. Не удивительно, что продажи PocketStation не задались, однако Sony извлекла нужный урок: PlayStation Portable получилась полноценной и при том очень качественной карманной консолью.

Прежде всего, радует, что Sony сделала ставку не только на игры, но и на мультимедийные возможности: приставка отлично подходила для прослушивания музыки, просмотра фильмов (на вооружении имелся очень качественный 4,3-дюймовый экран), была возможность подключать консоль к телевизору через выход AV. В дальнейшем Sony только совершенствовала свою приставку, добавляя в новых версиях новые возможности. Уже традиционно для этой компании в продажу поступила и слим-версия устройства. Вариант PlayStation Portable Go привнес изменившийся дизайн, напоминающий смартфоны-слайдеры, а также поддержку Bluetooth. А модель PSP Street явилась эдаким представителем «эконом-класса», отличающимся довольно доступной ценой. Радовали и игры: все основные хиты PlayStation, включая God of War, различные футбольные симуляторы, Call of Duty, Ace Combat, Final Fantasy и многие другие – все это было доступно игрокам на PSP.

Игровые консоли. От рождения и до наших дней. Часть 6Но настоящий прорыв Sony устроила с выходом полностью новой модели, нового поколения своих карманных консолей – приставки PlayStation Vita, анонс которой состоялся в 2011 году. Основная особенность данной приставки – очень высокие характеристики. Если PlayStation Portable приближалась по своим показателям к PlayStation One, то Vita уже значительно превосходила ее. Более того, ее характеристики даже выше характеристик PlayStation 2, и игры для Vita смотрятся лучше, чем игры для «двойки». Корпус был выдержан в «классической» стилистике PlayStation Portable, мультимедийные возможности остались на месте и были даже значительно улучшены. Одной из основных особенностей приставки является сенсорная панель на тыльной стороне корпуса, с помощью которой можно управлять различными действиями в играх, просто водя по панели пальцами. Ну, и самое главное – это неплохая игротека, в которой нашлось место версиям практически всех основных консольных хитов. На PlayStation Vita можно поиграть в игры из серий Killzone, Dynasty Warriors, Metal Gear Solid, Resistance, Uncharted, Yakuza и многих других. Кроме того, хватает и портов с первой PlayStation, в которые также можно легко и просто играть на Vita.

К сожалению, сейчас на рынке мобильных консолей четкого лидера определить не получается: все приставки обладают собственными достоинствами и недостатками. У Vita, при всей ее «гламурности» и направленности на хиты, недостатком таким является довольно высокая стоимость – далеко не каждый сможет купить карманную приставку, цена которой и сегодня составляет около $170. И это при том, что уже есть гораздо более дешевые консоли на ОС Android.

Продолжение следует

AlexS

Ретроспектива №196

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".