Обзор Summoner
Игра: Summoner
Разработчик: Volition Inc.
Издатель: THQ
Жанр: РПГ
Системные требования (минимальные): P II-400, 64 MB RAM, 3-D accelerator 16MB, mouse, sound
Попрошу заметить, что со времен выпуска Diablo 2 ни одна РПГ, как они ни пытались, так и не смогла составить конкуренцию своему дьявольскому противнику. (Посмотрим, может, "Проклятые Земли" что-то смогут противопоставить?) Хотя многие пытались. Вспомним тот же Deus Ex, который еще дышит, но даже в реанимации долго не протянет. Его раскручивали, ожидалось что-то суперграндиозное, а в итоге получили посредственную игру. (Я знаю что говорю, сам проходил). Да и сколько таких жертв, с красивой надписью "РПГ" на коробке, было затоптано этим "красным и рогатым в компании пятерки героев".
Единственным реальным конкурентом, на мой взгляд, а также "одной из лучших ролевых игр всех времен и народов" является Fallout. Но тут совершенно разные истории болезни. Если Diablo 2 берет всех своей графикой, захватывающим геймплеем, резней с морем крови и горами трупов, то Fallout же предоставляет возможность как бы пожить в другом мире + бесконечное количество вариантов прохождения игры. Да и не ради прохождения в нее будут играть. Ради самого процесса. Там воплощен целый мир, со всей его непредсказуемостью и неповторимостью. А вот теперь представьте себе, что кто-то попытается создать что-то среднее, игру, которая будет как бы смесью этих двух великих РПГ. Представили? Впечатляет? Вот, получите и распишитесь. Это уже сделала группа смельчаков, называющая себя Volition Inc. Да и нашла себе богатеньких издателей, именующихся THQ. И шедевр их именуется просто — Summoner.
Как уже стало ясно, это РПГ. Самой чистой крови. Куча скилов и параметров, требующие наворачивания, прилагаются. Какие именно — об этом попозже. Для начала небольшая предыстория. Когда-то давно жили-были могущественные колдуны — Summoner'ы. (Адекватный перевод этого слова нам пока не известен, но примерно это что-то вроде "создатель" или тот, кто вызывает кого-то. Демона, к примеру.) Куда они делись — никто не знает, об их существовании ходят только легенды. Легенды о какой-то священной войне между богами, в которой одержали победу не те, кто надо. Прошло время. Люди забыли об этих событиях, жили своей жизнью, монархи сменяли друг друга на троне — в общем, обыденщина. В одном из маленьких городов (больше похожих на деревни) жил мальчик по имени Джозеф. Ничем не отличался он от других, да вот только некий знак был у него на руке. И какое-то странное черное кольцо, доставшееся от предков. И вот во время нападения на городок (мало ли что, разбойников хватало) малыш, не зная, что творит, с помощью своего кольца вызвал огромного демона для защиты поселка. Вызвать-то вызвал, а что делать с ним дальше? Этого он не знал, и демон вышел из-под контроля. Разогнав нападавших, он принялся крушить весь город. В конечном итоге, поселок исчез с лица земли. С досады Джозеф бросил кольцо в колодец и в сопровождении своего друга и попечителя Яго (нет, не попугая) отправился искать лучшей жизни. Яго знал, что малец-то не простой, и пытался ему это втолковать. Дело закончилось ссорой, в результате чего Яго ушел. Прошли годы...
В один прекрасный день на городок, где жил Джозеф, напали войска правителя соседней империи Орениан. Они искали человека со странным символом на руке. Город был сожжен, многих жителей убили, другие разбежались. Джозеф чудом уцелел и понял, что пришло время серьезно задуматься над своей судьбой. Единственный, кто мог помочь ему со всем этим разобраться, был его старый наставник Яго. Вот с этого момента, собственно, и начинается игра.
Первое, что стоит отметить — вполне приличный Help. То есть, проблем вроде "А как идти вперед? А как мечом махать?" не возникнет. Вид от третьего лица, больше всего напоминает Vampire: The Masquerade. Управление примерно то же, только с камерой можно вытворять все, что угодно. Или почти все, кроме изменения угла наклона над горизонтом. Но! В отличие от игр подобного вида, проблем с камерой не возникает! Все глюки в этой части отлажены, я, по крайней мере, не встречал. Не будете вы больше ругаться из-за того, что за углом персонажа не видно и контролировать, что он делает, нет никакой возможности. Жаль только, фиксирована камера. Ну да ничего, сойдет и так. За последнее время первая игра, которую можно похвалить за управление. Уже это внушает уважение. (Это ж надо, дожились. Хвалим игру за отсутствие дефектов.) Зато все остальное... Нет, не разочаровывает, наоборот.
Внешне очень сильно напоминает "Вампира". Я не уверен, но, возможно, их делала одна и та же команда. Только все сделано аккуратнее, полигоны все на своих местах (я думаю, говорить, что это 3D-RPG, не имеет смысла), не торчат в разные стороны. Хоть небольшие погрешности есть в плане графики, их не было только в Проклятых Землях. Честно говоря, лица героев по своей жути легко соперничают с окружающими нас монстрами. Ну да ладно, это не беда, я вот, к примеру, вообще людей рисовать не умею. Это уж кто как может. Зато все остальное... Выполнено лучше, чем на отлично. Окружающий мир безупречен как в плане графической реализации, так и в плане реалистичности. Дороги, вымощенные камнями, дома с изысканной архитектурой, вода в озере, трава, деревья... А видели бы вы дворец! Особенно изнутри. Какой дизайн! Свет, льющийся из окна, выполненного в виде мозаики, фонтаны, небольшой парк — и все в вестибюле. А какой вид открывается, когда поднимаешься по огромной лестнице в храм в городе Lenele! Честно скажу, начинаешь жалеть, что этого не существует на самом деле. Грандиозно! Вот что роднит игру с Fallout — огромный мир, созданный руками разработчиков. Сотни людей, живущих в одном городе, с каждым можно побеседовать, каждый живет своей жизнью. Только тут все намного объемней, пространства куда больше. Город есть город, по его улицам можно петлять часами. Масштабы воистину потрясающие. Нет, это надо видеть собственными глазами. Я никогда не забуду этот храм, эти огромные водопады, лестницы длиной в несколько сотен метров. Жаль, нельзя полностью манипулировать камерой, а то и не такое увидел бы.
Единственное, что портит картину (мы пока говорим о графике) — так это скелетная анимация персонажей. Не сказать, что она отвратительная, но движения немного неестественны. Зато плащ, к примеру, развевается во время бега, и выглядит это очень реалистично. Ну, и внешность персонажей. А остальное все — просто восхитительно. Графика получает 5. Предельный балл.
Теперь пару слов о том, что же мы будем делать в этой игре. Summoner Online нам пока не светит, но и без нее есть, чем заняться. Все квесты подразделяются на две группы: обязательные для выполнения (таких единицы) и побочные (основная масса), предназначенные для того, чтобы наш кошелек толстел и умения были на уровне. Выполнили квест — получили опыт. Достаточно опыта — получили уровень. Это стандарт. Зато стоит сказать, что далеко не все скиллы нам доступны поначалу. Поэтому не отчаивайтесь, если ни одно окошко с заклинаниями вам не будет в начале доступно. Навернуть все скиллы вы не сможете, поэтому постоянно придется делать выбор, так сказать, между мечом и магией. И у каждого персонажа свой набор скиллов. Тут каждый герой уникален, и уникальность эта заключается не только в его умениях, но и в одежде, которую он может носить, или оружии, которым он пользуется. Кстати, об оружии. Его тут предостаточно, в этом игра похожа на Diablo. Множество ножей, мечей, топоров, луков, арбалетов. Плюс различные прибамбасы в виде колец и ожерелий. Амуниции, возможно, еще больше. Не забывайте, что каждый герой носит лишь то, что ему подходит. Не будет же воин надевать женские легкие бронированные сапоги! Или наручи. И наша женщина-вор явно не потянет тяжеленную кирасу и явно не сможет взмахнуть двуручным топором. Каждому — свое. Да и лавок, где торгуют одним только оружием, в городе штук 5-6. Будет из чего выбрать. И как только мы нацепили очередную обновку, она будет видна на персонаже. Ну, просто идеальная игра. Да, кстати, для нового типа обновки нужен будет и соответствующий скилл. Для оружия — то же самое. И сколько этих скиллов — неизвестно. Я игру пока не прошел.
Теперь о системе боя. Он в реал-тайм режиме, но... (и это очень важно!) можно в любой момент нажать на паузу, чтобы оценить обстановку, отдать необходимые приказы своей команде. Так как управление осуществляется только одним героем, то остальные действуют по своему усмотрению. Бегают за нами, если надо — атакуют врага, но того, которого захотят, если не отдавать специальных приказов. Но можно задавать им характер поведения — атаковать в лоб либо же заниматься поддержкой, или стоять в стороне, забавляясь заклинаниями. Так что не придется орать на своего мага, который возомнит себя паладином и полезет в самую гущу копошащихся врагов. А если надо действовать в одиночку, есть режим Solo. При его включении наши напарники не побегут за нами. Удобно, если надо отключить какую-нибудь ловушку. А то были ситуации — сам я спокойно пролез к выключателю, а мои товарищи с воплями отправлялись к праотцам, бездумно сунувшись сразу за мной. Да и Pathfinding наших не вызывает гневных криков, вроде "Где твои глаза, гад ты этакий!". Все ведут себя разумно, насколько это может себе позволить искусственный интеллект. Даже враги. По крайней мере, чрезмерно глупых выходок они себе не позволяют. Наоборот, ведут себя подобающим образом: кто поздоровее — лезет напролом сшибать головы, остальные стоят в сторонке, посылая нам навстречу огненные шары и прочие приятные вещи. Зато нововведение — возможность уклоняться от ударов (естественно, с помощью определенного скилла) или парировать удар. Все это выглядит очень натурально, и сам процесс боя представляет собой довольно реалистичную картину. Плюс различные бонусы, в случае атаки со спины или неожиданного удара. И еще одно зрелище, приятное для наших зрительных органов — визуальная реализация заклинаний. ТАКОГО я еще не видел! Diablo заткнули за пояс, остальные и рядом не валялись. Эффекты просто потрясающие, красота, да и только! Обыкновенный Heal вызывает детский восторг. А боевые спеллы... Повторяю еще раз: это надо видеть. Обязательно.
Еще одно сходство с Fallout: путешествуя по карте (переходы между городами осуществляются именно таким образом), мы можем нарваться на какую-нибудь банду разбойников или неизвестного науке монстра. Система Random Encoun-ter действует по всем правилам.
О музыке можно сказать много хорошего. Она ненавязчивая, но в то же время создает необходимую атмосферу. Не сказать, что заслушиваешься, но есть и очень достойные темы. Звук тоже не вызывает нареканий. Да и отклонения в мультимедийном оформлении довольно редко встречаются в наше время. Но все равно, если это выполнено здорово — нельзя не отметить. Звук шагов, в зависимости от того, какая поверхность под ногами. Шумы окружающего мира выше всяких похвал. Если вдруг есть такие, у кого отсутствует звуковая карта — не покупайте эту игру. Отметим также, что в Summoner online не поиграешью
Всем же остальным настоятельно рекомендую попробовать. Это шедевр, требующий, однако, много терпения. Не каждому дано часами бегать по улицам города, вспоминая, где ж это стоял тот мужик, который попросил принести ему кольцо. Заданиями загрузят по самую верхушку, не будете даже знать с чего начать и где кого искать. Но наберитесь терпения — вам воздастся. В любом случае, эта игра стоит того, чтобы ее купить. Если бы ее еще и интенсивно раскручивали, мы бы могли реально получить хит сезона. Но, по-моему, огромной популярностью она пользоваться не будет. Не из-за недостатков, которых и так практически нет. Большинство играющего мира выбирает multiplayer-игры, а те, кто не обременен интеллектом, и вовсе не захочет разбираться в ней. Однако я считаю это произведением искусства, достойным высших наград.
P.S. Еще пару слов хочется сказать в адрес "Фаргуса". Ребята, по-моему, решили не обременять себя установлением реальных системных требований, и на все диски лепят одну и ту же табличку, с одними и теми же данными. Я проверял. Данная игра же очень требовательна к железу, и мою конфигурацию (Duron 850, 192 MB RAM, GeForce 2 MX — вкратце) определяла как "среднюю". Но бегала — дай бог каждому.
Leviafan