Обзор Still Life

Posted by AlexS on июля 31, 2005 - 00:00

Жанр игры: Квест
Разработчик: Microids
Количество дисков: 2 CD или 1 DVD
Похожие игры: Post Mortem, Crime Scene Investigation, Syberia, The Police Quest 4: Open Season
Минимальные требования: Windows 98, ME, 2000 или XP, Intel Pentium III\AMD 800 МГц, 128 Mб памяти, 3D-ускоритель с 32 Mб памяти
Рекомендуемые системные требования: Windows 98, ME, 2000 или XP, Intel Pentium III 1.2 ГГц /AMD 1 ГГц, 256 Мб памяти, 3D-ускоритель с 128 Мб памяти, звуковая плата 16 бит

Still LifeСкажу сразу: я не любитель квестов. Единственными играми этого уважаемого жанра, всплывающими в памяти, были гениальный Blackstone Chronicles, DOS'овский Waxworks и великий и ужасный Broken Sword, который впоследствии выродился, сами знаете во что. Поэтому особенного трепета перед Still Life я не испытывал. Посмотреть на этот "адд-он к Post Mortem" хотелось лишь ради обещанной разработчиками мистическо-детективной атмосферы, а после продолжить общение с Psychonauts, время от времени отвлекаясь на ту реалистичную смесь The Sims и adventure от первого лица, в которую каждый из нас играет с самого момента своего появления на свет.

Первая часть плана с треском провалилась во время просмотра начальной заставки в сопровождении композиции Моцарта "Dies Irae". Увиденное можно смело назвать лучшей заставкой к детективному квесту про маньяка убийцу-художника, которую я когда-либо встречал. Вторая часть провалилась во время решения первой серьезной головоломки, поглотившей ровно четверть всего времени прохождения игры. Не буду мучить вас дальше и скажу, что Still Life удалась ровно настолько, насколько удалась Syberia и Runaway, а если рассматривать ее совместно с Post Mortem, то недалеко уже и до высот, на которых вольготно разместилась Longest Journey. Так что все квестеры уже давно должны бежать в ближайший магазин за этим шедевром, оставив у газетных строк лишь тех, кому еще необходимы доказательства, что Still Life - лучший детективный квест на третьей планете от солнца.
Теперь, когда квестеры убежали за диском, можно глубоко вздохнуть и спокойно разобрать "пейзаж" (именно "пейзаж", а не "все еще жизнь") по полочкам. Начнем, как обычно, с сюжета.
Совсем недавно, в далеком-далеком Чикаго жила, а, может быть, живет до сих пор девушка по имени Виктория Макферсон (да-да, внучка того самого Гаса Макферсона из Post Mortem). Как и ее предок, она всецело посвятила себя детективным расследованиям, правда, в отличие от Гаса, работает она не частным сыщиком, а самым настоящим агентом ФБР. Собственно игра начинается с момента приезда Виктории на место смерти пятой жертвы таинственного маньяка.

Сей преступный персонаж ведет себя точно так же, как любой уважающий себя маньяк в любом фильме ужасов: убивает женщин скальпелем, носит театральную маску и черный плащ и оставляет на стенах кровавые надписи. Естественно, Виктория, несмотря на все эти угрожающие детали, практически полное отсутствие улик и даже отстранение от дела, не может сидеть сложа руки и спрятав значок в карман модной куртки. Удача приходит к ней не от оплошности маньяка или выжившей жертвы, а из старого дедовского сундука, содержавшего, помимо шикарного головного убора и хитрой головоломки на замке, дневник, описывающий ход расследования дедушкой Гасом схожих убийств, произошедших много лет назад в Праге. Вот тут- то и проходит связь между Still Life и Post Mortem, так как каждый раз, когда волею сюжета Виктория читает дневник (а делает она это для пущей интересности только дома и с большими перерывами между главами), нам придется управлять вышеупомянутым детективом, помогая ему расследовать произошедшие в Праге убийства.

Still LifeТаким образом, сюжет состоит из двух практически не связанных друг с другом линий, в конце, как водится, объединяющихся в одну, подводящую итог событиям Post Mortem и, судя по последнему ролику, предвосхищающую продолжение Still Life. Вижу, что кто-то в зале уже зевает, а из дальних рядов доносятся реплики "это уже было". Но в том-то и состоит прелесть хорошего детектива, что при банальной, казалось бы, завязке к концу все произошедшее перевернется пару раз кверху ногами и, сделав несколько мертвых петель, возвращается в исходное положение. А чтобы мы не заскучали, дожидаясь развязки, у Still Life есть в рукаве не только детективная интрига, но и блестящие персонажи, отсылки к культовым произведениям, шикарные головоломки, красивая техническая начинка и еще много всего вкусного.

Викторией можно управлять как с мышки, так и с клавиатуры. При приближении к предмету, с которым можно совершить какое–либо действие, вверху появляется символ в виде руки, что, правда, нисколько не убивает ненавистный пиксель-хантинг, так как некоторые предметы необходимо осмотреть поближе, а некоторые, естественно, подобрать, причем символ в последнем случае не появляется. Впрочем, так даже лучше, ибо что еще делать в квесте, как не охотиться на пиксели, решать головоломки и следить за сюжетом. С разговорами разработчики тоже решили поэкспериментировать, позволив нам, вместо стандартного выбора реплик, пользоваться левой и правой мышиными кнопками (левая — разговор непосредственно по теме, а правая — то, что американцы называют chit chat, а славяне — болтовней). Не скажу, что этот подход лучше применённого в Post Mortem, где от выбранных реплик часто зависело дальнейшее развитие нелинейного сюжета, но во всяком случае игру он не портит. Особенно учитывая качество и смысловую нагрузку этих самых бесед. Тут вам и отсылки к кино-шедеврам вроде "Молчания ягнят" (хорошо, Кларисс...) или "Из Ада", и превосходный черный юмор, сдобренный многочисленными словами на букву F, и интересные характеры персонажей. В Still Life вы встретите практически все архетипы персонажей нуар–детектива: частных сыщиков, продажных полицейских, таинственных художников, нескольких Fame Fatal и, конечно же, кровожадного маньяка (скажу по секрету — тоже не одного). Добавьте к этому локации вроде ночного клуба, напичканного соответствующими его тематике головоломками, старой свалки — прибежища единственной выжившей жертвы маньяка, высокотехнологичного полицейского участка и туманных улиц старой Праги - и все вопросы относительно атмосферы отпадут сами собой. А если этого недостаточно, добавьте харизматичную, если не сказать больше, героиню (все-таки именно Виктория играет в сюжете первостепенную роль), отпускающую по любому случаю такие комментарии, которые свободно можно слушать и вне контекста игры, и прилежно ведущую дневник, еще больше способствующий погружению в игровую атмосферу.

Still LifeСкажу, правда, что авторы все же немного переборщили с количеством необходимых к прочтению текстов, которые и проматывать нельзя, так как понять без них всю красоту сюжета довольно проблематично, и читать лень. Однако этой капле дегтя не испортить всю радость спрятавшегося глубоко в душе каждого из нас квестера-криминалиста, которую он испытывает от прочтения "настоящего" полицейского отчета, сравнивания его с тем, что видел своими глазами, и с тем, что собственно произошло на самом деле. Это же ощущение испытываешь и в тех случаях, когда с помощью специального вещества проявляешь отпечатки пальцев, когда опрашиваешь свидетеля, когда фотографируешь кровавые надписи на стенах или сравниваешь место убийства в реальности и на фотографии, и еще в десятке схожих ситуаций. Игра стала бы хитом даже без всяческих внесюжетных головоломок и при отсутствии в ней социальной части жизни героини.

А головоломки, между прочим, найдутся на любой вкус. Открывание двери отмычкой, ненавистные любому квестеру пятнашки, подбор кодов к многочисленным сейфам или дверям (практически каждая головоломка является ключом к какой-нибудь двери или сундуку) и, конечно, хитрая головоломка с приготовлением печенья "имбирный человечек", которую ваш покорный слуга смог решить исключительно методом научного тыка, а всем остальным советует отбросить неуместную в таких случаях гордость и посмотреть решение этого кулинарного кошмара в солюшене, ибо не место кулинарным головоломкам в мрачном квесте про убийцу.

Still LifeТем же, кто предпочтет Still Life'у SWAT 4 или Resurrection Of Evil, аргументируя это технологической отсталостью квестов, советую посмотреть на восхитительные модельки персонажей, постоять немного у дверей местного кампуса, наслаждаясь медленным танцем снежинок, или прогуляться по игровой Праге, слушая льющуюся из динамиков музыку. Не отстают и мультики - одна сцена погони за убийцей по заснеженным улицам Чикаго чего стоит, а ведь таких маленьких шедевров в игре не один и не два — даже специальный пункт меню для просмотра понравившихся роликов имеется. "Так почему же 8?" - спросят те любопытные граждане, которые уже успели посмотреть на нижеследующую оценку. А все потому, что, несмотря на все плюсы, Still Life является красивым и интересным, но все же сиквелом. Это видно и по небольшим размерам игры, которую, если бы не несколько действительно сложных головоломок, можно было бы пройти за пару вечеров, и по незавершенности рассказанной нам истории (надо же будет еще один сиквел делать, а какой в нем интерес, если понятно, кто главный злодей). В общем, замах на рубль, а удар на 8 баллов, что, впрочем, и хорошо, так как вечным Longest Journey и Syberia не придется слишком сильно тесниться на игровом квестовом Олимпе, что, естественно, не может не радовать всех их фанатов. Так что ждем продолжения и надеемся, что все положительные отличия между Post Mortem и Still Life в следующей серии будут возведены, как минимум, в квадрат, а все отрицательные уйдут вместе со Still Life в историю. Ведь, цитируя маньяка из фильма "Страх.com", мы все больны проклятием надежды. На сей оптимистичной ноте позвольте откланяться и отправиться на официальный сайт, где, судя по финальной надписи — "adventures will continue online", должно быть что–то интересное.

Оценка: 8. Итог: Вот мы и дождались действительно интересного детективного квеста. Даже рассказав про все здешние красоты и разобрав по косточкам все диалоги, полностью описать Still Life невозможно, так что все бегом в магазин, иначе может случиться так, что в один тихий вечер к вам в дверь позвонит фигура в темном плаще и театральной маске и поинтересуется, где же, собственно, ваша копия лучшего квеста 2005-го года.

Евгений Баканович

adventure Обзор № 67 Still Life
Яндекс.Метрика