Обзор Onimusha 3: Demon Siege

Платформа: PS2
Жанр: Action
Разработчик: Capcom
Издатель: Capcom
Предпоследний самурай
Вначале была PSOne, и дух Capcom метался в поисках идеи. И создал он Resident Evil. Странствовали оперативники S.T.A.R.S. по мрачному особняку, святым свинцом успокаивали неуклюжих мертвецов и обретали манну небесную в лице аптечек. И было это хорошо.
И был день, и была ночь. И топтала коваными ботинками пыльные тропинки доисторической Земли Регина Рыжая. С грохотом валились туши многотонных ящеров, богомерзкие рапторы с визгом убегали с обожженными мордами, и лязг затвора был им погребальной песней. И это тоже было неплохо.
И пришли в офис Capcom историки и возопили, и, склонив головы, слушали их кудесники. И славный Саманоскэ взял верную катану и последовал традициям ронинов, сегунов и прочих ниндзя, осеняя демонов перекрестным знамением и окропляя дворцы и поля древней Японии их нечестивой кровью. И было это вообще супер.
Мэйк-ап
Третья Onimusha похожа на все вышеперечисленные игры, как высокотехнологичный фен на деревенскую мельницу. Проводя отпуск на Канарах и дорогостоящих дачах в пригородах Парижа, сотрудники Capcom иногда поигрывали в action'ы других фирм, и в процессе перестрелки у них зародилось смутное подозрение, что статичные задники в играх — это немодно. И под лозунгом "да здравствует светлое 3-д будущее!" камеру выпустили на свободу и наделили всеми полномочиями на перелет и залет за границы экрана. Окружение же (то ли из лени, то ли из эстетства) решили списать с реально существующих объектов, будь то Триумфальная Арка или Храм Киджимори. Я ни там ни там не был, но знающие люди охают и ахают и божатся, что "даже вон ту трещинку скопировали, обалдеть!". Оба наших вершителя справедливости, Жак и Саманоскэ, а также очень близкая подруга Жака Мишель смотрятся как живые (боже, прости мне эту жуткую банальность!). Особенно это заметно на их секретных костюмах: у Саманоскэ это прикид ковбоя со злобной рожицей на спине и ручной пандой на правом рукаве, костюм Жака мне открыть не удалось, а вот у Мишель это полотенце и автомат — и больше ничего. За девушку по старой доброй традиции Onimusha вам позволят сыграть где-то в середине игры. Как вы, наверное, уже слышали, лицо Жака лепили с мужественной физиономии Жана Рено, Саманоскэ тоже достался фэйс какого-то культового актера, правда, японского, умершего лет тридцать назад. Его имя мне разузнать не удалось.
Графика в игре, конечно, замечательная, и герои и монстры сделаны на твердую "девятку", но... Но если по экрану хаотично носится порядка полусотни душ, резвится чертова дюжина демонов и один злобный самурай, то количество FPS объявляет о публичном суициде и резко падает с традиционных шестидесяти до убогих пяти-десяти, превращая игру в неудачный клон Max Payne. Случается это редко, а значит не смертельно, однако впечатление портит.
Конечно, вся эта магия и сотрясающие экран спецэффекты прибавляют плюсов игре, но ничего нового и экстраординарного не придумано, так что и хвалить особо не за что.
Музыка соответствует духу и атмосфере: в Японии это народные напевы и наигрывания, в Париже — нео-классика и трэнс. Все вполне мило и стандартно, не запоминается и не раздражает. Озвучка тоже на уровне, но вот будь у Capcom немного больше денег, то Жака озвучивал бы сам Жан Рено, а не безвестный француз.
Сказ о том, как один демон двух мужиков провел
Нобунага вольготно раскинулся в кресле-троне и задумчиво рассматривал обширную дыру в потолке — слюна у демонов на редкость едкая. "Города с весями я сжигал, красавиц писаных похищал, героев могучих да интеллектуальных вокруг пальца обводил, — думал Нобунага, — ну чем не суперзлодей?" В n-ый раз возродившие повелителя демонов разработчики умчались на разборки с владельцем какой-то "коробки хэ" и на время оставили его в покое. Но тут витиеватый путь мысли был довольно грубо прерван запыхавшимся демоном, вбежавшим в зал на всех пяти конечностях.
— Там этот, как его, страшный такой...Сама...Сакэ...
— А ну-ка пшел вон, потом зайди и доложи по уставу! — рявкнул рассерженный Нобунага и уже по-нормальному сел в кресле. — Ходят тут всякие, с мыслЕй сбивают...
Дверь отворилась, подопечный демон вальяжно прошествовал к центру тронного зала.
— Саманоскэ, сэр, — сказал он и свалился на землю с собственным копьем, торчащим в спине. За ним показалась перекошенная справедливостью и возмездием физиономия потомственного Самурая, уже готового начать обвинительный монолог. А Нобунага спал. Но ровно через двадцать минут он проснется — этому его научило долгое общение с героями. Потом будут погони, убийства, интриги, и в конце его опять убьют, но это лишь до следующей части. Владыка демонов сладко улыбнулся во сне...
Вы хотите знать, как наши герои оказались в чуждом для них времени? Сумасшедший демон-гений создал пространственно-временную воронку, в которую Саманоскэ по незнанию вляпался и вылез в Париже двадцать первого века, потеряв все свое оружие. Отбивавшийся в этот момент от демонов Жак принял древне-японский изысканный мат самурая за указания к действию и сдуру полез в воронку — в места, о которых даже вездесущий пастух Макар не слыхивал. Привычный к путешествиям по странным измерениям Саманоскэ, не вдаваясь в подробности, понесся привычно кромсать врагов рода человеческого. Жак же еще долго озирался в поисках людей в белых халатах, переспрашивал о своем местонахождении и щипал себя. Если рассортировать всю вываленную информацию, то получится, что Саманоскэ отправился всего лишь навести порядок, а Жака прислали в это время на место зама по паранормальным явлениям. И надо им всего лишь прорваться друг навстречу другу, а по пути спасать всех приниженных и нетрезвых. Хотя последних можно просто не трогать. К тому же у Жака крыша набирает скорость после встречи двойника Саманоскэ и феечки по имени Тенгу (тенгу — это такая здоровая носатая тварь, по слухам отличный мечник). Такой вот заворот мозгов.
Тонкости обращения с холодным оружием в экстремальных условиях
Боевая система практически не изменилась. Орды демонов Genma осаждают древнюю Японию/современный Париж, сеют страх и ужас, а вы с помощью силы Oni крошите их в мелкий винегрет с подливой по-версальски. Кстати, надо внести ясность в термины "Genma" и "Oni". С японского они оба переводятся как "демон", разница лишь в специализации. Так что на протяжении трех частей мы наблюдаем не борьбу добра со злом, а противостояние двух кланов, борьбу за власть. Сила Genma в жесткости, пушечном мясе и научных секретах. Oni — в способности поглощать души, зачаровывать оружие и воображать себя супергероями, то есть превращаться в Onimush'у. Последнее происходит после набора пяти фиолетовых душ. В этой форме они неуязвимы и их атаки вдвойне сильней.
И тот и другой клан обладает уникальной культурой, литературой и архитектурой, но если Oni больше тяготеют к традиционным японским чертям, то Genma c их псевдокибернетикой и именами вроде Гильденштерн, Фортинбрас и особенно Гогадантесс получаются вообще непонятной смесью. Но поскольку играем мы за команду "хороших" демонов, то можно заявиться к их ближайшему торговому пункту (выглядит как зеркало, совмещает в себе еще и функцию save'а) и отоварить все имеющиеся в запасе души.
Души тратятся на прокачку оружия, брони и перчатки Oni. Апгрейд перчатки не влияет ни на что, кроме скорости сбора душ. Третий (максимальный) уровень позволяет даже забирать души фантазмов — такие летающие сгустки грязных мыслей и канализационной грязи. Прокачка брони... ну по глазам вижу, что вы поняли. Повышение класса оружия кроме остроты режущего края позволяет совершать charge-атаки 1/2/3 уровней. И если у Саманоскэ это банальный удар веслом по таблу (его оружие — два клинка, даикатана и тяжелый топор), то Жак своим оружием может захватывать и перекидывать монстров, с ростом уровня оружия — все более крупных, вплоть до боссов.
Впрочем, не в прокачке счастье. Если у вас в предках был М.Мусаси или Ю.Дзюбей, то вы без труда освоите технику Issen. Суть ее в том, что если ударить или поставить блок точно в момент атаки противника, то повреждения от такого удара утраиваются и рядовых противников обычно убивают тут же.
Весь остальной процесс представляет собой вполне предсказуемые брожения по лабиринтам, поиск ключей, разгадывание головоломок на манер "пятнадцати" и заигрывания с феечкой.
Оценка 8
Capcom вновь выпустило интересную, стильную игру, несущую в себе и драйв красивого боя, и красоту почти шедевра, однако новаторских решений в этой игре слишком мало. Отсюда и оценка, хотя лично я поставил бы ей десятку за один только заставочный ролик.
Странствующий ронин Тиамат, Tiamatone@mail.ru