Обзор Max Payne

Posted by Anuriel on августа 30, 2001 - 00:00

Max Payne делался долго. Даже слишком долго — чуть ли ни три года. Много? Для игры — более чем. Все это время разработчики показывали нам скриншоты, рассказывали про уникальное качество геймплея и занимались прочими PR-овскими штучками. Отдел программистов в это время, похоже, по n-ому разу пересматривал "Матрицу" и фильмы Джона Ву... Но, тем не менее, Max Payne наконец вышел, несмотря на то, что не все обещания оказались выполнеными. Однако и то, что есть в сегодняшнем Max Payne, заставляет даже меня, не фаната "экшенов", снять шляпу — браво, Remedy!

Real Action
Max Payne
— удивительно красивый и грамотный боевик от финской Remedy Entertainment. Главный герой, которого зовут (как бы вы думали?) Макс Пэйн, учиняет кровавые разборки со всей нью-йоркской мафией вместе взятой, не считая полиции и лиц, случайно попавших в зону поражения. И если идея стандартна (kill'em all), то исполнение заслуживает всевозможных похвал — прекраснейшая графика, великолепный звук, музыка (правда, она играет только в меню и в самые "ответственные" моменты игры), раскрытие сюжета в форме прекрасных стилизованных комиксов... И самое главное — bullet time. Что это такое? Все просто — смотрели "Матрицу"? Да-да, там, где Нео, Белый Кролик, Троица и прочие... Так вот, помните фирменную "фишку" с замедлением времени? Теперь она доступна и нам, простым смертным, а точнее только Максу — следы пуль в воздухе, замедленные движения, красивейшее воплощение не новой, правда, идеи. Без bullet time "Макс" был бы не настолько привлекателен, а вот с ним он просто неподражаем. Всаживаем очередь из двух Ingram-ов в зазевавшегося бандита, открываем дверь, влетаем в нее, используя bullet time, в полете изрешечиваем пулями двух стоящих за дверью вражин, прекращаем bullet time, собираем оружие, патроны и бежим дальше... Вот что такое Max Payne — взрывоопасная смесь из голливудских боевиков, "Матрицы", Kingpin-а и Hitman-а, приправленная волшебной графикой и ненавязчивым черным юморком разработчиков. Вот он — главный кандитат на звание "Шутер года: 2001". А еще это очень опасное приключение - в Max Payne сохранение лучше производить как можно чаще.

Боль апгрейда
"Макс"
— довольно требовательная по нынешним меркам игрушка, так что многим, дабы сыграть в нее в нормальной детализации, придется основательно проапгрейдиться. Красота, конечно, спасет мир, но за нее нужно платить — в данном конкретном случае высокими системными требованиями. Минимальные требования, заявленные разработчиком, — Pentium 2 450Mhz, 96 MB RAM, 3D акселератор с 16MB видеопамяти, а также 600 Мбайт на жестком диске для минимальной инсталляции. Это, похоже, действительно минимальные требования, ибо на моем Duron 650/128/Radeon LE 32 DDR, то бишь отнюдь не самой медленной на сегодняшний день машине, наблюдаются некоторые тормоза даже в средней детализации. Также критична пропускная способность AGP шины (1х, 2х, 4х) — все текстуры в "Максе" очень громоздки и их очень много, поэтому нагрузка на AGP шину идет более чем серьезная. Не скупитесь на оперативную память, благо она сейчас дешевая как никогда — 256 Мбайт для игрушки будут в самый раз, потому что на 128 "мегах" разнообразные свопы и дергания винта будут очень раздражать. Выводы? Запасаемся мощными железками и наслаждаемся игрой в "Макса"...
Max Payne
Зубодробительное действие
Припомните-ка сценарий типичного голливудского боевика. Главный герой — полицейский? Есть такой! Убитые злой мафией жена, теща, любимая собака и т.п.? Правильно! Подставляют, вешают убийство? И это есть... Вот и весь сюжет, "в лучших традициях жанра", как говорится. Max Payne — нью-йоркский полицейский, у которого убивают жену и маленькую дочку, да вдобавок вешают на него убийство, которого он не совершал... Разумеется, что Макс преисполняется ненависти к иродам и идет мстить, истребляя все живое на своем пути. Ну ладно, не все — 90 процентов живого. Устроит?;) Вид от третьего лица никоим образом не портит игру, а при включении bullet time начинаешь радоваться, что "Макс" не шутер от первого лица — уж очень красиво все происходит в замедленном режиме. Управление стандартно — бегаем на клавиатуре, стреляем и целимся мышкой. Ничего революционного в этом плане нет — управление удобно и привычно. Игровой процесс все-таки довольно стандартен, но захватывает — вроде бы все банально, бегаем, собираем оружие и аптечки, стрелям плохишей, иногда нажимаем кнопки, для того чтобы открыть дверь, для того чтобы войти в зал гостиной, для того чтобы пострелять там плохишей, для того чтобы найти еще одну кнопку... Правда, банально? Не спорю, зато какой накал — попробуй, оторвись! (в смысле от процесса геймплея;). Особый кайф в геймплей вносит bullet time, то есть замедленное время а-ля "Матрица". Рядом с показателем здоровья в левом нижнем углу, стилизованным под фигуру героя, мы видим небольшие песочные часики — индикатор времени, которое мы можем провести в замедлении. Естественно, что когда мы находимся в bullet time, "тратится" наш запас энергии, предназначенный для этого действа. Восполняется он довольно просто — с убиением недругов. Прыгнули — расстреляли троих вражин, получили энергии еще на один прыжок... Кроме того, что выглядят прыжки в bullet time весьма эффектно (даже более чем эффектно), они еще и очень эффективны — часто вы сможете сэкономить довольно много "жизни", используя сию фишку в особо жарких ситуациях. Кроме прыжков в замедленном режиме, вы можете просто ходить "в замедлении" — становится слышен замедленный звук сердца, все звуки, равно как и все остальное, будто бы отходят на второй план — остается лишь Макс, шпигующий пулями очередного противника. Кстати, следы от пуль и сами пули становятся видны в этом режиме — очень эффектно смотрятся моменты, когда пули из дробовика, выпущенные по вам, свистят над самым ухом, — наверное, тогда и начинаешь влюбляться в геймплей Max Payne. Почти все окружение интерактивно, то есть телевизоры включаются, вода в унитазах спускается, картины, при попадании по ним, валятся со стен на пол, автоматы плюются банками с напитком и чипсами — список можно продолжать ой как долго. Оружия не так много, как в Counter-Strike, к примеру, но его набор вполне разнообразен — начиная от монтировки с бейсбольной битой и заканчивая снайперской винтовкой. Дюже приятно бегать с двумя пистолетами-пулеметами Ingram в руках — точь-в-точь Клинт Иствуд. А если еще bullet time включить, да в серьезной разборке — Нео из "Матрицы" отдыхает...
Max Payne
Звуков и зрелищ!
Эпитеты "уникальная", "бесподобная", "восхитительная", "превосходная" и другие такие же синонимы — вот какими словами можно описать уровень графического оформления в Max Payne. Графика в Max Payne на самом деле ошеломляющая. 
Потрясающие по своей детализации текстуры, многополигональные модели, фотографические лица, сам Макс с развевающимся (особенно в прыжках в bullet time) плащем, прекрасно выполненный огонь, струи дыма, реалистичная снежная буря, прекрасно стилизованные комиксы, раскрывающие незатейливый сюжет... 
В общем, "Макс" — стандарт по графике для шутеров этого (да и части следующего, наверное) года. Более чем детализированный и колоритный мир заставляет в себя верить и выжимает мощность графических акселераторов на все сто процентов. Только не смотрите на графику в 640х480х16Bit и со всеми настройками на Low — она будет все равно на уровне, но все красоты мира Max Payne вы можете ощутить как минимум в 800x600x32Bit со всеми настройками на Medium, а еще лучше — на High. В графическом плане все продумано до мелочей — в урнах лежат окурки, в туалетах валяются использованные шприцы, дырки от пуль для каждой поверхности выглядят по-своему... Это просто лучше один раз увидеть. Так что графика — на пять. 
Есть, конечно, и минусы, но все помидоры в адрес Мax Payne в следующем абзаце. Музыка, хоть ее и немного, оставляет самое приятное впечатление — медленная и красивая мелодия в главном меню и динамичные вставки в самые напряженные моменты игры. Звук сделан на совесть — все, даже самые незначительные персонажи, говорят своим колоритным голосом, слышен смачный звук передергивающегося затвора, свист пуль, эмбиентный шум снежной бури и гудение полицейских сирен. Звук отличный, голоса отличные (представляю, что сделают с великолепной озвучкой "прафесианальные" актеры из пиратских контор), музыка — на высоте. Так что Max Payne приятен не только для глаз, но и для ушей.

Тухлые помидоры в адрес Remedy
Хорош "Макс", очень хорош, но, как всегда, не идеален. Сейчас, как вы уже поняли из заглавия, я буду ругаться на Remedy за невыполненные обещания и просто так — по поводу и без оного. Начнем с графики — она недостаточно кровава. Конечно, необязательно было делать "Макса" таким же кровавым, как, например, Solider Of Fortune, но хотя бы следы от пуль на телах можно было бы сделать, а? Крови тоже самый минимум — может, Remedy одумаются и выпустят какой-нибудь blood patch, но это, на мой взгляд, маловероятно. Обещали анимированную мимику — черта с два! Лица у всех персонажей абсолютно неподвижны, и Макс все время бегает с непроницаемым лицом, чуть скривившемся в полуухмылке. Теперь музыка — почему бы не сделать музыку, играющую на протяжении всего процесса игры? Может, авторы думали, что так лучше нагнетается обстановка? Не думаю... Довольно быстро надоедают преисполненные пафоса кульбиты удачно подстреленных вами врагов — один такой посмотреть приятно, два — нормально, а дальше — надоедает... В "Максе" напрочь отсутствует мультиплеер — вот один из самых главных минусов игры. Правда, подумайте, как Remedy бы реализовывала замедление времени со стороны различных игроков? А синхронизация? Вот-вот, хотя факт отсутствия мульти остается фактом, и, несмотря на все оправдания мозга, душа хочет сетевых разборок. Но нет, так нет, приходится проходить сингл по n-ому разу на разных уровнях сложности. На самом сложном для прохождения уровня нам дают 60 секунд и добавляют по восемь за каждого отправленного на тот свет врага — прямо жуть как весело:).
Max Payne
Подбиваем бабки
Любите шутеры? Тогда Max Payne — однозначный must have для вас. Да и многим тем, кто к жанру шутеров относится настороженно, "Макс" наверняка придется по душе — уж очень он красив и неординарен. Поэтому покупаем диск, вставляем его в дисковод и вперед — в заснеженный Нью-Йорк, вершить свое правосудие! И не забывайте про сохранение Max Payne, особенно на последних локациях - тогда дольше проживете в игре.

Николай "Nickky" Щетько

шутер Обзор № 20
Упоминаемые игры и серии: 
Max Payne