Обзор Мор. Утопия [КГ]

Жанр: симулятор с элементами RPG, FPS и adventure.
Разработчик: Ice-Pike Lodge
Издатель: Buka Entertainment.
Количество дисков в оригинальной версии: 2 CD
Похожие игры: нет
Минимальные системные требования: P-III 1 GHz, 256 RAM, 32 Mb VRAM, 2,0 Gb HDD free space
Рекомендованные системные требования: Р-IV 2,4 GHz, 512 RAM, 128 Mb VRAM, 2,0 Gb HDD free space
Немного найдется людей, способных отрицать значение слов в нашей жизни. Все-таки слово — это мощнейший регулятор общественных отношений, катализатор целой гаммы эмоций и множества самых разных чувств, а кроме того — двигатель десятка-другого революций и просто инструмент, при помощи которого человек перестал ковыряться в грязи и встал с четверенек на ноги. Но порой возникают ситуации, перед которыми пасует вся мощь и сила этой лингвистической единицы. Попробуйте объяснить слепому, что такое "бирюза". Какими должны быть слова, чтобы глухой прочувствовал всю прелесть симфоний Бетховена? Можно ли с помощью алфавитных знаков передать боль потери близкого человека? Едва ли. Хотя иногда попытаться стоит. Игра, о которой я хочу поведать в этом обзоре, счастливым мановением судьбы попала как раз в ту глобальную категорию, перед которой слова бессильны. Это определенно нужно пережить самому.
Мне же остается только передать читателям краткую историю того, что чувствовал при ознакомлении с "Мором" автор этих строк.
Театр начинается с...
Откровенно говоря, сейчас мне стыдно. Даже не хочется вспоминать, как, принеся домой пару дисков и проинсталлировав игру на компьютер, я целый час плевался и ругал себя за необдуманное приобретение. "Купился! — проклинал я себя. — Повелся на стильную обложку и красивые скриншоты, начитался рекламы в игровых журналах, по-детски попался на старом трюке с блестящей медалькой для отвода глаз! Как я мог?". В общем, какое-то время я чувствовал себя всячески обиженным. И, должен сказать, определенные причины для такого негодования у меня имелись. Во-первых, "пиарили" игру действительно задолго до ее выхода, и — снимаю шляпу — довольно грамотно. Практически в каждом номере любого российского игрового журнала можно было встретить напоминание о скором выходе проекта. Причем этот момент хочется отметить особенно — СМИ каким-то невразумительным образом удалось убедить меня (да и многих других людей) в том, что "Утопия" всенепременно окажется шутером, разве что исполненным в новом стилистическом ключе. На деле все оказалось абсолютно не так. Вот вам причина номер раз.
Вторым раздражающим фактором стало оформление коробки. Дело в том, что тыльную сторону "джевела" украшают три весьма миловидные картинки, убеждающие человека, их рассматривающего, в том, что "Мор" — очень красивая игра. Увы, это тоже не так, и поначалу именно эта причина кажется самой обидной. Первое время смотришь на местные "красоты" — и собственными плечами ощущаешь груз прошедшего времени. То бишь на дворе вроде как 2005-й, а на экране — где-то 2002-2003-й. Причина номер два. Третьим дезориентирующим игрока моментом является жанровая принадлежность проекта в целом (см. причину №1) и методика построения игрового процесса в частности. Говоря доступным языком — никак не удается "врубиться", во что конкретно ты начал играть. Шутер — не шутер, квест — не квест, RPG — не RPG... Мистика какая-то. Конечно, тем самым подтверждается меткое награждение игры на прошедшей КРИ-2005 в номинации "Самый нестандартный проект", вот только пониманию происходящего на экране это помогает не очень. Третья причина. И вот на этом коварном этапе знакомства самое главное — побороть в себе недостойные позывы избавиться от компактов любой ценой, вернуть продавцу хотя бы за полцены или подарить на день рождения какому-нибудь дальнему родственнику. Это — неправильный путь. Тем же, кто захочет прочувствовать колоссальный потенциал "Утопии" на себе, придется вникнуть в игру поглубже. Пусть через не хочу. Пускай даже стиснув зубы. Просто наберитесь терпения.
Добро пожаловать в сказку
Понимание настигает позже, спустя несколько часов игры. Неожиданно голова проясняется, с глаз спадает зыбкая пелена первых фальш-впечатлений, и "Утопия" предстает перед игроком в совершенно новом свете. Подобно тому, как огранщик из куска мутного белесого минерала вытачивает сверкающий всеми цветами радуги бриллиант, так и местный сюжет потихоньку превращает игрока из ярого противника в окрыленного сказочной мечтой поклонника. Другое дело, что сказка у нас сегодня исключительно для взрослых. Потому что "Мор. Утопия" — довольно жесткая и бесцеремонная игра, в ней достаточно насилия, безысходности и человеческих страданий. Правда, достигаются эти ощущения отнюдь не теми примитивными приемами, что практикуются, скажем, в GTA или Postal'e. Здесь все куда сложнее и утонченнее. Но об этом — чуть ниже, а пока приоткроем завесу сюжета.
Едва только запущена новая игра, мы оказываемся... в необычном театре. Три странных личности на сцене разыгрывают маловразумительное представление, зал пуст, мы тонем в рожденной зашторенными окнами тьме... Тут нету музыки, и только в воздухе сплетаются наполненные горькой иронией слова актеров, и нету в этих звуках ни смысла, ни надежды... Очень хочется покинуть это мрачное место, удрать через подсвеченную в конце длинного балкона дверь, глотнуть свежего чистого воздуха. И никто вас не осудит, поступи вы именно так... вот только я бы все же посоветовал досмотреть спектакль до конца. Потому что актеры на сцене — это три местных игровых персонажа, а на выходе из театра вас ожидают трудности в выборе одного из них. На самом деле изначально доступны только двое чаров: Бакалавр и Гаруспик, за третью героиню — обладательницу говорящего имени Самозванка — дозволятся поиграть лишь после завершения игры одним из первых двух. А вот кого выбрать за начальную "точку отсчета" — личное дело каждого. Хотя определенные рекомендации дать можно. Завзятым хардкорщикам из числа тех, кто "не ищет легких путей", отлично подойдет личность Гаруспика — и тогда вы начнете игру истекающим кровью голодным и обессиленным молодым человеком, со стремящимся к нулю уровнем репутации и полным непониманием происходящего. Наследник традиций менху, сын знаменитого отца, читатель судеб вселенной по узорам человеческих внутренностей, — все эти характеристики героя тут же отходят на второй план, ибо здешнее общество уже клеймило его другим ярлыком — Убийца. Отныне в глазах каждого встречного горожанина он будет видеть лики смерти, а постоянное ожидание удара ножом в спину станет его основным чувством... Не словом, а делом предстоит ему восстановить свое честное имя, очистить родовую фамилию от скверны ложных обвинений и спасти души множества заблудших невежд. Его судьба — выживание... Бакалавр — куда более легкий способ погружения в местные сюжетные перипетии. Проповедник танатологии прибывает в город к одному из местных "аксакалов" с целью получения новых знаний о жизни и смерти. Но, достигнув пункта назначения, Бакалавр узнает, что маэстро так и не удалось взять вверх над костлявой, и секрет небывалого долголетия он навеки унес с собой в могилу. А ведь вечная жизнь была так близко... Преисполнившись праведного гнева, Бакалавр начинает собственное расследование. Его принцип прост и понятен: тот, кто свершил преступление, должен понести заслуженное наказание. Но не все в этом мире можно потрогать руками, и не каждого — засадить за решетку. Постепенно перед врачевателем открывается зловещая тайна — ему противостоит куда более серьезный враг... Два подхода, две совершенно непохожие друг на друга личности, два кардинально разнящихся стиля игры. У обоих всего 12 дней, в течение которых нужно выжить самому и спасти как можно большее количество жизней. 12 дней в мире самой необычной игры нового века.
Низвергнутые стереотипы
"Мор. Утопия" атипична до предела. Гордость переполняет каждую клеточку тела, каждый квадратный миллиметр кожи, когда понимаешь, ЧТО сделали наши соотечественники. В XXI веке, когда мегакорпорации выделяют миллионные бюджеты для разработки свежих формул геймплея, где все СМИ наперебой кричат о стагнации жанров и недостатке свежих идей, где все новое оказывается хорошо переделанным старым, горстке российских ребят удается совершить невозможное. И на задней стенке "джевела" рукой оформителя гордо начертана абсолютно заслуженная строка — "Такой игры еще не было". Редкий случай, когда не хочется напоминать о скромности.
Сами разработчики характеризуют "Мор" как "симулятор выживания, который учит играющего принимать правильные решения". Но за этими скупыми строками скрывается самое удачное жанровое ассорти из виденных мной до сих пор. Удачное настолько, что данный рецепт не стыдно обозначить в качестве совершенно обособленного, уникального жанра. Из чего же он состоит? Вид из глаз станет вашей основной "точкой зрения" на всем протяжении игры. Именно с этого ракурса придется лицезреть единственную игровую локацию — небольшой степной городишко, основанный на месте древних мясокожевенных промыслов. Глазами выбранного аватара вы будете смотреть в лица местных жителей, поднимать взгляд к исписанным рунами стенам Многогранника и опускать взор к такой необычной, живущей своей жизнью, детворе. И все же, несмотря на очевидное подобие жанру FPS, экшена в "Утопии" меньше всего. Да, после того, как на поселение опустится кошмар неизлечимой эпидемии, вам не раз придется обагрить руки кровью мародеров, бандитов и прочего отребья, всегда сопровождавшего массовые заболевания. Да, здесь встречается и холодное, и огнестрельное оружие, присутствует даже несомненный атрибут любого шутера — перекрестье прицела. Но при всем при этом "Мор" — не экшен. Тут гораздо важнее умение слушать, слышать и адекватно реагировать на происходящее. 25 уникальных персонажей всегда рады перекинуться с вами десятком-другим фраз, озадачить новым заданием или поведать местные новости. Квест, скажете вы? Адвенчура? Не без этого. В диалогах проходит внушительная часть игрового времени, и, должен признать, это одна из самых сильных сторон проекта. Тот неподражаемый стиль и грамотность, с которой прописана каждая игровая фраза, побуждает склониться перед местным сценаристом в глубоком реверансе и "отвесить" в знак уважения троекратное "Ку". Ибо написано тем самым "великим и могучим", которым в последнее время так редко радуют нас модерновые литераторы. Что еще более важно — автору текстов при помощи обычных букв удалось придать особый колорит и некую этничность всему местному населению. А это уже показатель высшего креатива. Не менее существенен факт наличия в городе трех влиятельных семей, каждая из которых стремится всеми правдами и кривдами перетянуть одеяло власти на свою сторону. Интриги опутывают новоприбывшего с ног до головы уже в первый день. Каждая семья темнит в разговорах, увиливает от некоторых прямых вопросов, кто-то что-то недоговаривает, а в багаже у каждой фамилии запрятаны тайны настолько страшные и дикие, что постигнуть их будет дано не каждому. Не раз и не два интересы семей пересекутся, не раз и не два они разбегутся в диаметрально противоположных направлениях, и всякий раз в центре сюжетных жерновов окажется персона нашего избранника. Вам уже интересно?
Но чего стоят эти составляющие без полноценного погружения в роль? Ice-Pick Lodge гарантирует вам такое погружение, с головой. Помимо того, что вы окажетесь в шкуре совершенно сложившейся личности, у которой есть свой взгляд на вещи, вам предстоит столкнуться и с другой стороной жизни — постоянным выбором между "за", "против" и "воздержался". Механизм принятия решений? Он самый. И не забывайте, что в этом мире, как и в реальном, существует понятие "репутация". Поэтому всегда взвешивайте свои слова. И поступайте только в соответствии со своей совестью. Не убий. Не укради. Не возжелай. И никогда не доверяй услышанному. Потому что истина всегда "где-то там". Однако, помимо психологических метаний вашего альтер эго, существует еще и физическая сторона бытия. И как любому двуногому прямоходящему, вашему чару нужно удовлетворять естественные надобности. Здоровый (или не очень) сон снимет усталость и восстановит силы. Буханка черствого хлеба и бутылка молока не дадут свалиться с ног в самый ответственный момент. Таблетка антибиотика поможет избавиться от пары миллионов бактерий, а тугой резиновый жгут остановит кровотечение после очередной потасовки. И каждый божий день вам придется повторять эти нехитрые процедуры — ради сохранения собственного умственного и физического здоровья. Разумеется, для того чтобы вкусно кушать и носить модные сапоги с высоким голенищем, придется зарабатывать деньги. И, как и в реальной жизни, их постоянно не хватает. Вот тогда-то на помощь игроку приходит совершенно уникальная экономическая система, использующая одновременно и денежную, и бартерную формы обращения. Помимо гонораров за выполнение ключевых и побочных квестов, значительную долю заработка составляет прибыль от торговли. Торговля в "Море" — не самоцель, не способ приобретения крутого "броника" и пушки побольше, но составляющая процесса, игнорировать которую невозможно. Это же, кстати, можно отнести и ко всем остальным рассмотренным кусочкам геймплейной мозаики — в "Утопии" просто нет неиспользуемых элементов. Все работает, постоянно работает — и работает как часы. Швейцарские.
И в заключение — о ней, о любимой. О той, что делает игру ИГРОЙ. Она превращает кучку полигональных манекенов в живых, дышащих, любящих и страдающих людей. В ней — смысл и суть любой игровой разработки. К ее достижению стремятся все работники геймдева, но дается она только лучшим. И здесь она есть. Атмосфера, друзья мои. Какая здесь атмосфера! Не светлой и веселой романтической комедии, не суматошной свистопляски индийских фильмов и не сурового мужского вестерна. Драма и трагедия подходят для описания куда больше. В мирке, где каждый день гибнут десятки людей и еще столько же каждую минуту мучаются от боли, нет места праздникам города и цветастым фейерверкам. Унылый, иногда ненавязчиво-депрессивный настрой пронизывает "Утопию" от начала и до конца. С неба сыплет затяжной серый дождь, прохожие испуганно шарахаются от каждого шороха, в подворотне охранники избивают замотанного в мешковину прокаженного... После таких картин не хочется веселиться. Зато увиденное заставляет сжать зубы покрепче и с новыми силами вцепиться в ускользающий за горизонт хэппи-энд...
В конце концов, выжившие остаются всегда. Но не каждый день от ваших действий зависит их количество.
Оценка: 9.
Резюме: Гениальный, абсолютно самобытный и ни на что не похожий геймплей. Длинная, весьма непростая и жутко интересная игра. Великолепная проработка всех составляющих внутриигрового баланса. Шедевральная музыка. Умопомрачительные по своей запредельной стилистике диалоги. И еще два-три десятка самых ярких, сочных прилагательных, которые все равно не смогут передать всю прелесть "Утопии". Но если вам нравятся сложные, умные игры, если вы цените неординарность и талант, если, в конце концов, вам просто хочется посетить совершенно непохожую на обыденную реальность — "Мор" станет вашим Золотым Ключиком к сказке, обитающей за старым холстом.
Highcoaster