Обзор Metamorphosis
Жанр: приключение, платформер.
Разработчик: Ovid Works.
Издатель: All in! Games.
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One, Switch.
Минимальные системные требования: Win 7, Core i5 (2nd gen) или FX 6350, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 960 или AMD R9 270X, 12 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Win 10, Core i5 (4th gen) или AMD Ryzen 5, GeForce GTX 970 или AMD RX 570.
«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в огромное насекомое». Пожалуй, даже тот, кто не читал этой самой известной новеллы Кафки «Превращение», так или иначе с сутью метаморфозы, случившейся с обычным пражским клерком, знаком. Иносказательность данного текста позволяет истолковывать его по–разному — и служит, в свою очередь, отправной точкой при создании новых метафор. Вот и разработчики Metamorphosis решили использовать знаковый для культуры XX века сюжет как завязку оригинальной, но верной духу «кафкианства», игры. Насколько органично это у них получилось, сейчас разберемся.
Замок
Начинается история вполне канонично, согласно букве новеллы: Грегор Замза, за которого мы и играем, в одно далеко не прекрасное утро действительно обнаруживает себя в теле насекомого. Причины подобного он, разумеется, очень хочет выяснить. Впрочем, есть и нюанс: герой просыпается насекомым не у себя дома, но на квартире своего знакомого Йозефа К., после вчерашней пьянки. Почему и приходит к выводу: первым делом нужно разыскать приятеля, а ну как всё это невзаправду, и он еще просто «не отошел».
Добравшись до соседней комнаты, Замза-насекомое находит Йозефа спящим и видит заодно представителя полиции, который перебирает вещи Йозефа, как будто что-то ищет. Но еще прежде, по пути из помещения в помещение, Замза как бы проваливается на время в странное сюрреалистичное видение, где ему и сообщается о Башне. Там насекомым дают работу с перспективой вновь вернуться в человеческое обличье за выслугу лет. Так в Metamorphosis вводятся мотивы самых крупных произведений Кафки — «Замка» и «Процесса». Напомню, главного героя «Процесса» зовут как раз Йозеф К., а сам роман описывает гротескное и абсурдное, что с точки зрения здравого смысла, что с точки зрения юриспруденции, судопроизводство. Тема бюрократического ада является центральной и в «Замке»: в этом романе главный герой маниакально стремится заполучить документы, которые официально засвидетельствовали бы законность его проживания на новом месте. При этом самих документов от него вроде как никто и не требует, а выдать их может только высшая инстанция (Замок), к «лицу» которой так просто не прорваться. Все эти мотивы не просто находят отражение в игре, но и представляются в ней основными.
В мире Metamorphosis Замза-насекомое пытается как помочь самому себе, так и своему другу Йозефу. Себе — снова стать человеком, другу — выйти сухим из мутного «процесса». Залогом же успеха обоих начинаний обозначен допуск в Башню (местный Замок), для чего Грегору нужно раздобыть сертификат. Получению его — или, вернее сказать, обретению, как какой-то милости, — значительная часть событий в игре и отводится. Замзе предстоит путешествие по книжным полкам, тумбочкам, столам. Он побывает на вечеринке насекомых в патефоне, заводе по изготовлению документов в ящике, даже целом населенном жуками городе, где есть свой мэр, своя богема, свои пьянчуги и свой криминал. По пути ему встретятся такие же страждущие сертификатов, как и он, и «башенные» диссиденты. Он узнает о том, что «закон работает неустанно», и о том, что «инструкции важны, какими бы дурацкими они ни были». А ближе к концовке его и вовсе ждет встреча с собственным отцом, который тоже сделался насекомым. Финал же вышел по-настоящему kafkaesk, если использовать оригинальное немецкое прилагательное.
При этом важно уточнить вот что. Для самого Кафки все его притчи о законах, наказаниях, суровом Отце имели значение в первую очередь религиозное, прямо связанное с переплетением иудаизма и христианства, с самим его положением пражского еврея в империи Габсбургов. Понятно, что столь глубокого измерения игра лишена, иначе и быть не могло. Но по уровню проработки и творческого переосмысления метафор, образов и символов Metamorphosis однозначно превосходит большинство игровых проектов, так или иначе затрагивающих тему «человек и система», вроде Mosaic или недавней Liberated.
Процесс
Непосредственно геймплей представляет собой по большей части ненавязчивое приключение с вкраплением нехитрых задачек и платформингом время от времени. Игровой ритм, увы, вышел аритмичным, образно говоря. В том же городе насекомых мы только и делаем, что бегаем от одного персонажа к другому, улаживая разные формальности и договариваясь о том, чтобы состоялся киносеанс. Принцип здесь — передай вот это сообщение, а потом возвращайся назад. В то же время когда приходит черед платформинга, это, как правило, целая полоса препятствий. Это не плохо само по себе, вот только такие полосы рассредоточены по сюжету крайне неравномерно.
С другой стороны, оригинальности процессу придает сам факт того, что играем мы за насекомое. Замза способен шустро бегать по отвесным поверхностям, будь то книги на полке или стенки шкафа — главное предварительно смочить лапки в особой липкой субстанции. Она, кстати, как подсказка: если есть где поблизости, значит, непременно нужно будет карабкаться по вертикали. Такие эпизоды — своеобразные задания на логистику: верно рассчитать маршрут с тем, чтобы добраться в заданную точку быстрее, чем израсходуется все клейкое вещество. При этом Замза-насекомое категорически отказывается, по его словам, «висеть вниз головой». Вот забраться, цепляясь лапками, на высокий столб, откуда и сбросить яблоко, — всегда пожалуйста. Хотелось бы больше таких моментов — все-таки не часто нам предлагают поиграть за насекомое, с его специфической координацией.
Что до редких задачек, то они сложности не представляют вообще никакой. Например, требуется достать документ из правильной ячейки или выставить верную дату на механическом календаре, — просто изучаем бумаги поблизости и находим подходящие сведения. Манипуляция же механизмами осуществляется на «барабане», по которому Замза бежит, как по дорожке тренажера. Особого упоминания заслуживает и что-то вроде «чита»: можно обозреть локацию, где сейчас Грегор, целиком, с метками цели и его сиюминутным положением, даже со следами всего уже проделанного им маршрута. Это, конечно, здорово облегчает задачу по ориентированию на местности.
Радости:
- Интересный взгляд на творчество Франца Кафки
- Возможность поиграть за насекомое
- Мощные символизм и метафоричность
Гадости:
- Рваный игровой процесс
- Не самое запоминающееся начало
Оценка: 7,5
Вывод:
Непосредственно как игра Metamorphosis страдает целым рядом недостатков, из которых главный — совсем не сбалансированный геймплей. К счастью, это тот случай, когда занимательный концепт, продуманный мир игры и толковый посыл способны компенсировать недочеты. Хотя, разумеется, если важен исключительно игровой процесс, Metamorphosis, скорее всего, разочарует.
Обзор написан по ПК-версии игры.
U$D