Обзор Manhunt 2

Оправданная жестокость
Жанр: stealth action
Платформы: PC, PlayStation 2, Wii, PSP
Разработчик: Rockstar Games
Издатель: Rockstar Games
Издатель в СНГ: 1С
Похожие игры: Manhunt, серия Hitman
Минимальные системные требования: процессор уровня Intel Pentium 4 1,7 ГГц или AMD Athlon 1800+; 512 Мб (для Windows XP) или 1 Гб (для Windows Vista) ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA 6200GT или ATI Radeon X300; 4 Гб свободного места на жестком диске
Рекомендуемые системные требования: двухъядерный процессор с частотой 2,5ГГц; 1Гб ОЗУ; видеокарта с 512Мб ОЗУ; 4 Гб свободного места на жестком диске
Официальный сайт игры: www.rockstargames.com/manhunt2
«Тот факт, что ты воткнул перо себе в зад», — говорит Тайлер, — «не делает тебя курицей».
«Бойцовский клуб», Чак Паланик
Эй, ты! Да, именно ты. Возраст? Да, теперь и на наших страницах нашлось место фейс-контролю. Совершеннолетний, говоришь? Паспорт предъяви. Ах, дома забыл? Тогда сделай разворот на 180 градусов и топай отсюда. А вот эту статью родителям покажи, дабы у них не возникло желания прикупить своему ненаглядному чаду очередную «невинную игрушку» под названием Manhunt 2.
Внимание! Manhunt 2 получил от международной организации ESRB рейтинг «Adults Only», а это означает, что он запрещен для продажи и пользования лицам, не достигшим восемнадцати лет. Также проект не рекомендуется людям со слабой психикой, страдающим расстройствами нервной системы, впечатлительным особам и беременным женщинам.
«Жестокие игры — это плохо, потому что плохо». Пропитанная именно таким настроением статья вышла когда-то давно в «Виртуальных радостях» вместо рецензии на оригинальный Manhunt.
«Жестокие игры — это плохо, потому что плохо». Именно такую, насыщенную особо консервативными стереотипами догму пытались развенчать полпреды геймеров всея Беларуси, среди которых был и наш почтальон Anuriel, представлявший нашу с вами любимую газету на ток-шоу «Выбор».
«Жестокие игры — это плохо, потому что плохо». Именно такими «доводами» в суде уже бывший адвокат Джек Томпсон пытался развести Rockstar на весьма кругленькую сумму, прикрываясь благородной целью защиты психики подрастающего поколения.
«Жестокие игры — это плохо, потому что плохо». Эти слова доносились отовсюду после кровавых трагедий в американских и немецких школах. Когда легко переложить вину с больной головы на здоровую — и вот уже родители при участии своры адвокатов, психоаналитиков, священнослужителей и прочих ортодоксов обвиняют во всех смертных грехах разработчиков. Ведь это они создали Counter-Strike, Soldiers of Fortune, Grand Theft Auto, Postal и Manhunt — те самые игры, за которыми коротали вечера их дети перед тем как взять отцовское ружье и отправиться в школу. И что теперь? Суды Линча? Рейды Палмера? Массовые самоубийства миллионов леммингов и Марат, рукоплещущий гильотине? А может, все-таки проще открыть глаза и начать думать?
Человеческая охота — охота на человека
Внимание! Manhunt 2 получил от международной организации ESRB рейтинг «Adults Only».
Что такое оригинальный Manhunt? «Это возмутительно и отвратительно», — ответят нормальные люди. «Это стильно и по-своему красиво», — скажут законченные психи. Вышедшая в 2003 году на PC, PS2 и Xbox, эта игра, представляющая собой вполне лаконичный, имеющий множество огрехов стелс-экшен, вызвала некислый резонанс в обществе. И все потому, что спецификой проекта являлись убийства, поданные под соусом из крови и внутренностей, смакующиеся тонко, изысканно, показанные в мельчайших деталях. «Это уже слишком», — закричали многочисленные Джоны Доу. «Нет чрезмерной жестокости», — написали они на своих плакатах и отправились к штаб-квартире Rockstar. Как будто существует линия, разделяющая простую и чрезмерную жестокость. «Adults Only», — в ответ пожали плечами разработчики. А вот игровая пресса осталась довольна и наставила высоких оценок, причем, стоит заметить, вполне залужено. Потому что был великолепный сюжет. Потому что были гнетущая атмосфера и ощущения загнанного в угол зверя, которому не остается ничего, кроме как убивать. Потому что проект давал возможность побывать в эпицентре охоты на человека — охоты, где хищник и жертва меняются местами. Потому что, в конце концов, это был своеобразный вызов — на такое до Rockstar не решался никто. Потому что трэш тоже бывает и качественным, и проходным. Manhunt — качественный трэш.
Manhunt 2 добирался до «персоналок» долго. В 2007 он зарелизился на Wii, PS2 и PSP, причем в порезанном виде. Решение замазать кровавые бани чрезмерным количеством постэффектов — и вот уже игра получает рейтинг «Mature» и продается в большом количестве стран. Не давление общественности, но чисто приземленные цели заработать как можно больше. А на PC игра вышла без прикрас, без цензуры, вне формата, хоть и на два года позже. Жестокий, циничный, античеловечный экшен. Так что же такое Manhunt? «Это стильно и по-своему красиво», — ответят нормальные люди. «Это возмутительно и отвратительно», — скажут законченные психи.
Контркультурное чтиво
Как Даниель Лам оказался в психиатрической лечебнице — совершенно не ясно. Вот он один из ученых, занятых в проекте гениально-сумасшедшего доктора Пикмана, становится подопытной крысой, когда на исследования урезают финансирование. А теперь он в доме с мягкими стенами, и врачи вкалывают ему лошадиную дозу психотропных веществ. Его судьбой могла стать бесславная кончина оторванного от реальности психа, но фатум через сбой охранных систем отвесил Даниелю сочного пинка по направлению к свободе и правде. Цель только одна — узнать, что же на самом деле произошло, что именно облачило его в смирительную рубашку и оставило подыхать в дурдоме. Осталось лишь малое — добраться до Пикмана и начать задавать вопросы. Но никто не обещает, что путь к правде будет устлан лепестками роз. И тут подворачивается плечо верного товарища и по совместительству такого же клиента психлечебницы — бывшего спецназовца Лео Каспера. И улицы мира грехов могут встречать шизофреника и безжалостного убийцу с распростертыми объятиями.
Коктейль из правды и лжи, бреда и галлюцинаций, воспоминаний и событий прошлого — вот сюжет Manhunt 2. Интригующий, захватывающий, местами поворачивающийся к игроку совершенно другим боком. Сюжет, при котором почти невозможно предугадать, что же будет дальше, какие еще ответы и вопросы поджидают за следующей дверью, за очередным поворотом, в каждой новой темной комнате. Закрученный сценарий подается через ролики на движке игры — с насыщенными, детально проработанными, выполненными в фирменном тарантиновском стиле диалогами, литературная ценность которых баснословно велика.
Manhunt 2 как квинтэссенция контркультуры показывает игроку общество и человеческое существо с таких сторон, про которые принято молчать, которые как будто есть, но где-то далеко, в другом городе, не в нашей стране, в параллельной вселенной. В проекте нет отсылок к произведениям Паланика и Бегбедера, Бротигана и Керуака, но выполнены эти достояния человечества по схожим правилам. Суть наполнения Manhunt 2 — показать звериную сущность гомо сапиенс, самые отвратительные стороны людской натуры. Безобразные, низменные по своей сути антуражи — вроде стриптиз-бара и порно-кинотеатра, психушки и клуба садомазохистов — населены самыми опасными и мерзкими существами на планете — людьми. Среди маньяков и психопатов, отморозков и садистов, убийц и наркоманов парочка Даниеля и Лео кажется даже вполне приятной и адекватной. Как охарактеризовал бы их Китано — машины для убийств, абсолютно отстраненные от того, что делают. Хотя, без прикрас, в Manhunt 2 уроды убивают уродов на глазах у уродов. Наверное, это даже правильно.
Маргинальное кино
Как и в фильмах Ноэ, Франко, Араки и Уотерса, с абсолютно маргинальной стилистикой в Manhunt 2 смакуется каждое убийство. Черепные коробки трещат и раскалываются, шейные позвонки хрустят и ломаются, из перерезанных артерий кровь бьет потоками, внутренности вываливаются наружу из распоротых животов, а тела мерзко бьются в предсмертной агонии. Это — высшая точка беспощадности. Оружием может служить что угодно, начиная от шариковой ручки и заканчивая бейсбольной битой. Остается только подкрасться к жертве со спины и задать степень жестокости казни. В ходе очередного Quick Time Event, неожиданно требующего не нажатия клавиш в определенной последовательности, а соответствующих движений мышкой, противники будут хрипеть, задыхаясь под действием удавки, и терять голову после взмаха топора. Иногда не требуется и этого: достаточно напасть на очередного отморозка в специально отведенном для казней месте — и вот уже голова наркомана раскалывается от удара об писсуар, пустая башка пробивает собой электрощит — и очередной маньяк зажаривается электротоком. А нам остается смотреть на это отвратительное зрелище в стилизации изображения под трясущуюся в руках камеру. Лучше всего — нормировать. После серии таких казней начинает мутить. Восприятие противится большому количеству смертей на единицу времени.
Но пышущие жестокостью убийства — это лишь средство. Равно как и stealth, когда приходится прятаться, затаив дыхание, ползать по самым потаенным уголкам локаций, искать скрытые двери и возможности пойти в обход. Но рано или поздно с противником придется столкнуться лицом к лицу. И тогда один путь — убивать. В припадочном приступе, как Даниель, или хладнокровно и расчетливо, как Лео. Но часто — скучно, банально и однообразно, когда в руках не нож или шприц, а дробовик. Бессмысленный и монотонный шутинг навевает тоску, а его, как назло, в Manhunt 2 слишком много.
Маргинально здесь все. В том числе и визуализация. Manhunt 2 выглядит ничуть не менее отвратительно, чем казни в нем. Графика ни на йоту не продвинулась по шкале качества по сравнению с первой частью, которая и на момент выхода не отличалась красивой картинкой. Блекло, криво, архаично. Хотя, может, так и надо, чтобы все эти оправданные жестокие убийства выглядели как можно менее реалистично.
Все, можно ставить точку. Она замыкает внушительный список из перемешанных приятностей и гадостей. Список контрастный и спорный. Список, где увлекательная история изложена на желтых страницах, запечатлена на восьмимиллиметровой кинопленке. Иногда это — цель. В данном случае — средство. Для любителей трэша. Для маргинальных снобов и контркультурных эстетов. А Алены Карры, Робы Райнеры, Джеки Томпсоны и прочие моралисты и святоши могут идти к черту. Потому что Manhunt 2 получил от международной организации ESRB рейтинг «Adults Only».
Радости:
Захватывающий сюжет
Контркультурная стилистика
Впечатляющая маргинальная начинка
Ладная stealth-составляющая
Леденящая кровь атмосфера
Отменно исполненные казни
Гадости:
Лишняя убогая шутер-составляющая
Устаревшая графика
Действо чревато появлением рвотных позывов и различных психозов
Оценка: 6.8
Вывод:
Скандальный сиквел скандального проекта наконец-то добрался до персональных компьютеров в первозданном виде, где цензоры не вырезали то, без чего Manhunt 2 не был собой на других платформах. Кровавый и отвратительный, он притягивает своей специфической стилистикой, показывающей мир и человека с не самых приятных сторон. Главное не забывать, что подрастающему поколению запрещено играть в подобные проекты. И важно помнить, что все это — только игра.
Обзор написан по PC-версии проекта