Обзор Kenshi

on августа 21, 2020 - 22:33

Жанр: выживалка, RPG.

Разработчик и издатель: Lo-Fi Games.

Платформа: Windows.

Cистемные требования: Win 7 64, 2-ядерный процессор, 6 ГБ ОЗУ, видеокарта с поддержкой DirectX 11, 14 ГБ на жестком диске.

Возрастной рейтинг: 18+

Постапокалиптическая пустошь, на каждом шагу смерть, из вещей – драные штаны и ржавая железяка. Пора фармить ресурсы, заниматься крафтом, строить базу и ждать рейдеров в гости. Как всё это знакомо: мода на песочницы-выживалки пришлась на 2014 год, породила плеяду старожилов раннего доступа, но понемногу ушла в историю как пример пока недостижимой утопии. Да, свобода от линейного сюжета и свобода для ощутимой трансформации мира – это привлекательно, но на деле амбиции оборачиваются тысячами неисправимых багов и мультиплеерным хамством. Одно дело – представлять себя в кругу стилизованных, колоритных панков, другое – действительно находиться среди матерящихся-стебущихся читеров, пытаясь что-то отыгрывать и, простите, получать удовольствие.

Обзор Kenshi

В общем, Kenshi стала бы запоздалой пташкой лета выживалок, если бы не принципиальная особенность: это однопользовательская игра, где весь остальной мир движется алгоритмами. И если вы ценитель жанра, то спешу успокоить: все особенности на месте. То есть вас убьют раз 10, прежде чем вы минимально поймете правила, а прокачанные боты вполне аутентично подражают лексике школоты. Но, по крайней мере, тут нет багоюзеров, а встречные готовы что-то отыграть и даже иногда поделиться лором.

Надо оговориться, что сингл – не вполне точное определение Kenshi. Баланс предполагает, что вы быстро обзаведетесь сначала сопартийцами, а потом и собственным войском. Да и протагонист тут – понятие размытое, если погибнет – можно продолжать игру оставшимися членами команды, из-за чего Kenshi даже можно отнести к стратегии. Опять же, протагонист – понятие драматическое, а сюжета здесь вообще нет: какую цель себе поставите – к той и двигаетесь.

Обзор Kenshi

От стратегии здесь и разветвленная экономика с многоэтапным производством и строительством. Только если обычно в RTS развитие поверяется мощностью нанимаемых юнитов, то здесь можно обзавестись только лучшей экипировкой или прокачать навыки своих людей. А вот пополнять ряды лучше в барах, подряжаясь на квесты или нанимая авантюристов за деньги.

Девиз Kenshi – персонажи игрока ничем не лучше прочих в этом мире. Конечно, это не вполне так, хотя бы потому, что вы можете сохраняться. Но вообще игра создает довольно много ситуаций, когда веришь, что мир живет собственной жизнью и даже куда-то эволюционирует. Дикие и цивилизованные обитатели мира сталкиваются, сражаются и даже прокачиваются. То есть вначале вам будет сложно, потому что нет оружия и скиллов, а потом может стать сложно, потому что враги раскачались, пока вы добывали воду и строили рудники. Любимая фишка игры – героя могут забрать в рабство, и придется под страхом смерти заниматься какой-нибудь рутиной, выдумывая, как сбежать. Таких деталей много, хотя некоторые из них искусственные, и без труда находишь, куда встроен триггер. Например, рейдеры и торговцы определяют, где ваше поселение, по центральному зданию, но ничто не мешает вам все прочие постройки разместить на удалении – и вас оставят в покое, если вы того хотите. Возможно, Lo-Fi Games однажды догадаются привязать к главному зданию склад ресурсов, но пока незваные гости даже не пытаются ограбить игрока.

Обзор Kenshi

По факту проект вышел из раннего доступа, значит авторов устраивает все как есть. Kenshi – это не отягощенная смыслом игрушка, где вы рано или поздно начнете водить AI за нос, а тот, в свою очередь, будет вас обламывать неожиданным реализмом или банальным хардкором. Например, вы оставили одного из своих людей «танковать» монстра, чтобы остальные могли сбежать. В другой игре вы просто вернетесь и вылечите оглушенного товарища, но в Kenshi его начнут жрать, и хорошо если кормом станет только одна конечность. Или вы наладили производство еды, и все путем, но тут вспоминаете, что в вашей команде робот, а ему нужен бензин. Торговца, как назло, нет, и железный друг умирает от голода. Или все проще: на вас нападет пара хищников и в секунды отправит весь отряд в нокаут – просто потому, что тут нет деления на легкие стартовые и трудные высокоуровневые зоны.

Если бы проблемой были только глубокие правила, Kenshi стоило бы лишь аплодировать. Да, порой NPC покажут, что они не болванчики, и напомнят, что в этом мире тоже есть законы. Но такой уж баланс, что проще быть преступником. Тут можно пять часов убить на экономику, на тягучий фарм меди, железа, воды, камня, а потом их переработку, для чего еще нужно изучать технологии – и вдруг случайно найти мертвого торговца и набрать себе столько ценнейшего барахла, сколько вмещается в рюкзак. Минута радости – а потом фрустрация, потому что цель, к которой двигался раньше, уже не актуальна, а новую игра не подсказывает. Победа, что ли?

Обзор Kenshi

Поэтому в Kenshi можно играть только двумя способами. Либо поставить себе цель захватить весь обозримый мир и, преодолев мораль, заниматься ролевым пауэрлифтингом, подчитывая гайды. Либо расслабиться и дрейфовать по течению, удивляясь, какие повороты сюжета может подбросить игра, где в сущности все рандом. Впрочем, в игре есть вполне классические квесты, которые получаешь в диалогах, и если стать самому себе гейм-мастером, то можно держаться в рамках обычной RPG.

Но, конечно, это не будет современная ролевая игра, где постановочные сцены, много крутых перков, а прогресс растет на глазах. Kenshi по интерактивности и зрелищности вчистую проигрывает даже первому Fallout, несмотря на кое-какие особенности правил новой выживалки. Положим, тут есть разные виды повреждений, как по зонам, так и по степени серьезности. Одни заживают сами, другие требуют медицины, третьи приводят к кровопотере и медленной смерти. Но чаще вы просто наблюдаете, как растет десяток численных показателей, а вообще-то ничего не меняется. Да, и при всем реализме, если герой таскал камни, его удар не станет сильнее – эти вещи не связаны.

Обзор Kenshi

Боевка тоже очень сумбурная. Иногда даже не поймешь, кто из ваших людей под ударом в данный момент, чтобы поставить его в блок. Kenshi много бы выиграла от самой простой, но внятной ролевой боевки, ведь зерг-раш – плохая идея, когда каждый в отряде личность, и по-хорошему, никого терять не хочется. Поэтому в ход идут стелс-атаки или заманивание врагов в большие, хорошо охраняемые города – снова на грани читерства, но, с другой стороны, развлечение, проверенное десятилетиями.

Kenshi вообще из тех проектов, что существуют вне времени. Он постоянно развивается, но маленькой командой и на плохом движке. С равным успехом через год может появиться нормальная ролевая механика или поддержка проекта вообще прекратится. В каком-то другом, идеальном мире команды вроде Lo-Fi Games попадаются на глаза именитым издателям, получают деньги и воплощают свои задумки руками первоклассных специалистов. Но в реальности такие случаи единичны. Как бы то ни было, попытка смоделировать большой мир и привести его в движение адекватным AI – большая редкость и заслуживает внимания.

Обзор Kenshi

Радости:

  • Проработка правил от масштабных сражений до бытовых мелочей.
  • Мир живет и развивается сам по себе.
  • Есть разные расы и стартовые условия.
  • На максимальной сложности это челендж для любителей настоящего выживания.

Гадости:

  • Допотопный движок, медленный, с неважной картинкой.
  • Зачастую ловить удачу выгоднее, чем действовать стратегически.
  • Нарратива и мотивации все же не хватает.

Оценка: 8,0.

Вывод:

У Kenshi высокие оценки игроков, но приходится признать, что это игроки очень определенного типа предпочтений. Хардкорщики, способные раз за разом переигрывать отдельную битву, а то и начинать игру заново, тратить сотни часов и радоваться минимальным успехам – вот им Kenshi есть что предложить. Ну, и если вы пропустили тренд на «выживалки», потому что не переносите несбалансированный мультиплеер, то есть возможность наверстать в однопользовательском аналоге.

Anuriel

survival, ролевая игра Обзор №225
Упоминаемые игры и серии: 

Яндекс.Метрика