Обзор It Lurks Below

Posted by Anuriel on июня 29, 2019 - 23:09

Жанр: hack’n’slash, песочница.

Разработчик и издатель: Graybeard Games.

Платформы: Windows.

Системные требования: Win 7, процессор 1,2 ГГц, 512 МБ ОЗУ, 256 МБ видеопамяти, 256 МБ на жестком диске.

Возрастной рейтинг: 13+.

При виде пиксельной картинки можно подумать, что It Lurks Below – очередной стилизованный под старину платформер или rogue-like. Подсказку дает имя Дэвида Бревика в числе разработчиков: один из создателей серии Diablo снова решил переосмыслить жанр. Сменив ракурс камеры, но и не только.

Да, речь идет о самом настоящем hack’n’slash с классами, шмотками, камнями и сокетами, кое-какими скиллами и, конечно, разнообразными монстрами, которых надо кроваво крошить. Как же играется с видом сбоку? Не хуже, чем с изометрическим видом, ведь измерения всё равно два, пусть одно из горизонтальных заменили на вертикальное. Свободы передвижения у протагониста достаточно, ведь кругом подземелье, и по его неровностям можно с легкостью прыгать вверх-вниз. Вдобавок не проблема скрафтить собственные платформы и двигаться по ним, куда угодно – но про крафт поговорим особо.

Обзор It Lurks BelowIt Lurks Below даже лучше передает чувство погружения в недра земли, в самый ад. Вас сама гравитация тянет вниз, на более опасные глубины. Причем если по классике в фэнтези подземелья роет какая-нибудь древняя заботливая раса (после чего вымирает), то в данной игре никто вам туристический маршрут не прокладывал. Под землей преимущественно земля, то есть грунт, глина, песок. Иногда камни и руда. Ещё иногда отдельные каверны, пусть даже и объемные. Но в любом случае там темно, а лестницы, двери, решетки – откуда бы им взяться? Так что наш герой – в первую очередь спелеолог, а уже потом паладин, клерик, некромант или кто-то еще (целых 8 классов). Запасаемся факелами, хватаем кирку – и вперед прокладывать горизонты. Точнее, вниз.

Проще всего назвать It Lurks Below смесью Terraria с Diablo 1. Мир здесь поделен на клетки, которые можно разрушать, добывая ресурсы, потом за ресурсы создавать новые клетки, а из них лепить всяческие полезные конструкции. Но при этом имеется довольно продвинутая ролевая система, где с азартом находишь или крафтишь легендарное оружие с невероятно длинным перечнем бонусов. Поначалу может показаться, что обе компоненты не особо взаимосвязаны, но чем более сложные появляются враги, тем скорее понимаешь, что ландшафт – наш друг, и это огромная разница: резать зомбяков по одному или очутиться в тесной комнате с десятью скелетами и боссом.

Обзор It Lurks BelowВот представьте: добрались вы до пещеры, а там всякие пауки-слизняки по потолку ползают, кусаются, ядом гадят, а слаженный залп скелетов-автоматчиков грозит в секунду отправить вас на тот свет. Прячем клинок в ножны и достаем условный кирпич: вот здесь у нас будет стенка, а тут – ступенька, чтобы удобнее запрыгнуть повыше, а вот тут мы выроем колодец, чтобы туда уползли да упали не сильно умные противники. И дальше, словами известного прапорщика: «Когда приходит время атаки, противник теряется на незнакомой местности и приходит в полную небоеготовность. В этом смысл, в этом наша стратегия».

Так вот о крафте. Первое впечатление от игры неожиданное: собрался спасать мир от нечисти, а мира-то и нет! Ни города, ни торговцев, ни Декарта Постой-Послушай Каина. Но всё будет, надо только приложить усилия, благо, журнал заданий не даст пропасть, а проведет по всем этапам от первого срубленного дерева до инфраструктуры, курятника и огородов. Опционально, впрочем. Выйдя из беты, It Lurks Below не так уж налегает на выживательную компоненту, и жареное мясо можно снять с вертелов прямо у подземных орков, а для сна сгодится и сыра земля.

Обзор It Lurks Below

Но город всё равно небесполезен. Во-первых, это прикольно. Он наглядно отображает ваше благополучие, и можно радоваться не только новому мечу, но и каким-нибудь семенам или рецепту зелья. Защищать свой дом – опять же, не пустые слова. Будут нашествия монстров на поверхность, и не придете на защиту – всё утащат проклятые гады: от наковальни до продавца из магазина. Во-вторых, в городе крафт, похожий на Warcraft, в смысле что не только сами вещи надо лепить, но и средства производства, например, продвинутую кирку. Крафт, кстати, основной способ приодеться в приличные доспехи – на лут в этом даже не рассчитывайте. В-третьих, сервис. Допустим, погибли вы и добраться к своим вещам не можете – для этого предусмотрен NPC, пригласите его заранее. Случись беда, заплатите золотом – все нажитое вернется как из-под земли. Словом, быть архитектором в экшене – свежо, как будто игра и редактор уровней в одном: одной рукой убиваем, другой – облагораживаем. Вы тоже сейчас вспомнили Fallout 4? Так вот, здесь все куда проще, понятнее и вписано органично.

Важно, что мирный и военный опыт в It Lurks Below разделены. Не придется решаться, на что потратить драгоценный поинт: на любопытный, но не особо нужный чертеж или на банальные +5% урона от атаки, которые могут перевесить в бою с боссом. Кстати, банальными боевые навыки могли и не быть – это уже на совести Бревика, который, похоже, предался ностальгии по временам Diablo 1, не сделав и попытки угнаться за сегодняшними лидерами жанра.

Обзор It Lurks Below

В общем-то, It Lurks Below так и ощущается: то ли подчеркнуто дешевым прототипом, то ли шаржем на тему «Дьяблы», пусть и более вольным, чем Book of Demons. Отсылки тонкие, но считываются, всё просто пропитано Тристрамом. Игра-черновик, игра-набросок. Способна ли она была на большее? Безусловно, да. Как раз таки пожертвовав графикой, можно было до конца раскрыть возможности гибрида жанров. Но It Lurks Below осознанно сделали развлечением на один вечер: проект показывает дно так же внезапно, как появился на прилавках.

Просто приведу цифры. Пять скиллов для каждого класса плюс 20 доступных всем. Тридцать монстров. Шесть биомов (уровней подземелья), не считая поверхности. Нормально это для hack’n’slash? Конечно, можно продлить удовольствие, попробовав разные классы героев и более сложные режимы игры. Но по меркам жанра – на один зуб. Да, ничто не мешает Бревику через полгода выпустить апдейт и удвоить количество контента, но ничто ведь и не мешает запросить за него еще денег, правильно?

Обзор It Lurks Below

А еще It Lurks Below сильно потеряет в ваших глазах, если вы играли в Terraria. Конечно, здесь у нас мрачная атмосфера боевика старой школы, хардкорный баланс, всякие заморозки и резисты – но, с другой стороны, и мир не такой живой, как в классических «песочницах». А ведь кто-то в эту минуту релизит такие смелые эксперименты, как Alchemist's Awakening, где не только можно строить, что угодно, но и оживлять. Бревик пока живет вчерашним днем, хотя It Lurks Below неплохо принята, и это может подтолкнуть геймдизайнера повторить всё на более серьезном уровне.

Радости:

  • Необычный hack’n’slash с видом сбоку
  • Проектировать уровни, чтобы на них сражаться, бывает интересно
  • Серьезная сложность
  • Ненавязчивое градостроительство расслабляет после кровавой рубки

Гадости:

  • Пиксельная графика
  • Мало контента

Оценка: 6,0

Вывод:

Чтобы понять, почему Бревик так состорожничал, надо вспомнить про его проекты Hellgate: London и Marvel Heroes – безусловно, интересные, но не оправдавшие ни денежных, ни временных затрат. Бревику нужна была маленькая победоносная война – он ее получил в виде It Lurks Below. Своих 10 баксов игра стоит, если вы неравнодушны к Diablo, но через месяц вы вряд ли вспомните, как там эта копалка-рубилка называлась.

Anuriel

hack & slash Обзор №231