Обзор Imperator: Rome

Жанр: глобальная стратегия.
Разработчик: Paradox Development Studio.
Издатель: Paradox Interactive.
Платформы: Windows, Mac, Linux.
Минимальные системные требования: Win 7 64 SP1, Core i3-550 или Phenom II X6 1055T, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 460 или Radeon HD 6970, 5 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Win 10 64, Core i5-3570K или Ryzen 3 2200G, 6 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 660 или Radeon R9 380.
Стратегия про Рим от Paradox – это то, чего все ждали. В играх мы привыкли к кровавому Риму легионеров и гладиаторов. Другого рода сражения – политические, ораторские и даже религиозные – веками изучались историками, но для нашего искусства вечно были не формат. Как уравновесить власть между знатными семьями, как удержать удачливого полководца под своей рукой, отдать ли государственный пост мудрому, но склонному к коррупции главе рода, и какие законы требует принять дух времени, чтобы молодая мировая держава не повторила судьбу предыдущих? Если кто и мог сделать игру с подобными задачами, то это Paradox. И она её, наверное, сделает. Когда-нибудь.
Как проект Imperator: Rome идет дорогой Europa Universalis 4, то есть заявляет амбиции, а тысячи конкретных недоработок оставляет как затравку на дополнения. Которых, напомню, к EU 4 вышло аж 14 штук. Не DLC, а именно дополнений, меняющих сами правила игры. Что же до наборов контента, то их было еще примерно столько же. На релизе игра про Европу Нового времени удручала, спустя пять лет стала великолепна. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Imperator: Rome ничем не хуже, то есть на релизе он именно что удручает.
Отбрасывая мелочи, удручает именно то, что Рим здесь не чувствуется. С полчаса, пока вы изучаете меню, читаете латинские фамилии и исторические термины, все вроде неплохо. Но вот вы приводите колесо времени в движение – и быстро начинаете забывать, что это не Europa Universalis. Где диспуты в Сенате? Где борьба за титул консула? Где полноценный конструктор законов? Где философы, поэты, наконец? Да, в общем-то, что угодно, любая механика, которая отличала бы эту игру. Нет ее.
Например, у Hearts of Iron своя механика военных действий, очень погружающая в эпоху Второй мировой. Здесь же – знакомое передвижение армий, поделенных на тысячи, по расчерченному на регионы полю. Битвы, осады, мирные соглашения – все неотличимо от Europa Universalis. Только баланс еще проще, так что повод для войны – не проблема, а завоевать страну, равную вашей, за один присест допустимо и не создаст ощутимых трудностей. Интересно ли в такую Imperator: Rome играть? Да, но скорее не играть, а играться, самому устанавливая себе цели и пробуя «а что если?».
Для экспериментов простор велик. Одних только стран, за которые можно начать игру, больше 400. Проработаны из них, правда, всего шесть, но и начав за какое-нибудь северное кочевое племя, можно убедиться, что правила будут другие (хотя и атавизмы цивилизованной республики порой будут удивлять). Далее, с десяток разных вкладок, где есть религия, политика, личные отношения правителя со знатными людьми и прочий микроменеджмент. Можно стать консулом пожизненно, перевербовать плененного генерала и… не так чтобы много примеров приходило на ум. Вообще-то большинство из этих сфер пока скорее подразумеваются, а чаще просто о них не думаешь. Либо они на игру не виляют, либо на них повлиять нельзя, либо – что тоже не редкость – там такой ад в интерфейсе, что и вникать не хочется. Некоторые вещи при всем желании невозможно понять. Почему главный претендент стать следующим консулом имеет всего 35 популярности из 100? За ним не стоит сильная партия, у него довольно слабые личные характеристики – как мне не допустить его к власти в стране? И вообще, что делать: читать римское право, официальную вики, или же тут просто рандом?
Влияние же отдельных персоналий на все государство огромно, и тут вспоминается ранняя Europa Universalis 4 с ее ошибками. Очки влияния – военного, гражданского, ораторского – поступают в зависимости от способностей консула, но никак не зависят, скажем, от ведомых вами воин или культурного состава граждан, или даже стабильности. За гражданские очки покупаются нововведения, то есть осуществляется научный прогресс руками одного-единственного первого лица государства. Это не исторично – раз, и это обессмысливает все прочие ресурсы – два. Например, золото можно «слить» на дорогие и малополезные постройки в городах, но даже приставить мудрых советников к слабому правителю за деньги не выйдет. Примерно то же и с ораторством. Повезло с консулом – будет не только дипломатия, но и ассимиляция захваченных земель, и любые компромиссы с политическими противниками. Конечно, республиканский Рим – это вам не абсолютные монархии, тут есть всякие авгуры, вульнерарии и прочие посты. Но они, опять-таки, не схватывают макропоказателей державы, и в глухом ауле может жить реформатор помудрее греческих философов. Да и влияние чиновников могло быть существеннее, не только в своей узкой сфере.
Причем если уж Paradox придерживается волюнтаризма, то стоило придерживаться его до конца. А для этого – основа основ – следовало определять отношения каждого патриция к каждому, по аналогии с отношениями держав в политике внешней. Вместо этого у каждого персонажа есть просто лояльность – кому, любому действующему консулу? Просто популярность – среди кого: и власть имущих, и обделенных? Просто известность – как кто: спаситель или негодяй? Это очень грубо и на практике в такой модели не может сформироваться правящая команда и оппозиция или несколько конкурирующих партий. Консула сменил его злейший враг – никакого политического кризиса, все идет своим чередом. Эффекты от действий, вроде ареста или выражения дружбы, равнозначны в отношении союзника и соперника. Вершина этих условностей – показатель «тирания». Он вообще привязан не к личности, а ко всей стране. Сменилась власть – тирания осталась такой же. Какая уж на таком поле политика?
В итоге Imperator: Rome играется именно как сырая версия Europa Universalis 4, где непрерывно ведешь войны, взламывая оборонительные союзы соседей, с любопытством открываешь новые технологии и боишься только исчерпания рекрутов. Историческая эпоха, конечно, выбрана удачно, и шансы на мировое господство есть как у Рима, так и у Карфагена, Македонии или какого-нибудь Эпира. На повышенной сложности изучать нюансы правил нескучно, правда, итог один – вы обнаружите очередной дисбаланс или, простите, некорректное поведение модели в критических точках. Впрочем, новички в стратегиях Paradox в первые часов 10–20 вряд ли поймут, откуда такой скептицизм и критика. В конце концов, масштабность и ощущение себя монархом, который не разменивается на пустяки, игры Paradox по-прежнему умеют создавать.
Но отшлифуют ли игру в перспективе – вопрос. Релиз оказался сырым и был принят прохладно, так что есть риск, что Paradox переключится на более самобытные проекты с готовой фан-базой. Например, на Hearts of Iron 4 или Stellaris. Что ж, Imperator: Rome еще не такая игра, чтобы даже сказать «жаль».
Радости:
- Сама эпоха, начальный баланс сил дают большие возможности.
- Разные страны все-таки отличаются правилами игры.
- Военные действия увлекательны.
Гадости:
- Все удачное скопировано у Europa Universalis 4.
- Все новое плохо сбалансировано.
- Часто происходит что-то нелогичное или непонятное.
- Эпоха не раскрыта.
Оценка: 6,0
Вывод:
Нетерпеливые фанаты Paradox покупают билет в неофициальный бета-тест, остальным лучше забыть про Imperator: Rome хотя бы года на три.
Anuriel