Обзор Humankind | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор Humankind

on ноября 19, 2021 - 11:28

Разработчик: Amplitude Studios.

Издатель: Sega.

Жанр: глобальная стратегия.

Платформы: Windows, Stadia, Mac OS.

Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i5 4-го поколения или FX-8300, 8 ГБ ОЗУ,GeForce GTX 770 или Radeon R9 290, 25 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: Core i5 6-го поколения или Ryzen 5 1600, GeForce GTX 1060 или Radeon RX 5500-XT.

Возрастной рейтинг: 10+.

С выходом шестой Civilization и особенно дополнения Gathering Storm непререкаемый авторитет стратегической серии пошатнулся, чем сразу воспользовались конкуренты. Буквально в начале августа вышла финальная версия Old World от соавтора Civilization 4, а вскоре за ней последовала Humankind, с той же концепцией. Ваша задача – провести своей народ по различным эпохам от Неолита до современности, превзойдя конкурентов в искусности или уничтожив их оружием. Налицо все элементы 4Х-стратегий: захват гексовидной карты, застройка городов, научные исследования и так далее. В то же время Amplitude Studios пересмотрела базовые правила, повернув их несколько другой стороной.

Обзор Humankind

Например, карта в Humankind заранее поделена на территории по нескольку десятков гексов, и в такой области можно построить лишь один аванпост. Кто успел, того и ресурсы – однако чужие армии без объявления войны могут заходить в зоны влияния и даже нападать на ваших юнитов. Хотите полностью закрыть границы – улучшайте аванпост до города или присоединяйте зону к другому городу. Всё, теперь кусок карты официально ваш, но его застройка только начинается.

Идея Civilization 6 с кварталами здесь использовали на максималках. Каждую клетку, что занимает город, можно отдать одному из четырех сословий: крестьянам, ремесленникам, торговцам или ученым. Есть и особые кварталы, что открываются по мере научного прогресса: например, культурный район, вокзал или чудо света. Поодаль от застройки гексы скрыты «туманом войны» и не приносят ни пищи, ни денег, даром что формально в черте города.

Примечательно, что граждан можно свободно перебрасывать между сословиями. Нужно больше денег – доводим торговцев до максимума. Не хватает пищи – отправляем на поля. В результате кризисы в Humankind случаются редко, загнать развитие города в тупик неправильной застройкой нельзя.

Обзор Humankind

Проблемы обычно с другим ресурсом – влиянием. Именно оно отвечает за присоединение территорий к империи. Цены в этой валюте лавинообразно растут с каждым новым городом. А кроме того, есть лимит городов, превысив который, вы сразу получите огромный штраф к приросту влияния.

В числе новшеств – пошаговые бои, которые вынесены в собственный масштаб времени. Один ход на глобальной карте делится на 3-5 ходов в битве, так что у войск появляется больше маневренности. Минус в том, что игра сама решает, какие ваши отряды участвуют в битве, а какие просто идут мимо, в итоге на время сражения на карте образуется непроходимая область, и вы можете не успеть на помощь другому своему юниту или аванпосту.

Наконец, интересное решение в дипломатии. Каждый конфликт, от пограничной стычки до отказа заключить сделку, дает повод предъявить нации претензию. Та же сама решает, оплатить выставленный счет или проявить неуступчивость. В последнем случае народный гнев обиженной страны будет нарастать – и только после «точки кипения» данное государство сможет объявить войну. Каждая проигранная битва и оккупированный город, напротив, снижают поддержку войны среди жителей, и в критический момент лидер вынужден капитулировать. Эта схема более предсказуемая, чем в «Цивилизации» с ее макиавеллевскими ударами в спину исконным союзникам.

Обзор Humankind

Главное же условие победы – пройти все эпохи, набирая достижения – звезды. Семь звезд дают право перейти в новую эру, а кроме того каждое достижение дает очки рейтинга, который в конечном итоге и определит победителя. Рейтинг же можно получать и за другие свершения, например, открытие природных чудес или контроль над ресурсами роскоши.

Каждая эпоха начинается с выбора цивилизации, так что, выйдя из Неолита как микенец, в Средневековье можно вступить японцем, а к современности переобуться в австралийца. Звучит безумно, но по задумке авторов дает игрокам необходимую гибкость. Если поджимают агрессивные соседи, можно мутировать в военную нацию, а если на границах спокойно – в торговую или научную.

В первые часы игры все эти решения принимаешь с интересом – а ведь кроме перечисленных мною есть десятки более мелких, но остроумных. Позже две главные проблемы Humankind уже серьезно мешают играть: это дырявый баланс и неоптимальный интерфейс.

Обзор Humankind

Взять те же смены эпох – а как на практике поменять специализацию, когда у вас уже сейчас начались проблемы? Исход войны решается за дюжину ходов даже в поздних эпохах, а заслужить те самые семь звезд в условиях тотального упадка – дело очень долгое. Наконец, переползете в следующую эру – а вот сюрприз: другие игроки уже выбрали себе лучшие нации. Вам же и выбора-то не останется, ведь на каждую эпоху приходится с десяток возможных народов.

Другое ненужное решение – с лимитом городов. Наступает эпоха географических открытий – но экспансия никому не интересна, ведь лимит. Компьютер хозяйничает на своей территории, и вы о нем не вспоминаете ходов 50 к ряду.

Спорны не только новшества, хватает дыр и в балансе ядра экономики. Земледелие самодостаточно: еда дает людей, а люди добывают еду. Наука же и промышленность не могут друг без друга, а также без еды. Можно долго и мучительно индустриализироваться обычными кварталами и инфраструктурой, а можно – первому ухватить нацию с уникальным кварталом, бонус которого зависит от населения города. Такой район кратно эффективнее базовых аналогов, так что вы разгоняете численность земледельческой расой, а потом имбалансный бонус ракетой запускает вас в будущее. Отказаться нельзя – иначе бонус схватит компьютерный оппонент, и пропасть в развитии вы ничем не наверстаете.

Обзор Humankind

Наконец, золото – самый бесполезный ресурс, поскольку нужно лишь для содержания и апгрейда военных юнитов. Но исход войны решает логистика, кто соберет в нужном месте самый мощный кулак. Держать легионы в каждом городе не только накладно, но и неэффективно. По той же причине малопригодны военные сооружения: стенами и замками попросту не получится закрыть расползшийся на десятки гексов город.

Что же до интерфейса, то красоту здесь поставили впереди функциональности. Огромные иконки юнитов занимают половину экрана, а нужных цифр нередко вообще нет. Встроенная энциклопедия дублирует художественные описания из самой игры, за подробностями в нее обращаться бесполезно.

Наконец, даже неловко критиковать компьютерный интеллект, который мало в какой современной игре может тягаться с человеком. Но уж алгоритм автоматического исследования карты можно было прописать, чтобы юниты не вертелись на одном месте, как дурной собака за своим хвостом! Что уж говорить о стратегическом планировании? Вооруженный до зубов сосед завел свою армию вглубь моей территории, где она была разбита при попытке осады гневными горожанами – а ведь что мешало планомерно и безнаказанно разграбить территорию, ресурс за ресурсом, квартал за кварталом? Другой раз я захватил целый континент аванпостами и напрасно поставил флот охранять берега – комп и не пытался высадить своих конкистодоров и составить конкуренцию. Интерес подогревают только малые народы безумием и отвагой. В их AI прописано клепать юнитов во всю мочь и нападать на всех подряд, так что с разных концов империи их налеты порой достигают цели.

Обзор Humankind

Тем не менее, Humankind увлекает даже спустя десятки часов. Всё еще работает эффект новизны. Игру воспринимаешь не как состязание, а скорее как песочницу, вроде Settlers. Немалую роль здесь играет гармоничная картинка с упором на двухмерные рисунки – выглядит будто детский географический атлас. И вообще здешний мир красивый: горы, водопады, города, Нотр-Дам в пустыне, перед ним идут караваны по торговому пути, а на фоне многоступенчатые горы скрываются в подоблачном мире. Авторам явно не чужд идеализм, и несмотря на ироничные комментарии закадрового рассказчика, видишь какое-то сказочное, утопическое человечество.

Музыкальный фон не уступает ни «Цивилизации», ни Old World, и это высокая планка. Правда, аутентичностью звучания, колоритом эпох и народов здесь не озаботились, но слушать много часов к ряду все так же приятно – и это куда важнее. Жаль, после отдельных сессий ничего не вспоминается, кроме музыки.

Обзор Humankind

Радости:

  • Собственные правила в рамках жанра глобальной стратегии
  • Гармоничная, позитивная двухмерная рисовка
  • Приятная музыка

Гадости:

  • Много изъянов в балансе
  • Неконкурентный AI
  • Правила сдерживают борьбу за территорию

Оценка: 6,0.

Вывод:

Небезнадежная 4Х стратегия, у которой всё должно получиться в следующий раз. Рекомендуется поклонникам жанра, если устали от «Цивилизации».

Anuriel

Глобальная стратегия Обзор №257
Упоминаемые игры и серии: 
Яндекс.Метрика