Обзор Dungeon Siege

on мая 31, 2002 - 00:00
Жанр: Action/ RPG
Разработчик: Gas Powered Games
Сайт разработчика: http://www.gaspowered.com
Издатель: Microsoft
Официальный сайт игры: http://www.dungeonsiege.com
Минимальные системные требования: Windows 9x/2000/XP, DirectX 8.0, PII 300 Mhz, 64 MB RAM, 500MB места на винте, 3D акселератор
Рекомендованные системные требования: DirectX 8.1, PIII 800 Mhz или аналогичный, 256 Mb RAM, 1.5 GB места на винте, 32-64 MB 3D акселератор класса GeForce 2/3/4
Поддержка multiplayer: LAN, Internet

Dungeon Siege В конце концов когда-то это должно было случиться. Ведь клонировать "Дьяблу" было, есть и, по-видимому, останется модно. Сразу нужно предупредить особо нетерпеливых товарищей, которые уже выкрикивают слово "попса" и сдабривают его пролетарским лозунгом "Всех клоноделов давить", о том, что дело на сей раз мы имеем не с банальным — больше карт, больше оружия, больше спеллов и вообще всего побольше, только бы переплюнуть Diablo I-II (а-ля Nox) — а с продуманным и умело раскрученным (без этого, сами понимаете, уже никак) проектом. И, честно говоря, я не сомневался за судьбу данной игры. Крис Тейлор, который подарил миру Total Anilhilition, не может совершить промах. До боли знакомое имя в строчке "Издатель" тоже наводит на размышление. "Мелкомягкие" испокон века чувствовали, где пахнет хорошими деньгами. От лакомого пирога в виде Dungeon Siege тоже хочется отломить хороший кусок. И ведь и на этот раз не обмануло чутье "мелкомягких".

"Loading"? Забудьте про него!
Вот то, чего мы все так долго ждали, но боялись спросить, а если и спрашивали, то получали невразумительные ответы. Попытки убрать ненавистную надпись "Loading" с экранов широкой игровой общественности предпринимались уже давно. Подобная тенденция нашла свое отражение и в недавно рассмотренной мною Gothic-е. Однако атавизм все же давал местами о себе знать и изредка, но все же нервировал своим присутствием. И вот нас осчастливили окончательно. Загрузки новых карт в Dungeon Siege нету. Игровая вселенная целостна и поистине огромна. Технология "игрового мира без швов", которая была разработана в недрах команды Gas Powered Games, работает просто безупречно. Весь мир разбивается на огромное число небольших квадратов, и по мере того, как игрок продвигается в том или ином направлении, ближайшие области подгружаются, а те, что остались позади, выгружаются из памяти. Визуально практически ничего не заметно. Разве что владельцы не очень шустрых винчестеров заметят небольшое подтормаживание, и то не надолго.

Обзор Dungeon Siege
А сама проработка игрового мира заслуживает... нет, не похвалы, а восхищения. Поразительная красота уровней вкупе с замечательным и грамотным дизайном достойны этого, уж поверьте мне. Уже с первых минут игры мы можем лицезреть то, чего уже давненько нам не приходилось видеть в аналогичных проектах. Сказывается кропотливая работа дизайнеров над каждым деревцем, домиком и кустиком. В итоге глаз нельзя оторвать от этих покачивающихся от дуновения ветерка елочек, от этих аккуратно протоптанных дорожек, которые обросли по бокам густой растительностью, от этого водопада и этой пропасти, окутанной густым туманом, от... поверьте, этот список можно продолжать еще очень и очень долго. Первое время хочется не играть в игру, а рассматривать все детали и элементы ландшафта, как в музее. Прекрасный 3D движок не дает пропасть работе дизайнеров и выдает всю местность в наилучшем виде. Со всеми своими функциями он справляется просто отлично: огромные пространства прорисовываются без каких-либо задержек, а если учесть, что в игре в принципе нет никаких загрузок, то движок можно считать вполне перспективным. Добавьте к прекрасно смоделированным картам смену дня и ночи вкупе с изумительной игрой света и тени (поддерживается аппаратный T&L), всевозможные погодные явления, скелетную анимацию всех без исключения персонажей, а также изрядное количество полигонов, выделенное для героев, — и вы получите если не самую высокую оценку за графику, то весьма близкое к совершенству графическое оформление игры. И, конечно, нельзя обделить вниманием замечательнейший EAX-звук и великолепную музыку, как нельзя лучше подходящую для стиля этой игры, которые вкупе с графическим оформлением погружают в игру еще больше.
Интерфейс управления игрой, наконец-то, стал таким, каким должен быть. Все находится на своих местах и совершенно не мешает игровому процессу. При желании любой элемент управления персонажами можно спрятать, благо, соответственная кнопочка для этого предусмотрена. Окно просмотра инвентори члена партии не закрывает весь экран, как это часто "любят" делать в аналогичных проектах, а просто занимает небольшое место сбоку, в то время как остальное пространство свободно для наблюдения за беззаботно пасущимися на природе монстрами. Ну, а в инвентори есть всеми любимая "кукла" персонажа, которую мы и будем разодевать во всякие модные, по меркам здешних немногочисленных модельеров, шмотки. Еще одним плюсом является то, что все вещи, будучи напяленными на персонажа, визуально отображаются на нем, что дает возможность вдоволь налюбоваться в различных ракурсах на свой новый, поблескивающий на солнце шлем или только что купленный доспех.
Да, за всю эту красоту приходится расплачиваться высокими системными требованиями, да, не все смогут этим полюбоваться, но возможность увидеть все это того стоит.

Dungeon SiegeЛюбишь рубиться? Люби и рубайся!
Ролевая же система в Dungeon Siege представляет собой если не новый, то достаточно свежий и малоиспользуемый набор правил при создании ролевых игр. Да, ролевая система урезана ровно настолько, насколько ее можно урезать, чтобы в графе жанр можно было без зазрения совести поставить галочку напротив РПГ. Но подобные упрощения игру вовсе не портят, а просто дают игроку возможность больше погрузиться в увлекательнейшее занятие по развитию спинномозгового рефлекса на местных монстрах.
Судите сами: характеристик всего 3. Это банальные сила, ловкость и интеллект. Сила для того, чтобы давать пинки посильнее и чтобы можно было носить хорошую броню, которая весьма требовательна к этому параметру. Ловкость нужна в первую очередь лучникам, чтобы лучше стрелять из всевозможных арбалетов и луков, которых здесь просто широчайший выбор. Правда, "Дьяблу", которая по разнообразии различных вещей пока что впереди планеты всей, переплюнуть не удалось. Ну, и, наконец, интеллект для молний и файрболов посильнее. Умений больше всего лишь на единицу: Melee Weapons (мечи, топоры и прочая колюще-режущая утварь), Ranged Weapons (луки, арбалеты) и два вида магии — Combat (боевая) и Nature (магия природы).
 Но самой главной неожиданностью игры является то, что никакой экспы в привычном понимании этого слова в этой игре вы не увидите. Соответственно нет и привычного для всех уровня персонажа, который получается героем при наборе энного количества опыта. А что же придумал Крис Тейлор взамен? Ничего проще уже, наверное, не может быть. Вы тяготеете к огромным мечам, топорам и прочему оружию ближнего боя? Ваш герой — это всегда двухметровый варвар, закованный в лучшую броню? Тогда все, что от вас требуется, чтобы взрастить подобного детину в Dungeon Siege, — это взять в руки что-нибудь потяжелее и идти зачищать местные леса от всякого рода нечисти, которой, к слову сказать, по вашу душу предостаточно. Ваша сила и умение обращаться с оружием ближнего боя будут расти с каждым успешно замученным насмерть монстром. Для тех, кто предпочитает мучить гоблинов и прочих обитателей здешних мест файрболами и стрелами разного калибра, все то же самое: берем в руки свиток с заклинанием или лук получше и принимаемся за дело. У лучников будут расти ловкость и умение обращаться со стрелковым оружием, ну, а у магов, соответственно, будут прокачиваться интеллект и одна из двух магий: либо боевая магия, либо магия природы. Характеристики, не относящиеся к выбранной вами специализации своего подопечного, также будут расти, но очень медленно.

Обзор Dungeon Siege
Так что махание мечом, топором или тем, что под горячую руку попадется, не повлечет за собой молниеносного увеличения интеллекта. И все. Никаких тебе Level up-ов, никаких раздумий над тем, на что же потратить только что приобретенный скиллпойнт или какой класс выбрать. Хотя класс в игре все же присутствует, но он не играет такой определяющей роли, как в играх, построенных на Infinity Engine-е, и может меняться очень часто, в зависимости опять-таки от того, каким оружием вы предпочтете орудовать. Поэтому не стоит удивляться, если класс вашего героя поменяется с Knight на GrandMage, когда вы захотите вместо топора со 150-ым дэмиджем поорудовать, скажем, заклинанием Lightning Blast. Комбинирование различных умений — это занятие хоть и интересное, но, как известно, погнавшись за двумя зайцами, можно и ничего не поймать, так что совмещать разные умения нужно с умом. Выбор вашего персонажа также не требует от вас чрезмерного напряжения извилин. Все, что от вас нужно, — это продемонстрировать свои вкусы, наряжая своего подопечного в предоставленные шмотки и выбирая расцветку волос, кожи и вид лица.

Неладно что-то в местном королевстве
Единственное, что, пожалуй, не оправдало моих надежд, так это сюжет. Попытка авторов скрыть истинные причины заварушки, подвигнувшей нашего героя отправиться в дальние странствия черт знает зачем и где-то половину игры кормить нас одним лишь упоминанием о каком-то древнем зле, которое наш бедолага во что бы то ни стало должен предотвратить, конечно, придает всей игре какую-то таинственность и неизвестность, но бегать по подземельям и густо населенным различной живностью лесам неизвестно зачем и для кого — это занятие, мягко говоря, не приносит удовольствия. В довершение ко всему сюжет линеен просто до безобразия. Очень редко попадаются побочные квесты, требующие от вас свернуть с намеченного пути. В большинстве же случаев вам придется топать по прямой линии от очередной пещеры к следующему поселку и так далее. Монстры, к тому же, не "респавнятся" и совершенно не умеют подстраиваться под уровень прокаченности персонажа. К счастью, в опциях игры имеется спасательный пункт меню по выбору сложности игры. Но, поверьте мне, ничего хуже, чем играть на самом легком уровне сложности игры, вы не найдете: игра превращается в нудную и малоинтересную зачистку локаций, где никто не будет всерьез угрожать вашему здоровью. Как следствие всего вышесказанного — полное отсутствие такого параметра, как replayability.

Diggles: The Myth Of Fenris
Путешествовать же по миру вы сможете с командой, состоящей из семи человек (помимо вас самих), а не из десяти, как почему-то полюбили писать пираты на своих коробках. Страждущими совершить путешествие вместе с вами чаще всего будут наемники, однако будут попадаться и те, которые пойдут с вами бесплатно. Самым интересным нововведением по части добычи/транспортировки трофеев является возможность прикупить в ближайшем магазине ослика, на которого тут же будет возложена задача по тасканию добытого барахла. Своеобразный носильщик тут же становится членом отряда и неотступно следует за нами. Причем, когда начинается сражение, он тут же ретируется на безопасное расстояние, облегчая тем самым жизнь игроку, которому теперь не приходится проделывать нудную работу по спасению награбленных вещей.
Главной новостью геймплея смело можно считать наличие пресловутой паузы, благотворное действие которой уже могли почувствовать люди, которые поиграли в Baldurs Gate 1-2, Planescape Torment, Icewind Dale. В условиях полного реалтайма игры в целом, паузу можно считать просто спасительной шлюпкой для любителей пошаговых игр, а также для тех, кто обожает заниматься посторонними делами во время игры (распитие пива в особо крупных объемах, визиты к соседу за советом по поводу... и т.д. и т.п.). Кроме всех этих полезных во всех отношениях вещей, пауза, произвольно задействованная в любой момент игры, позволяет поменять вид камеры (благо, крутить ее можно, как вам захочется), отдать необходимые команды вашим подопечным, выпить бутылочку другую лечебного снадобья, да мало ли чего еще вам нужно будет сделать в условиях, когда на вас со всех сторон набросились монстры, а вы, к сожалению, не обладаете возможностью орудовать клавой и мышкой со скоростью, близкой к световой.
 Кстати говоря, последствия от внезапной атаки на ваш отряд очень редко будут приводить к летальному исходу кого-либо из вашей партии. Как только счетчик жизни персонажа приблизится к нулевой отметке, он падает на землю в бессознательном состоянии. На долю соратников по оружию теперь выпадает задача по скорейшему удалению монстров возле "больного", потому что добить упавшего члена партии они считают своим первейшим долгом. После не очень продолжительного "отдыха" персонаж с минимальным количеством хит-пойнтов поднимается с земли. В целях сохранения состояния жизнедеятельности ему строго рекомендовано принять несколько бутылочек с исцеляющим зельем, которые герой теперь не выпивает целиком за один присест, а потребляет ровно столько, сколько ему нужно, чтобы поправить здоровье до нормы. Если же монстры все-таки дорвались до члена партии и все-таки замучили того до смерти, то здесь уже поможет только заклинание Resurrect.Diggles: The Myth Of Fenris
Система магии в Dungeon Siege хоть и не нова, однако некоторые моменты в ней весьма интересные. Все заклинания находятся в свитках, которые можно либо найти и отобрать у монстров, либо приобрести за энное количество у.е. в магазине. Ну, а чтобы можно было пользоваться заклинанием постоянно, его нужно будет записать в Spellbook, места в котором, к сожалению, очень мало. Совершаем вовсе нелегкий выбор активного заклинания и экспериментируем с магией на подопытных монстрах. Для желающих иметь как можно больше заклинаний есть вариант по приобретению дополнительного Spell-book-а (кстати, если есть лишние деньги, то их можно потратить на какой-либо навороченный Spellbook с дополнительными свойствами). Заклинания вполне разнообразны, однако подавляющее их большинство уже встречалось в других ролевых играх.

Первый блин...
...У Gas Powered Games вышел вовсе не комом, подтверждением чего может служить хотя бы то, что в хит-параде самых попсовых игрушек (я имею в виду десятку NPD) Dungeon Siege занимает уже второе место (на момент написания статьи). Что ж, посмотрим, что будет дальше. Да и как можно обойти вниманием такую игрушку?! Все, что нужно для счастья, здесь есть: не поддающиеся исчислению монстры приличного количества видов, богатый выбор как заклинаний и различных магических приспособлений, так и всего, что нужно закаленному в боях воину, замечательнейший 3D-движок с прекрасно смоделированными картами, никакого Loading-а... Удачный и очень удобный интерфейс, много взявший из стратегий и доведенный практически до совершенства. Продолжать можно очень и очень долго. Список мелких и крупных улучшений и нововведений, представленный в данном обзоре, в лучшем случае на треть раскрывает все, что вы действительно сможете попробовать, сыграв в Dungeon Siege. Рекомендовано всем без исключения геймерам, в особенности отъявленным "дьябломанам" для разнообразия.

PS: Специально для тех, кому "посчастливилось" приобрести русскую версию этой игры (причем не важно, у какого переводчика). Вы, конечно, заметили один, а точнее два очень неприятных глюка. А именно: не качаются магические умения, а также невозможно использовать заклинания высокого уровня, пусть даже он уже достигнут персонажем. Итак, проблема решается следующим образом. Инсталлируем русскую версию игры в один каталог, а английскую версию — в какой-нибудь другой. После этого находим в каталоге английской версии в папке Resources файл "Logic.dsres", копируем его в соответствующий каталог русской версии. Затем радуемся и хлопаем в ладоши (правда, игра становится немного английской, но тут уж ничего не попишешь). Для тех, у кого нет английской версии, а есть огромное желание поиграть магом и есть выход в Инет, могу посоветовать зайти на http://www.elderscrolls.net/ds/index.html  и скачать этот файл.

Бурдыко Алексей aka Knes

ролевая игра Обзор № 29 Dungeon Siege

Яндекс.Метрика