Обзор Defcon

Жанр: Уникальная глобальная стратегия
Разработчик: Introversion Software
Издатель: Valve Software
Похожие игры: Darwinia
Количество дисков в оригинальной версии: 60 Мб скачивания через систему Steam
Минимальные системные требования: Процессор Pentium III 600 МГц или аналогичный, 128 Мб оперативной памяти, 3D — ускоритель с 32 Мб памяти, 60 Мб на жестком диске, интернет-соединение (dialup)
Рекомендуемые системные требования: Процессор Pentium III 1000 МГц или аналогичный, 256 Мб оперативной памяти, 3D — ускоритель с 64 Мб памяти, 75 Мб на жестком диске, интернет-соединение (ADSL)
Официальный сайт: www.everybody-dies.com
Мы — порождения ужаса. Мы — предельно страшные создания. Мы не умеем нормально выражать свои мысли. Мы по всем канонам жанра ходим, прихрамывая на левую ногу, закатив красные глаза и вытянув вперед длинные руки. Мы крайне жалки и ничтожны. Мы всю жизнь просиживаем перед чертовым монитором, смотря пустыми глазами зомби в обтянутые текстурами полигоны. У нас, само собой, нет никаких нормальных интересов. Мы стараемся зомбировать как можно больше людей путем укуса их в шею или удушья шнуром от клавиатуры. Мы — геймеры. "Гики" по-простому. Чтобы вступить в наши ряды, вы должны, во-первых, дать клятву прозомбировать всех своих друзей и знакомых, во-вторых, быть предельно непохожим на всех нормальных людей. И, в-третьих, пообещать забить на все свои дела и всю жизнь отращивать пятую точку перед компьютером. На входе желательно предъявить геморрой размером с бейсбольный мяч. Ах, да, чуть не забыли одну деталь — мы никогда не играем во встроенные в нежно любимый Windows "развлечения". Паук, Косынка, Шахматы — все туда. Мы искренне считаем, что игра в Сапера — удел секретарш-неудачниц и замученных домохозяек. Расслабляемся мы с помощью каких-то сложносочиненных и сложноподчиненных Flash-аркад повышенной безумности, а волю спинному мозгу мы даем за Painkiller, Crimsonland или, извините, Serious Sam. Однако стараниями обожаемой Introversion Software у нас появилась вполне достойная замена этим "глупостям" вроде онлайн-шашек и дурацких пасьянсов. И имя этой замене Defcon. Почему так и кто виноват — ниже по тексту.
Бурная фантазия
Но давайте сделаем небольшое лирическое отступление и пролистаем скрижали истории, которая никого ничему не учит (слышите, разработчики, не учит!). Introversion Software, британская контора независимых от издателя разработчиков, делом жизни посчитала создание гремучих артхаузов в духе тотального ретро. Причем, по их убеждениям, хорошая игра должна делаться непременно в гараже, абсолютно без бюджета (какая глупость — тратить деньги на создание компьютерной игры) и на коленке.
Первый их проект, Uplink (2001 год) поверг публику в настоящий экстаз. Человечество только-только оправилось после миллениума, а хитяры вроде Max Payne появлялись как грибы после дождя. Гордые англичане выпустили игру, полностью (!) состоящую из текста (!!!), геймплей которой строился на кликаньи левой кнопкой мыши по каким-то графикам да таблицам (здесь количество восклицательных знаков поставьте сами). По сути, это был симулятор хакера, цель которого — захватить самую большую в мире корпорацию (дядя Билли уже испуганно закрывает лицо одеялом). Если не имели чести ознакомиться с игрой, бегом на сайт игры www.uplink.co.uk в поисках демо-версии.
Чем дальше в лес, тем больше дров — второй проект Darwinia (начало 2005, люди еще под впечатлением от Half-Life 2 и уже в ожидании F.E.A.R.) выступил в роли "разорвавшейся бомбы". В отличие от Uplink, который стал культовым лишь в определенных кругах и получал очень сдержанные оценки от прессы, Darwinia собирала твердые восьмерки-девятки, стала игрой года по версии нескольких забугорных изданий и порталов (особенно тепло игру восприняли в родной Великобритании) и стала синонимом слова "уникум". Действительно, ведь чтобы придумать ретро-стилистику мира внутри компьютерного мозга с пиксельными плоскими зелеными человечками в главной роли, нужно напрячь свою фантазию так, чтобы из ушей в обязательном порядке пошел дымок. Однако игру сильно портили некоторые аспекты вроде абсолютной непроходимости некоторых миссий из-за какой-нибудь банальной глупости, совершенной буквально минуту назад.
Everybody Dies!
Теперь давайте наконец-таки разберем нашего сегодняшнего пациента. Термин Defcon с обязательной цифрой от одного до пяти после самого слова обозначает степень боеготовности американской армии по отношению к потенциальному противнику (догадайтесь с трех раз, кто это). Изначально и в жизни, и в игре значение Defcon'a равно пяти. Это когда мир, дружба, жвачка и бесплатная виза. По ходу накала страстей значение понижается. Вооруженное нападение возможно уже при четверке, однако фактически оно всегда происходит при наступлении тройки. В реальности истории всего один случай наступления двойки — то был Карибский Кризис. Ядерное оружие разрешено применять только при единице, и как раз таки упомянутый выше Карибский Кризис чуть было не перерос в обмен ядерными гостинцами.
Механика шкалы очень удачно вписана и в игру. Defcon — симулятор глобальной войны между СССР и США. Здесь нам не нужно сюсюкаться с какими-то отдельными областями и зонами. На перебранку нам выделена одна-единственная карта — планета Земля в развернутой изометрии. Как гласит рекламный слоган, в этой войне невозможно победить. Можно лишь потерять немного меньше, чем ваш противник. Начиная игру, мы расставляем очень условно обозначенные войска, технику, пускаем на воду флотилии и уже думаем, где бы получше разместить ядерные ракеты. Все это напоминает игру в шахматы — ты не знаешь, какой план строит сейчас противник, поэтому стараешься предусмотреть все возможные ходы с его стороны и одновременно сам включаешь своего тактического гения. Проходит некоторое время, и игра предупреждает вас, что скоро значение DEFCON поменяется на четверку. Отлично, пришла пора сгруппировать силы.
Примерно к этому моменту начинаешь замечать, что, обладая самым минимумом графики и кучкой жалкого текста, игра просто-таки чересчур атмосферная. Дух той самой холодной войны здесь повсюду — начиная от характерной музыки и заканчивая шрифтом. По степени идиотизма в хорошем смысле этого слова Defcon чем-то напоминает Red Alert 2. То самое чувство безнадежной, пафосной войны с применением всех достижений современной науки. И пускай прибор управления погодой и хроносферу не завезли, ядерной бомбы в руках вполне достаточно, чтобы чувствовать власть над всем мирам и злорадно смеяться.
Разработчики вполне открыто заявляют, что черпали вдохновение из очень популярного фильма "War Games" (в русскоязычном прокате известный как "Военные игры"). Сюжет фильма был прост, но оригинален. Юный падаван хакерского ремесла играл с компьютерной программой, с AI, который симулировал действия ядерной войны. Мальчишка был готов уже жахнуть по миру страшных оружием, как тут задумался — "а не на самом ли деле я сейчас запущу ядерную ракету?". Оказалось, на самом деле. Причем стоило ему разочек ошибиться, как планета бы взлетела на воздух. То же самое и в игре. Defcon — это не столько симулятор ядерной войны, сколько симулятор использования вражеских ошибок в своих корыстных целях. Не расставил он, допустим, подводные лодки по периметру вашей базы — ну и дурак, теперь у нас открыт проход для водной контратаки.
Но вернемся к нашим баранам. При наступлении четверки сразу нужно начинать готовить какой-то конкретный план по уничтожению противника. Желательно не один, а несколько. У вас уже должны стоять радары по всей береговой линии. Чуть промедлили — и вы не жилец. Да, при четверке на вас навряд ли кто-то нападет, но ведь скоро наступит тройка...
А вот и она! Здесь уже все серьезно — в небо запускается авиация или крылатые ракеты (по желанию). Разумеется, самолеты обладают небольшим радаром, поэтому грамотно запущенная авиация может выполнять и роль разведчика. Кстати, о радарах. Они — ваши глаза. Все, что видят они, видите и вы. И, соответственно, все, что находится вне зоны действия радара, находится и вне зоны вашей видимости. Как вариант — вы увидите объекты противника только в том случае, если он запустить в вас ракету. Но это уже отдельная история.
Тройка долго не задерживается — она очень быстро меняется на двойку. Тут уже накал страстей достигает наивысшей отметки. Ядерные ракеты расположены на самых удобных позициях (помните Карибский Кризис?), самое время осуществлять крупное наступление. Сейчас будет очень уместно заключить парочку союзов с нейтральными сторонами. Правда, следует помнить, что союз — штука опасная. При заключении мирного договора вторая сторона получает все ваши сведения по карте. Так что здесь можно и нужно обманывать — заключил союз, получил информацию, ввел войска, города разгромил, победил. То же самое может сделать и противник.
Кстати, о противнике. AI в Defcon оказался на удивление умным и сообразительным. Мы бы даже сказали, хитрым. То бишь, он не стыдится проворачивать всякие хитрые комбинации, производить разведку, расставлять флот вокруг континента и делать тому подобные вещи. Следует заметить, что никакого читерства с его стороны не наблюдается — он так же, как и вы, может забыть закрыть один важный участок от прохода вражеских войск или не заметить, как вы практически в открытую вторгаетесь на его территорию.
Но ощутить весь смак местного геймплея можно, лишь играя с живым человеком по отлично отработанному разработчиками мультиплейеру. Вообще, Defcon — практически сугубо офисная игра. В ней даже предусмотрена заветная кнопочка, при которой игра мгновенно сворачивается в трей, а командование войсками берет на себя искусственный интеллект. Понятное дело, на тот случай, если вдруг нагрянул босс с вопросами в духе "почему не работаете, скоты?". Поэтому после выхода этой игры производительность пролетариата упала в разы. Даже ваши покорные еле-еле мобилизовали силы своего организма для написания этих строк.
А теперь — попрошу сделать сложные лица — Defcon равен единице. Здесь уже происходят совсем невероятные вещи. Техник в желтом комбинезоне подбегает к красной кнопочке и срывает с нее табличку "DO NOT TOUCH". Итак, кнопка нажата, наша планета обрастает ядерными "грибками" и... все! Кто меньше потерял, того и тапки! Можно начинать следующую партию.
Но главное — игра позволяет совершать вам такие партии (а они длятся примерно по минут сорок реального времени) даже в том случае, если вы гордый обладатель старенького Pentium II (не смотрите на системные требования в колонке выше, формально игра отлично работает и на более слабых машинх) с 500 МГц на борту и 128 Мб оперативной памяти. Более того — вы можете играть с живыми людьми по Интернету, даже если у вас диалап! Хватит и 30Кб в секунду! Трафик при этом практически не пожирается.
В общем, товарищи, знайте: если у вас вдруг завалялась жалкая сумма денег и модем (дистрибутив на 60 Мб можно и по нему выкачать), то не поленитесь, приобретите Defcon. Все-таки чистый, как слеза, артхауз на дороге не часто валяется. А если вы считаете все вышесказанное полным бредом и вообще не понимаете, как можно играть в игры, состоящие из схематичных корабликов и плоских спецэффектов, то и играйте дальше в своего сапера. Но мы предупреждали, если что…
Радости:
Превосходный геймплей,
Тотальная атмосфера холодной войны,
Бойкие и давящие музыкальные композиции,
Нетребовательность к системе и Интернет-соединению.
Минусы:
Порой слишком уж примитивная стратегическая составляющая,
Малое количество техники и построек.
Оценка: 8,5
Вывод: Семидесяти пяти мегабайтовое чудо, которое просто обязано поселиться на винчестере у любого уважающего себя геймера. "Косынка" для "гиков" — по-другому и не скажешь.
Илья Янович, Антон Костюкевич