Обзор Darwinia [КГ]
Жанр: аркадная стратегия
Разработчик: Introversion Software
Издатель: Introversion Software
Похожие игры: Cannon Fodder 1-2, Populios, Lemmings
Количество CD в оригинальной версии: 1
Минимальные требования: 750 MHz, 128 Mb RAM, 16 Mb VRAM, 40 Mb free drive space
Рекомендуемые требования: 1.5 GHz, 256 Mb RAM, 64 Mb VRAM, 40 Mb free drive space
Компания-локализатор: "Новый Диск" (полный переведен на русский язык)
Дата выхода локализованной версии: апрель 2005 года.
"Всякая жизнь представляет собой результат случайных совпадений. В результате любопытных взаимодействий между неорганическими химическими веществами в правильных пропорциях и при правильных температурах появляется органика, служащая основой создания живой материи. Дарвиния немногим от этого отличается — просто все события происходят в цифровом мире, а не в биологическом". (с) д-р Сепульведа
Перед тем, как приступить к ознакомлению с Darwinia, настоятельно рекомендую освежить в памяти роман "Город" одного из лучших фантастов прошлого столетия Клиффорда Саймака.
В частности, еще раз перечитать отрывок, в котором мутант Джо дал первый толчок становлению муравьиной цивилизации, поместив простой лесной муравейник в тепличные условия и подбросив в него несколько миниатюрных простеньких механизмов. Пару лет насекомые озадаченно шевелили усиками, но потом из кучи колючек и веточек показались коптящие трубы, а по дорожкам начали носиться рабочие с тележками... Признаюсь, меня очень захватила эта идея, когда я прочел роман в далеком детстве. Все мои эксперименты с местным муравейником оказались тщетными (само собой), но первое знакомство с компьютером заставило меня вспомнить этот роман, и, путаясь в дебрях школьного программирования, я придумал концепцию создания виртуального мира, населенного разумными саморазвивающимися программами. Несомненно, идея была бредовая и дальше теории не пошла, но... было неожиданно приятно столкнуться с игрой, создатели которой, как оказалось, "болеют" тем же.
Darwinia — это маленькая страна, притаившаяся на жестком диске доктора Сепульведы, который посвятил свою жизнь созданию сообщества разумных компьютерных программ, которых он ласково окрестил дарвинианами. Среди неоновых "деревьев" на полигональной "земле" под прямоугольными "облаками" жили эти странные плоские зеленые человечки, понемногу развиваясь и совершенствуясь, рождаясь и умирая, разбираясь с подброшенными "механизмами" и создавая собственные религии. Кусочки программного кода, остававшиеся после их смерти (Сепульведа настаивает на определении "душа"), служили для конструирования других членов сообщества, которое понемногу начало добывать и обрабатывать "руду", производя при этом различные "механизмы". В результате получился комплексный и проработанный мир, и он, без всякого сомнения, стал бы отправной точкой рождения цифровой жизни, если бы не нашлись злоумышленники, принявшие в штыки теорию Сепульведы, взломавшие защиту и заразившие уютный мирок вредоносными программами.
Что такое Darwinia как игра? Концепция проста, но придется свыкнуться с несколькими условностями. Дистрибутив с игрой является воображаемым клиентом, при активации которого компьютер пользователя как бы подсоединяется к миру Darwinia. Причем разработчики очень хотели создать у игрока эффект подключения к стороннему серверу, отказавшись от таких пунктов, как "save" и "pause", отсутствующих в онлайновых проектах. Мы можем выйти из локации в любой момент и по возвращении найдем мир в неизменном состоянии с сохранившимися результатами нашего воздействия. А из-за того, что в этой игре невозможно проиграть, отпадает необходимость и в кнопках save/load/pause. Однако это не означает, что выиграть будет просто. Графика и звуковое сопровождения Darwinia удивительно концептуальны и уместны. Этакая ретрокиберпанковская абстрактная эстетика а-ля Tron 2.0, сопровождающаяся чудным пипиканием в стиле PC-Speaker и соответствующей мелодией, которая изливается густым бальзамом на души "стариков", помнящих волшебные времена всяких Spectrum'ов, ES'ок и 386'ых, когда графика была самым последним, на что обращалось внимание.
Дарвиниане — плоские человечкоподобные схематичные фигурки весело танцуют по полям, разбегаясь в разные стороны при появлении змейки-вируса, при этом что-то испуганно и мило вереща. Как оказалось, в Introversion Software сидят очень изобретательные люди, додумавшиеся обработать в звуковом редакторе писк котенка Мэдди, который отмечен в качестве одного из "сотрудников" компании, ответственного за озвучку наших подопечных. Как уже упоминалось, мы попадаем в мир Darwinia в самый разгар эпидемии, когда все области уже заражены, популяция дарвиниан почти уничтожена, а доктор Сепульведа обращается к нам за помощью, упирая на двустороннее сотрудничество. Нам перепадает роль парня, таскающего из огня каштаны, а Сепульведа в это время, следуя вашим указаниям, работает над совершенствованием программ разной степени полезности, с помощью которых нам придется производить очистку территории.
Самым, пожалуй, неожиданным нововведением в игровой процесс оказалось полное отсутствие интерфейса. Его нет. Вообще. Программы-юниты вызываются кнопкой alt с последующим рисованием какой-нибудь фигуры (на манер Black and White или колдовства в Arx Fatalis), уничтожаются комбинацией ctrl+С, а переключение между ними производится с помощью alt+tab. У людей, привыкших пользоваться горячими клавишами в Windows, такой интересный подход затруднений не вызовет. В то же время даже художники от слова "худо" без всяких проблем смогут изобразить треугольник или начертать букву "П", чтобы построить необходимое подразделение. Таким образом управление, несмотря на всю нестандартность, очень простое — следует лишь слегка потренироваться.
"Судя по тем определениям, с которыми мне довелось ознакомиться, дарвиниане определенно живы. Более того, я верю, что они так же живы, как вы или я, или кто-либо еще на этой планете. Они рождаются, они общаются, они размножаются, они умирают. А еще они учатся". (с) д-р Сепульведа.
А вот сам игровой процесс уже является диковинной и задорной комбинаций таких классических развлечений, как Cannon Fodder, Lemmings и Populios. Весело расстреливая и забрасывая бомбами вирусы, военный отряд (под нашим непосредственным управлением) производит зачистку местности, высвобождая "души" из ползающих червяков, змей, пауков и прочих вредоносных программ. За ними ползают трудяги-инженеры, собирающие эти "души" и волокущие их к ближайшему инкубатору, который трансформирует попавшее к нему безобразие в дарвиниан. Со временем доктор Сепульведа производит усовершенствования, плюс мы сами натыкаемся на всевозможные позабытые им куски программного кода, из-за чего отряды пополняются и приобретают новое оружие, а дарвиниане учатся пулять из лазеров по врагам и закидывать их гранатами. Таким образом, изначально беспомощная братия со временем становится основной ударной силой, проявляя себя во всей красе в битве за Биосферу, когда сотни маленьких человечков под управлением своего офицера-командующего лавиной несутся на зараженные территории.
Тот десяток миссий, которые придется пройти, можно смело ставить в пример не только начинающим, но и профессиональным компаниям, занимающимся разработкой стратегий. Такое концептуальное разнообразие и органичное слияние их в единую, логически обоснованную сеть не часто встречается. Причем миссии не линейны и не принуждают к единственно правильному решению. Можете начинать с любой стороны и выбирать любой маневр для атаки. Главное — результат. Но самым интересным, конечно, является прорыв вирусной обороны, зачистка территории, уничтожение "десанта" и его трудно достижимой отправной точки. Каждая локация (кроме первых) обладает и своей собственной изюминкой. К примеру, на уровне Yard можно увидеть, как тысячи маленьких муравьев бегут на укрепленную турелями территорию, выдирают из них дарвиниан и тащат эти истошно пипикающие фигурки обратно к муравейнику. Душераздирающее зрелище...
Для выхода на следующую локацию необходимо активировать портал и часто не один, что позволяет выбирать, какая из миссий будет следующей. Если показалась сложной первая, то никто не мешает перейти ко второй. Кроме того, на каждую из открытых локаций вы можете в любой момент вернуться, чтобы посмотреть на плоды своих мучений, побродить камерой над головами избавленных от ига дарвиниан — в общем, просто отдохнуть.
Все наши перемещения по карте Darwinia логически обосновываются доктором Сепульведа, который за ручку ведет пользователя по фабрикам-заводам, заставляет налаживать производство энергии и переработку руды, принуждает отбить местное чистилище и даже позволяет взглянуть на дарвинианский рай в самом конце этого увлекательного приключения по маленькой, чудесной и милой стране.
Оценка: 9.
Вывод: "Карасо, но мало", как говорится. Darwinia — это привет из далекого прошлого, ностальгия по минувшим дням, волшебная сказка про виртуальный мирок, в который вторглись злобные вирусы. Управление подразделением в стиле легендарного Cannon Fodder, раздача приказов дарвинианам в стиле незабвенных Lemmings и просто занимательное времяпрепровождение с нашими подопечными, как это было во времена Populios. Огромное количество инноваций, зажигательный игровой процесс и четкая, оригинальная концепция — что еще надо? Не помешало бы добавить еще десяток миссий, но будем надеяться на фантазию и желание разработчиков — грешно оставить такую игру без дополнения. Пожалуй, единственной претензией является стилистика, но это уже дело вкуса.
Lockust