Обзор Clive Barker's Jericho

Posted by Anuriel on декабря 30, 2007 - 00:00

Жанр: FPS
Разработчик: Mercury Steam Entertainment
Издатель: Codemasters
Локализатор/Издатель в СНГ: "Бука"
Похожие игры: прямых аналогов нет
Количество дисков: 1 DVD
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
Минимальные требования: Pentium 2,4 ГГц или Athlon XP 2400+, 1 Гб оперативной памяти, 128 Мб видео, 4,5 Гб на жестком диске
Рекомендуемые требования: Intel Core 2 Duo или Athlon 64 X2, 2 Гб оперативной памяти, 512 Мб видео, 4,5 Гб на жестком диске

Буквально несколько недель назад мы все стали свидетелями обильного игроизвержения, в особенности, шутеров от первого лица. И пока большинство ужасалось маленьким лужицам крови в Crysis и ядерным взрывам в Call of Duty 4, где-то в сторонке, в тени расположился абсолютно неформальный проект. Игра, обруганная игровой общественностью сверху донизу, как иллюзионист, который при распиливании ассистентки не только располовинил ее взаправду, но и показавший ее девичьи внутренности всей уважаемой публике.

Некоторых, наверное, мучает вопрос: а кто такой Клайв Баркер (Clive Barker)? Поясню: весьма разносторонний, не обделенный талантом человек, занятый чуть ли не во всех основных направлениях искусства и развлечения — литературе, кино, играх. В первую очередь, конечно, литературе, ведь он признанный английский писатель ужасов. Jericho — второй дошедший до релиза игровой проект, в создании которого он принимал участие. Второй недооцененный шедевр, нашедший признание у небольшого числа людей.

Волк и семеро непростых козлят
сказка братьев Гримм

Обзор Clive Barker's Jericho"Сейчас три часа утра", — раздраженно произносит Росс, с неохотой подняв телефонную трубку, но слышит не шутку пьяных подростков, не приятный женский голосок, а приказ начальства. Спустя несколько часов отряду особого назначения Jericho, специализирующемуся на ликвидации всяких оккультических сил, придется высадиться у мертвого города и решить проблему с одним весьма бойким товарищем да и разобраться с творящейся там ерундой. Семеро бойцов будут провожать взглядом улетающий вертолет, может быть, последнюю возможность возвратиться домой. А впереди, за пеленой ненормальной песчаной бури, за источенными веками руинами их ждало что угодно. Несколько простых ребят, наделенных непростыми возможностями. Это и есть спецотряд "Иерихон". Его суть многогранна. И проявляется по-разному...

...в снайперше Эбби Блэк (Abbey Black), брутальной лесбианке. Она постоянно подальше от битвы, как и подобает отличному снайперу. Кроме телекинеза, годящегося, в основном, для очистки пути, она владеет весьма действенной способностью управлять пулей. Подобное, конечно, уже использовалось в других играх, но сделано эффектно и к месту.

...в сорвиголове Дельгадо, постоянно стебущемся над Эбби ("Now you finally know what it's like to have a man inside you"). Но Фрэнк (Frank Delgado) тут не в качестве клоуна, он непредсказуем в своих поступках, импульсивен и слишком хочет жить. В левой руке убойный пистолет, в правой — авторитетного вида пулемет, при желании может выпустить погулять смертельного для врагов огненного демона, с которым у него договор. ...в Симоне Коул (Simone Cole), отлично разбирающейся в новейших технологиях. Она оснащает команду боеприпасами и любит скрывать свою женскую слабость под защитой slo-mo.

... в седом, но еще о-го-го на что способном — случай в Праге тому отличный пример (sapienti sat) — отце Поле Роулингсе (Paul Rawlings), подлечивающем тяжело раненых бойцов отряда.

...в сержанте Черч (Church) — среди друзей просто Билли — не раз помогающей "магией" крови, разбирающейся с гигантскими монстрами, словно Леголас с Элефантом. Она обладает ужасной тягой к холодному оружию и ненавидит вспоминать своего отца.

...в капитане Дэвине Россе (Devin Ross), наконец, роль которого мы, собственно, и отыгрываем. Всегда рассудителен, трезво оценивает происходящее и чудовищно хладнокровен. Происходящая в дальнейшем с ним метаморфоза слишком серьезна, чтобы оставлять ее без внимания, тут без стальных нервов не обойтись. Именно с помощью его... хм, способности (дорогой ценой доставшейся) мы сможем опробовать каждого героя, значит, получаем возможность прохождения различными стилями. Вот и отличный пример, как удачный сюжетный поворот объясняет геймплейную фишку. Удача игры (здесь следует поблагодарить Баркера) — в уникальности, в тщательной проработке всех главных персонажей, в мастерски прописанных диалогах. Благодаря только им Jericho уже спокойно сбивает на колени заштампованные боевички с картонными персонажами и пустыми диалогами. Чего только стоят устроенные Дельгадо истерики ("I didn't sing up for no fucking suicide mission!") или безумный взгляд Коул ("I said DON'T FUCKING TOUCH ME!"), ненависть Черч ("Only my daddy called me Wilhelmina. My name's Billie!"). А уж попробовать сосчитать, сколько раз произносятся "shit" "fuck" — собьешься довольно быстро. Потому как диалоги живы: люди в экстремальных ситуациях не привыкли миндальничать.

Эффект от сцен еще сильнее благодаря очень умелой, грамотной режиссуре. А постоянно двигающаяся камера наводит на мысли о спрятавшемся за спиной операторе. Ну и ладненько, даже если так, он прекрасно схватывает самые сочные моменты.

Только вот с финалом вышла небольшая неувязочка (здесь следует пожурить Баркера). Тем, кто не читал литературные произведения писателя (а таких, смею предположить, немало), очень трудно будет до конца осознать последние сцены, оставляющие игрока в оторопи и с кучей вопросов. Отсюда как следствие — слухи о сиквеле, которому, скорее всего, не быть.

"Knee deep in blood and shit... business as usual, eh"?
Delgado, Clive Barker's Jericho

Обзор Clive Barker's JerichoЧерез какое-то время после высадки окажется, что передряга намного серьезнее, чем предполагалось (привет, Мерфи!). Упрощенно: мерзавец, за которым нас отправили, всего лишь помчался освобождать другого мерзавца, с амбициями чуток побольше — устроить Большой Кирдык человечеству. Мало того, главный гад вроде как почти Бог, а город вокруг — его темница. Много раз пытался Firstborn (имя негодяя) вырваться из нее, но вот не получалось никак, постоянно находились смельчаки, отправлявшие его пинком обратно. Но при этом не обходилось без жертвы, так как при создании "щита" часть эпохи, на которую случалась попытка, сама оборачивалась новым слоем "тюрьмы". Так появился The Box, этакая пространственная матрешка-узилище для первого сына Бога.

Добираться до главгада предстоит через пять времен, на каждое приходится не меньше пяти запоминающихся уровней. И если локации Второй Мировой с их балками, трубами, тусклыми плитами, горами мусора, в целом сероваты, то в эпохе Крестовых походов дизайнеров, как говорится, понесло. Хотите реку крови? Пожалуйста! Хотите принять кровавый душ? Пожалуйста! А во времена Калигулы что творится? Хождение по колено в грязи и дерьме. Перестрелки в душных (разработчики искусно пользуются свойственным для мультиплатформенных проектов замыливанием), некогда белокаменных, а теперь залитых кровью (о, ее много!) банях. Затяните ремни и приготовьте гигиенические пакеты — в шумерской эпохе хватает субстанций, стимулирующих рвоту. Правда, художники не забыли добавить к весьма мерзкой (в положительном смысле) картинке чуточку красивостей: здесь вам и стильные готические залы, и частичка Вавилона.

В игре используется движок собственной разработки — Mercury Engine, дружащий с высокой детализацией, отлично отображающий все скользкое, жидкое, шершавые поверхности. Оптимизация далеко не образцовая, но уж получше Lost Planet. Нет болезни, когда на высоких настройках игра показывает чудеса нынешних технологий, а на минимуме смотрится как первый Half-Life. А высокая полигональность характерна не только для положительных персонажей, но и для монстров.

"Мне же всего восемь лет, папа"
один милый анекдот

Обзор Clive Barker's JerichoНет, мы не воюем против людей. Автоматная очередь и холодная сталь кромсают тела не шибко умных уродцев. Ну как не шибко — они не из тех, кто работает командно, перекидываясь фразами, пытаясь окружить и выгнать из укрытия. У супостатов одна установка — бежать по прямой на отряд и при удаче положить всех. Только при этом они с умом пользуются укрытиями (если таковые имеются), умеют в бою переключиться с одной цели на другую. Зоопарк больше похож на кунсткамеру, когда рядом с человекоподобными мумиями, крестоносцами появляются какие-то недо-птеродактили, перекошенные бомбы на ножках, расчлененные дети, громилы, чье единственное уязвимое место — рубец на спине. Более интересны боссы. Придется слегка пошевелить серым веществом, чтобы найти ахиллесову пяту каждой такой твари.

Почти десяток раз победа достается не меткостью и ловкостью, а скоростью и правильностью нажатия кнопочек. Теперь, спустя почти два года с выхода "Фаренгейта", очевидно, что киноигра от Quantic Dream все-таки свершила небольшую революцию. Впрочем, "кнопочные" вставки похвастаются превосходной режиссурой, их количество не столь высоко, чтобы кричать "как они меня достали!" — так что боевик Clive Barker's Jericho они совершенно не портят.

Да, это жестокий, мерзкий, грубый боевик не для неженок. Это не хоррор, как позиционируют его многие представители игровой прессы, в нем нет даже намека на то, чтобы напугать. Только заставить его скривится, поморщиться от горы трупов, в углу. Аутентичная оркестровая музыка сразу настраивает на нужный лад, вселяя в нас напряжение. Звук впивающегося в плоть свинца бесподобен. Какие там "пуф-пуф" из CoD4, не менявшиеся со времен, наверное, первой части! В Jericho выстрел — не хлопушка, а холодящие завывания в полумраке — не сонные постанывания актеров. Так что ноги в руки — и вперед, в глубину веков навстречу Злу. Прединфарктники — запасайтесь корвалолом и нитроглицерином! А если,кажется, что наихудшее вы уже видели — вы ошибаетесь, самое отвратительное еще впереди. Дедушка Мерфи был чертовски прав, формулируя в законы давно понятные истины. И вы тоже поймете его правоту, оказавшись в The Box, месте, откуда живыми не возвращаются.

Радости:
Харизматичные персонажи и хороший сценарий
Разные стили прохождения
Кинематографичность
Отличное звуковое оформление
Высокое графическое исполнение

Гадости:
Коридоры и еще раз коридоры
Финал, понятный не всем

Оценка: 8,5

Вывод:

Игра получилась очень "баркеровская", с хорошей литературной подпоркой и беспредельно жестокой, однако, с невнятной концовкой (по крайне мере, для тех, кто не читал или читал мало из Баркера). Тем не менее, полноценнее, проработаннее шутера, в полной мере сочетающего в себе интересный сюжет и добротный шутинг, в этом году пока не было (и, наверное, уже не будет).

Берлинский Gosha feat. Кугел

шутер Обзор № 96
Упоминаемые игры и серии: 
Jericho
Яндекс.Метрика