Обзор Civilization IV

Posted by Rudi Yagen on декабря 31, 2005 - 00:00

Жанр: глобальная стратегия
Разработчик: Firaxis
Издатель: 2K Games
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD.
Похожие игры: Civilization 1-3, Civilization: Call to Power 1-2, Alfa Centauri
Минимальные системные требования: Intel Pentium IV\AMD 1,2 ГГц, 256 Mб памяти, 3D-ускоритель с 64 Mб памяти.
Рекомендованные системные требования: Intel Pentium IV\AMD 2,2 ГГц, 512 Mб памяти, 3D-ускоритель с 128 Mб памяти.
Multiplayer (18): hot seat, LAN, Internet, PBEM

Спасибо товарищу Сиду Мейеру за наше счастливое детство, юношество, зрелость и старость. Он создал очередной шедевр, и мы низко кланяемся ему за проделанный труд. Разработка игры Civilization 4 завершена, и результат перед нами. Вновь мы отправимся наблюдать за ходом истории человечества, вносить свои коррективы в развитие отдельных (нами избранных) народов, исследовать необъятные территории, заселять, защищать и благоустраивать доступную Ойкумену, знакомиться с жизнью других народов, верованиями, формами правления и социальной структурой общества. Нас все касается и все интересует. Победа — на Альфа Центавре. Кто первый? Зависит от нас.

Civilization IVОт пещер — к "умным домам", от дубин и камней — к баллистическим ракетам, от деспотизма и варварства — к демократии, культуре и свободе. Примерно такими лозунгами можно охарактеризовать любую игру из серии Civilization. В каждой из них мы начинали с выбора игровой карты, народа и его бессменного лидера, затем маленьким десантным отрядом высаживались на огромном и неизведанном пространстве, где основывали свой первый город. Дальше мы развивали колыбель своей цивилизации: строили необходимый набор зданий, возводили чудеса света, обучали рабочих и военных, необходимых для повышения продуктивности и обороноспособности. Остальной мир не оставался без нашего внимания, напротив, мы активно вели исследования окружающей территории, наши поселенцы основывали новые города, разведчики и военные расширяли и укрепляли нашу территорию. В нашем ведении были вопросы войны и мира с соседями, распределение бюджета целой нации, изучение множества известных человечеству технологий — в общем, на нормальную жизнь в реальном мире времени почти не оставалось.

Шли годы, одна игра сменяла другую, графические движки отдавали дань моде и уходили с игровой сцены, а нам оставался проверенный геймплей, который, к счастью, почти не изменился, а наоборот оброс рядом интересных нововведений, которые хорошо были заметны в Civilization 3 и Civilization 3: The Conquests. Изменения в недавно вышедшей Civilization 4 бросаются в глаза сразу благодаря новой броской внешности. Таких перемен от простенькой графики никто не ожидал. Фактически в начале игру воспринимаешь исключительно как золушку, наконец-то приехавшую на бал, — яркие притягательные иконки, трехмерная анимация, шейдерные эффекты, а пока мы все это рассматриваем, нас очаровывает потрясающий звук, составленный преимущественно из мировых классических шедевров.

Civilization IV

Скажи мне, кто твой лидер

В истории каждого народа всегда были одаренные руководители (цари, императоры, вожди, президенты), период правления которых стал синонимом "золотого века" данной страны. В любой из игр серии Civilization всегда был такой великий человек, совмещающий свою историческую ипостась с должностью нашего alter ego. Только если раньше выбор лидера был делом формальным, то теперь для многих народов и наций мы можем выбирать из двух кандидатур. Правильно, чем лучше или хуже правление Короля-Солнце эпохи Наполеона Бонапарта для французов? Или для американцев период президентства Рузвельта и Вашингтона: при каждом страна многого достигла. Не говоря уже о России Петра I и Екатерины II. Ощутимая разница между этими политиками в бонусах, которые они несут своему народу и цивилизации: при одном развитие городов и рост населения идет быстрее, при другом финансы и технологии растут как на дрожжах, третий ведет строительство Чудес Света стахановскими темпами, ну, а четвертый способен создать Великую Армию и покорить весь мир.

У великих людей и заботы больше духовные: религию там основать, открытие крупное сделать, картину нарисовать или уникальное и полезное здание построить, а то и вовсе объединившись вдвоем-втроем, "золотой век" начать, улучшив производственные и научные показатели нации на несколько ходов. При желании можно автоматизировать рождение знаменитостей, но предупреждаю, увы, фантазии разработчиков на предприимчивых игроков не хватило, и после рождения Демосфена, Леонардо, Эйнштейна и всех остальных великих философов, художников и изобретателей, вместо уникального имени мы будем созерцать лишь бесхитростную надпись великий инженер или ученый.

Управление внутренней политикой получилось весьма внятным и разнообразным, хотя и несколько нелогичным. Настроить 25 параметров, разбросанных по 5 областям жизни государства, легко и удобно: форма правления отделена от юриспруденции и экономической модели, религиозные доктрины — от общественных формаций. Теократию с полицейским государством, эмансипацией и меркантилизмом — легко. Демократию с феодализмом, кастовой системой и монотеизмом — тоже. Возможных комбинаций аж 3125. Так что дерзайте, формируйте свою модель светлого будущего.

Civilization IV

Улучшение жизни городов и ускорение производства — в руках рабочих и крестьян (не Маркс и не Ленин, а дорогой наш — Сид Мейер). К ранее возводимым (в Civilization 3) фермам и шахтам добавились пастбища и деревни (приносят чистый доход), ветряные и водяные мельницы, охотничьи стоянки и плантации, нефтяные скважины и морские вышки, каменные и мраморные карьеры, отмели (банки) для ловли рыбы, крабов, моллюсков, китов. В городах строится стандартный набор зданий (амбар, бараки, храм, стены, рынок, суд, библиотека, порт (если море рядом), банк, кузница) а затем проводим дополнительную застройку из более современных (бакалейщик, супермаркет, собор, замок, фабрика, гидроэлектростанция, аэропорт). Отдельно и эксклюзивно, но имеющее большее значение не только для горожан, но и для всей нации, — возведение Чудес Света. Они, как и дерево технологий, почти не изменились, да и нет такой власти у разработчиков — самим лично новые чудеса выдумывать — для этого фонд Юнеско есть.

Исследование технологий и развитие культуры осталось тем же самым, что и в Civilization 3, только на развитие культуры, как ранее для науки, появилась отдельная графа в бюджете нации, а культурные границы стали играть весьма существенную роль в игровом процессе.

Опиум для народа

Казалось, грядет серьезное изменение в геймплее — появление в игре религии. И не одной, а целых семи ведущих мировых вероисповеданий: буддизма, христианства, ислама, иудаизма, конфуцианства, индуизма, даосизма. Странно, что нет зороастризма, культов Вуду, ацтеков и инков, а ведь Заратустра в игре присутствует, — наверное, религия должна быть очень цивилизованной и культурной, чтобы попасть в игру :). Ничего страшного, все равно отличия между религиями чисто внешние. Практическое же значение каждой — улучшение жизни социума и снятие напряжения во внешней политике. Только не забывайте, что храмы не только объединяют, но и разъединяют. Нередки случаи, когда взаимовыгодные торговые и военные соглашения рассыпались из-за религиозных различий.

Civilization IV

Война, торговля и разбой — три вида сущности одной
Гете "Фауст"

Одно из заметных изменений — система ведения боев, внешний вид военных юнитов и накопление опыта. Пехота и конница на карте и в бою — это не одинокая фигурка, а замечательное боевое трио, в артиллерии служат по два, из военно-воздушных и военно-морских сил отображается всего по одному самолету или кораблю. Общий состав армии также изменился: число военных вряд ли превысит отметку в 50 единиц (обычно хватает 20-30), а ранее нам необходимо было как минимум сто. Отряд, накопивший энное количество опыта, не получает, как раньше, дополнительную "линейку" здоровья, а приобретает по выбору игрока небольшой, но в некоторых ситуациях решающий бонус-специализацию: + 10% к силе, + 20/30% при атаке/защите городов, + 25% при боях в лесах-джунглях или на пересеченной местности, + 25% при столкновении с пехотой/стрелками/артиллерией, +10/15% к скорости лечения юнитов. Таким образом, в соответствии с собственными предпочтениями и текущей игровой ситуацией возможно формирование армии профессиональных штурмовиков, защитников или партизан.

При быстром развитии науки и смене эпох старенькие, но верные солдаты получают второй шанс продолжить выполнение своих боевых задач — достаточно только заплатить небольшую сумму, необходимую для апгрейда, и вместо средневековых рыцарей по полям начнут рассекать казаки (у русских) и обычные конные отряды, которых в веке двадцатом сменят боевые вертолеты. Опыт и полученные бонусы-специализации останутся у модернизированного отряда, а это означает, что лучшими бойцами рисковать стоит только в решающих сражениях.

Теперь при расчете результата столкновения играет большую роль три фактора: сила отряда, бонус клетки местности (лес, горы, укрепления), специализация. Раньше частые победы во время схваток солдат ушедших эпох (лучников, конницы и т.д.) над бойцами последнего века (танками, механизированной пехотой) выглядели ожившим историческим абсурдом. Новая система ведения боев такие ситуации допускает, но в исключительных и действительно редких случаях. Завалить танк отряду легионеров удастся, только если танковый юнит серьезно ранен и находится в неблагоприятной для обороны точке местности. К сожалению, расчет результата боя виден практически сразу по линейке здоровья и опыта, поэтому, вдоволь насмотревшись, анимацию сражающихся единиц со временем можно отключить.

Civilization IV
Каждая раса обладает уникальным юнитом, у японцев это самураи, у римлян — преторианцы, у американцев — подразделение "морских котиков". Бонусные характеристики уникальных отрядов сказываются только в определенный промежуток времени — чем дальше египетские колесницы от античности — тем меньше от них пользы, да и македонская фаланга, улучшенная до мушкетеров, поэффективней будет.

Отдельно и незаметно стоят шпионы, для которых главное — вовремя проведенные диверсии на территории противника, саботаж строительства в городах и самая ценная добыча — ближайшие планы вероятного противника (т.е. какие шаги будет предпринимать данный компьютерный оппонент).
Говорят юниты каждой расы, как правило, на своем родном языке, впрочем, не удивляйтесь, если для египтян "мертвый" древнеегипетский заменен на современный, не имеющий к "народу пирамид" никакого отношения.

Военная победа — это только один из нескольких способов выигрыша. Дипломатический триумф в качестве мирового лидера и председателя ООН по- прежнему вполне достижим. Залог дипломатической победы — в частых и взаимовыгодных соглашениях с большинством национальных лидеров. Благо, председательство в ООН дает право вносить весьма интересные предложения на голосование: от единой валюты и свободы вероисповедания до тотального запрещения ядерного оружия и введения во всех станах равноправия полов.

Не забудьте и о главной цели всей линейки игр Civilization и самой "вкусной" из побед — технологической: исследуйте все доступные технологии, постройте космический корабль и отправьте его на Альфу Центавра.

Не хватит на все перечисленное времени? Еще как хватит! Теперь скорость игры можно выбирать: от быстрой кампании, где ход за два, до эпического слегка растянутого, но тоже вполне динамичного противостояния. И вообще игра стала быстрее, понятнее и чуть-чуть своим боевым напором напоминает лучших представителей жанра RTS.

http://vrgames.by/

Нарисуйте меня красиво

Работа над трехмерным движком Pirates! (2004) пошла на пользу Firaxis и Civilization. Мелочи, над которыми вряд ли кто раньше задумывался и еще меньше разглядывал, приобрели необходимую живость и оригинальную озвучку. Редкая слеза умиления сползет по щеке заядлых геймеров при виде анимированных лошадок, коров, слоников. Они, как живые, щиплют травку и встряхивают головами, мычат и трубят в своих "клетках", которые хозяйственный игрок быстро превратит в загоны. Хищники приравнены к варварам, и банды медведей, пантер, волков и львов — как весьма неприятная угроза на начальном этапе игры подлежат немедленному уничтожению.

Анимация юнитов, увы, не столь проработана, как шейдерные эффекты. Красота ядерного взрыва надолго запомнится игроку, а вот внешний вид баллистической ракеты или погибающие в очередной атаке угловатые пехотинцы — нет. Обзор с высоты птичьего полета легко регулировать, а возможность взглянуть на все происходящее из космоса поражает глобальностью всего игрового процесса.

Города больше не станут такими красивыми, как в Civilization 2 и 3, — все более или менее интересное появится на глобальной карте, внутри — голая статистика, распределение граждан по доступным рабочим местам и экран строительства, — маловато визуализации будет. Статую Свободы или Колосс Родосский временами и не разглядишь за подошвами-колесами-гусеницами юнитов, а момент постройки того или иного Чуда Света — трехмерный анимированный ролик наглядно показывает весь процесс переноса гениальной конструкции с бумаги в виртуальную реальность.

Civilization IV

Звуки в игре, как пищевые добавки, — все идентично натуральным. В городах звук мейнстрима и повседневной суеты отвечает требованиям своей эпохи, так что не ждите рева ослов и скрипа тележек в индустриальную эпоху — там звучат клаксоны автомобилей и шуршат шины, прохожие останавливают свистом такси. Отдельные овации саундтреку, большинство композиций которого написаны давно, и гениальность (это не синоним популярности) этих творений с веками не угасла. Бетховен, Бах, Моцарт, Дворак, Римский-Корсаков, грегорианские песнопения и чудесные гавайские аранжировки — это можно сразу записывать на отдельный диск. Творение Сида Мейера можно похвалить и за желание прививать игрокам хороший вкус. А вообще, правильно, зачем придумывать гениальной игре гениальный саундтрек, а к гениальному геймплею добавлять какие-то новые вещи, если все гениальное уже давно написано до нас? Я не переборщил, сравнивая гениальность с гениальностью? Наверное, нет.

Оценка игры: 9.
Резюме: Новый графический движок пришелся весьма ко двору, равно как и несколько новых идей, незначительно меняющих привычный геймплей; интуитивно понятный интерфейс и огромное количество подсказок легко обучат начинающего игрока, а гибкая система настроек поможет опытным игрокам "подогнать" игру под себя; ну, а гимн из лучшего музыкального сопровождения за всю историю компьютерных игр еще раз подтвердит, что перед нами — уникальный шедевр.

Kreivuez

Глобальная стратегия Обзор № 72
Упоминаемые игры и серии: 
Civilization, Civilization IV
Яндекс.Метрика