Обзор Alien: Isolation

Жанр: survival horror, FPS
Платформы: PC, PlayStation 4, PlayStation 3, Xbox One, Xbox 360
Разработчик: Creative Assembly
Издатель: Sega
Похожие игры: Outlast, Amnesia: A Machine for Pigs, Slender: The Arrival
Мультиплеер: отсутствует
Минимальные системные требования: Core 2 Duo E8500 3.16 GHz, 4 GB RAM, 1 GB GeForce GT 430 / Radeon HD 5550, 35 GB HDD
Рекомендуемые системные требования: Core 2 Quad Q9650 3.0 GHz, 8 GB RAM, 2GB Radeon R9 200 Series / GeForce GTX660, 35 GB HDD
Возрастной рейтинг ESRB: Mature (17+)
Дата выхода: 7 октября 2014 г
Официальный сайт игры
Некоторые время назад (а именно в номере от 09.2013), проводя краткий экскурс по миру кинофантастики 20-го века, я отметил такую вещь, как тягу людей к звездам и космосу, несомненно, повлиявшую на весь последующий кинематограф, в котором отважные люди покоряли глубины космоса. Тем не менее, вместе с исследовательским энтузиазмом часто рука об руку идет боязнь: очень нелегко дается человеку попытка заглянуть за дверь неисследованного. Вдруг ее уже кто-то открывал до нас и только ждет, когда мы робко возьмемся за ручку. Все человеческие страхи о космических просторах в результате вылились в «трэш»-фильмы, чуть было не сведшие ниже плинтуса кинофантастику в целом. Как это водится, спас положение его величество Случай, избравший Джорджа Лукаса в качестве возродителя жанра. Но если «Звездные Войны» были увлекательной, динамичной, но все-таки сказкой, отражавшей мечты человечества о далеких-далеких галактиках, то впоследствии вышедший «Чужой» был полным ее антиподом. Да, тут были звездолеты, андроиды и прочая атрибутика светлого будущего, но все это бутафория, для того чтобы появился ОН. После явления миру «Чужого» космос вдруг оказался не простором, а гигантской черной банкой без воздуха, корабль не убежищем, но клеткой, из которой лишь один выход – в зияющую пустоту. И все это благодаря одному существу. Прекрасно понимая, кто такие ксеноморфы, мастера из Creative Assembly сделали игру, которая намерена переплюнуть фильм и как минимум заставить вас вспомнить подзабытое чувство космического ужаса и незащищенности.
«Чужой» среди своих
С «игроизациями» серии откровенно не везло. Последний раз, когда игра про Чужого не вызывала желание прилепить фейсхаггера на лицо создателям, был «Aliens vs Predator 2» 2002 года выпуска. Срок, согласитесь, немаленький, и многое уже поменялось с тех времен. Изменилась индустрия, стали другими люди. Тонны разнообразных ужастиков сделали свое черное дело: игрока не так-то просто стало напугать. С бедными ксеноморфами в это время шла полная грусть: благодаря фильмам AVP и небезызвестной Aliens: Colonial Marines образ Чужого как смертоносного хищника крайне потрепался. Пропала боязнь перед чудовищем. Хотя откуда ей было взяться, когда у тебя в руках смарт ган, а враг пачками прет на мясо? C Isolation все по-другому. Это не боевик, хотя его зачатки есть, но они, слава Гигеру, так и остаются ими. И даже хоррором его можно назвать с натяжкой – примерно до первой половины. Ближайшее определение, которое приходит на ум – прятки на выживание. Подобная мешанина в жанрах вызвана, прежде всего, понимаем разработчиков, что одной механикой «ужастика» долго темп не удержишь: игрок рано или поздно переварит механизм устрашения и начнет относиться к нему как к обыденности. Если пускать толпы ксеноморфов на играющего, то рано или поздно он перестанет давить на гашетку и выключит игру. Но вот если посадить пользователя в шкуру не морпеха, а по умолчанию слабого персонажа, задать изначально жесткие условия, то все начинает меняться явно не в пользу играющего. Самая, в данном случае, главная проблема – это непринятие того факта, что ты управляешь хрупкой девушкой. В ситуации, когда предыдущий игровой опыт приказывает тебе давить на курок, Alien: Isolation очень быстро приводит в чувство посредством пары десятков самых неожиданных смертей. Игра заставляет вас буквально «через не хочу» принять свои правила. И если вы сделаете это, то через пару часов и не заметите, как быстро ваши навыки приспособились для новой среды. Любая шахта вентиляции будет казаться ловушкой, бег станет жестом отчаяния, а патроны, да и сами выстрелы – непозволительной роскошью.
Затяжной испуг
И все бы хорошо, но правила игры усваиваются гораздо раньше того момента, когда игра закончится, и не собираются меняться на всем ее протяжении. А это, на минуточку, от 16 до 20 часов геймплея. За это время игрок научится всем приемам выживания, начнет определять, когда стоит рискнуть, а когда лучше попридержать коней, и станет определять моменты, когда разработчики катализируют ваш страх для того, чтобы вы в дальнейшем поддерживали его сами. Очень многое в Isolation играет на вашей фантазии и способности додумывать. В этом одновременно плюс и минус игры: пользователь начинает использовать свое воображение, в котором, как известно, рождаются самые большие страхи. Но если он не захочет этого делать, то игровой процесс начинает постепенно сдуваться: внутренний скептик подмечает характерные особенности поведения Чужого, видит, что явное предпочтение хищник отдает именно вам, сколько бы людей ни было рядом. И стоит только юркнуть у него за спиной в другую комнату, как через какое-то время наш враг тут как тут. Впоследствии только непозволительно редкие точки сохранения да фирменный детектор движения будут поддерживать весь саспенс. Аутоиспуг попросту перестает работать.
Игра в цифрах:События Isolation стартуют спустя 15 лет после событий первого фильма и за 42 года до событий второго. |
И ведь непонятно, почему так все затянули. Первая половина (6-8 часов) очень хороша и не отпускает до логического конца. Но потом сценаристов вместе с геймдизайнерами начинает клинить: не самый оригинальный сюжетный финт в купе с перебежками по одним и тем же локациям начинают навевать скуку. Вдобавок ко всему, тут просто неимоверное количество кнопок и включателей, нажимать которые устаешь примерно к той же второй половине. Анимация действий медленная: удивительно, как Рипли протянула с крайне неторопливым надеванием скафандра или таким же поднятием на лестницы. Складывается ощущение, что создатели намеренно затягивают игру. Только для каких целей – непонятно. И ладно если бы хронометраж был наполнен чем-то действительно захватывающим. Но нет, сценарий скармливается весьма скудно, всю подноготную игрок узнает из компьютеров, а линия сюжета предсказуема. Единственный флешбэк, являющийся одновременно фансервисом, по динамике не уступает подводным прогулкам в Bioshock 2. Да, красиво и захватывающе, но это не больше чем филлер, дублирующий аналогичный момент из к/ф «Чужой» и созданный только чтобы сыграть на чувствах фанатов.
Площадка для ужаса
Если вы хотите рассказать страшную историю, то вам необходим дом с приведениями, своеобразное место, вокруг и в котором будет происходить все действие. В Resident Evil это особняк Спенсера, в Dead Space – Ишимура, а в Alien: Isolation – гигантская космическая станция «Севастополь». В такие «дома» заходят либо по глупости, либо по собственной воле. Наша героиня из второго типа. Как и Айзека Кларка, в ловушку ее привела любовь к близкому человеку – матери. Пока Элен Рипли где-то плавает по бескрайнему космосу в криокапсуле, ее дочь Аманда ищет любые крупицы информации о своем родителе. Как раз такая крупица в виде «черного ящика» корабля «Ностромо» оказывается на «Севастополе». Не медля, наша героиня отправляется на поиски ответов. Тут вступаем в дело мы, и первое, что мы услышим – звук падающей на пол челюсти. Корабль, на котором просыпается Аманда – точная копия «Ностромо» с кают-компанией, медотсеком и даже компьютерной комнатой, где многочисленными лампочками мигает искусственный интеллект корабля. С первых кадров чувствуется, что все видимое – труд не только дизайнеров, непосредственно занимавшихся игрой, но и людей, проектировавших обстановку и убранство оригинального фильма. Колоссальная работа по созданию интерьеров и не менее кропотливая переноска их в компьютерную среду сделали свое дело: первое время в игре ходишь, как по музею, и просто рассматриваешь знакомые с детства локации. «Севастополь» также производит впечатление: мрачная, дышащая на ладан посудина. Ощущение, что все тут держится на честном слове и готово упасть вам на голову, не покидает ни на секунду. Весь праздник декаданса наполняют разнообразные жутковатые звуки: стуки, шорохи, отдаленные крики. Словом, игра стоит того чтобы ее запускали с хорошей акустикой.
Ведь когда на сцене появится Чужой, слух будет одним из ваших орудий. Монстр очень любит лазить по вентиляции и появляться где-нибудь за спиной. Ели услышали победный рев и топот ног за спиной – все, можно смело запускать последний сейв. Встречи тет-а-тет с ксеноморфом почти всегда заканчиваются одной и той же анимацией пробивания хвостом насквозь. В идеале монстр должен пугать, и он действительно это поначалу делает, особенно если вы исправно прячетесь под столом, в шкафах, при этом нервно поглядывая на детектор движения. Но позже вау-эффект сходит на нет, и на опасного хищника начинаешь смотреть, как на обузу, замедляющую прохождение. Обычное оружие его не берет, но в какой-то момент нам выдают огнемет, и страх перед чудовищем спадает окончательно, замещаясь на желание сжечь его к чертям или спустить в космос. Самое забавное, что большая часть ужаса скорее не от Чужого. Что удалось художникам, так это андроиды. Эти ребята с жуткими красными глазами на два счета нарушают все законы робототехники: с размеренной походкой и спокойным голосом подходят к нашей героине, хватают ее за шкирку и швыряют об ближайшую стену, при этом повторяя что-то в духе: «Вы должны успокоиться». Играть с ними в прятки гораздо интереснее, чем со злобным пришельцем, потому что они дают право на ошибку и не карают за нее немедленной смертью. Хотя перспектива вырываться из цепких механических рук – то еще удовольствие. Самыми предсказуемыми противниками оказались люди. За редким исключением все гуманоиды – поголовные параноики и подонки, стреляющие на поражение без лишних вопросов. До проблем Рипли им дела нет, их больше заботит внутренняя грызня и выживание. Каждый вооружен огнестрелом, и их не заботит, что звуками они могут пригласить на вечеринку третью клыкастую сторону. Словом, странные противники получились.
I was a Teenager Alien
Если взять чистый игровой процесс и посмотреть на него не через призму фаната франшизы, а простого игрока, то можно заметить, что геймплейный стержень не нов. У нас есть неубиваемый соперник, с которым нас постоянно сталкивают. С остальными можно совладать либо хитростью, либо грубой силой с помощью нескольких стволов и создаваемых из всякого хлама гаджетов: гранат, коктейлей Молотова, шумогенераторов (не забываем, что Рипли инженер). Дефицит патронов настраивает на заранее тихий вариант прохождения – все же у нас не шутер. Но ситуации, где мы вынуждены стрелять, есть. Если не брать в расчёт нехарактерное наличие для современных «пряток на выживание» боевой системы, то от большинства коллег по цеху ничем не отличается.
Все-таки, несмотря на неновый сеттинг, сделать идеальный ужастик по «Чужим» очень сложно. Видно, что Creative Assembly старались: игра сделана с любовью преданных поклонников. Но наверняка сказывается первый опыт в подобных проектах и боязнь сделать что-то неправильно, от чего решили взять количеством, то есть продолжительностью. Первоначально положительное впечатление об игре размывается необоснованно затянутым повествованием, условностями стелса в виде постоянной привязки Чужого к героине и общей недосказанностью сюжета. Похоже, что все пробелы будут заполнять посредством DLC, а то и второй части.
К слову, первые дополнения уже вышли вместе с игрой и предлагают пережить ключевые моменты из борьбы команды корабля «Ностромо» с инопланетным убийцей. Ничего нового, если не принимать во внимание факт воссоздания интерьеров корабля один в один с киношными и оригинальную озвучку от актеров из фильма. С русской локализацией второй плюс, конечно же, теряется.
P. S. Где Джонси?
Радости:
- Скрупулезный перенос элементов кинофильма на мониторы
- Великолепное звуковое сопровождение. Оригинальная озвучка
- Тонны фансервиса
- Жутковатые андроиды
- Детектор движения
Гадости:
- Затянутость
- Система сохранений
- Ксеноморф (после большей части игры)
- Местами проседает логика
- Сюжет не блещет оригинальностью
Оценка: 7,5
Вывод:
Игра-музей, первый блин Creative Assembly на ниве ужастиков, чуть не ставший ее первым комом. Лучшая игра в рамках франчайза. Крепкий и затянутый середняк в рамках игровой индустрии.
Paranoid
Пять признаков, свидетельствующих о том, что вы переиграли в Alien: Isolation:1) С опаской обходите любые люки, вентиляционные шахты и вытяжки. 2) Уходя на работу/учебу тащите со стола все что не прикручено – а вдруг этот старый телефон понадобится при сборке ЭМИ гранаты. 3) В сумке/рюкзаке у вас обязательно лежит разводной ключ 3 на 4 – штука просто незаменимая для выживания. 4) Мысли о достижениях японской робототехники вызывают у вас чувство тревоги и недоверия, вы вздрагиваете, когда вам спокойным вежливым голосом просят успокоиться, а манекены в магазинах одежды кого-то жутко напоминает. 5) При виде людей вы на всякий случай стараетесь забраться под стол или в шкаф, если спрятаться негде – рука тянется к верному ключу 3 на 4. |